Особенности развития детей с задержкой психического развития




 

ЗПР – это отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые могут быть преодолены с помощью организованного обучения и воспитания.

ЗПР сопровождается не только недостаточным уровнем развития речи, внимания, памяти, мышления, но и слабым уровнем развития моторики, примитив­ностью и неустойчивостью эмоций, недостаточной (само)ре­гуляцией поведения и, как следствие, плохой успеваемостью в школе.

Хорошая новость состоит в том, что ЗПР представляет собой обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении.

Развитие психических функций (память, внимание, мышление, восприятие, воображение) происходит неравномерно, поэтому заключение «задержка психического развития» ставится не ранее 4-5 лет, а чаще в процессе школьного обучения. ЗПР является в большей степени психолого-педагогической категорией, однако в ее основе могут лежать органические нарушения, поэтому данное состояние также рассматривается медицинскими дисциплинами.

Нарушения интеллекта носят легкий характер, но затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.

Восприятие фрагментарно, замедленно, неточно. Ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающего мира. Лучше развито зрительное восприятие, хуже – слуховое, поэтому объяснение учебного материала детям должно сочетаться с наглядной опорой на картинки; объясняя материал, подкрепляйте его небольшими экспериментами (например, вырастить лук можно просто в горшочке, а можно в стеклянной банке, где наглядно ребенок будет каждый день наблюдать за тем, как прорастают корни и зеленые перья). Вспоминайте цвета, одевая ребенка (синяя футболка, розовое платье, оранжевые шорты и пр.); учите названия фруктов и овощей за обеденным столом, а цифры, заходя в лифт.

Внимание неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Лю­бые посторонние стимулы отвлекают и переключают внимание. Заниматься с ребенком нужно в полной тишине (с выключенным телевизором, радио и музыкой); в качестве исключения может быть поставлена классическая музыка, которая играет фоном и негромко, чтобы не отвлекать.

Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. В условиях переутомления и повышенного напряжения обнаруживаются признаки СДВГ, т.е. ребенок становится чрезмерно активным, его внимание рассеянно, ему сложно сконцентрироваться на задаче. Необходимо чередовать учебные задачи с «правильным» отдыхом. Речь идет не о просмотре мультфильмов или играх на гаджетах. Отдых подразумевает под собой умеренную физическую нагрузку, сочетающую продуктивную деятельность – минуты тишины и покоя – ребенок собирает пазлы, рисует, нанизывает крупные бусины (пуговицы, макароны и пр.) на ленточку (под Вашим контролем), строит машину или дом из лего, занимается лепкой.

Память характеризуется мозаичным запоминанием материала (т.е. не целостным запоминанием и восприятием всего материала, а фрагментами, обрывками и кусками), преобладает наглядно-образная память над вербальной, воспроизведение информации страдает. Играйте в «Мемори» (карточная игра, в которой нужно по памяти найти пару), «Шапку-невидимку» (в течение 10 секунд надо запомнить 4 предмета, собранных под шапкой, а затем перечислить их), запоминайте детские стихи и потешки.

Дети испытывают трудности с анализом и синтезом, сравнением, обобщением; не могут упорядочить события, построить умозаключение, сформулировать выводы без помощи взрослого. Разъясняя пословицы и поговорки ребенку, используйте наглядные картинки. «На пальцах» объясняйте причинно-следственные связи. Отгадывайте загадки, кроссворды и ребусы. Делитесь жизненными историями, которые будут в помощь Вашему малышу.

Речь характеризуется искажением артикуляции многих звуков, ограничением словарного запаса, затруднениями при построении связного высказывания. Часто ЗПР сочетается с задержкой речевого развития (ЗРР), дислалией (нарушения в произношении звуков), дисграфией (частичным расстройством процесса письма), дислексией (расстройством навыков чтения).

Чтобы поставить речь, Вам понадобится консультация и работа с логопедом и дефектологом. Но и дома тоже можно кое-что сделать. Старайтесь общение выстраивать в виде диалога, чтобы ребенок пояснял свою точку зрения, на сколько это возможно; общайтесь после просмотра мультфильмов (какой герой и почему больше понравился, а правильно ли он поступал – задавайте открытые вопросы, которые подразумевают объяснение своего взгляда), интересуйтесь мнением ребенка при выборе одежды или обуви.

 

Ребенок с ЗПР зачастую проявляет эмоции всего спектра (радость, восторг, уныние, печаль, страх и пр.), у него наблюдается легкая смена настроения (сейчас у него отличное настроение и он весел и бодр, а через минуту он может быть зол и раздражен), он легко внушаем и безынициативен, проявляет безволие и незрелость личности в целом. Могут отмечаться агрессивность, повышенная тревожность, конфликтность. Старайтесь дома создать атмосферу спокойствия и уюта; места, где можно расслабиться и снять напряжение (это касается вех членов семьи). Разрешите ребенку проявлять не только «хорошие» эмоции, но и «плохие» (гнев, злость, обиду), если это никому не причиняет вред.

 

Дети с ЗПР часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся контактировать со сверстниками. Игровая деятельность у них однообразна и стереотипна, отсутствует развернутый сюжет, ей свойственна бедность фантазии и несоблюде­ние игровых правил. Помогайте ребенку играть в совместные игры со сверстниками, приглашайте ребятишек к себе домой на веселые интеллектуальные и подвижные игры, учите принимать поражение спокойно и не хвастаться, если вышел победителем. Поощряйте его общительность, учите, как правильно подойти к мальчику или девочке, чтобы вместе поиграть.

Особенности моторики: ребенок характеризуется двигательной неловкость, недостаточной координацией движений, часто возникают гиперкинезы (непроизвольные избыточные двигательные акты) и тики. Здесь Вам в помощь будет легкая физическая активность, которая поможет оставаться в тонусе, быть ловким и выносливым.

 

Деткам с ЗПРтребуетсяособенное обучение. Речь идет о дозированности учебного материала, многократном повторении пройденного, с частой сменой видов деятельности, с опорой на наглядность (демонстрировать больше картинок, нежели сплошной текст). Особое внимание необходимо уделить развитию познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления). Чаще бывать на свежем воздухе и, по возможности, прогулку сопровождать достаточной физической нагрузкой, посещать занятия в бассейне, массаж, ЛФК, комплекс упражнений по физиотерапии.

Прогноз может быть вполне утешительным. Отставание темпа психического развития ребенка может и должно быть преодолено. Дети обучаемы и при правильно организованных занятиях в их развитии наблюдается положительная динамика. Они способны усвоить знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники осваивают самостоятельно. После окончания школы они также могут продолжить свое обучение в колледжах, техникумах и даже ВУЗах. Только в тандеме – родители и специалисты – успех придет обязательно! Радуйтесь даже небольшим успехам ребенка, и пусть они вдохновляют Вас каждый день двигаться вперед!

Подготовил: психолог Щеблыкина Ксения Петровна

Источник: wikipedia.org



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: