Исторические типы диалектики.
Впервые термин «диалектика» употребил др. греч. философ Сократ, понимая диалектику как искусство диалога. Диалектика – это философское учение о наиболее общих закономерных связях и развитии. Диалектика исходит из того, что в познании мира,
во-первых, вещи надо рассматривать во взаимосвязи их друг с другом, не брать изолированно;
во-вторых, вещи надо рассматривать в их изменении и развитии.
Сущность вещи может быть полностью понята только тогда, когда известна история становления этой вещи, отражено развитие этой вещи. Метафизика (противоположный диалектике метод) ближе обыденному, повседневному, нефилософскому сознанию.
В истории философии выделяются следующие исторические формы диалектики:
1. Стихийная, наивная диалектика античности (наиболее яркий представитель – Гераклит). Учение Гераклита: «Все течет, все изменяется». «В одну реку нельзя войти дважды». Зенон Элейский поставил проблему движения – «изобретатель диалектики». Платон считал, что диалектика это движение и покой, тождество и различие. Становление античной диалектики заканчивается Аристотелем.
2. Идеалистическая диалектика немецкой классической философии XVIII – первой половины XIX в. (И.Кант, Г.Фихте, Ф.Шеллинг, Г.Гегель). Существенный вклад в развитие диалектики внес Э.Кант, который доказывал, что природа развивается во времени и подвержена изменениям. Вершина диалектики – учение Гегеля, который выделил учение о противоречии, как источник развития и движения.
3. Материалистическая диалектика (К.Маркс, Ф.Энгельс и В.И.Ленин).
Диалектика – наука о всеобщей связи и наиболее общих изменениях. Ф.Энгельс считал главными три закона диалектики: 1. Переход количества в качество; 2. Взаимопроникновение противоположностей; 3. Отрицание отрицания. Первый закон гласит, что количественные изменения материального объекта необходимо приводят к его структурным изменениям. Этот закон, как и 2 остальных, считается всеобщим, действующим в природе и человеческом обществе. В ряде случаев этот закон оказывается справедлив. (Например, количественное уменьшение температуры жидкого материального объекта приводит к затвердеванию его и наоборот, повышение температуры твердого материального объекта приводит к его переходу в жидкое состояние) Но это оказывается далеко не везде и не всегда. Количественное увеличение армии не ведет к увеличению ее качества. Кроме количества, для изменений структуры требуется еще много дополнительных условий. В живой материи, при процессах развития, накопление информации (количества) переходит в совершенствование (качество) генетического кода, повышение жизнеспособности. Данный закон на статус всеобщего и универсального никак не «тянет».
Основные законы и принципы диалектики.
Законы диалектики - основные закономерности мира, отражающие отношение между всеобщими свойствами или тенденциями развития материи. Они не не ограничены какими-либо параметрами, определёнными условиями или специфическими группами объектов, а выступают как универсальные принципы всякого бытия и выражают то бщее, что проявляется во множестве законов.
Основные законы диалектики представляют собой связь и взаимодействие категорий. Более того, они суть развёрнутые категории. Даже само понятие закона есть категория. Это с одной стороны. С другой стороны, некоторые категории сами по себе тоже являются законами.
1. Закон единства и борьбы противоположностей раскрывается через категории: противоположность, противоречие, тождество, различие.
Противоположность – черты, стороны, признаки предмета, которые отличаются друг от друга и вместе с тем не могут существовать. друг без друга, взаимно дополняют друг друга (день и ночь, добро и зло, верх и низ).
Противоречие – это импульс, источник, толчок к изменению и развитию предмета.
Виды противоречий:
1. Антагонистические и неантагонистические.
Антагонистические - это такие противоречия, которые существуют между классами, группами, слоями, интересы которых различные, взаимоисключающие.
Неантагонистические – противоречия, противоположные антагонистическим. Этот вид противоречий характерен только для общества.
2. Внутренние и внешние.
Внутренние – противоречия между противоположными сторонами предмета (Например: между производством и потреблением).
Внешние - противоречия между данным явлением и другими явлениями (Например: между обществом и природой).
3. Основные и неосновные.
Основные - противоречия между ведущими (главными) сторонами предмета.
Неосновные - противоречия между другими сторонами предмета.
Сущность закона. Любой предмет обладает: противоположностями, которые в процессе взаимодействия приводят к противоречию. Противоречие дает толчок к изменению и развитию предмета.