Выбери среди тел природы живые организмы (поставь рядом Ж).
Снежинка | |
Бактерия | |
Липа | |
Воздух | |
Мухомор | |
Заяц | |
Соль | |
Лиса | |
Вода | |
Песок | |
Плесень |
№ 3 (75) март 2017 г.
БИОЛОГИЯ. ВСЁ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ!
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК
Определи к какому царству относится организм, изображенный на рисунке. Рядом с рисунком поставь первую группу названия царства (Растения, Животные, Грибы, Бактерии).
![]() |
Подумай еще! Оценка 2
![]() |
ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ
1. http: / /moi- universitet.ru /do /direct ions /mm/ exceltest/#.Uf9nAKz-vXQ
2. http:/'i'www.magazinserebro.ru/'encyclopedia/'33/
3. https://www.ecosystema.ru/08nature/lich/056.htm
4. https://www.millionairekids.ru/zhivaya-i-nezhivaya-priroda/
5. https://lenagold.rU/fon/clipart/r/roza/kras.html
6. https://blgy.ru/biology6/moss
7. https://blogs.privet.ru/community/rastenia_ riadom? tag_id=5 71454
8. https://posecretu.com/kak-poxudet-s-pomoshhyu-arbuza-poleznye-sovety /'arbuz /
9. https://edu.greensail.ru/encyclopedia/animals/ trubochnik.shtml
10. https://micro-biology.ru/content/%C2%A0morfologiya-i-struktura-bakterii
11. https://reading.com.ua/priroda/10-interesnyx-faktov-pro-griby-i-gribki
12. https://www.8a.ru/firms/a2081.php
БИОЛОГИЯ. ВСЁ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ!
№ 3 (75) март 2017 г.
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК
ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА. 8 КЛАСС*
О. И. Харланюк, учитель биологии и химии негосударственного общеобразовательного учреждения
частной общеобразовательной школы «Знайка» САО г. Москва
Цели урока: изучить особенности строения и функционирования кровеносной и лимфатической систем. Задачи урока:
1) актуализация знаний о вакцине, лечебной сыворотке, видах иммунитета, группах крови, резус-факторе и внутренней среде организма;
2) выявить связь между строением стенок сосудов и их функциями, понимать и объяснять термины: артерия, вена, капилляр, аорта, клапаны;
3) развивать умения работы с текстом и рисунками учебника, устанавливать логические связи и делать выводы.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация** к уроку.
ХОД УРОКА
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Беседа по вопросам
1)К какому типу и классу принадлежит биологический вид человек разумный?
2) Какое строение имеет кровеносная система человека: сколько камер в сердце, сколько кругов кровообращения, какой тип кровеносной системы?
3) Какая кровь называется артериальной, а какая — венозной?
4) Что такое иммунитет?
5) Какие органы образуют иммунную систему в организме человека?
Прочитайте статью в параграфе 17 «Компоненты внутренней среды» и выполните задание 80 в печатной рабочей тетради на странице 36. Далее провожу фронтальный опрос по вопросам задания 80.
2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (слайд 4)
По рисунку 4 слайда презентации — беседа:
1. Какие органы образуют кровеносную систему человека?
2. Сколько камер в сердце человека? Какой тип кровеносной системы у человека?
3. Дать определение понятиям «артерия, вена»?
4. Как называется самая большая артерия организма человека?
5. Что такое капилляры?
6. Какие функции выполняет кровеносная система человека?
По слайду 5 презентации обобщаем знания по строению транспортных систем организма человека.
Работа с учебником и рисунком в учебнике [слайды 6 и 7)
Прочитайте на странице 104 учебника статью «Строение артерий, капилляров, вен и лимфатических сосудов», рассмотрите рисунок 50 на этой же странице и ответьте устно на следующие вопросы:
1. Назовите слои, образующие стенки артерий, вен и лимфатических сосудов.
2. Какие сосуды имеют самые толстые стенки? Почему?
3. Какую функцию выполняет соединительнотканный слой сосудов?
4. Какую функцию выполняет слой гладких мышц в стенках сосудов?
5. Почему стенки капилляров так тонки?
6. Зачем нужны кармановидные клапаны внутри вен и лимфатических сосудов?
После беседы выставляют промежуточные оценки, где учитывают знания учащихся по домашнему параграфу (дополнительные вопросы):
а) Чем занимается иммунология?
б) Что такое вакцина?
в) Какой ученый объяснил биологический меха
низм вакцинации?
г) Что такое лечебная сыворотка?
д) Какие виды иммунитета бывают?
е) Что такое аллергия?
ж) Что такое резус-фактор?
Работа по рисунку учебника (с. 103, рис. 49) и в печатной рабочей тетради {слайды 8 и 9)
Рассмотрите рисунок 49Б (в учебнике) и рисунок 82 (в печатной тетради). Ответьте на вопросы: 1.Из каких органов состоит лимфатическая система? (В рисунке 82 расставляем необходимые цифры.)
2. Какова функция лимфатических капилляров?
3. Рис. 49А: Что такое лимфатический узел? Его форма?
4. Каковы биологические функции лимфатических узлов? (Почему лимфатические узлы являются частью иммунной системы?)
5. Рис. 49Б: Как обеспечивается связь между лимфатической и кровеносной системами?
* УМК В. В. Пасечник. ** Презентацию к уроку см. на сайте издательства www.e-osnova.ru
№ 3 (75) март 2017 г.
БИОЛОГИЯ. ВСЁ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ!
Современный урок
После беседы выставляются окончательные оценки, где учитываются знания учащихся по домашнему параграфу (дополнительные вопросы):
1. Какой вид иммунитета вырабатывается после перенесенного заболевания?
2. Почему человек не заболевает чумкой собак?
3. Какой вид иммунитета вырабатывается у человека после введения лечебной сыворотки? А после прививки?
4. Какие группы крови есть у человека? Почему так важно их знать?
5. Где важны знания о резус-факторе?
6. Человек с какой группой крови является универсальным донором?
7. Человек с какой группой крови является универсальным реципиентом?