РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ»
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
Выполнила:
Гаврикова Татьяна Сергеевна
п. Беркакит
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данная программа – это курс специальных индивидуальных и групповых занятий, направленных на развитие и коррекцию психических процессов и моторной деятельности учащихся с ОВЗ. Занятия проводятся по утвержденному расписанию, продолжительность одного занятия составляет 20 минут.
При организации коррекционно – развивающей работы значительное внимание уделяется психологическим особенностям возрастных групп, индивидуальности детей, своеобразию их поведенческих и эмоциональных реакций. Коррекционно – развивающая работа с детьми с ОВЗ осуществляется по принципу дифференцированного и индивидуального подхода. Индивидуальные занятия направлены на исправление недостатков психического развития этих детей, ликвидацию пробелов в знаниях.
Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления индивидуальных пробелов в их развитии и обучении.
Учитываются возрастные черты мышления ученика. В разных классах могут быть использованы одни и те же методики и упражнения, но при этом меняется уровень их сложности. Универсальной формой коррекционных занятий является игра.
Цель программы: Индивидуальная коррекция познавательной сферы детей, направленная подготовка к усвоению ими учебного материала.
Задачи программы:
1. Диагностика, формирование, развитие, совершенствование и коррекция познавательных процессов у детей (восприятия, внимания, памяти, мышления, моторной деятельности).
|
2. Стимулирование интереса к учебной и игровой деятельности.
3. Формирование позитивной мотивации к учебной деятельности.
Структура коррекционно – развивающих занятий:
· Ритуал приветствия.
· Рефлексия предыдущего занятия.
· Разминка.
· Основное содержание занятия.
· Рефлексия прошедшего занятия.
· Ритуал прощания.
В структуре занятий выделяются:
· Блок диагностики познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, моторной деятельности.
· Блок коррекции и развития этих познавательных процессов.
Коррекционные занятия с детьми начинаются с формирования восприятия. Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие является основой мышления и практической деятельности человека, основой ориентации человека в мире и обществе. Развитие восприятия не происходит само собой. Детей нужно учить выделять существенные признаки, свойства предметов и явлений. Одним из эффективных методов развития восприятия, воспитания наблюдательности является сравнение. Для развития пространственных представлений необходимо использовать наглядный материал; учить детей смотреть, слушать, выделять главные и существенные признаки предметов, видеть в предмете много разных деталей: развивать пространственные представления.
Внимание учащихся с ОВЗ характеризуется повышенной отвлекаемостью, неустойчивостью, снижением способности распределять и концентрировать внимание. Произвольное, непроизвольное внимание, а также свойства внимания (концентрация, переключаемость, устойчивость, наблюдательность, распределение) значительно развиваются в результате специальных упражнений.
|
Важную роль для ориентировки человека в окружающем мире играет память. У всех школьников с ОВЗ наблюдаются недостатки памяти, при чем они касаются всех видов запоминания. В первую очередь у учащихся ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Эти особенности влияют на запоминание как наглядного, так и словесного материала.
На коррекционных занятиях необходимо развивать те виды памяти, которые оказываются наименее развитыми у ребенка (зрительная, слуховая, словесно - логическая). Работу по формированию памяти целесообразно проводить на не учебном материале, в различных жизненных ситуациях. Важно научить детей понимать, что значит запомнить, научиться группировать материал, выделять опорные слова, составлять план, устанавливать смысловые связи, т.е., развивать не только механическую, но и произвольную память.
В развитии мыслительной деятельности учащихся с ОВЗ обнаруживается значительное отставание и своеобразие. Это выражается в несформированности таких операций, как анализ и синтез, в неумении выделять существенные признаки предмета и делать обобщения, в низком уровне развития абстрактного мышления.
В процессе занятий необходимо научить рассматривать предмет или ситуацию с разных сторон, оперировать всеми необходимыми для решения задач данными.
Понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Поэтому необходимо уделять внимание формированию у детей умения создавать в голове различные образы, т.е., визуализировать.
|
Для учащихся с ОВЗ наиболее сложными являются задачи проблемного характера. Им свойственно: поверхностное мышление, его направленность на случайные признаки, что особенно проявляется на словесно – логическом уровне. Через решение логических задач развивается словесно – логическое мышление. Необходимо подбирать такие задачи, которые бы требовали индуктивного (от еденичного к общему) и дедуктивного (от общего к еденичному) умозаключения.
Решение мыслительных задач, которые трудно даются детям, рекомендуется выполнять с применением наглядности, постепенно снижая долю ее участия в мыслительном процессе.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития ребенка. Доказано, что развитие движений руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления. Техника письма также требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, и в том числе хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Нарушения перечисленных психических функций и моторики выражается в проявлениях дисграфии, утомляемости, негативном отношении к учебе, школьных неврозах. Коррекция связана с развитием быстроты, точности движений, развитие навыков ручной умелости, координации движений рук, развитие мелких мышц руки, развитие умения отображать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. Занятия по развитию сенсорной моторики предусмотрены в 1 – 5 классах.
Коррекционно – развивающая работа с детьми представляет собой организацию целостной осмысленной деятельности ребенка и учителя, проводимой в соответствии с определенными научно обоснованными принципами:
· Развитие умений и навыков, позволяющих в комплексе развивать познавательную деятельность и личность ребенка.
· Развитие умения думать, рассуждать, строить умозаключения, используя для этого диалог ребенка и учителя, в котором учитель задает вопросы, стимулирующие мышление.
· Развитие у учащихся основных (базовых) мыслительных операций и важнейших интеллектуальных умений, составляющих ядро любой познавательной деятельности человека.
· Коррекция и развитие понимания. Формирование умения понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов.
Коррекционные занятия проводятся по подгруппам и в
индивидуальной форме. Исходя из данных входной диагностики, учитывая индивидуальные психо – физиологические особенности учащихся формируются группы, численностью 2 – 4 человек. Кроме того, обучение детей с нарушением интеллекта, предполагает педагогическую дифференциацию учащихся, предложенную Воронковой В.В., согласно этой дифференциации все умственно отсталые учащиеся делятся на 4 группы.
1 группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие учебным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия, словами, свидетельствует о сознательном усвоении учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики, успешнее других, применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.
Учащиеся 2 группы также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики 1 группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материал, но без помощи сделать самостоятельные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения этих учащихся недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности.
К 3 группе относятся ученики, которые с трудом осваивают программный материал, нуждаясь в различных видах помощи (словесно – логической, наглядной, предметно - практической). Успешность освоения знаний, в первую очередь зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом материале, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных ко 2 группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений, могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание, воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать, из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче. Школьники 3 группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность. Значительная помощь им бывает нужна главным образом в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность учеников данной группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого школьники уверенно выполняют задания и лучше дают словесный отчет о нем. Это говорит хотя и о затрудненном, но в определенной мере осознанном процессе усвоения программного материала. Кроме того, школьникам трудно применить, казалось бы хорошо выученный материал на других уроках.
К 4 группе относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом на самом низком уровне. При этом фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введения дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках, во время выполнения работы. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт для них недоступно. Учащимся требуется четкое, неоднократное объяснение учителя, при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание принимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Связная речь формируется у них медленно, отличается фрагментарностью, искажением смысла. Учащиеся не понимают смысла арифметических действий. В их деятельности часто наблюдается «застревание» на одних и тех же действиях. Отнесенность школьников к той или иной группе не является стабильной. Под влиянием корригирующего обучения школьники могут переходить в группу выше.
Тематическое планирование по курсу:
«РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ»
Класс (7 вид)
Раздел | Темы занятий | Количество часов | Дата |
Блок 1 | Входная диагностика познавательных процессов | ||
1. Диагностика развития восприятия пространства, цвета, времени. (упражнения «Далеко - близко», «Выше - ниже», «Подбери нужный цвет», «Составь букет», «Когда это бывает?») | |||
2. Диагностика развития внимания (Упр. «Сравни, назови, сосчитай») | |||
3. Диагностика развития памяти. (Упр. «Что запомнили?», «Что находится на картинке?»). | |||
Блок 2 | Коррекция, развитие и диагностика познавательных процессов | ||
Коррекция, развитие и диагностика восприятия | 1. Развитие восприятия пространства на листе бумаги. (Упр – я «Что, где находится?», «Положи верно») | ||
2. Развитие умения ориентироваться в помещении. (Упр – я «Спрячем и найдем») | |||
3. Развитие восприятия времени. (упр. «Когда это бывает?», «Календарь», «Что было вчера?») | |||
4. Развитие восприятия целостного образа предмета, его размера. (Упр. «Найди свою половинку», «Разрезные картинки», «Что больше, выше», «Толстый, тонкий») | |||
5. Развитие восприятия цвета. (Упр. «Подбери нужный цвет») | |||
6. Диагностика развития пространства, времени, цвета. | |||
Коррекция, развитие и диагностика внимания | 1. Развитие устойчивости внимания (Упр. «Найди дорогу», «Найди и подчеркни», «Поиск предмета») | ||
2. Развитие произвольного внимания (Упр. «Слушай и повторяй», «Смотри на руки», «Слушай команду») | |||
3. Развитие сенсорного внимания (Упр. «Исключение лишнего», «Найди два одинаковых предмета», «Поиск предмета») | |||
4. Развитие объема внимания (Упр. «Срисовывание по клеточкам») | |||
5. Диагностика развития внимания. (Упр. «Сравни, назови, сосчитай») | |||
Коррекция, развитие и диагностика памяти | 1. Развитие моторной памяти. (Упр. «Как прыгают животные», «Смешанный лес») | ||
2. Развитие образной памяти. (Упр. «Разрезанная картинка», «Круг, треугольник и квадрат») | |||
3. Развитие непроизвольной памяти (Упр. «Кто забил гол?») | |||
4. Развитие зрительной памяти (Упр. «Запомни порядок», «Запомни движение»). | |||
5. Развитие слуховой памяти (Упр. «Запомни и повтори», «Слушай хлопки»). | |||
6. Диагностика развития памяти (Упр. «Что запомнили?», «Что находится на картинке?») | |||
Коррекция, развитие и диагностика мышления | 1. Развитие умения сравнивать. (Упр. «Назови отличительные признаки»). | ||
2. Развитие умения находить предметы по заданным признакам. Отгадывание загадок. | |||
3. Развитие умения классифицировать. | |||
4. Развитие умения определять временные категории (Упр. «Что посажено раньше?») | |||
5.Развитие логического мышления (логические категории: меньше – больше, выше – ниже; упр. «Найди самый низкий забор», «Покажи девочку у которой самое короткое платье») | |||
6. Диагностика развития мышления. | |||
Блок 3. | Диагностика моторной деятельности | ||
1.Исследование развития хватания, движений пальцев и кистей рук. (Методика «Теневой театр», упр. «Мозаика», «Зайчик», «Гусь»). 2. исследование развития соотносящих действий, подражания движениям рук. (Упр. «Пирамидка», «Покажи, как я») | |||
Блок 4. | Коррекция, развитие и диагностика моторной деятельности. | ||
Развитие мелкой моторики | 1. Пальчиковая гимнастика. | ||
2. Процесс хватания. Движение пальцев и кистей рук. (методика «Теневой театр», упр. «Мозаика», конструктор «Лего») | |||
Развитие сенсорной моторики. Диагностика. | Расслабление по контрасту с напряжением, с фиксацией внимания на дыхании. Дыхание в сочетании с голосом. (упр. «Напряжение, расслабление», «Колючий человек», «Голоса природы», дыхательная гимнастика) | ||
2. Диагностика моторной деятельности. | |||
Блок 5 | Заключительная диагностика | ||
1. Диагностика восприятия | |||
2.Диагностика внимания | |||
3. Диагностика памяти | |||
4. Диагностика мышления |
Тематическое планирование по курсу:
«РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ».
Класс (7 вид)
Раздел | Темы занятий | Количество часов | Дата |
Блок 1. | Входная диагностика познавательных процессов | ||
1. Диагностика развития восприятия пространства, цвета, времени. (Упр. «Лабиринт», «Угадай, кого загадали») | |||
2. Диагностика развития внимания. (Упр. «Зашифрованное слово», «Медведи разбрелись»). | |||
3. Диагностика развития памяти. (Упр. «Что запомнили?», «Что находится на картинке?») | |||
4. Диагностика развития мышления. (Упр. «Способность выделить существенное») | |||
Блок 2. | Коррекция, развитие и диагностика познавательных процессов. | ||
Коррекция, развитие и диагностика восприятия. | 1. Развитие восприятия пространства. (Упр. «На. Под. Над. За.») | ||
2. Развитие восприятия времени. (Упр. «Что было раньше?», «Сегодня и вчера») | |||
3. Развитие восприятия формы, цвета. (Упр. «Цветное домино», «Сложи рисунки из фигур», «Найди похожие формы») | |||
4. Диагностика развития восприятия. | |||
Коррекция, развитие и диагностика внимания. | 1. Развитие устойчивости внимания. (Упр. «Найди отличия», «Перепутанные линии», «Зашифрованное слово») | ||
2. Развитие произвольного внимания. (Упр. «Зеваки», «Буквы алфавита») | |||
3. Развитие сенсорной памяти через упражнения на развитие внимания. (Упр. «Исключение лишнего», «Найди два одинаковых предмета»). | |||
4. Развитие умения распределять внимание. (Методики «Знаковый тест (круг - крестик, круг - треугольник», «Ромашки - колокольчики») | |||
5. Развитие умения переключать внимание (Упр. «Найди пару», «Найди зайца») | |||
6. Диагностика развития внимания (Упр. «Сравни, назови, сосчитай») | |||
Коррекция, развитие и диагностика памяти. | 1. Развитие зрительной памяти. (Упр. «Чего не хватает?», «Узнай фигуры», методика «Запомни слова»). | ||
2. Развитие слуховой памяти. (Методики «Запоминание слов», «Испорченный телефон», «Повтори»). | |||
3.Развитие моторной памяти. (Упражнения «Как прыгают животные», «Смешанный лес»). | |||
4.Диагностика развития памяти. (Упражнения «Что запомнил?», «Что находится на картинке?»). | |||
Коррекция, развитие и диагностика мышления. | 1.Развитие умения сравнивать. (Методики «Четвёртый лишний», «Найди лишнее слово»). | ||
2.Развитие умения находить предметы по заданным признакам. Отгадывание загадок. | |||
3.Развитие умения классифицировать. | |||
4.Развитие логического мышления (логические категории: меньше-больше, выше-ниже). (Упражнения «Найди самый низкий забор», «Покажи девочку, у которой самое короткое платье» и т.д.). | |||
5.Диагностика развития мышления. | |||
Блок 3. | Диагностика моторной деятельности. | ||
1.Диагностика развития движений пальцев и кистей рук, пластичности. (Методики «Мозаика», «Обведи»). | |||
2.Диагностика координации движений (Упражнения «Радость», «Сделай, как я»). | |||
Блок 4. | Коррекция, развитие и диагностика моторной деятельности. | ||
Развитие сенсорной моторики. | 1.Расслабление по контракту с напряжением. (Упражнения «Расслабление и напряжение», «Шум ветра»). | ||
2.Расслабление с фиксацией на дыхание. Дыхательная гимнастика. | |||
Развитие мелкой моторики. | 1.Пальчиковая гимнастика. | ||
2.Процесс хватания. Движения пальцев и кистей рук. (Методика «Теневой театр», «Лего»). | |||
Развитие крупной моторики. Диагностика. | 1.Координация движений. Отображение эмоциональных состояний с помощью мимики, жестов. (Упражнения «Сделай, как я», «Игра с волной», «Радость», «Печаль»). | ||
2.Диагностика развития моторной деятельности. | |||
Блок 5. | Заключительная диагностика. | ||
1.Диагностика восприятия. | |||
2.Диагностика внимания. | |||
3.Диагностика памяти. | |||
4.Диагностика мышления. |
Тематическое планирование по курсу:
«РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ»
Класс, (7 вид)
Раздел. | Темы занятий. | Количество часов. | Дата. |
Блок 1. | Входная диагностика познавательных процессов. | ||
1.Исследование восприятия пространства, времени, цвета и величины. (Упражнения «Игровая школа мышления» О.А.Степанова, «Какого цвета предметы?», «Назови такой же», «Поиск по признакам»). | |||
2.Исследование устойчивости внимания. (Методики «Корректурная проба», «Знаковый тест»). | |||
3.Исследование зрительной, слуховой, логической памяти. (Методики «Запомни фигуры», «Запомни слова», «Запомни числа»). | |||
4.Исследование словесно-логического, наглядно-действенного мышления. | |||
Блок 2. | Коррекция, развитие и диагностика познавательных процессов. | ||
Коррекция и развитие восприятия. | 1.Развитие восприятия пространства. (Упражнения «Перед. За. Между. Рядом», «Угадай, кого загадали»). | ||
2.Развитие восприятия времени. (Упражнения «Лови, бросай, дни недели называй», «Какой месяц спрятался?». Заучивание стихотворений, скороговорок, пословиц). | |||
3.Развитие восприятия формы и цвета. (Игра «Радуга: какой цвет потерялся?», «Геометрические тела», «Что общего между геометрическими фигурами?»). | |||
4.диагностика развития восприятия пространства, времени, цвета, формы. | |||
Коррекция и развитие внимания. | 1.Развитие устойчивости внимания. (Упражнения «Корректоры» С.А.Шмаков, «Кто за кем?», «Зигзаг на доске»). | ||
2.Развитие умения распределять внимание. (Упражнения С.А.Шмаков «Найти смыл», «Считай правильно», «Знаковый тест»). | |||
3. Развитие концентрации и устойчивости внимания. (Упр. «Лабиринты», методика «Перепутанные линии», «Запомни предмет») | |||
4. Развитие произвольного внимания (Игры «Слухачи», «Пишущая машинка») | |||
5. Диагностика развития внимания. | |||
Коррекция и развитие памяти | 1. Развитие зрительной памяти (Методика «Запомни фигуры, картинки»). | ||
2. Развитие слуховой памяти. Запоминание слов и чисел. Воспроизведение текста. Мнемический ряд. Гений памяти. | |||
3. Диагностика развития памяти. | |||
Коррекция и развитие мышления. | 1. Развитие словесно – логического мышления: · Развитие умений узнавать предметы по заданным признакам; · Формирование способности выделять существенные признаки предметов; · Развитие умения классифицировать; · Развитие умения выбирать основание для классификации. | ||
2. Диагностика развития мышления. | |||
Блок 3. | Диагностика моторной деятельности. | ||
1. Исследование движений пальцев и кистей рук, пластичности. («Теневой театр», упр. «Обведи»). | |||
2. Оценка способности отображать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. (Упр. «Радость, печаль») | |||
Блок 4. | Коррекции, развитие и диагностика моторной деятельности. | ||
Развитие сенсорной моторики | 1. Расслабление по контрасту с напряжением (Упр. «Тяжесть - легкость», «Расслабление и напряжение») | ||
2. Расслабление с фиксацией на дыхании. Дыхательная гимнастика. | |||
Развитие мелкой моторики. | 1. Развитие пластичности и выразительности движений пальцев рук. (Методики «Теневой театр», «Обведи и вырежи», гимнастика для пальчиков). | ||
2. Развитие тонких тактильных ощущений. (Упр. «Холодно – тепло - горячо», «Узнай предмет») | |||
Развитие крупной моторики. Диагностика. | 1. Отображение эмоциональных состояний с помощью мимики, жестов, прикосновений, движений тела.. (Упр. «Гимнастика для глаз», «Печаль», «Сугробы и солнышко») | ||
2. Диагностика моторной деятельности. | |||
Блок 5. | Заключительная диагностика. | ||
1. Диагностика восприятия. | |||
2.Диагностика внимания. | |||
3. Диагностика памяти. | |||
4. Диагностика мышления. |
Тематическое планирование по курсу:
«РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ»
Класс (7 вид)
Раздел | Темы занятий | Количество часов | Дата |
Блок 1. | Входная диагностика познавательных процессов. | ||
1. Диагностика зрительного восприятия. (Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» авт. Немов Р.С.) Диагностика слухового восприятия. (Методика «Воспризведение прочитанного текста с соблюдением последовательности») | |||
2. Диагностика внимания: · Устойчивость (Методика «Расставь знаки» - видоизмененная методика Немова Р.С.); · Концентрация (Модификация метода Пьера - Рузера). | |||
3. Диагностика памяти: · Зрительная (Методика «Тренируем память»); · Слуховая (Методика «10 слов » Лурия Л.Р.) | |||
4. Диагностика мышления: · Наглядно – действенного (Методика «Собери по образцу»); · Наглядно – образного (Метод «Собери в единое целое» по представлению). | |||
Блок 2 | Коррекция, развитие и диагностика познавательных процессов. | ||
Коррекция, развитие и диагностика восприятия | 1. Развитие восприятия пространства. (Упр. «Запомни и найди», «Что нарисовано») | ||
2. Развитие восприятия времени. (Упражнения «Быстро-долго», «Кто старше?»). | |||
3. Развитие восприятия цвета. (Упражнения «Нарисуй цвет», «Найди такой же цвет»). | |||
4. Развитие восприятия величины. (Упражнения «Спрячь игрушку»). | |||
5.Диагностика развития восприятия. | |||
Коррекция, развитие и диагностика внимания. | 1. Развитие устойчивости внимания. (Тест Бурдона, упражнения «Найди и вычеркни», «Запомни предмет», «Лабиринт»). | ||
2.Совершенствование развития устойчивости и концентрации внимания. (Упражнения «Знаковый тест», «Что получилось?»). | |||
3. Развитие переключаемости, распределяемости внимания. (Упражнения «Красно-чёрная таблица», «Подчеркни»). | |||
4.Совершенствование развития умения распределять внимание. (Упражнение «Найди одинаковые предметы»). | |||
5. Диагностика развития внимания. | |||
Коррекция, развитие и диагностика памяти. | 1.Развитие зрительной памяти. (Упражнения «Запомни», «Чего не хватает?»). | ||
2.Совершенствование развития зрительной памяти. (Игра «Фанты»). | |||
3.Развитие слуховой памяти. (Упражнения «Запоминание слов и чисел», «Испорченный телефон»). | |||
4.Совершенствование развития слуховой памяти. (Упражнение «Запомни своё место»). | |||
5. Обобщённое занятие на развитие памяти. Повторение изученных упражнений. | |||
6. Диагностика развития памяти. | |||
Коррекция, развитие и диагностика мышления. | 1.Развитие наглядно-действенного мышления. (Упражнения «Помоги найти портрет», «Сделай самолёт»). | ||
2. Развитие словесно-логического мышления. (Упражнения «Что находится справа от шкафа?», «Найди самое маленькое дерево»). | |||
3. Развитие словесно-логического мышления. Определение существенных признаков и несущественных. (Упражнения «Покажи одинаковые картинки», «Кто, где живёт?»). | |||
4. Развитие операции сравнения. (Упражнение «Сравни»). | |||
5.Развитие операции обобщения, анализа. (Упражнения «Что лишнее?», «Чего не хватает?»). | |||
6. Диагностика развития мышления. | |||
Блок 3. | Диагностика моторной деятельности. | ||
1. Исследование развития пластичности и выразительности движений пальцев рук, оценка тактильных ощущений. (Методика «Обведи», М. Монтессори) | |||
2. Оценка способности отображать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. (Методика «Радость», «Печаль») | |||
Блок 4. | Коррекция, развитие и диагностика моторной деятельности. | ||
Развитие мелкой моторики | 1. Развитие пластичности, выразительности движений пальцев рук. (Упр. «Моя семья», «Вырежи», «Нарисуй», пальчиковая гимнастика). | ||
2.Развитие тонких тактильных ощущений. (Упражнения «Ощупай и слепи», «Узнай предмет на ощупь»). | |||
Развитие крупной моторики. | 1. Отображение эмоциональных состояний с помощью мимики, жестов, прикосновений, движений тела. (Упражнения «Гимнастика для глаз», «Колючий человек»). | ||
Развитие сенсорной моторики. Диагностика. | 1. Развитие расслабления по контрасту с напряжением, расслабление с фиксацией на дыхание. (Упражнения «Тяжесть-лёгкость», «Море», дыхательная гимнастика). | ||
2. Управление мышцами тела. (Упражнения «Зима и лето», «Солнышко»). | |||
3.диагностика моторной деятельности. | |||
Блок 5. | Заключительная диагностика. | ||
1. Диагностика восприятия. | |||
2. Диагностика внимания. | |||
3. Диагностика памяти. | |||
4. Диагностика мышления. |
Тематическое планирование по курсу:
«РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ»
Класс (7 вид)