Материалы для изучения: выполни задания 1-7 и напиши сочинение по одному из вариантов
Синтаксический анализ.
Прочитайте текст.
На земном шаре насчитывается несколько миллионов видов животных. (2)Их значительно больше, чем растений. (3)А вместе растения и животные образуют генетический фонд планеты, который нуждается в защите от оскудения. (4)Например, с 1600 по 1995 г. на Земле исчезло уже более 600 видов животных, под угрозой уничтожения находится ещё 35 тыс. видов (не считая беспозвоночных). (5)Особенно сильное давление испытывает животный мир Европы, где на грани уничтожения находятся многие виды млекопитающих, от 30 до 50% всех видов птиц. (6)Таким образом, важнейшими задачами современности являются сохранение биологического разнообразия, предотвращение «эрозии» генофонда.
1. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) насчитывается (предложение 1)
2) являются сохранение, предотвращение (предложение 6)
3) больше (предложение 2)
4) который нуждается (предложение 3)
5) на Земле исчезло (предложение 4)
Пунктуационный анализ.
2. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Не дома(1) не в школе(2) где всегда в изобилии(3) приходят посторонние мысли 4) не по дороге домой (5) или из дома(6) в тот момент (7) когда есть множество способов подумать о многом(8) о разном (9) а вот именно(10) здесь (11) в тишине закутка (12) ярко представали передо мной ожившие сцены(13) и я превращался в самых(14) неожиданных героев.
Синтаксический анализ.
3. Замените словосочетание «радостно взглянул», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
|
Орфографический анализ.
4. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ЛОМАНАЯ (учеником парта) - в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени пишется одна буква Н, если слово образовано от глагола совершенного вида
2) СООРУЖЁН – в суффиксе причастия после шипящего пишется Ё
3) ДИАГНОЗ – безударная гласная корня не проверяется, это слово является словарным
4) РЕШЁННЫЙ – в суффиксе –ЕНН- отглагольного прилагательного с приставкой пишется НН
5) экзамены КОНЧАТСЯ – в окончании глагола II спряжения пишется А
Прочтите текст и выполните задания.
(1)В годовщину празднования пушкинского юбилея на одном из совещаний мне довелось быть свидетелем очень любопытного разговора. (2)Заместитель главы одного из городских районов спрашивал у своего коллеги, как они хотят отметить годовщину. (3)Чиновник вздохнул и жалобно протянул: «Да не знаем пока…» (4)В его голосе было столько мучительной тоски, столько неподдельной усталости! (5)Заставили бедного человека заниматься тем, в чём он не видит никакого смысла, никакой пользы. (6)Вот как раз о пользе Пушкина мне бы хотелось поговорить. (7)В наше время, когда безраздельно господствует рынок с его точным расчётом, многим кажется, что духовная сфера человека несущественна, ею можно пренебречь, её можно проигнорировать. (8)Действительно, в жизни царит всем и каждому понятная «арифметика»: покупаешь там, где дешевле и лучше, и производитель, если он не хочет вылететь в трубу, позаботится о том, чтобы угодить потребителю. (9)Но такие понятность и логичность на самом деле иллюзорны, те, кто в них верит, гораздо доверчивее и наивнее тех, кто верит в нравственные силы человеческой души. (10)«Береги честь смолоду», – завещал Пушкин в своей «Капитанской дочке». (11)«А зачем?» – спросит иной современный «идеолог» нашей рыночной жизни. (12)Зачем беречь товар, на который есть спрос: если мне за эту самую «честь» хорошо заплатят, то я её продам. (13)Вспомните купца Паратова из «Бесприданницы»: «У меня ничего заветного нет; найду выгоду, так всё продам, что угодно…» (14)И единственным препятствием на пути 2 этой сделки является вопрос цены. (15)Но к чему приводит такая вполне разумная логика в нашей жизни? (16)Вот аптечному работнику предлагают поддельные лекарства, и он соглашается ими торговать вовсе не потому, что яростно желает зла людям, а просто ему это выгодно, и препятствие в лице «чести», «стыда» и прочих «ненужностей» устранено. (17)Вот преподаватель вуза за взятку устраивает вчерашнего двоечника в вуз… (18)Люди переступают через совесть только потому, что считают её чем-то эфемерным, придуманным, а ассигнации, которые они получают в руки, – вполне материальной основой благополучия. (19)Но к чему приводит эта куцая философия, какие страшные, совсем уже материальные, вполне осязаемые беды приносит нам эта скудоумная премудрость, эта беспринципность, это «бесчестье»? (20)Нравственные призывы русских писателей многие воспринимают как нудное поучение, не сознавая, что в их основе лежит стремление спасти человека. (21)И судьба нашей страны, у которой есть все материальные предпосылки для того, чтобы стать одной из самых богатых стран мира, но которая почему-то до сих пор остаётся бедной, как раз говорит о том, как важна душа человека, как важно быть честным и совестливым. (По С. Кудряшову*)
|
|
*Кудряшов Сергей – поэт, публицист
Анализ содержания текста.
5. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Люди считаются с собственной совестью, потому что именно она является прочной основой жизни и основным условием материального благополучия. 2) По-настоящему наивны и доверчивы, по мнению автора, те, кто верит в нравственные силы человеческой души.
3) Чиновнику неинтересно отмечать празднование пушкинского юбилея: он не видит никакого смысла, никакой пользы в этом мероприятии.
4) Слова «честь» и «выгода» стоят в одном ряду, и каждое из них имеет важное положительное значение.
5) Нравственные призывы русских классиков основаны на стремлении спасти душу человека, сохранить такие человеческие качества, как честность и совестливость.
Анализ средств выразительности.
6. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитеты.
1) Нравственные призывы русских писателей многие воспринимают как нудное поучение, не сознавая, что в их основе лежит стремление спасти человека.
2) Действительно, в жизни царит всем и каждому понятная «арифметика»...
3) Чиновник вздохнул и жалобно протянул: «Да не знаем пока…»
4) Вот преподаватель вуза за взятку устраивает вчерашнего двоечника в вуз…
5) Но к чему приводит эта куцая философия, какие страшные, совсем уже материальные, вполне осязаемые беды приносит нам эта скудоумная премудрость, эта беспринципность, это «бесчестье»?
Лексический анализ.
7. Найдите в тексте контекстный синоним (словосочетание) к слову ЧИНОВНИК (предложение 3). Напишите этот синоним.
Вариант 1.
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы из текста: «Береги честь смолоду», – завещал Пушкин в своей «Капитанской дочке» (предложение 10). Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Вариант 2
Как Вы понимаете значение слова ЧЕСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое честь», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.