Практическое занятие № 2 «Семейные правоотношения. Осуществление и защита семейных прав» (2 часа)




Планы практических занятий «Семейное право»

Практическое занятие № 1 «Понятие, предмет, система, методы и источники курса» (2 часа)

 

План практического занятия

1. Дайте определение семьи в социологическом и юридическом смысле. В чем состоит разница этих определений?

2. Перечислите основные задачи семейного права.

3. Каково соотношение семейных отношений, регулируемых и нерегулируемых семейным законодательством?

4. Назовите особенности сочетания императивного и диспозитивного методов в регулировании семейных правоотношений.

5. Каковы тенденции изменения метода семейно-правового регулирования в связи с реформой семейного законодательства.

6. Каково место семейного права в системе отраслей частного права? Соотношение отрасли семейного права с другими отраслями российского права?

7. Перечислите принципы семейного права и раскройте их содержание.

8. Дайте краткую характеристику Семейного кодекса РФ 1995 г. Каковы основные проблемы применения норм Семейного кодекса РФ?

9. Какие наиболее существенные изменения были внесены Семейным кодексом РФ 1995 г. в регулирование семейных правоотношений по сравнению с Кодексом о браке и семье РСФСР 1969 г.?

10. Охарактеризуйте международно-правовые акты по правам ребенка. Конвенция о правах ребенка 1989 г. Декларация прав ребенка 1959 г. Конвенции МОТ, регулирующие труд несовершеннолетних.

11. Каково соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов РФ, регулирующих семейные правоотношения?

12. Назовите федеральные законы и подзаконные акты, регулирующие семейные правоотношения.

Практические задания:

1. Семейный кодекс РФ принят Государственной Думой 8 декабря 1995 г., подписан Президентом РФ 29 декабря 1995 г.

Для его применения нужны ли Вам эти сведения?

Какие даты применительно к данному кодексу надо знать еще, чтобы не оши­биться в применении его норм? Назовите их.

2. Из приведенного ниже перечня правоотношений подчеркните те, которые регламентируются семейным законодательством, а также допишите дополнительные, которые в этом перечне отсутствуют:

- условия вступления в брак;

- заключение договора дарения членами семьи;

- порядок вступления в брак;

- имущественные отношения между членами семьи и государствен­ными органами, оформляющими соответствующие отношения;

- отношения между усыновителями и усыновленными.

3. В каком году менялось семейное законодательство в СССР, РСФСР и РФ?

4. В области семейного права работали многие отечественные юри­сты. Подчеркните фамилии тех ученых, кто внес большой вклад в развитие данной отрасли права. Допишите фамилии тех, кто не назван в этом переч­не.

Автокольская М.В., Алексеев А.И., АлексеевС.С., Ворожейкин Е.М., Кудрявцев В.Н., Рясенцев В.А., Королев Ю.А., Матвеев Г.К., …

Решите задачу:

Глава администрации Н-ской области своим распоряжением снизил до 16 лет возраст лиц, вступающих в брак, а также утвердил Положение о ежемесячных выплатах опекунам денежных средств на содержание подопечных. Прокурор области внес протест на эти решения, посчитав их противоречащими требованиям закона.

Обоснован ли протест прокурора? Вправе ли органы исполнительной власти субъектов РФ принимать нормативные правовые акты, противоречащие нормам федерального семейного законодательства?

 

Решите тесовые задания:

1. Являются ли постановления Пленума Верховного Суда РФ источниками семейного права?

А. Нет, поскольку суды не могут заниматься правотворческой деятельностью. Судебная практика по семейным делам в виде постановлений Пленума Верховного Суда РФ не относится источникам семейного права. Тем не менее, они играют важную роль при применении семейного законодательства (Пленум может давать судебное толкование положений законодательства, которое, хотя и не является источником права, тем не менее, подлежит применению всеми судами РФ).

Б. Да.

В. Нет, поскольку Пленум Верховного Суда РФ не принимает постановления.

Г. Правильного ответа нет

 

2. Какой метод характерен для семейного права?

А. Диспозитивный.

Б. Императивный.

В. Коллизионный.

Г. Административный.

 

3. В отношении каких лиц в соответствии с Семейным кодексом РФ распространяется принцип приоритета семейного воспитания?

А. В отношении нетрудоспособных членов семьи.

Б. В отношении несовершеннолетних детей.

В. В отношении всех членов семьи.

Г. Правильного ответа нет

 

4. Мнение ребенка обязательно при изменении его имени и (или) фамилии при достижении им возраста:

А. 8 лет

Б. 10 лет

В. 12 лет

Г. 14 лет

 

5. Права граждан в семье могут быть ограничены:

А. Социальной принадлежностью

Б. Языковой принадлежностью

В. Федеральным законом

Г. Религиозной принадлежностью

 

6. Исходя из норм Семейного права, объединение, как правило, совместно - проживающих лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, возникающими из брака, родства, усыновления или иной формой устройства детей в семью, это:

А. Брак.

Б. Принцип семейного права.

В. Семья

Г. Опекунство.

 

7. Какие из законов субъектов РФ являются противоречащими федеральному законодательству?

А. Правильного ответа нет

Б. Законом о запрете приобретения двойных фамилий при регистрации брака;

В. Закон о применении на территории субъектов РФ новых форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, не предусмотренных семейным кодексом.

Г. Законы об уменьшении сроков рассмотрения заявления о регистрации браков в органах записи актов гражданского состояния; ч. 2 п. 1 ст. 11 СК РФ

 

8. Что из ниже перечисленного не является функцией семьи?

А. Совместное воспитание детей.

Б. Продолжение рода.

В. Общение.

Г. Равенство супругов в семье.

 

9. На трех несовершеннолетних детей алименты взыскиваются, как правило, в размере:

А. 1/2 заработной платы

Б. 1/4 заработной платы

В. 1/3 заработной платы

Г. 1/5 заработной платы

 

10. Каким нормативным актом регулируются вопросы установления отцовства в отношении детей, родившихся до 1 марта 1996 года?

А. Кодексом о браке и семье РСФСР.

Б. Семейным кодексом РФ.

В. Гражданским кодексом РФ.

Г. Федеральным законом РФ «Об усыновлении детей» от 1 февраля 1996 г.

 

Практическое занятие № 2 «Семейные правоотношения. Осуществление и защита семейных прав» (2 часа)

 

План практического занятия

1. Понятие, виды и элементы семейного правоотношения.

2. Семейная правоспособность. Семейная дееспособность.

3. Юридические факты: понятие и виды.

4. Родство и свойство: понятие и их юридическое значение.

5. Осуществление семейных прав и исполнение семейных обязанностей.

6. Особенности осуществления семейных прав несовершеннолетними и недееспособными.

7. Защита семейных прав: понятие, формы, способы и средства.

8. Соотношение понятий «защита» и «охрана».

9. Органы, осуществляющие защиту семейных прав.

 

Решите задачи:

Задача 1.

В орган ЗАГС с заявлением о выдаче повторного свидетельства о рождении сына обратилась гражданка Сизова. В ходе подготовки документов сотрудники ЗАГС выяснили, что Сизова была лишена родительских прав в отношении ребенка.

Вправе ли сотрудники органа ЗАГС выдать заявительнице повторное свидетельство о рождении ребенка?

 

Задача 2.

В районную прокуратуру поступило заявление от гражданки Аверченко, в котором она просила прокурора обратиться в суд с иском о признании недействительным брака, заключенного между Голубевым и Малышевой. В заявлении Аверченко указала, что скоро у нее должен родиться ребенок, отцом которого является Голубев, кроме того государственную регистрацию брака осуществляла бабушка Голубева по материнской линии, которая, являясь руководителем органа ЗАГС, сократила без уважительных причин срок для заключения брака до одной недели с момента подачи заявления.

Какие юридические факты являются основанием для признания брака недействительным? Какой ответ должен дать заявительнице прокурор?

 

Задача 3.

75-летний Игошин и 35-летняя Громова подали заявление о регистрации брака в орган ЗАГС. Позднее в ЗАГС обратилась дочь Игошин от первого брака и сообщила, что категорически возражает против регистрации этого брака, т.к. между женихом и невестой слишком большая разница в возрасте, кроме того ее отец является инвалидом 1 группы и страдает рассеянным склерозом, поэтому она полагает, что Громова вступает с ним в брак исключительно из корыстных целей, желая завладеть квартирой, в которой проживает ее отец.

Есть ли в данном случае основания для отказа в государственной регистрации брака?

 

Задача 4.

В районную прокуратуру поступило заявление от гражданки Аверченко, в котором она просила прокурора обратиться в суд с иском о признании недействительным брака, заключенного между Голубевым и Малышевой. В заявлении Аверченко указала, что скоро у нее должен родиться ребенок, отцом которого является Голубев, кроме того государственную регистрацию брака осуществляла бабушка Голубева по материнской линии, которая, являясь руководителем органа ЗАГС, сократила без уважительных причин срок для заключения брака до одной недели с момента подачи заявления.

Какие юридические факты являются основанием для признания брака недействительным? Какой ответ должен дать заявительнице прокурор?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: