Особенности полового воспитания дошкольников




Половое воспитание – это часть общего воспитания, наиболее сложное звено в системе нравственного воспитания.

Половое воспитание должно быть частью воспитания здоровой, гармоничной личности, способной осознать свои половые и социальные, психические и физиологические особенности и благодаря этому суметь создать хорошо слаженные интерперсональные отношения, как с лицами противоположного пола, так и своего пола.

Половое воспитание, по мнению О.К. Лосевой, - система мер педагогического воздействия на детей и подростков с целью создания у них правильного представления о сущности взаимоотношений полов и воспитания норм поведения в половой жизни; это осознанная и грамотная помощь ребенку в его психосексуальном и нравственном развитии.

В.Е. Каган считает, что половое воспитание – система планируемых, обеспеченных средствами, методами и исполнителями мер формирования личности мужчины (мальчика) и женщины (девочки).

Авторы учебника «Половое воспитание» дают такое определение половому воспитанию: это процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих необходимое обществу отношение человека к представителям другого пола.

Бочкарева Л.П. трактует половое воспитание как «формирование уважения, дружбы между мальчиками и девочками, привитие им соответствующих норм и представлений, воспитание доброжелательности и положительных взаимоотношений, дифференцированный подход с учетом специфики пола во всех видах деятельности, в организации жизни.

Цель полового воспитания: формирование у подрастающего поколения понимания сущности нравственных норм и установок в области взаимоотношения полов и потребности руководствоваться ими во всех сферах деятельности (В.Е. Каган, А.Г. Трушкин, В.В. Баташов, О.К. Лосева, И.С. Кон). Определяя цель полового воспитания, воспитатель должен иметь представление о конечном результате своей деятельности: какие черты, качества личности должны образоваться в результате воспитательных усилий.

Задачи полового воспитания:

- формирование качеств мужественности и женственности;

- формирование у детей правильного отношения к вопросам пола;

- овладение ими нравственной культурой во взаимоотношениях полов, способность учитывать и уважать их специфические интересы;

- выработка представлений о хорошем и плохом поведении в отношении представителей определенного пола;

- подготовка к ответственному супружеству и родительству;

- формирование здорового образа жизни (58, 69, 99, 125).

М.А. Радзивилова конкретизирует задачи полового воспитания в разных возрастных группах.

Младший дошкольный возраст (3-4 года):

- умение дифференцировать себя от представителей другого пола, принятие своего физического облика;

- формирование системыпредставлений о маме и папе, мужчине и женщине, особенностях их поведения;

- усвоение моделей мужского / женского полоролевого поведения, форм этикета во взаимоотношениях полов;

- развитие умения заботиться о чистоте внешнего вида.

Средний дошкольный возраст (4-5 лет):

- развитие способности идентифицировать себя с представителями своего пола;

- развитие умений соотносить свое полоролевое поведение с поведением других, адекватно оценивать полоролевое поведение сверстников и свое собственное;

- создание условий для реализации знаний об эталонах «мужского» и «женского» поведения в игровых и реальных взаимоотношениях со сверстниками;

- воспитание потребности и развитие умений заботиться о своем здоровье, организме (на доступном возрасту уровне), чистоте, внешнем виде;

- формирование представлений о «женских» и «мужских» видах деятельности, профессиях; как внешних, так и внутренних аспектах мужественности и женственности;

- развитие понимания партнерского характера жизни в семье и ДОУ;

- формирование основ гуманного отношения к взрослым, сверстникам своего и противоположного пола.

Старший дошкольный возраст:

- помощь в познании ребенком самого себя, осознании собственного образа «Я» мальчика/девочки, переживаний дошкольников;

- формирование представлений о зарождении новой жизни с общим механизмом деторождения;

- развитие способности и формирование готовности устанавливать искренние, уважительные, партнерские отношения со взрослыми, сверстниками и сверстницами;

- развитие коммуникативных умений, навыков к реализации разнообразного полоролевого репертуара в игровых ситуациях и реальной жизнедеятельности ДОУ;

- формирование представлений о правилах поведения с незнакомыми людьми и навыков личной безопасности.

«Дошкольникам должно быть свойственно естественное доброжелательное, лишенное настороженности отношение к сверстникам другого пола, способность дружно играть вместе», конкретизирует Д.В. Колесов (69. С.108).

Специфика полового воспитания заключается в том, что человек в любом виде деятельности не может выступать как существо вне пола. С одной стороны, это означает, что для полового воспитания могут быть использованы любые виды деятельности, с другой – что трудно найти какую-либо особого рода деятельность, которую следовало бы специально организовать или стимулировать в интересах полового воспитания. Поэтому педагоги, родители должны понимать и использовать любой вид деятельности детей – игру, труд, обучение, общение - в интересах полового воспитания, причем давая оценку особенностям этой деятельности не вообще, а с позиции существования двух полов, важности и общественной ценности определенного характера различий между ними.

А.С. Макаренко говорил: «Воспитывая в ребенке честность, работоспособность, искренность, привычку говорить правду, уважение к другому человеку, к его переживаниям и интересам,… мы тем самым воспитываем его и в половом отношении» (103).

Проблема полового воспитания подрастающего поколения многоаспектна, неоднозначно понимаемая учеными, педагогами. Существуют различные подходы к ее рассмотрению. Мы рассмотрим некоторые из них.

Суть системно-структурного подхода к половому воспитанию может быть раскрыта с точки зрения трех основных позиций.

Во-первых, половое воспитание мы рассматриваем как компонент целостного педагогического процесса, включающего помимо воспитания самовоспитание, обучение и самообучение, образование и самообразование в единстве своем обеспечивающего эффективность полового воспитания.

Во-вторых, половое воспитание рассматривается как целостная педагогическая система.

В-третьих, личность, включающаяся в процесс полоролевой социализации, рассматривается как системное образование.

Суть комплексного подхода к половому воспитанию выражается во взаимосвязи всех сторон воспитания детей. Половое воспитание связано с физическим, нравственным, трудовым, эстетическим, умственным. Эта связь нацелена на формирование у детей чувств, сознания и навыков поведения.

Например, исследования Н. Бочаровой, С.О. Филипповой показали, что на физкультурных занятиях необходимо нормировать физическую нагрузку для девочек и мальчиков, разделять роли в установке и уборке физкультурных снарядов, подбирать упражнения для комплексов ритмической гимнастики, где движения мальчиков должны носить активный, решительный, силовой характер, в то же время как движения девочек должны отличаться артистичностью, пластичностью, изяществом. В формировании знаний дошкольников о видах спорта необходимо акцентировать внимание детей на мужские и женские виды спорта, а также на деятельность мужчины и женщины в видах спорта, предусматривающих выступление смешанных пар. Рассматривание скульптур, картин античного содержания в рамках программы олимпийского образования оказывает

положительное влияние на формирование у детей здорового отношения к обнаженному телу, формирование умения видеть его красоту (27, 180).

Связь полового воспитания с нравственным обнаруживается при ознакомлении детей с элементарными понятиями о морали, ролью в обществе людей разного пола, ориентацией детей на предстоящую социальную функцию.

В процессе трудового воспитания мы формируем представление о том, что труд людей разного пола имеет свою специфику, которая связана с физиологическими особенностями и историческим аспектом развития человека: труд мужчин традиционно предполагает более тяжелую физическую нагрузку, чем труд женщин.

Половое воспитание связано и с эстетическим, где развиваются эстетические чувства, формируются представления и знания о прекрасном в жизни и искусстве, эстетические оценки и отношения ко всему, что нас окружает.

Непосредственная связь полового воспитания с умственным обнаруживается в учете особенностей мышления детей разного пола, в особенностях развития речи, внимания, восприятии, интересов.

Если рассматривать половое воспитание с точки зрения деятельностного подхода, то его суть будет выражаться в том, что личность развивается в деятельности, в то время как сам ребенок является ее субъектом. С позиции деятельностного подхода половое воспитание будет эффективно при соблюдении определенных условий:

- ребенок должен сам являться субъектом своей деятельности, включаться в нее в соответствии со своими потребностями; актуализация этих потребностей является задачей воспитателя;

- деятельность воспитателя и ребенка должна быть основана на личностно – ориентированной модели взаимодействия;

- в половом воспитании должны быть задействованы все функциональные компоненты различных видов деятельности.

- Половое воспитание предполагает следующие направления:

- половое просвещение;

- формирование качеств мужественности и женственности, которые лежат в основе взаимодействия двух полов;

- организация разнообразных видов деятельности с учетом половых различий.

Воспитывая детей культурными, трудолюбивыми, добрыми, заботливыми взрослые неосознанно стараются сформировать у мальчиков такие качества как смелость, силу, упорство, выносливость, у девочек – аккуратность, мягкость, заботливость, т.е. начинают формировать предпосылки будущих мужественности и женственности.

Содержание полового воспитания составляет все то, «что воспитывает здоровую и целостную личность женщины и мужчины, способных адекватно осознавать и переживать свои физиологические и психологические особенности в соответствии с существующими в обществе социальными и нравственными нормами и благодаря этому устанавливать оптимальные отношения с людьми своего и противоположного пола во всех сферах жизни», - считает В.Е. Каган.

В.Е. Каган определил принципы полового воспитания как методологическую основу и как самое общее руководство к действию, определяющее решение частных задач. Наиболее значимыми принципами в половом воспитании дошкольников, с нашей точки зрения, являются:

- принцип комплексности – планирование и оценка конкретных мер полового воспитания как элементов собственного воспитания, социализации и просвещения;

- принцип непрерывности (преемственности) – проведение полового воспитания как непрерывного, последовательного и преемственного процесс, который начинается с раннего возраста и каждый этап которого является базой для последующего этапа;

- принцип понятности и ясности – ориентирован на учет реальных возможностей, понимания и осмысления преподносимого материала детьми;

- принцип доверия – предполагает доверие к ребенку как к партнеру, серьезное отношение к его переживаниям, интересам и проблемам с желанием понять и помочь;

- принцип чистоты – предполагает нравственное наполнение и оформление сведений о поле и отношениях людей разного пола.

Ю.М. Орлов дополняет данные принципы следующими:

- «не повреди», когда воспитательные воздействия, если они не уместны или не соответствуют целям воспитания, как правило, приводят к самым нежелательным последствиям;

- «не стыди»- не руководствоваться страхом, стыдом, чувством вины;

- «положительные образцы поведения» - окружение из благополучных людей, любимые герои художественных произведений, фильмов должны быть счастливы в любви.

Гуманизация целей и принципов педагогической работы с детьми предполагает использование личностно – ориентированной модели общения взрослого и ребенка, цель которой – содействовать становлению ребенка как личности, как представителя определенного пола.

 

М. Козакевич описывает три модели полового воспитания

Название модели Рестриктивная (репрессивная) Пермиссивная (либеральная) «Золотой середины» (демократическая)
Признаки
Объём информации Чем меньше информации, тем лучше Вся информация Необходимая информация
Содержание информации Нельзя делать то-то и то-то потому, что… Это единственный хороший путь Могут быть следующие пути… Все пути хороши Делай так, а не иначе, ибо … Есть много путей - выбирай лучший
Общий тон Нет! Да! Да, но …

 

Наиболее целесообразной, по нашему мнению, из данных трех моделей, будет модель «золотой середины», где дается информация в зависимости от возраста, развития, индивидуальных особенностей детей.

Исследователи Ehrenberg, Ehrenberg (1988) описали четыре основные типа отношения родителей к вопросам пола:

· Репрессивный тип отношений охватывает случаи, когда родители строго внушают детям, что секс – это зло и непристойность. Половое воспитание сводится к нескольким фразам: «это неприлично», «подожди пока вырастешь».

· Избегающий тип отношений проявляет более разумное и терпимое отношение к сексуальности. Они рассматривают это явление скорее как полезное, нежели вредное, однако совершенно теряются, когда речь заходит о конкретных половых вопросах. Такие родители избегают прямого обсуждения этой темы со своими детьми или превращают такое обсуждение в нудную лекцию.

· Навязчивый тип отношений, когда родители смотрят на секс как на здоровое и полезное явление. Они чересчур либеральны во всем, что касается полового воспитания. Но чрезмерное внимание к половым вопросам может раздражать детей или вызвать у них чувство подавленности.

· Экспрессивный тип отношений рассматривает секс как нечто естественное, при необходимости открыто обсуждают эту тему, но устанавливают разумные рамки для проявления сексуальной активности детей.

В социально-педагогическом исследовании полового воспитания в Польше, М. Хушч ссылается на А. Бальвин, И. Кольхорн, П.Х. Бразэ. Данные исследователи предложили иное деление в отношении взглядов на данную проблему, учитывая следующие типы отношений к проблеме: настроены консервативно, безразлично, терпеливо настроенные, одобрительно снисходительные, одобрительно-демократично снисходительные.

Факт принятия обществом той или иной модели не означает, что ее разделяют все люди в определенном обществе. Люди могут не хотеть – это их законное право, - чтобы их дети были включены в существующую систему полового воспитания. Правом любого человека остается выбирать для своих детей свои пути.

Для решения воспитательных задач можно выбирать разные сочетания методов, приемов и средств. Этот выбор прежде всего зависит от специфики поставленных задач и целей. Поскольку они являются «инструментами прикосновения к личности» (А.С. Макаренко), постольку при их выборе необходимо учитывать все тонкости и особенности личности воспитанника.

В педагогике существует несколько подходов к классификации методов воспитания (Ю.К. Бабанский, Б.Т. Лихачев, И.П. Подласый, М.И. Рожков, Г.И. Щукина).

Авторы объединяют методы в три группы: методы формирования поведения; методы формирования сознания; методы стимулирования чувств и отношений.

Половое воспитание следует осуществлять с использованием всех традиционных методов педагогического воздействия, «не возводя его в ранг чего-то особенного, а тем более таинственного».

Для решения задач полового воспитания, мы предлагаем использовать следующие методы и приемы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: