Не гляди на лицо, гляди на умение.




Учитель Кубановедения

МБОУСОШ №3

Вейкнис О.А.

 

 

 

Цели урока:

- з накомство учащихся с обрядами и традициями на Кубани, с жизненным укладом, ремёслами;

- развивать интерес к познанию традиций и обычаев Кубани;

- развивать художественный вкус, творческое воображение, желание сделать красивое своими руками.

Оборудование: мультимедийная установка, предметы быта Кубани: прялка, веретено, самовар, утюг, чугунок, глечики, шкатулки, сундучок, вышитые салфетки, рушники, скатерти, принадлежности для вязания.

 

ХОД УРОКА:

Вступительное слово учителя: Сегодня у нас необычный урок – путешествие в историю кубанских казачьих обычаев и ремёсел.

 

(звучит музыка)

Учитель: Чтобы продолжить наше путешествие, вы должны разгадать анаграмму: дитраици, чабыои, ряыдбо, ламерес и тогда узнаете тему нашего путешествия. На уроке мы восхитимся вашими знаниями, ответим на вопросы и вытащим из уголков памяти самое ценное: «Великий мир духовных ценностей».

Учитель: особое место среди ценностей отводится исторической и духовно-нравственной памяти. Благодаря устной традиции передачи информации от деда к отцу, от отца к сыну, от бабушки к матери, от матери к дочери кубанцы сохранили свою самобытную культуру. А эта память о Кубани нам с тобой нужна, ведь народ Кубани – часть этнокультуры, со своими обычаями, традициями.

 

Ты был на Кубани?

А ты побывай –

Отличные люди,

Прославленный край.

 

Учитель: Отчий дом – начало начал. Наша жизнь начинается с отчего дома и всю жизнь наши дороги ведут к нему. Многое утрачено в культуре народа. Но всё это знать, понимать обязан каждый, кто считает себя культурным человеком, ибо культура человека начинается прежде всего со знания культуры своих предков и культуры земли, на которой живёшь. Что же такое Кубань?

(на фоне музыки, демонстрация слайдов, учащийся читает стих)

Ученик:

Вот они – кубанские просторы

Их и птице трудно облететь

От Кавказских гор и до Ростова

Распахнулась наше чудо – степь.

 

Посмотрите вокруг, зачарует краса,

Нет края прекраснее нашего

Золотятся хлеба, зеленеют леса

Даль морская лазурью окрашена.

 

А какие сады на Кубани у нас!

А какие девчата красавицы!

Кубань – это житница нашей страны

Стихами и песнями славиться.

 

Учитель: на стенде перед вами лучшие люди нашего посёлка, школы, ветераны труда. А что вы о них знаете? (рассказы детей)

Учитель: Каждая семья, каждый человек должен ощутить себя частью могучего народа, частью завещанной нам культуры дедов и прадедов, которую надо беречь ради будущего своего и своих потомков. Для этого мы должны знать обычаи, традиции своих предков. А что такое обычаи?

 

1. Обычай – привычка, умение, принятое дело, порядок, общий образ действий.

2. Обряд – хозяйство, порядок, введённый обычаем, законом, традицией, всё что устно перешло от одного поколения к другому.

3. Ремесло – рукомесло, работа и умение коим человек живёт, его промысел, требующий более телесного, чем умственного труда. Говорили: с ремеслом не пропадёшь. Девочки, а какие обычаи и традиции соблюдают в вашей семье? (ответы детей). Ведь недаром говорят: «Вся семья вместе, так и душа на месте!», «Всякая душа – празднику рада».

А какие праздники вы знаете? Условно в старину на Кубани праздники делили на 4 группы (о них расскажет ученица):

1. Календарно-православные: связанные с особо чтимыми днями православного и земледельческого календаря: Рождество, Святки, Крещение, Масленица.

2. Трудовые: начало и окончание с/х работ, обряды сопровождающие сбор урожая.

3. Семейные: рождение ребёнка, крестины, новоселье, обряды жизненного цикла, родильный, свадебный, похоронный.

4. Полковые: обряд проводов и встреч казаков со службы.

 

Ученица:

 

Кубани нашей старина,
Для нас очень важна всегда.
Она наставит и научит,
Она к родному нас приучит.

 

Храня её веков забвенья,

Мы получаем вдохновенье.

О том, что дорого для нас

О том, что восхищает нас.

 

Учитель: А давайте вспомним, какие древние ремёсла вы знаете, изучая историю, кубановедение. В старые времена, чтобы скоротать долгие зимние вечера собирались девушки, женщины в какой-нибудь избе и занимались рукоделием, при этом пели песни, рассказывали былины. Девочек учили вышивать (слайд «Не учи безделию, учи рукоделию») с 5-6 лет, чтобы к 2-15 годам они смогли приготовить себе приданное.

(входит ученица в казачьем костюме, подходит к прялке, садится работать)

У меня в светёлке прялка у окна

Буду прясть я утром лучики для солнца

Пусть согреют землю золотые нити

Вы меня подружки только попросите.

Мастерица – кружевница

Девушка учёная,

Научи меня плести кружево кручённое.

В низенькой светелке огонек горит,
Молодая пряха у окна сидит.
Молода, красива, карие глаза,
По плечам развита русая коса.

Русая головка, думы без конца...
Ты о чем мечтаешь, девица-краса?

А мечтает она о том, как быстрее напрясть пряжи, наткать ткани.

Кто придумал ткачество? Подумайте? Загадки:

 

1. Висит сито, не руками свито.

2. Он всем ткань даёт, а сам раздетый ходит.

 

Учитель: очень, очень давно наши предки научились этому у птиц, ведь гнёзда птицы делают, переплетая травинки. Люди, подражая птицам, плели подстилки из травы. Как вы думаете, чему люди научились раньше – ткать или плести из лозы? Да, нити придумали позже. А из чего изготавливали ткань? (из волокон растений, шерсти животных). Изготовив ткань, шили одежду и украшали её, как вы думаете чем? Вышивкой.

 

Вышивка – один из древнейших и наиболее распространённых видов народного искусства. Вышитыми узорами украшались самые разнообразные предметы крестьянского быта: холщевые отбеленные ткани, полотенца, скатерти, мужские и женские рубахи, пояса.

 

Кубанская вышивка. Кубанские вышивальщицы красиво и ритуально своими золотыми руками создавали уют в семье вышитыми изделиями. Оберегость кубанской вышивки обеспечивалась идеограммами народных ремёсел:

 

Знак плодородия, изобилия, удачи.
Знак засеянного поля.
Поле с засеянными семенами и всходами.
Срез бивня мамонта, как символ благополучия и сытости жизни.
Знак земли.
Знак воды.
Знак земли с запасами воды.
Знак земли с семенами.
Знак текущих по воздуху дождевых капель, струй.
Знаки дождя.
Женские фигуры.

 

 

Кубанская вышивка отличалась от других своим цветом. В традиционной вышивке был белый фон – цвет, на котором зарождалась жизнь; красный цвет – цвет любви, жизни; чёрный цвет – цвет плодородия, богатства Кубани. Большой популярностью и обязательным атрибутом были рушники,

которые подразделяли на «утирач», «килковые» - украшать комнату, «обрядовые». Были вышивки-обереги, охрана от зла. Вышивали орнаменты, подразделяющиеся по мотивам на: геометрические, растительные, животные, зооморфные, антропоморфные, монограммы. Встречали гостей рушниками, использовали на свадьбах, похоронах. В костюмах казака и казачки была и обереговая вышивка: на руковах, низ изделия, горловине.

 

Во высоком новом тереме,
Во столовой новой горнице,
На дубовой новой лавочке
Тут сидела, красна девица.
Во левой руке держала пяличко,
Во правой руке иголочку.

Она шила красна девица

Шила приданое

Да приданое не малое.

 

А своё приданое она складывала в невестын сундучок. (рассказывает ученица).

 

Ученица: это семейный сундук, который привлекал внимание тем, что окантован белой жестью, и то, что он был музыкальный, он в каждом доме, где были девчата на выданье. Когда девочка заканчивала изготовление приданного, дедуля одевал внучке на правую руку серебряное колечко, как знак того, что она стала выданкой. А на крещение были смотрины. Девушки одевали на себя много предметов одежды своими руками. Женщины постарше, поднимали подола юбки, фартуков, и показывали женихам, на что способна каждая девушка.

 

Не гляди на лицо, гляди на умение.

Ребята не только смотрели на лица, умение девушек, но и думали кого выбирать себе в жёны.

 

Учитель: В искусстве вышивки ярко проявлялась творческая одарённость народа. У каждой девушки был свой стиль, свой орнамент, ни одной вещи не повторялось.

 

Итог: Сегодня на уроке мы с вами заглянули в кубанскую старину. Я думаю, что вы узнали что-то новое, а на уроках технологии выполните практическую часть, будете вышивать кубанскую вышивку, подберёте каждая себе понравившийся орнамент.

 

Итогом урока будет викторина. А какое настроение у нас после урока мы посмотрим: выберете из 3-х мордашек ту, которая соответствует вашему настроению. Всем спасибо за урок.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: