Ход урока
Слайд 1.
I. Организационный момент. Проверить готовность к уроку, наличие учащихся.
Психологический настрой учащихся на работу:
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно!
- Ребята, улыбнитесь друг другу, и пусть хорошее настроение будет у вас сегодня весь день.
II. Повторение:
Осевая линия - это линия, которая располагается в середине формы симметричного предмета.
Симметричный предмет – это предмет, который можно разделить на 2 одинаковые части.
Задание:
Из представленных картинок выберите симметричные предметы и отметьте на них осевую линию. (Картинки вывешиваются на доску, ученик у дается линейка и маркер)
Словарная работа: Запомни! Слово си мм етричный пишется с двумя буквами «м».
III. Сообщение новой темы и целей урока.
Тема нашего урока: Рисование с натуры объемного предмета симметричной формы. Давайте узнаем этот предмет, отгадав загадку:
Красивый и праздничный этот сосуд.
И если в квартиру цветы принесут,
То тут же обрежут и сразу
Поставят заботливо в … (вазу).
Цель нашего урока: научиться рисовать с натуры объемный предмет симметричной формы примером, которого является керамическая ваза.
Ваза — сосуд изящной формы с живописными или лепными украшениями, сделанный из глины, фарфора, камня, стекла, металла и других материалов.
Ваза древних времен
Ваза древних времен не предназначалась для цветов, в них носили воду, хранили ароматизированные масла, зерно. Ваза с великолепной отделкой (чеканкой или с художественным узором) была сама по себе произведением искусства.
Ваза для цветов
Существуют свидетельства, что вазу стали использовать для цветов в 6 веке нашей эры.
Форма вазы, её размер и цвет должен гармонировать с букетом, например:
- высокие вазы (цилиндрической, прямоугольной формы) предназначены для цветов с длинными стеблями;
- круглые вазы великолепно подходят для компактных букетов;
- для вазы с узким горлышком подойдут цветы с тонкими стеблями..
IV. Физминутка:
По швам руки ОПУСКАЯ,
Плечи вверх ПРИПОДНИМАЯ,
Корпус влево НАКЛОНЯЯ,
Затем вправо ПРОГИБАЯ,
Головою ПОМОТАВ,
ПОКИВАВ и ПОВЗДЫХАВ…
ОТДОХНУВ немножко дружно,
Скажем: «Поработать нужно!»
V. Практическая работа.
Работать мы будем по плану:
1. Линейное построение.
2. Прорисовка контура вазы.
3. Выполнение работы в цвете (ваза и фон).
- Давайте рассмотрим основные части вазы, т. к. сразу нарисовать вазу будет сложно. Ваза состоит из горлышка, горловины, основной части, которая плавно переходит в основание вазы (дно вазы). При построении вазы воспользуемся осевой линией, вспомогательными линиями и точками. Напоминаю: линейное построение изображения надо вести без нажимов, слегка касаясь карандашом бумаги.
- Итак, начнем.
Ход построения вазы:
Для начала необходимо правильно разместить наш рисунок, для этого выберем вертикальное положение рабочего листа, т.к. ваза имеет вытянутую форму. Её высота больше ширины в 2 раза.
Затем проведем вертикальную осевую линию, которая поможет правильно изобразить правую и левую стороны вазы.
Дальше с помощью горизонтальных линий наметим основание нашей вазы и высоту, соответственно это будут дно и горлышко. Разделим осевую линию на 4 части. Намечаем ширину вазы. Ширина в 2 раза меньше высоты вазы. Проводим вертикальные линии сверху вниз.
Заметим, что горлышко вазы одного размера с дном, но чуть меньше ширины самой вазы. Отметим это точками. Чтобы горлышко и дно вазы правильно располагались по вертикали, проведем еще две вертикальные прямые линии - от горлышка вниз к дну вазы. Отметим, что горловина вазы имеет переход, отходя от горлышка, она начинает сужаться, а затем, не изменяет свою форму до основной части вазы. Эта часть горловины в половину, уже, чем само горлышко, помечаем это и проводим еще 2 вертикальные линии вниз к основанию вазы.
Начиная сверху вниз, мы с вами отмечаем на осевой линии точками, основные части составляющие форму вазы. Сначала наметим высоту горловины вазы, это будет 4 часть вазы. Через точку проведем горизонтальную линию. Теперь разделим горловину пополам, т. к. начиная от горлышка горловина сужается. От горловины вазы основная часть вазы начинает расширяться, помечаем это прямой и ставим точки. Дальше основная часть вазы начинает сужаться к основанию вазы. Отметим прямой линией то, что основная часть вазы у основания имеет изменения в форме.
Дно у вазы будет более округлой, а горлышко вазы будет видна как прямая линия. Соединяем все точки и четко прорисовываем контуры вазы. Стираем все вспомогательные линии. Рисуем рисунок, который нанесен на вазе.
Рисунок вазы в карандаше построен, можно приступать к работе в цвете.
VII. Закрепление.
- Что такое ваза?
- Для чего предназначены вазы? (сосуд для цветов, жидкости и как украшение)
VIII. Подведение итогов урока, выставление оценок.
Выставка рисунков.