Методы научного познания.




Метод (греч.) - «путь к чему-либо», способ деятельности субъекта в любой ее форме.

Не только результат исследования, но и путь, ведущий к нему, должен быть истинным. (Гегель).

Основная функция метода - организация и регулирование процесса познания того или иного объекта. Поэтому метод - совокупность определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия.

Первая классификация методов научного познания.

Все методы делятся на методы эмпирические и теоретические. Они различаются объектами, средствами и методами исследования.

Методы эмпирического исследования:

- наблюдение;

- сравнение;

- счет;

- измерение;

- экспериментальный;

- логико-математический (построение моделей).

Наблюдение - это метод, позволяющий составить определенное представление о наблюдаемом явлении. Сюда входят описание, измерение, сравнение.

Эксперимент - исследователь с помощью эксперимента активно воздействует на предмет путем создания искусственных условий, необходимых для выявления ранее неизвестных свойств предмета.

Метод моделирования - создание модели, которая является заместителем реального объекта в силу сходства с ним.

Методы теоретического исследования:

- Аксиоматический - научная теория строится в виде аксиом и правил

вывода. Аксиома - положение, принимаемое без логического доказательства и не может быть опровергнута на основе эмпирических фактов. Широко в логике и математике (через 2 точки можно провести 1 прямую). Абсолютно отвергает любые противоречия.

Гипотетико-дедуктивный. Вместо аксиом ставятся гипотезы. Гипотеза - знание, которое может быть опровергнуто сопоставлением с экспериментальными фактами. Широко применяется в физике, электротехнике, экономических науках.

Основные теоретические методы:

- идеализация;

- формализация;

- математическое моделирование.

Вторая классификация научных методов.

Философские методы:

- диалектический;

- метафизический;

- аналитический (характерный для современной аналитической философии.

Принципы диалектического метода:

1. Объективность - признание действительности в ее реальных закономерностях.

2. Всесторонность - принцип познания, выражающий всеобщую связь всех явлений действительности.

3. Конкретность - категория, выражающая вещь со всех сторон и связей, которая отражается как чувственно-конкретное (на эмпирическом этапе) или как мысленно-конкретное (на теоретическом этапе.

4. Историзм - философский - принцип саморазвития действительности, его направленности по оси времени - прошлое, настоящее и будущее.

5. Принцип противоречия - диалектические противоречия в мышлении, отражающие реальные противоречия (необходимо отличать от «логических» противоречий - путаницы и непоследовательности мысли).

6. Принцип материалистического понимания истории. Сущность этого принципа выражается в формуле «Общественное бытие определяет общественное сознание».

1. Основа жизни общества — общественное бытие людей («индустрия», материальное производство, экономика, труд).

2. Общественное сознание вторично, производно от общественного бытия.

3. Общественное сознание получает относительную самостоятельность, т. е. развивается по своим собственным законам, и оказывает обратное активное воздействие на развитие общественного бытия.

4. Развитие общества есть естественный поступательный процесс развертывания общественно-экономических формаций, который совершается по объективным законам.

5. Реальная история есть результат деятельности людей в различных ее формах (народные массы, личности, классы, общественные организации и т. п.).

Третья классификация научных методов.

Общенаучные методы исследования.

К общенаучным понятиям относят понятия: «информация», «модель», «структура», «функция», «система», «элемент», «вероятность» и др.

На основе общенаучных понятий формулируются соответствующие методы и принципы познания, которые и обеспечивают связь и оптимальное взаимодействие философии со специально-научным знанием и его методами. Особенно (в последнее время) синергетика — теория самоорганизации и развития открытых целостных систем любо природы — природных, социальных, когнитивных (познавательных).

Общенаучные подходы имеют «промежуточный характер» между философским и частнонаучным знанием.

Частнонаучные методы - способы, принципы познания и приемы, применяемые в той или иной науке. Это методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук.

Методы междисциплинарного исследования - совокупность способов на стыки научных дисциплин. Широкое применение эти методы нашли в реализации комплексных научных программ.

Научные знания - сложная развивающаяся система, в которой по мере эволюции возникают все новые уровни организации. Здесь постоянно возникают новые приемы и способы теоретического исследования, меняется стратегия научного поиска.

Контрольные вопросы:

1. Что такое наука?

2. Какие методы эмпирического исследования Вы знаете?

3. Назовите формы научного знания.

 

Задания на СРС:

1. Что является непосредственной целью науки?

2. Назовите характеристики метода «наблюдение».

3. Перечислите основные особенности научного познания.

Задания на СРСП:

1. Назовите основные функции метода.

2. Что такоенаучная картина мира?

3. Перечислите методы теоретического исследования.

ГЛОССАРИЙ

на русском на казахском на английском
  Эпистемоло́гия Эпистемоло́гия Epistemologia
«Научное знание, наука», «достоверное знание»
  Метод Метод Method
(от др.-греч. — путь исследования или познания) — систематизированная совокупность шагов, действий, которые нацелены на решение определённой задачи, или достижение определённой цели.
  Эмпирическое исследование Эмпирикалық зерттеу Empiric research
Познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств
  Эксперимент Эксперимент Experiment
(от лат. experimentum — проба, опыт) - метод исследования некоторого явления в управляемых наблюдателем условиях.
  Гипотеза Гипотеза Hypothesis
Форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами.
  Идеализация Идеализация Idealization
В обыденном смысле — это понятие, означающее представление о чём-либо (или о ком-либо) в более совершенном виде, чем это есть на самом деле. В науке этот термин используется в несколько отличном смысле: как один из методов познания, а именно — как далеко зашедшее абстрагирование.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Зотов А.Ф. Современная Западная философия. - М.: Высшая школа, 2012.

2. Мырзалы С.К. Философия. - Алматы: Бастау, 2014.

3. Нурышева Г.Ж. Философия. - Алматы: 1нжу-маржан, 2013.

4. Петрова В.Ф.. Хасанов М.Ш. Философия. Алматы: Эверо, 2014.

Дополнительная:

1. Алексеев П.В.. Панин А.В. Философия. - М.,: Проспект, 2010.

2. Барлыбаева Г.Г. Эволюция этических идей в казахской философии. - Алматы: К-ИЦ ИФП КН МОІІ РК.2011.

3. Бегалинова К.К.. Альжанова У.К. Философия. Часть 1,2. - Алматы: Жібек жолы, 2014.

4. Лавриненко В.Н. Философия. - М.: ИД Юрайт, 2011.

Интернет-источники:

1.Справочная система «Философия» - www.философия.kz.

2.www. «filosofia» kz

3.Электронная Философская книга // filosof.historic.ru

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: