Структура сюжетно-ролевой игры.




Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты:

  • Сюжет
  • Содержание
  • Роль

Сейчас мы отдельно поговорим про каждую из них.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры.

Сюжет игры - это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия - одно из основных средств реализации сюжета.

Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на:

· бытовые (игры в семью, детский сад),

· производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин, животноводческую ферму),

· общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу, полет на Луну).

Содержание игры, отмечает Д. Б. Эльконин, - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.

Так как я представляю варианты развития сюжета для детей старшей группы, то важно рассмотреть, как развивается игровая деятельность именно на этом этапе. Дети старшего дошкольного возраста обдуманно подходят к выбору сюжета, обсуждают его предварительно, на элементарном уровне планируют развитие содержания. Появляются новые сюжеты, которые навеяны впечатлениями, почерпнутыми за пределами дошкольного учреждения: по мотивам мультсериалов, прочитанных дома книг, рассказов родителей и др. В настоящее время распространены игры в путешествия, в том числе и космические: расширилась сфера отображения труда взрослых (обслуживающий труд в банке, на транспорте, служба охраны и правопорядка и др.).

В старшем и дошкольном возрасте продолжается обобщение игровых ситуаций; помимо условных и символических действий (положил голову на ладошку - уснул) дети активно используют речевые комментарии («Все как будто поспали - и сразу идем в зал на праздник!»; «Давайте так: мы уже прилетели в Африку!»). Эти речевые комментарии представляют собой словесное замещение каких-либо событий. Дети прибегают к ним, чтобы не нарушать логику развертывания содержания игры.

Игровая деятельность раскрывается и реализуется в программе «От рождения до школы» в разделе социально-коммуникативное развитие.

В сюжетно-ролевой игре дети:

- Используют в зависимости от ситуации общения слова, отражающие эмоциональные состояния людей (радость, грусть, страх, удивление, гнев).

- Используют слова, отражающие нравственные категории (хорошо — плохо, справедливо — несправедливо, честно — лживо и т. д.).

- Оказывает помощь, поддерживает словом и делом ровесника или младшего в различных критических ситуациях, умеет заботиться о больном друге, защитить малыша, помочь воспитателю и т. д.

- Согласовывают свои действия с действиями партнёров в совместных играх, самостоятельно вырабатывает игровые правила и следует им в ходе игры.

- Самостоятельно выходят из конфликтных ситуаций (игровая, повседневная деятельность).

- Корректно строят высказывание и вежливо выражает собственное мнение в критических коммуникативных ситуациях.

- Оценивают собственное речевое поведение и речевое поведение другого: так говорить можно — так нельзя; так верно выражена мысль — так неверно; так хорошо звучит речь — так плохо и т. п.

- Соотносят свои поступки с нормами и правилами поведения: я правильно сделал, хорошо поступил, это плохо, это нечестно и т. п.

- Рассказывают о событиях своего детства и жизни своих близких.

- Проявляют толерантность по отношению к людям, в чём-либо непохожим, разных национальностей, сверстникам в группе.

 

На основе своего конспекта я покажу вам как может развиваться сюжетная линия этой игры в старшей группе

конспект сюжетно-ролевой игры

«Дом, семья»

Задачи сюжетно-ролевой игры:

- побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи;

- совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку;

- раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.

Роли: мама, папа, дети, бабушка, дедушка.

Игровые проблемные ситуации:

«Когда мамы и папы нет дома» (забота о младших, выполнение посильной домашней работы);

«Мы готовимся к празднику» (совместные дела с семьей);

«Встречаем гостей» (правила приема гостей, поведение в гостях);

«Наш выходной день»;

«Мама заболела» (дети лечат маму);

«Заболела дочь» (мама лечит дочку);

«Поход в магазин» (совершение покупок, выполнение роли кассира, продавца) и др. Вносить в игру элементы труда: стирка кукольного белья, починка одежды, уборка помещения, готовка обеда, уход за больным, совершение покупок и многое другое. По ходу игры подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать игровую обстановку с помощью разнообразного подсобного материала, использовать собственные самоделки, применять природный материал.

Предварительная работа: Задание детям: узнать дома о труде родителей. Беседа о труде родителей. Рассматривание семейных фотографий.

Игровой материал: предметы домашнего обихода, куклы, муляжи продуктов, касса, деньги, посуда, лекарства и др.

 

Итак, в конце хотелось бы сказать, что именно такая сюжетно-ролевая игра очень популярна среди детей и важно давать детям попадать в различные бытовые ситуации, хоть и воображаемые. Это очень поможет им в дальнейшей жизни.

Самооценка:

 

Я считаю, что справилась с заданием и раскрыла все вопросы, такие как

- содержание игры с учетом ролей

- программное содержание игровой деятельности

- социально- коммуникативное развитие детей 5-6 лет

- объединила игру «Семья» с другими темами, такими как больница, магазин и пр.

- развитие сюжета

Свою работу я оцениваю на 5, так как смогла раскрыть суть задания и использовала в ответе дополнительную информацию.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-08-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: