Половое воспитание – это часть общего воспитания, наиболее сложное звено в системе нравственного воспитания.
Половое воспитание должно быть частью воспитания здоровой, гармоничной личности, способной осознать свои половые и социальные, психические и физиологические особенности и благодаря этому суметь создать хорошо слаженные интерперсональные отношения, как с лицами противоположного пола, так и своего пола.
Половое воспитание, по мнению О.К. Лосевой, - система мер педагогического воздействия на детей и подростков с целью создания у них правильного представления о сущности взаимоотношений полов и воспитания норм поведения в половой жизни; это осознанная и грамотная помощь ребенку в его психосексуальном и нравственном развитии.
В.Е. Каган считает, что половое воспитание – система планируемых, обеспеченных средствами, методами и исполнителями мер формирования личности мужчины (мальчика) и женщины (девочки).
Авторы учебника «Половое воспитание» дают такое определение половому воспитанию: это процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих необходимое обществу отношение человека к представителям другого пола.
Бочкарева Л.П. трактует половое воспитание как «формирование уважения, дружбы между мальчиками и девочками, привитие им соответствующих норм и представлений, воспитание доброжелательности и положительных взаимоотношений, дифференцированный подход с учетом специфики пола во всех видах деятельности, в организации жизни.
Цель полового воспитания: формирование у подрастающего поколения понимания сущности нравственных норм и установок в области взаимоотношения полов и потребности руководствоваться ими во всех сферах деятельности (В.Е. Каган, А.Г. Трушкин, В.В. Баташов, О.К. Лосева, И.С. Кон). Определяя цель полового воспитания, воспитатель должен иметь представление о конечном результате своей деятельности: какие черты, качества личности должны образоваться в результате воспитательных усилий.
Задачи полового воспитания:
- формирование качеств мужественности и женственности;
- формирование у детей правильного отношения к вопросам пола;
- овладение ими нравственной культурой во взаимоотношениях полов, способность учитывать и уважать их специфические интересы;
- выработка представлений о хорошем и плохом поведении в отношении представителей определенного пола;
- подготовка к ответственному супружеству и родительству;
- формирование здорового образа жизни (58, 69, 99, 125).
М.А. Радзивилова конкретизирует задачи полового воспитания в разных возрастных группах.
Младший дошкольный возраст (3-4 года):
- умение дифференцировать себя от представителей другого пола, принятие своего физического облика;
- формирование системыпредставлений о маме и папе, мужчине и женщине, особенностях их поведения;
- усвоение моделей мужского / женского полоролевого поведения, форм этикета во взаимоотношениях полов;
- развитие умения заботиться о чистоте внешнего вида.
Средний дошкольный возраст (4-5 лет):
- развитие способности идентифицировать себя с представителями своего пола;
- развитие умений соотносить свое полоролевое поведение с поведением других, адекватно оценивать полоролевое поведение сверстников и свое собственное;
- создание условий для реализации знаний об эталонах «мужского» и «женского» поведения в игровых и реальных взаимоотношениях со сверстниками;
- воспитание потребности и развитие умений заботиться о своем здоровье, организме (на доступном возрасту уровне), чистоте, внешнем виде;
- формирование представлений о «женских» и «мужских» видах деятельности, профессиях; как внешних, так и внутренних аспектах мужественности и женственности;
- развитие понимания партнерского характера жизни в семье и ДОУ;
- формирование основ гуманного отношения к взрослым, сверстникам своего и противоположного пола.
Старший дошкольный возраст:
- помощь в познании ребенком самого себя, осознании собственного образа «Я» мальчика/девочки, переживаний дошкольников;
- формирование представлений о зарождении новой жизни с общим механизмом деторождения;
- развитие способности и формирование готовности устанавливать искренние, уважительные, партнерские отношения со взрослыми, сверстниками и сверстницами;
- развитие коммуникативных умений, навыков к реализации разнообразного полоролевого репертуара в игровых ситуациях и реальной жизнедеятельности ДОУ;
- формирование представлений о правилах поведения с незнакомыми людьми и навыков личной безопасности.
«Дошкольникам должно быть свойственно естественное доброжелательное, лишенное настороженности отношение к сверстникам другого пола, способность дружно играть вместе», конкретизирует Д.В. Колесов (69. С.108).
Специфика полового воспитания заключается в том, что человек в любом виде деятельности не может выступать как существо вне пола. С одной стороны, это означает, что для полового воспитания могут быть использованы любые виды деятельности, с другой – что трудно найти какую-либо особого рода деятельность, которую следовало бы специально организовать или стимулировать в интересах полового воспитания. Поэтому педагоги, родители должны понимать и использовать любой вид деятельности детей – игру, труд, обучение, общение - в интересах полового воспитания, причем давая оценку особенностям этой деятельности не вообще, а с позиции существования двух полов, важности и общественной ценности определенного характера различий между ними.
А.С. Макаренко говорил: «Воспитывая в ребенке честность, работоспособность, искренность, привычку говорить правду, уважение к другому человеку, к его переживаниям и интересам,… мы тем самым воспитываем его и в половом отношении» (103).
Проблема полового воспитания подрастающего поколения многоаспектна, неоднозначно понимаемая учеными, педагогами. Существуют различные подходы к ее рассмотрению. Мы рассмотрим некоторые из них.
Суть системно-структурного подхода к половому воспитанию может быть раскрыта с точки зрения трех основных позиций.
Во-первых, половое воспитание мы рассматриваем как компонент целостного педагогического процесса, включающего помимо воспитания самовоспитание, обучение и самообучение, образование и самообразование в единстве своем обеспечивающего эффективность полового воспитания.
Во-вторых, половое воспитание рассматривается как целостная педагогическая система.
В-третьих, личность, включающаяся в процесс полоролевой социализации, рассматривается как системное образование.
Суть комплексного подхода к половому воспитанию выражается во взаимосвязи всех сторон воспитания детей. Половое воспитание связано с физическим, нравственным, трудовым, эстетическим, умственным. Эта связь нацелена на формирование у детей чувств, сознания и навыков поведения.
Например, исследования Н. Бочаровой, С.О. Филипповой показали, что на физкультурных занятиях необходимо нормировать физическую нагрузку для девочек и мальчиков, разделять роли в установке и уборке физкультурных снарядов, подбирать упражнения для комплексов ритмической гимнастики, где движения мальчиков должны носить активный, решительный, силовой характер, в то же время как движения девочек должны отличаться артистичностью, пластичностью, изяществом. В формировании знаний дошкольников о видах спорта необходимо акцентировать внимание детей на мужские и женские виды спорта, а также на деятельность мужчины и женщины в видах спорта, предусматривающих выступление смешанных пар. Рассматривание скульптур, картин античного содержания в рамках программы олимпийского образования оказывает
положительное влияние на формирование у детей здорового отношения к обнаженному телу, формирование умения видеть его красоту (27, 180).
Связь полового воспитания с нравственным обнаруживается при ознакомлении детей с элементарными понятиями о морали, ролью в обществе людей разного пола, ориентацией детей на предстоящую социальную функцию.
В процессе трудового воспитания мы формируем представление о том, что труд людей разного пола имеет свою специфику, которая связана с физиологическими особенностями и историческим аспектом развития человека: труд мужчин традиционно предполагает более тяжелую физическую нагрузку, чем труд женщин.
Половое воспитание связано и с эстетическим, где развиваются эстетические чувства, формируются представления и знания о прекрасном в жизни и искусстве, эстетические оценки и отношения ко всему, что нас окружает.
Непосредственная связь полового воспитания с умственным обнаруживается в учете особенностей мышления детей разного пола, в особенностях развития речи, внимания, восприятии, интересов.
Если рассматривать половое воспитание с точки зрения деятельностного подхода, то его суть будет выражаться в том, что личность развивается в деятельности, в то время как сам ребенок является ее субъектом. С позиции деятельностного подхода половое воспитание будет эффективно при соблюдении определенных условий:
- ребенок должен сам являться субъектом своей деятельности, включаться в нее в соответствии со своими потребностями; актуализация этих потребностей является задачей воспитателя;
- деятельность воспитателя и ребенка должна быть основана на личностно – ориентированной модели взаимодействия;
- в половом воспитании должны быть задействованы все функциональные компоненты различных видов деятельности.
- Половое воспитание предполагает следующие направления:
- половое просвещение;
- формирование качеств мужественности и женственности, которые лежат в основе взаимодействия двух полов;
- организация разнообразных видов деятельности с учетом половых различий.
Воспитывая детей культурными, трудолюбивыми, добрыми, заботливыми взрослые неосознанно стараются сформировать у мальчиков такие качества как смелость, силу, упорство, выносливость, у девочек – аккуратность, мягкость, заботливость, т.е. начинают формировать предпосылки будущих мужественности и женственности.
Содержание полового воспитания составляет все то, «что воспитывает здоровую и целостную личность женщины и мужчины, способных адекватно осознавать и переживать свои физиологические и психологические особенности в соответствии с существующими в обществе социальными и нравственными нормами и благодаря этому устанавливать оптимальные отношения с людьми своего и противоположного пола во всех сферах жизни», - считает В.Е. Каган.
В.Е. Каган определил принципы полового воспитания как методологическую основу и как самое общее руководство к действию, определяющее решение частных задач. Наиболее значимыми принципами в половом воспитании дошкольников, с нашей точки зрения, являются:
- принцип комплексности – планирование и оценка конкретных мер полового воспитания как элементов собственного воспитания, социализации и просвещения;
- принцип непрерывности (преемственности) – проведение полового воспитания как непрерывного, последовательного и преемственного процесс, который начинается с раннего возраста и каждый этап которого является базой для последующего этапа;
- принцип понятности и ясности – ориентирован на учет реальных возможностей, понимания и осмысления преподносимого материала детьми;
- принцип доверия – предполагает доверие к ребенку как к партнеру, серьезное отношение к его переживаниям, интересам и проблемам с желанием понять и помочь;
- принцип чистоты – предполагает нравственное наполнение и оформление сведений о поле и отношениях людей разного пола.
Ю.М. Орлов дополняет данные принципы следующими:
- «не повреди», когда воспитательные воздействия, если они не уместны или не соответствуют целям воспитания, как правило, приводят к самым нежелательным последствиям;
- «не стыди»- не руководствоваться страхом, стыдом, чувством вины;
- «положительные образцы поведения» - окружение из благополучных людей, любимые герои художественных произведений, фильмов должны быть счастливы в любви.
Гуманизация целей и принципов педагогической работы с детьми предполагает использование личностно – ориентированной модели общения взрослого и ребенка, цель которой – содействовать становлению ребенка как личности, как представителя определенного пола.
М. Козакевич описывает три модели полового воспитания
Название модели | Рестриктивная (репрессивная) | Пермиссивная (либеральная) | «Золотой середины» (демократическая) |
Признаки | |||
Объём информации | Чем меньше информации, тем лучше | Вся информация | Необходимая информация |
Содержание информации | Нельзя делать то-то и то-то потому, что… Это единственный хороший путь | Могут быть следующие пути… Все пути хороши | Делай так, а не иначе, ибо … Есть много путей - выбирай лучший |
Общий тон | Нет! | Да! | Да, но … |
Наиболее целесообразной, по нашему мнению, из данных трех моделей, будет модель «золотой середины», где дается информация в зависимости от возраста, развития, индивидуальных особенностей детей.
Исследователи Ehrenberg, Ehrenberg (1988) описали четыре основные типа отношения родителей к вопросам пола:
· Репрессивный тип отношений охватывает случаи, когда родители строго внушают детям, что секс – это зло и непристойность. Половое воспитание сводится к нескольким фразам: «это неприлично», «подожди пока вырастешь».
· Избегающий тип отношений проявляет более разумное и терпимое отношение к сексуальности. Они рассматривают это явление скорее как полезное, нежели вредное, однако совершенно теряются, когда речь заходит о конкретных половых вопросах. Такие родители избегают прямого обсуждения этой темы со своими детьми или превращают такое обсуждение в нудную лекцию.
· Навязчивый тип отношений, когда родители смотрят на секс как на здоровое и полезное явление. Они чересчур либеральны во всем, что касается полового воспитания. Но чрезмерное внимание к половым вопросам может раздражать детей или вызвать у них чувство подавленности.
· Экспрессивный тип отношений рассматривает секс как нечто естественное, при необходимости открыто обсуждают эту тему, но устанавливают разумные рамки для проявления сексуальной активности детей.
В социально-педагогическом исследовании полового воспитания в Польше, М. Хушч ссылается на А. Бальвин, И. Кольхорн, П.Х. Бразэ. Данные исследователи предложили иное деление в отношении взглядов на данную проблему, учитывая следующие типы отношений к проблеме: настроены консервативно, безразлично, терпеливо настроенные, одобрительно снисходительные, одобрительно-демократично снисходительные.
Факт принятия обществом той или иной модели не означает, что ее разделяют все люди в определенном обществе. Люди могут не хотеть – это их законное право, - чтобы их дети были включены в существующую систему полового воспитания. Правом любого человека остается выбирать для своих детей свои пути.
Для решения воспитательных задач можно выбирать разные сочетания методов, приемов и средств. Этот выбор прежде всего зависит от специфики поставленных задач и целей. Поскольку они являются «инструментами прикосновения к личности» (А.С. Макаренко), постольку при их выборе необходимо учитывать все тонкости и особенности личности воспитанника.
В педагогике существует несколько подходов к классификации методов воспитания (Ю.К. Бабанский, Б.Т. Лихачев, И.П. Подласый, М.И. Рожков, Г.И. Щукина).
Авторы объединяют методы в три группы: методы формирования поведения; методы формирования сознания; методы стимулирования чувств и отношений.
Половое воспитание следует осуществлять с использованием всех традиционных методов педагогического воздействия, «не возводя его в ранг чего-то особенного, а тем более таинственного».
Для решения задач полового воспитания, мы предлагаем использовать следующие методы и приемы.