Самый надежный способ торможения на спусках – «плугом», с него и начинают овладение. Затем изучают торможение упором и в последнюю очередь – боковым соскальзыванием. По ходу овладения этими способами торможения лыжами учатся тормозить палками, изменением стойки спуска, а также управляемым падением.
Обучение способам торможений, в частности «плугом», предусматривает овладение:
- плавным и симметричным увеличением нажима на пятки лыж с разведением их в стороны, удерживая носки лыж вместе и не допуская их скрещивания;
- равномерным распределением массы тела на обе ноги;
- кантованием обеих лыж на внутренние ребра;
- выпрямлением туловища и небольшим отклонением его назад при увеличенном сгибании ног в коленных суставах (по сравнению с основной стойкой спуска) и сближении коленей;
- удерживанием слегка согнутых в локтевых суставах рук перед собой (кисти на уровне бедра, кольца палок находятся за туловищем и не касаются опоры);
- изменением угла разведения пяток лыж в стороны и степени их закантовки на внутренние ребра для регулирования величины торможения и скорости спуска;
- уменьшением давления на пятки лыж и их соединением с целью прекращения торможения и перехода в спуск на параллельных лыжах.
Для торможения упором («полуплугом») осваивают:
- перенос массы тела на прямую идущую лыжу для отведения в сторону пяточной части второй лыжи;
- кантованием на внутреннее ребро отведенной в сторону лыжи (тормозящей) с постепенной и небольшой загрузкой ее массой тела;
- сохранением положения рук и лыжных палок, как при торможении «плугом»;
- удержание носков лыж рядом на одном уровне, не допуская их скрещивания и сохраняя прямолинейность движения;
|
- изменение степени торможения пропорционально углу отведения в сторону тормозящей лыжи, величине закантовки и загрузки ее массой тела;
- перенос массы тела на идущую по направлению движения лыжу для постановки параллельно ей тормозящей лыжи и прекращения торможения.
При торможении боковым соскальзыванием обучают:
- резкому повороту для постановки лыж поперек склона;
- различной степени закантовки лыж верхними кантами, что позволяет пропорционально этому регулировать тормозящий эффект;
- использованию как бокового, так и косого соскальзывания при расположении оси лыж соответственно перпендикулярно и под острым к направлению движения;
- прекращению торможения за счет постановки лыж на всю скользящую поверхность, разгибания ног, выпрямления туловища и поворота для перехода в спуск на параллельных лыжах.
Для торможения палками достаточно:
- энергично прижать удерживаемые сзади туловища кольца (лапки, сегменты) палок к снегу;
- варьировать величину и продолжительность давления на палки, чтобы изменять эффект торможения;
- поднять палки над снегом для прекращения торможения;
- При торможении падением необходимо:
- обеспечить управляемое падение;
- овладеть наиболее безопасным падением в сторону, на бок;
- при падении присесть и возможно быстрее расположить лыжи поперек склона;
- не выпускать палки из рук, отвести их в сторону – назад и обязательно штырьками сзади туловища;
- вставать только после остановки;
- перед вставанием, лежа на боку, соединить лыжи параллельно, расположить поперек склона и подтянуть к туловищу;
|
если во время падения произошло скрещивание лыж, наиболее удобно при этом лечь на спину, поднять ноги вверх и выровнять лыжи, а затем перевернуться на бок и встать;
- при вставании активно использовать опору на верхнюю, а затем на нижнюю палки.
Техника поворотов в движении и методика обучения
Особенности техники поворотов в движении.
Условия применения поворотов в движении.
Методика обучения.
Повороты в движении.
Повороты при спусках со склонов применяются для изменения направления движения. Существует несколько способов поворотов в зависимости от: условий применения - в гонках, туризме или на прогулках; условий движения - скорости скольжения, крутизны и рельефа склона, состояния снега, инвентаря и дуги поворота; особенностей выполнения и др.
Поворот переступанием - один из самых распространенных в лыжных гонках. Он применяется как на склоне, так и на ровном участке после выката. Школьники, освоившие подготовительные упражнения на склоне, успешно овладевают им. Существует два вида поворотов переступанием - с внутренней и с наружной лыжи.
Поворот переступанием с внутренней лыжи (рис. 30) наиболее распространен. Он применяется при передвижении на лыжах по пересеченной местности. Этот поворот позволяет изменить направление движения, не только не теряя скорости, но в некоторых случаях даже увеличивая ее за счет отталкивания наружной лыжей. Он выполняется следующим образом: спускаясь по склону в основной стойке, лыжник переносит все тело на наружную лыжу, а внутреннюю, разгруженную от веса тела, отводит носком в сторону и, перенося на нее вес тела, энергично отталкивается наружной лыжей, предварительно закантовывая ее на внутреннее ребро. Затем наружная лыжа быстрым движением приставляется к внутренней. Для увеличения угла поворота, подобные переступания, необходимо выполнить несколько раз. Помимо толчка ногой, для увеличения скорости применяют одновременное отталкивание палками. При увеличении скорости спуска угол отведения лыжи уменьшается, а частота переступания увеличивается.
|
Обучение повороту переступанием с внутренней лыжи следует начинать на выкате на ровной площадке после спуска. Предварительно можно выполнить еще одно подготовительное упражнение - односторонний коньковый ход сначала в одну, затем в другую сторону (несколько раз отталкиваясь одной лыжей). Это упражнение способствует овладению отталкиванием при выполнении поворота в целом. При изучении этого поворота у школьников наблюдаются следующие ошибки: недостаточный перенос тела на наружную лыжу и несвоевременный перенос его на внутреннюю, слабый толчок ногой, недостаточный наклон туловища в сторону поворота.
Для исправления указанных ошибок целесообразно повторить подготовительные упражнения па склоне и коньковый ход. Поворот переступанием может быть выполнен и на ровном участке после спуска или даже при движении по совсем ровному месту. В этом случае он обычно выполняется с одновременным отталкиванием палками, что еще больше увеличивает скорость движения лыжника.
Другая разновидность - поворот переступанием с наружной лыжи применяется значительно реже и чаше всего при спуске с невысокой скоростью. При этом повороте тяжесть тела переносится на внутреннюю лыжу, а наружная отставляется пяткой в сторону; лыжник, перенося на нее вес тела, приставляет внутреннюю лыжу к наружной. Затем все движения повторяются.
Оба поворота обязательно следует, изучать в обе стороны, постепенно увеличивая крутизну склона и скорость спуска, а радиус поворота уменьшая. Затем необходимо добиваться уверенного овладения поворотом из прямого спуска в спуск наискось и наоборот, а также из спуска наискось в одну сторону в спуск наискось в другую.
Поворот упором выполняется на склонах средней крутизны при неглубоком снежном покрове и достаточно высокой скорости, когда поворот переступанием уже неприменим. Для выполнения поворота необходимо предварительно перенести массу тела на одну из лыж (внутреннюю по отношению к повороту); другую, свободную от массы тела, ставят в положение упора: пятка лыжи отведена в сторону, носок выводится чуть вперед и лыжа кантуется на внутреннее ребро. Для выполнения поворота упором массу тела необходимо перенести на лыжу, находящуюся в упоре. Крутизна поворота зависит от угла отведения пятки лыжи, угла кантования лыжи, состояния снежного покрова и величины переноса массы тела. Школьники обычно легко осваивают этот способ поворота. Вначале положение упора имитируется на ровном месте, учащиеся выполняют и перенос массы тела. Упражнение повторяется несколько раз. Затем школьники пробуют выполнить поворот на хорошо подготовленном склоне. Поворот необходимо обязательно изучать в обе стороны.
У школьников при выполнении поворотам упором встречаются следующие ошибки: углы отведения пятки лыжи и кантования малы, масса тела переносится па наружную лыжу недостаточно, носок лыжи слишком мало выдвигается вперед. Школьники, освоившие торможение упором, обычно легко овладевают данным поворотом.
Поворот «плугом» применяется на склонах средней крутизна с мягким неглубоким снежным покровом на небольшой скорости и в случае необходимости погасить лишнюю скорость. Для начала поворота лыжник принимает положение «плута», затем, поставив внешнюю лыжу на внутреннее ребро и немного выводя ее вперед, переносит на нее массу тела (дня поворота влево загружается правая лыжа и наоборот). Лыжник движется по дуге поворота, пока сохраняется принятое положение. В зависимости от скорости спуска и величины препятствий изменяется и скорость движения лыжника. Загружать лыжу необходимо медленным и плавным движением, отводя туловище в сторону, противоположную повороту, и слегка закручивая его в сторону поворота. Большее отведение пятки лыжи в сторону, остановка лыжи круче на ребро и увеличение ее загрузки вызывают уменьшение радиуса поворота.
Ученики осваивают этот способ поворота довольно быстро, если хорошо изучили торможение «плугом», которое является основой поворота. Не следует забывать, что, в отличие от торможения, во время поворота внутренняя лыжа идет по поверхности снега всей плоскостью.
Обучение школьников повороту «плугом» осуществляется в определенной последовательности. Вначале повторяется торможение «плугом». Для этого на склоне средней крутизны учащиеся в движении несколько раз принимают положение «плуга», соединяя затем лыжи и переходя в основную стойку. Вслед за этим выполняется и другое упражнение - торможение «плугом» с изменением ширины разведения лыж. Нелишне будет напомнить школьникам о том, что перед разведением лыж пятками в сторону приемом разгибание—сгибание ног следует уменьшить давление лыж на снег. Это облегчит постановку лыж в положение «плута». Затем после показа и рассказа учителя школьники, стоя на ровном месте, принимают положение «плуга» и имитируют перенос тела с лыжи на лыжу.
Выполнив это упражнение, ученики продолжают изучение поворота на склоне: при спуске выполняют несколько раз перенос веса тела с лыжи на лыжу (на склоне средней крутизны). После этого пробуют выполнить поворот из положения кратковременного торможения «плугом» перенеся вес тела на одну из лыж (другая лыжа слегка раскантовывается). Затем полностью поворот выполняется на склоне средней крутизны, но с небольшого разгона (6-8 м) вначале в одну, а потом и в другую сторону.
Освоив после нескольких попыток, однократный поворот в обе стороны, следует перейти к выполнению сопряженных поворотов. Для этого после выполнения поворота в одну сторону необходимо плавно перенести вес тела на другую лыжу, затем обратно, и так несколько раз. Для совершенствования техники поворотов целесообразно выполнять их, объезжая расставленные на склоне флажки.
При обучении повороту «плугом», у школьников часто встречаются следующие ошибки: при разведении пяток лыж разводятся и носки; наружная лыжа мало закантована на внутреннее ребро, наблюдается значительное боковое проскальзывание; колени разведены, что затрудняет удержание лыж в положении «плуга» и кантование лыж; значительный наклон туловища при выпрямленных ногах, что может привести к потере равновесия; недостаточный перенос веса тела на наружную лыжу затрудняет выполнение поворота, приводит к торможению.
Поворот «плугом» широко применяется в туристских походах, на прогулках и при движении с грузом. В лыжных гонках применяется крайне редко, так как значительно снижает скорость движения.
Поворот из упора является одним из самых распространенных. Он широко применяется в лыжных гонках, туристских походах и на прогулках. Его используют и горнолыжники при прохождении трасс, но в их исполнении он имеет свою специфику. По сравнению с рулящими поворотами (упором и «плугом»), поворот из упора выполняется на высокой скорости и почти ее не снижает. Он может быть выполнен на склонах практически любой крутизны при наличии достаточного места для набора скорости.
Поворот выполняется следующим образом. Набрав скорость в основной стойке, лыжник слегка приседает и переносит вес тела на внутреннюю (по отношению к повороту) лыжу, одновременно выполняет предварительное закручивание (замах) туловища, выводя вперед внутреннее по отношению к повороту плечо. Наружную лыжу, освобожденную от массы тела, низким скользящим движением (или даже по воздуху) отводит пяткой в сторону и ставит в кратковременное положение упора. Затем, слегка выпрямляясь, быстрым упругим движением, оттолкнувшись лишь ребром внутренней лыжи, переносит массу тела на наружную лыжу, одновременно выводя таз вперед-внутрь поворота.
Перенос таза должен быть выполнен быстрым броском на наружную лыжу. Внутренняя лыжа немедленно приставляется (подбивающим движением) к наружной и чуть выдвигается вперед. Одновременно с броском тела наружная лыжа кантуется на внутреннее ребро. Этими движениями обеспечивается вход в поворот. Далее при движении по дуге лыжник слегка сгибает колени, продолжая сохранять вес тела большей частью на наружной лыже. При повороте лыжи удерживаются параллельно друг другу.
Скользя по дуге поворота, лыжник принимает характерное положение: внутреннее по отношению к повороту бедро и таз несколько перемещаются к центру поворота, а внутреннее плечо разворачивается наружу. Для того чтобы закончить поворот, необходимо равномерно распределить массу тела на обе лыжи при движении прямо вниз по склону и принять основную стойку. Если поворот закапчивается в направлении спуска наискось, то лыжи полностью не раскантовываются. Характерным для этого поворота является выполнение движений ногами (сгибание - разгибание - сгибание) для облегчения давления лыжи на снег, что способствует входу в поворот. Кроме этого, очень важно все движения выполнить быстро и слитно, особенно перенос массы тела и приведение внутренней лыжи к наружной.
Первоначальное обучение повороту из упора при спуске наискось лучше проводить на хорошо укатанных, но не жестких леденистых склонах средней крутизны. Но предварительно целесообразно выполнить подготовительные упражнения на месте и в движении. На ровном месте школьники имитируют перенос массы тела, выведение наружной лыжи в положение упора с быстрым приведением к ней внутренней. Затем упражнения выполняются в движении при спуске наискось: нижнюю лыжу отставляют в положение упора, но более плоско и, перенося на нее массу тела, моментально приставляют верхнюю, стремясь добиться бокового соскальзывания.
Очень важно при обучении повороту из упора овладеть дозированным боковым соскальзыванием в движении: при спуске наискось лыжи ставятся на ближайшие к склону канты, вес тела предварительно переносится на верхнюю лыжу, а затем резким броском - на нижнюю; при этом обе лыжи ставятся более плоско, заставляя тем самым скользить их боком по склону вниз. Следующее упражнение закрепляет навык бокового соскальзывания: при спуске наискось чередуют скольжение прямо с непродолжительным боковым соскальзыванием. Выполнению данных упражнений помогают вращательные движения туловища и плеч.
Все упражнения повторяются в обе стороны, а затем после их освоения переходят к изучению поворота в целом. Поворот легче осваивается при спуске наискось по выпуклому склону горы. Для закрепления поворота ученики проходят размеченную трассу с 3-4 сопряженными поворотами.
При обучении способу поворота из упора у школьников встречаются следующие ошибки: замедленный или слишком поздний перенос тела на наружную лыжу, загрузка внутренней лыжи при скольжении по дуге, непараллельное ведение лыж при скольжении по повороту, слабое вращательное движение туловища и плеч. Для исправления перечисленных ошибок целесообразно повторить подводящие упражнения, обращая особое внимание на быстрый перенос веса тела на наружную лыжу с одновременным поворотом туловища.
В процессе совершенствования поворота из упора ученики осваивают его разновидность - поворот с опорой на палку. Существенных отличий от первого варианта техника этого поворота не имеет, лишь в момент выведения наружной лыжи вперед в упор выставляется внутренняя палка. Дополнительная опора усиливает вращательный момент и облегчает вход в поворот; дальнейшее движение по дуге проходит так же, как и без опоры на палку. Опора на палку по времени должна быть очень короткой. При обучении этому варианту поворота у школьников могут наблюдаться следующие ошибки: лыжная палка для упора ставится слишком поздно или около крепления под прямым либо даже острым углом к направлению движения: масса тела переносится на наружную лыжу скачком (вверх- вниз), а не энергичным скользящим броском; палка для упора ставится не вперед, а больше в сторону. Обучение этому варианту поворота из упора не имеет каких-либо серьезных отличий от основного.
Поворот па параллельных лыжах является одним из самых быстрых и поэтому применяется в лыжных гонках и горнолыжном спорте. Если лыжник проходит вираж на хорошо подготовленной лыжне, то он выполняет поворот на параллельных лыжах без особых усилий. Лыжня сама ведет спортсмена по повороту; важно только увеличить наклон тела внутрь поворота с тем, чтобы противостоять возникающей при этом центробежной силе. Иначе лыжник может вылететь с лыжни в сторону, противоположную повороту. Поворот на параллельных лыжах выполняется на склоне или просеке без лыжни (на укатанном снегу) следующим образом. Спускаясь в основной стойке, лыжник при разгоне несколько сгибает ноги и вслед за этим сразу выпрямляется с последующей «блокировкой» в коленных голеностопных и тазобедренных суставах в момент остановки после выпрямления. В данный момент значительно уменьшается давление лыж на снег («облегчение») и лыжник входит в поворот, выталкивая лыжи пятками в сторону; этому помогает активное вращение туловища навстречу движению пяток (контрвращение). Далее, войдя в поворот, лыжник при движении по дуге сразу ставит лыжи на внутренние ребра, а масса тела больше переносится на наружную лыжу, внутренняя лыжа выдвинута несколько вперед.
Перед тем как перейти к изучению поворота на параллельных лыжах, необходимо освоить элементы облегчения давления лыж на снег за счет сгибания-разгибания ног. После этого следует выполнить имитацию входа в поворот на месте. Последующие упражнения выполняются на склоне при движении наискось. Для этого необходимо овладеть боковым соскальзыванием. В этих целях выполняются упражнения, которые применялись при изучении поворота из упора. Освоение поворота на параллельных лыжах в целом и дальнейшее совершенствование техники его выполнения проходят в облегченных условиях (на месте перегиба склона - увеличения его крутизны).
В дальнейшем техника этого вида поворота совершенствуется на спуске наискось и на усложненном рельефе склона. Склон, на котором проходит изучение поворота, должен быть хорошо подготовлен: укатан, но не леденист. Повороты на параллельных лыжах и его варианты в горнолыжном спорте несколько отличаются от выполнения таковых в лыжных гонках. Это связано, прежде всего, с отличием инвентаря (лыж и креплений), а также задач, стоящих перед слаломистами и лыжниками.
Поворот «ножницами» выполняется на высокой скорости. Из основной стойки лыжник переносит вес тела на наружную лыжу, а внутреннюю немного выдвигает вперед и кантует на внешнее ребро, одновременно наклоняя туловище внутрь поворота. Наружная лыжа скользит по снегу всей плоскостью. Вес тела переносится на внутреннюю лыжу, и лыжник входит в поворот. В таком положении спортсмен движется по дуге на высокой скорости.
Для выхода из поворота и дальнейшего движения по прямой лыжник подтягивает внешнюю лыжу к внутренней. Общая схема обучения повороту «ножницами» мало, чем отличается от других (объяснение, показ, имитация движений на месте). Затем выполняется поворот в целом на хорошо укатанном склоне, но с мягким верхним слоем. Главное при выполнении данного поворота - жесткое удержание внутренней лыжи на внешнем ребре за счет отведения колена в сторону и перенос на нее веса тела.
Новички и малоквалифицированные лыжники поворот «ножницами», как правило, не применяют ввиду его сложности. Сильнейшие спортсмены в последние годы применяют его все реже и реже.
Повороты в движении осваивают чаще всего в такой последовательности: переступанием, «плугом», упором и на параллельных лыжах.
В повороте переступанием овладевают:
- переносом массы тела на наружную в повороте лыжу энергичным отталкиванием ею при отведении в сторону носка внутренней лыжи, как в коньковом ходе;
- последующей загрузкой внутренней лыжи с приставлением к ней внешней;
- наклоном туловища вперед и в сторону поворота;
- поворотами в разных направлениях за счет соответствующего перераспределения в переносе массы тела с ноги на ногу (с правой на левую при повороте налево и наоборот при повороте направо);
- выполнение одновременных толчков руками при переступании коньковыми шагами в направлении поворота, что увеличивает скорость;
- исполнение поворота как на равнинных участках, так и на различных по крутизне спусках;
своевременным перемещением массы тела и удержанием ее над серединой площади опоры для сохранения равновесия, что особенно важно при спусках на высокой скорости;
- быстрым приставлением внешней в повороте лыжи, чтобы лыжи не разъезжались.
Для поворота упором («полуплугом») следует:
- внешнюю в повороте лыжу поставить пяточной частью под углом, закантовать ее на внутреннее ребро, слегка загрузить массой тела и выдвинуть немного вперед, соединив при этом колени;
- наклонить туловище внутрь поворота;
- выполнять повороты разной крутизны за счет пропорционального изменения всех вышеприведенных двигательных действий;
- владеть окончанием поворота путем перехода на плоско поставленные параллельные лыжи и продолжением спуска в измененном направлении.
Для поворота «плугом» надо освоить:
- разведением пяточной части обеих лыж в стороны без отрыва их от опоры;
- закантовку на внутренний кант внешней в повороте лыжи при сохранении внутренней лыжи на всей скользящей поверхности;
- небольшое выдвижение закантованной лыжи вперед с увеличением давления на нее;
последовательное выполнение поворотов в разные стороны за счет кантования, выдвижения вперед и загрузки массой тела вначале одной, а затем другой лыжи, всегда противоположной направлению поворота;
- скользящее сведение пяточных частей лыж и параллельную постановку их для окончания поворота.
В повороте на параллельных лыжах обучают:
- быстрому перемещению части массы тела на внутреннюю в повороте лыжу с наклоном туловища внутрь поворота при движении на виражах по направлению лыжного следа;
- изменению загрузки внутренней лыжи и степени наклона туловища пропорционально скорости передвижения и обратно пропорционально радиусу прорезанной на повороте лыжни;
- технике поворота без направляющего лыжного следа на хорошо укатанном снежном полотне с акцентом на удержании лыж на всей скользящей поверхности при входе в поворот и последующем кантовании их на внутренние по отношению к повороту ребра с небольшим выдвижением вперед внутренней лыжи во время прохождения дуги поворота.
Основные понятия и категории
Крутизна склона и состояние лыжни при повороте в движении изучаемым способом.
Основные упражнения в обучении способу. Основные ошибки и методика их устранения.
Список литературы
Техника коньковых ходов и методика обучения
План темы
Особенности техники одновременного полуконькового хода.
Особенности техники одновременного одношажного конькового хода.
Особенности техники одновременного двухшажного конькового хода.
Особенности техники попеременного конькового хода.
Условия применения ходов.
Методика обучения ходам.
Стили катания на лыжах:
Коньковый стиль пришел в лыжный спорт от конькобежцев и имеет схожую с этим видом спорта динамику движений. Для этого стиля требуется укатанная трасса шириной около трех метров. Внешне коньковую лыжу можно отличить по заниженному и тупому носку. В отличие от классической, коньковая лыжа более короткая и жесткая как на скручивание, так и в продольном направлении.
Классический стиль появился гораздо раньше конькового стиля, при катании лыжи двигаются параллельно друг другу. Они имеют более длинный острый носок. Для классических лыж, в отличие от коньковых, не важна торсионная жесткость, зато продольная жесткость, должна обеспечивать полный прогиб лыжи до касания колодки со снегом при отталкивании и поддерживать зазор между средней частью скользящей поверхности и снегом при касании. Классические лыжи имеют разную длину колодки и весовой прогиб, в зависимости от того, на какой снег они предназначены. Для мягкого сухого снега лыжи более мягкие, у них длинная колодка и более эластичная передняя часть. Для жесткого снега лыжи более жесткие и имеют короткую колодку.
Беговые лыжи нужно выбирать индивидуально для каждого человека. Выбор беговых лыж определяется весом, ростом, стилем катания и материальным положением. При гармоничном соотношении веса и роста катающегося, классика подбирается по правилу: +15-25 см к росту, конек +5-10-15 см в зависимости от жесткости лыжи. В последнее время есть тенденция к укорачиванию ростовки коньковой лыжи при подборе. Лыжи комби (комбинированные конек+классика) - подбираются в среднем диапазоне между классикой и коньком.
При биомеханическом анализе техники лыжного спорта используют целый ряд понятий, терминов и определений, которые позволяют правильно понять и оценить действия спортсмена при обучении и совершенствовании техники способов передвижения на лыжах. Эти термины и понятия характеризуют различные элементы и детали движений.
Посадка лыжника – рабочая поза, при которой происходит выполнение движений в различных способах передвижения. Глубина посадки лыжника определяется в первую очередь степенью сгибания в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах; отсюда различают низкую, среднюю и высокую посадки. Однако при анализе техники ходов (например, попеременного двухшажного) следует говорить об оптимальной посадке в каждой фазе цикла ходов, так как глубина посадки не остается неизменной, а определяется задачами и характером движений в каждый момент цикла хода.
Общий центр массы тела (ОЦМ) – точка взаимодействия всех сил, возникающих при выполнении динамических упражнений (передвижение на лыжах, имитация лыжных ходов и др.).
Общий центр тяжести (ОЦТ) – точка приложения равнодействующей им тяжести частей тела. Определение положения ОЦТ тела лыжника имеет важное значение при анализе техники спусков со склонов (стоек спуска).
Центр поверхности тела - точка приложения равнодействующей сил действия среды (сопротивления воздуха). Центр поверхности зависит от позы лыжника. При больших скоростях движения сопротивление воздуха значительно возрастает и относительное положение центра поверхности и ОЦМ существенно влияют на сохранение равновесия.
Система движения – закономерное объединение отдельных движений лыжника в единое целое. Например, при передвижении на лыжах попеременным двухшажным ходом движения рук связаны между собой. В свою очередь, движения рук и ног взаимосвязаны и входят в целую систему движений – лыжный ход. При изучении системы движений (лыжный ход) необходимо установить ее состав (элементы хода). Такими основными элементами являются: толчок ногой, отталкивание палкой, свободное скольжение, маховый вынос, подседание, перекат.
Общая структура движений – закономерные способы объединения элементов движений в лыжных ходах. Различают: кинематические структуры – согласованность движений в пространстве и во времени, они позволяют изучить внешнюю сторону ходов (форму движений); динамические структуры – закономерности силового взаимодействия частей тела лыжника и инвентаря с внешней средой и опорой, они изучаются по взаимодействию сил (внешних и внутренних) при передвижении на лыжах; информационные структуры – закономерности взаимосвязей при управлении движениями.
Цикл движений – закономерное чередование элементов движений, образующих целостное двигательное действие, многократно повторяющееся при передвижении на лыжах (относительно замкнутый кругооборот движений). Цикл имеет ряд пространственных и временных характеристик.
Длина цикла – расстояние (в метрах), пройденное ОЦТ тела лыжника за цикл. Практически длину цикла можно определить по расстоянию между местами отталкивания одной и той же ногой или рукой (например, по следу толчка палкой на снегу).
Длительность цикла – время (в секундах), в течение которого выполняются все движения в цикле, и лыжник вновь принимает начальное положение. За точку отсчета может быть принято любое положение в цикле хода (обычно отсчет ведут от момента окончания толчка ногой – отрыв лыжи от опоры).
Средняя скорость движения лыжника в цикле выражается отношением длины к его длительности (в метрах в секунду).
Темп движения – частота движений (циклов) в единицу времени (выражается количеством циклов или шагов в минутах).
Ритм движений – закономерное чередование элементов движений, строго определенных по продолжительности. О ритме судят по длительности отдельных фаз движений в цикле хода и по их соотношению, при этом длительность фаз отражает и характер усилий в них. Чаще всего ритм движений выражается во времени (в секундах) или в отношении длительности частей движений в цикле хода (в процентах).
Траектория движений – путь движущейся точки (части тела). Траектории различаются по форме – прямолинейная и криволинейная. В лыжном спорте прямолинейная форма траектории движений почти не встречается.
Амплитуда движений – размах движений. Величина амплитуды движения в отдельном суставе определяется в угловых градусах. Суммарную амплитуду движений в нескольких суставах в практике иногда выражают в линейных мерах (например, длина выпада или шага в сантиметрах).
Выпад – продолжение маха ногой, после того как она уже миновала опорную ногу.
Длина выпада – расстояние (в сантиметрах) между стопами в момент отрыва толчковой лыжи от снега. Различают в зависимости от быстроты маха своевременный выпад, опережающий и запаздывающий.
Коэффициент трения скольжения – отношение силы трения, направленной в противоположную сторону к силе нормального давления.
Общая согласованность движений – понятие, часто встречающееся в практике лыжного спорта при обучении способам передвижения на лыжах. Согласованность движений основывается на изучении структурных связей в циклах лыжных ходов. Она отражает ритмические характеристики движений и во многом зависит от двигательной координации лыжника – гонщика. В процессе обучения отдельным лыжным ходам порой бывает трудно добиться согласованности движений ввиду сложности общей структуры системы движений (например, в попеременном четырехшажном ходе, при выполнении которого требуется высокая согласованность в работе рук и ног).
Наличие в цикле хода четырех скользящих шагов и только двух толчков палками требует определенного ритма движений, отличающегося от попеременного двухшажного хода, который по своей структуре более близок к естественной перекрестной координации в работе рук и ног. В четырехшажном ходе очень важно согласовать моменты выноса и постановки палок с движениями ног. Для достижения согласованности в цикле хода необходимо выделить характерные моменты: большая амплитуда в движениях палками, скрестное их положение во время второго шага, совпадение постановки палки на снег с началом третьего шага и т.д.
Сосредоточив внимание учеников на этих моментах, можно добиться освоения ими временного ритма попеременного четырехшажного хода и общей согласованности движений. Согласованность движений играет важную роль в освоении и других, менее сложных по координации, ходов. Это позволит повысить эффективность движений лыжника – гонщика, добиться более высокой скорости передвижения.
При передвижении на лыжах ноги и руки спортсмена могут находиться в различных положениях и выполнять разные движения. В цикле хода каждая нога последовательно выполняет различные функции и может быть опорной, толчковой и маховой; каждая рука соответственно – маховой и толчковой.
Опорная нога принимает на себя основную часть массы тела лыжника и обычно выполняет свою функцию при скольжении на одноименной лыже. В момент скольжения особенно важно сохранить устойчивое равновесие за счет правильного размещения или своевременного перемещения общего центра тяжести над опорой (так называемые статические и динамические равновесия). Равновесие обеспечивается путем стабилизации («закрепления») суставов или за счет точных движений в первую очередь в суставах, ближайших к опорной поверхности (голеностопном, коленном). При значительной потере равновесия его восстановление вынужденно происходит с помощью компесаторных движений в других суставах и частях тела.
Толчковая нога выполняет отталкивание от поверхности (снега) за счет разгибания в тазобедренном, коленном и сгибания в голеностопном суставах.
Маховая нога совершает свободное маховое движение сначала назад – вверх (после окончания отталкивания), а затем активное движение вперед. Инерционная и упругие силы, возникающие при маховых движениях в случае правильного их использования, способствуют увеличению силы отталкивания, длины и скорости скольжения.
Толчковая рука выполняет отталкивание палкой в начале цикла движения за счет давления на нее (которое при создании жестской системы «рука – туловище – нога» облегчает давление на скользящую лыжу). Затем отталкивание палкой происходит за счет отведения плеча назад и в конце путем разгибания руки в локтевом суставе. Маховая рука совершает свободное движение после окончания толчка палкой: сначала назад – вверх, а затем активное движение вперед (при выносе палки). При этом также возникают инерционные силы.