Консультация для педагогов
"Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста по социально-коммуникативному направлению развития ребенка"
Подготовила Полетаева И.О., воспитатель высшей категории МБДОУ детский сад № 60 "Заинька" город Тамбов
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие объединены в общую область область «Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия в социальной среде и речевого общения.
Задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:
Данная образовательная область направлена на решение следующих задач:
¾ усвоение дошкольником норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
¾ развития общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
¾ становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
¾ развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
¾ формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в группе детского сада;
¾ формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
¾ формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Таким образом, социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение знаний, норм и ценностей, позволяющих ребенку чувствовать себя полноправным членом общества.
Проблема социализации подрастающего поколения является сегодня одной из самых актуальных. Человек начинает осваивать мир с младенчества, и этот сложный, многогранный процесс продолжается всю жизнь. Причем процесс социализации может осуществляться как в ходе стихийного взаимодействия с окружающим миром, так и в процессе целенаправленного приобщения человеку к социальной культуре. Интенсивность данного процесса на каждом возрастном периоде не одинакова. Например, младший дошкольник остро нуждается в эмоциональном контакте и познавательном общении со взрослым, во внимании к своим вопросам и максимально полных ответах на них. На данном возрастном этапе ребенку необходимо общение со сверстниками, он способен взаимодействовать с детьми в игре и коллективной работе. Вид деятельности ребенок тоже способен выбирать в соответствии со своими предпочтениями. Кроме того, уже в младшем дошкольном возрасте закладываются основы самосознания.
К старшему дошкольному возрасту у ребенка формируется потребность в устойчивых дружеских взаимоотношениях со сверстниками, в эмоциональной близости с ними, в уважении и сопереживании со стороны взрослых. Он способен общаться, ориентируясь на взаимосвязи в социальном мире; иметь устойчивые объединения со сверстниками для игры и реализации общих интересов; проявлять и более гибко использовать коммуникативные умения; способен осознать свое место в группе сверстников.
Как уже отмечалось выше, процесс социализации может быть стихийным и специально организованным. Рассмотрим методы и формы реализации задач целенаправленного социально-коммуникативного развития дошкольника в режимных моментах, в игре, в ходе образовательной деятельности, индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.
Социально-коммуникативное развитие в режимных моментах
Режим дня – рациональная организация жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении, уникальная возможность выстраивать общение педагога с воспитанниками, направлять коммуникативное взаимодействие детей.
Общение – сложный многосторонний процесс, включающий эмоциональный, познавательный и оценочный компоненты (А.А. Леонтьев). Эмоциональный компонент – это обеспечение психологического комфорта, чувства защищенности; познавательный – удовлетворение потребности в получении знаний и их применении на практике; оценочный – развитие самооценки и адекватной оценки действий сверстников, взрослого.
Режим дня оказывает положительное влияние на процесс усвоения дошкольником социальных норм: он учится подчиняться общим правилам, выполнять просьбы и поручения воспитателя. Кроме того, существуют приемы, помогающие оптимизировать процесс социально-коммуникативного развития воспитанников. Приведем несколько примеров:
¾ ритуалы и традиции, которые педагог вводит, иногда заранее обговаривая их, иногда просто повторяя изо дня в день, пока дети их не усвоят;
¾ утро радостных встреч, когда принято, например, здороваться за руку или приветствовать друг друга, говоря что-то приятное;
¾ читательский день – один день в неделю, когда кто-то из детей приносит свою любимую книгу и все вместе читают ее и обсуждают;
¾ день любимой игрушки – один день в неделю, когда разрешается приносить любимую игрушку из дома и рассказывать о ней сверстникам.
Условные сигналы, обозначающие переход от одного вида деятельности к другому:
¾ воспитатель звенит колокольчиком перед началом каждого занятия;
¾ воспитатель стучит в бубен, когда надо идти на утреннюю зарядку;
¾ устойчивая фраза воспитателя, сообщающего о том, что начинается интересная игра, например: «Я ребят своих зову в интересную игру».
Символика группы (эмблема, гимн, флаг), отличающие её от других групп детского сада.
Социальные знаки:
- повязка у дежурного по столовой, по занятиям;
- руль (любая другая игрушка) у того, кто ведёт строй на физкультуру, на прогулку;
- флажок у того, кто замыкает строй.
Педагоги могут привести много таких примеров.
Каждый из этих приемов не только способствует социализации и эффективному выстраиванию общения с детьми, но и помогает педагогу в организации их жизнедеятельности.