Дата 20.05.2020
Курс:3
Группа: 3СПХ-3з
Тема: Сметная документация.
Тип занятия: занятие усвоения новых знаний, навыков и умений, применения знаний
Цель занятия:
1.Образовательная: изучить основные понятия, формирование теоретических знаний, умений систематизировать и применять знания, формирование навыков упрочнения знаний и умений;
2.Воспитательная: воспитание самостоятельности, внимательности, коллективного сотрудничества;
3. Развивающая: развитие познавательного интереса к предмету, активности, памяти, способности выражать мысли.
План
1 Общие положения.
2 Состав и последовательность разработки сметной документации.
Сметная документация.
Калькуляция на ремонтно-путевые работы
Материал занятия
1 Общие положения. Сметная документация составляется в определенной последовательности, переходя от мелких к более крупным элементам строительства: отдельные виды работ (затрат) → объект → пусковой комплекс → очередь строительства → стройка в целом.
Объект строительства - отдельно стоящее здание (производственный корпус или цех, склад, вокзал, овощехранилище, жилой дом, клуб и т.п.) или сооружение (мост, тоннель, платформа, плотина и т. п.) со всеми относящимися к нему обустройствами (галереями, эстакадами и т. п.), оборудованием, мебелью, инвентарем, подсобными и вспомогательными устройствами, а также, при необходимости, с прилегающими к нему инженерными сетями и общеплощадочными работами (вертикальная планировка, благоустройство, озеленение и т.п.). Объектом строительства может быть и совокупность зданий и сооружений, имеющих общее технологическое или другое назначение (блок цехов, котельная вместе со складом топлива, группа водозаборных, очистных или иных сооружений). При строительстве предприятий, производственных или жилищно-гражданских комплексов отдельными объектами являются наружные сети с обслуживающими и вспомогательными сооружениями на них (водоснабжение, канализация, теплофикация, газификация, энергоснабжение и т.п.), подъездные пути, внутризаводские или внутриквартальные дороги, другие общеплощадочные работы.
|
Понятие "объекта" может совпадать с понятием "стройка", если на строительной площадке по проекту возводится только один объект основного назначения, без строительства подсобных и вспомогательных объектов (например: в промышленности - здание цеха основного назначения; на транспорте - здание железнодорожного вокзала; в жилищно-гражданском строительстве - жилой дом, театр, здание школы и т. п.).
Пусковой комплекс - несколько объектов, являющихся частью стройки или ее очереди, ввод которых в эксплуатацию обеспечивает выпуск продукции или оказание услуг, предусмотренных проектом.
Очередь строительства - часть строительства, состоящая из группы зданий, сооружений и устройств, ввод которых в эксплуатацию обеспечивает выпуск продукции или оказание услуг, предусмотренных проектом. Очередь строительства может состоять из одного или нескольких пусковых комплексов.
Для определения сметной стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений (или их очередей) рекомендуется составлять следующую документацию:
а) в составе проекта (рабочего проекта):
§ локальные и объектные сметные расчеты;
|
§ сметные расчеты на отдельные виды затрат;
§ сводный сметный расчет стоимости строительства (ремонта);
§ сводку затрат (при необходимости);
б) в составе рабочей документации (РД): локальные и объектные сметы.
2 Состав и последовательность разработки сметной документации. Состав, порядок разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации регламентируются нормативными документами.
Сметная документация — сметы, сметно-финансовые расчеты, калькуляции и единичные расценки — представляют собой совокупность расчетов, на основании которых определяют размер денежных средств, необходимых для выполнения строительных работ в соответствии с установленными нормативами, ценами и тарифами.
Сметную документацию разрабатывают в определенной последовательности, от частного к общему, по принципу постепенного укрупнения.
Сметной нормой называют совокупность ресурсов, установленную на принятый измеритель строительных работ (затраты труда, потребность в материальных ресурсах, время работы машин и т.п.).
Сметные нормативы — это комплекс сметных норм, расценок и цен, служащих для определения сметной стоимости строительства или реконструкции зданий и сооружений, объединенных в одном сборнике. Сметные нормативы подразделяются на государственные, ведомственные (отраслевые), региональные (местные) и собственные нормативы пользователя.
Главное назначение сметных норм — определение нормативного количества ресурсов, необходимых для выполнения отдельных работ, для последующего перехода к стоимостным показателям.
|
Сметные нормативы разделяются на элементные и укрупненные.
К элементным сметным нормативам относятся: элементные сметные нормы на строительные работы и конструкции (ЭСН); государственные элементные сметные нормы (ГЭСН); сборники средних районных сметных цен на материалы, изделия и конструкции (СНиП); сборник сметных цен на перевозки грузов для строительства (СНиП); сборник сметных цен эксплуатации строительных машин; единые районные единичные расценки (ЕРЕР); сборники сметных норм и расценок на строительные работы (СНиР).
3 Сметная документация. Сметная документация состоит из локальных смет (локальных сметных расчетов), объектных смет (объектных сметных расчетов), сводных сметных расчетов стоимости строительства и сводки затрат.
Локальные сметы являются первичными сметными документами, которые составляются на отдельные виды работ и затрат на основе документов, определяемых при разработке рабочей документации. В железнодорожном строительстве локальные сметы составляются на водопропускные трубы, земляное полотно, верхнее строение пути, пролетные строения мостов и путепроводов и т.п.
Локальная смета включает прямые затраты, накладные расходы и сметную прибыль.
Прямые затраты состоят из стоимости материальных ресурсов, заработной платы основных рабочих, расходов на эксплуатацию машин, в состав которых включена заработная плата машинистов.
В локальных сметах подсчитываются нормативная трудоемкость и сметная заработная плата. Нормативная трудоемкость и сметная заработная плата инженерно-технического и обслуживающего персонала устанавливаются в долях сметных накладных расходов.
Накладные расходы определяются в долях, %, суммы прямых затрат или фонда оплаты труда основных рабочих и машинистов.
Сумма прямых затрат и накладных расходов называется сметой себестоимости.
Локальные сметы на работы по одному объекту объединяются объектной сметой.
Объектные сметы (объектные сметные расчеты) предназначены для определения сметной стоимости объекта, цены сооружения или этапа работы. Объектные сметы отражают затраты по всем видам общестроительных, внутренних, санитарно-технических, электротехнических, противопожарных и других работ с группировкой работ и затрат по графам сметной стоимости. На основании объектных смет осуществляются расчеты между заказчиком и подрядчиком при сдаче объекта в эксплуатацию.
Сводный сметный расчет — основной документ, определяющий сметную стоимость строительства. Основанием для составления сводного сметного расчета являются объектные сметы или объектные сметные расчеты. Для систематизации единой классификации затрат по видам объектов и сооружений в сводных сметных расчетах установлена номенклатура глав, отражающая специфику и особенности видов строительства.
Сметная стоимость по каждой главе подразделяется на строительные, монтажные работы, стоимость оборудования, приспособлений, инструмента и производственного инвентаря, прочие затраты. В транспортном строительстве сводный сметный расчет состоит из 13 глав.
В гл. 1 «Подготовка территории строительства» входят:
• затраты на оплату работ по отводу земельных участков, включая и полосу отвода, под строительство новых железнодорожных линий, вторых путей, реконструкцию существующих линий;
• затраты, связанные со сносом строений или переносом их на новое место, с возмещением стоимости плодово-ягодных, защитных и других многолетних насаждений, урожая сельскохозяйственных культур, убытков землепользователей.
Главы 2—7 включают в себя сметную стоимость земляного полотна, искусственных сооружений, верхнего строения пути, устройств связи и СЦБ, телевидения, служебных и производственных зданий, устройств энергетики, систем водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, слаботочных устройств, противопожарной автоматики, благоустройства и озеленения территорий.
Глава 8 «Временные здания и сооружения» учитывает средства, необходимые для строительства и последующей разборки временных титульных сооружений.
В гл. 9 «Прочие работы и затраты» предусматриваются затраты, связанные с производством работ в зимнее время, на перевозку материалов сверх расстояния, учтенного в сборниках, разница в стоимости электроэнергии, доплаты за разъездной характер работы, за работы в районах Крайнего Севера, возмещение затрат, связанных с вознаграждением за выслугу лет, на аккордно-премиальную оплату труда рабочих и т.д. Отдельно выделяются затраты, связанные с учетом изменения ценообразующих факторов.
Глава 10 «Содержание дирекции строящегося предприятия и авторский надзор» включает затраты, определяемые по установленным нормам в зависимости от сметной стоимости работ и затрат, учтенных в гл. 1—9.
Глава 11 определяет затраты по подготовке эксплуатационных кадров
Глава 13 предусматривает средства на проектные и изыскательские работы.
За итогом затрат по всем главам сводного сметного расчета указывается резерв на непредвиденные затраты и работы. В зависимости от назначения сооружения резерв на непредвиденные работы и затраты установлен от 2 до 10 % сметной стоимости объекта.
За итогом сводного сметного расчета стоимости строительства указываются возвратные суммы и суммы НДС.
Проектирование ремонтно-путевых работ выполняется на основании действующих нормативных документов, обеспечивающих безопасную и бесперебойную эксплуатацию сооружений железнодорожного транспорта. В процессе проектирования учитываются перспективы организации на данной линии скоростного движения поездов, а также изменения грузонапряженности, длины поездов и нагрузок на ось.
Проекты ремонтно-путевых работ составляются на основании материалов натурной съемки и обследований, в том числе с использованием нагрузочных поездов и других средств диагностики пути и земляного полотна. При составлении проектов по ремонту пути используются характеристики фактического устройства и состояния пути.
Рабочие проекты ремонтно-путевых работ разрабатываются в соответствии с нормативно-техническими требованиями к ремонтам для заданного класса пути исполнителем ремонтных работ или по его заказу проектной организацией.
Основанием для выполнения работ служит договор на составление проектно-сметной документации, заказчиком в котором выступает Управление дороги. Составной частью договора является задание на проектирование, которое разрабатывается службой пути совместно с подрядчиком проектных работ.
Заказчик проектных работ представляет подрядчику технические условия и исходные данные; обеспечивает до начала изыскательских работ установку реперов; выполняет сравнение стоимости, расхода материалов и трудоемкости выполнения принятых решений со сред-несетевыми нормами; согласовывает проект (с участием проектной организации); производит приемку, экспертизу и утверждение рабочих проектов в установленном на железной дороге порядке.
Утверждаемыми документами рабочего проекта ремонта пути являются сводная калькуляция сметной стоимости ремонтных путевых работ и утрированный продольный профиль.
В состав рабочего проекта входят пояснительная записка с приложениями, рабочие чертежи, проект организации ремонтно-путевых работ, сметная документация.
Сметная документация разрабатывается в текущих ценах по исходным данным производителя работ, утвержденным заказчиком.
Проектно-сметная документация на капитальный ремонт пути и объектов путевого хозяйства разрабатывается, как правило, в одной стадии — составляется технический (рабочий) проект со сметой или калькуляциями единичной стоимости работ.
Если намечен комплекс крупных работ по укреплению земляного полотна, а также по усилению или переустройству искусственных сооружений, то разработка проектно-сметной документации осуществляется в две стадии — проектное задание и рабочие чертежи.
Двухстадийная разработка проектно-сметной документации на капитальный ремонт зданий осуществляется в случаях перепланировки помещений, изменения фасадов, смены перекрытий, усиления фундаментов и стен.
Калькуляция на ремонтно-путевые работы
Среднюю единичную стоимость ремонта пути определяют по калькуляции.
Под калькуляцией п онимают сметный документ, отражающий сумму денежных средств необходимых на выполнение единичного объема работ.
На основании калькуляции осуществляется расчет заказчика с подрядчиком.
Калькуляцию составляют для определенных участков ПЧ, в целом по дистанции, по отделениям дорог и в среднем по дороге.
Калькуляции используются для планирования на год денежных сумм необходимых для выполнения ремонтных работ
Калькуляция бывают следующих видов:
- плановая калькуляция — себестоимость, составленная на планируемый период на основе прогрессивных норм затрат труда и средств производства, отражающих дальнейший технический прогресс и улучшение организации производства и труда:
-нормативная калькуляция — текущая плановая калькуляция, составленная нормативным методом учёта затрат по текущим, действующим нормам, характеризующих достигнутый уровень затрат;
- проектная калькуляция — перспективная плановая калькуляция, необходимая для определения эффективности капитальных вложений и новой техники.
-отчётная калькуляция — себестоимость, исчисленная на основе данных учёта и характеризующая фактический уровень затрат.
Калькуляцию составляют на основании:
объемной ведомости работ по ремонту;
технологических процессов на производство работ;
типовых технически обоснованных норм времени;
сборников сметных норм и единичных расценок на капитальный ремонт объектов железнодорожного транспорта;
сборника сметных норм;
нормативов объемных показателей для расчета стоимости машино-смен на путевые машины и оборудование, электрифицированный и гидравлический инструмент; а на машины и механизмы, отсутствующие в указанных нормативах - на основании Сборника цен на изыскательские работы для капитального строительства с соответствующей индексацией затрат;
норм расхода материалов, установленных начальником дороги для ремонтируемого участка в соответствии со среднесетевыми нормами.
Стоимость материалов определяется по прейскурантам оптовых цен и сборникам районных сметных цен на материалы, изделия и конструкции.
Для работ, на которые нормы в перечисленных нормативах отсутствуют, Калькуляции составляются по сборникам Единые нормы и расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы.
Стоимость старогодных материалов верхнего строения пути, получаемых от разборки пути, как возвратные суммы, в калькуляциях не учитывается.
Стоимость проектно-изыскательских работ для ремонта пути определяется на основании калькуляции, представляемой проектной организацией с обоснованием трудоемкости работ с использованием Сборника цен на изыскательские работы для капитального строительства и соответствующей индексацией.
Резерв средств на непредвиденные работы и затраты при ремонте верхнего строения пути принимается в размере 0,5 % от общей стоимости работ.
В объемной ведомости по каждому километру пути указывают объемы по видам работ (ремонт старогодних шпал, срезка обочин, замена шпал новыми и т.д.).
Объем работ по каждому по каждому километру капитального и среднего ремонтов устанавливают в соответствии с проектом и фактическим состоянием пути.
По остальным видам ремонта (мена рельсов и т.п.) объемы работ определяют по натурному осмотру.
Объемная ведомость
№ п/п | Наименование работ и материалов | Протяженность участка, км | |||
Смена шпал (деревянные) | |||||
Вырезка балласта (щебень м3) |
Составляют калькуляцию, пользуясь техническим паспортом ПЧ.
В Калькуляции должны быть включены:
прямые затраты;
общехозяйственные (накладные) расходы, связанные с созданием общих условий ремонтного производства, его организацией, управлением и обслуживанием;
прочие работы и затраты (состав прочих работ и затрат определяется согласно Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на капитальный ремонт зданий и сооружений железнодорожного транспорта (ВНКР-97). Затраты по организации движения рабочих поездов ПМС необходимо относить на прочие работы и затраты;
плановая рентабельность;
стоимость проектных и изыскательских работ;
резерв на непредвиденные работы и затраты.
Прямые затраты включают материалы, затраты на оплату труда, затраты на эксплуатацию машин и механизмов с учетом, при необходимости, применения районных и других коэффициентов к затратам на оплату труда, а также коэффициентов при выполнении ремонта в сложных условиях.
Нормы общехозяйственных (накладных) расходов разрабатываются организацией, выполняющей ремонт, по бухгалтерским отчетам о фактических затратах, относящихся к общественным расходам, по работам, выполненным собственными силами в году, принятой базе. Накладные расходы следует определять в соответствии с Нормами накладных расходов для всех видов ремонтов пути.
В качестве базы для исчисления норм общехозяйственных расходов на ремонтные работы принимается сметная сумма затрат на оплату труда (основная заработная плата) по работам, выполненным в базисном году.
Размер общехозяйственных расходов, определенный организацией, выполняющей ремонт, передается на рассмотрение и утверждение вышестоящей организации. При утверждении норм общехозяйственных расходов определяется срок их действия. Справка об утвержденных нормах общехозяйственных расходов передается проектной организации, разрабатывающей сметную документацию.
Плановая рентабельность при выполнении ремонта начисляется для организаций, которые являются юридическим лицом и находятся на самостоятельном балансе. Размер начисления плановой рентабельности согласовывается с заказчиком.
Затраты труда определяются, как произведение нормы времени на численный состав работающих с учетом измерителя работ.
В затраты труда включают затраты на:- получение и сдачу инструмента;- проход к месту работ и обратно;- получение задания;- подбор материалов;- складирование выгруженных материалов в пределах габарита.
Время на пропуск поездов, поднос воды в затраты труда не включаются.
Машино-смены
Стоимость машино-смен при эксплуатации машин и механизмов определяем по калькуляции стоимости машино-смен, утвержденной Главным управлением пути.
Стоимость эксплуатации машин и механизмов складывается из:
-постоянных;
-переменных расходов.
К постоянным расходам относят затраты по ремонту машин и механизмов, включая амортизационные отчисления.
К переменным относят: заработную плату машинистов, механиков, обслуживающих машину, расходы на топливо, электроэнергию, смазочные и обтирочные материалы.
Материалы
Расходы на них включают:- затраты на приобретение материалов;- расходы на перевозку их от места производства к месту потребления;- расходы на складирование и их охрану.
Так же в калькуляцию включают общехозяйственные расходы. Они объединяют дополнительную заработную плату производственных рабочих, отчисления на социальное страхование, затраты на охрану труда и прочие.
В состав прочих расходов входят:- надбавки за подвижной характер работы;- амортизационные отчисления от стоимости вагонов;- расходы по аренде локомотивов и вагонов.
В таблицах калькуляции определяют затраты на:
-подготовительные работы
-основные работы, выполняемые в «окно»
-основные работы, выполняемые после «окна»
-отделочные работы.
Сметную стоимость ремонта 1 км пути определяют в сводной калькуляции, которую составляют на основании:
- стоимости ремонта в.с.п., определенной по калькуляции с начислением накладных расходов
- стоимости сопутствующих работ (ремонт переездов, з.п. и т.д.) определенных по сметам с начислением накладных расходов
- расчетов на прочие затраты
- стоимости проектных и изыскательных работ.
В сводной калькуляции предусматривается резерв на непредвиденные работы и затраты в размере 0,5% стоимости ремонта пути.
Стоимость капитального ремонта 1 км пути рассчитывают на основании технического задания службы пути, справки-расчета, ведомости объемов работ, сметно-нормативного справочника по капитальному ремонту зданий и сооружений жд транспорта, сборников расценок на капитальный ремонт зданий и сооружений.
Калькуляция №
сметной стоимости ___________________________________________________
(наименование работ)
____________________________________________________________
200_____ Г.
КАЛЬКУЛЯЦИЯ №
сметной стоимости _______________________________________
(наименование работ)
Характеристика конструкции пути с применением машин
___________________________________________________
Вид затрат | Единица измерения | Количество | Стоимость, тыс.руб. | |
единичная | общая | |||
1.Прямые затраты: | ||||
1.1.Затраты труда | чел.дн. | |||
1.2.Фонд оплаты труда: | ||||
монтеров пути | тыс.руб. | |||
машинистов | тыс.руб. | |||
1.3.Материальные ресурсы: | ||||
рельсы | т | |||
скрепления (расчет № 1) | т | |||
шпалы | шт | |||
балласт | м3 | |||
покилометровый запас (расчет № 2) | - | |||
прочие материалы (расчет № 3) | - | |||
инвентарные рельсы и стыковые скрепления (расчет № 4) | - | |||
1.4.Затраты на эксплуатацию машин и механизмов (расчет № 5) | - | |||
Итого прямых затрат | - | |||
2.Накладные расходы (расчет № 6) | - | |||
3.Прочие затраты | ||||
амортизационные отчисления на полное восстановление (расчет № 7) | ||||
отчисления в ремонтный фонд (расчет № 8) | ||||
Итого прочих затрат | ||||
Итого себестоимость работ | ||||
Прибыль (расчет № 9) | ||||
Итого по калькуляции |
Исполнитель:
_________________________ ______________ "____"______ 200_г.
Должность, Ф.И.О. руководителя
проектной организации
_________________________ ______________ "____"_______ 200_г.