Пояснительная записка. КУРСА «НАЧАЛЬНЫЙ КУРС ГЕОГРАФИИ»




Пояснительная записка

КУРСА «НАЧАЛЬНЫЙ КУРС ГЕОГРАФИИ»

КЛАСС

 

Примерная программа основного общего образования по географии, «География Земли» (VI – VII классы), Учебник:Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии – М.: Дрофа, 2006

 

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения географии:

 

· формирование представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях.

· формирование у подростков географической картины единого мира как составной части ноосферы Земли.

· формирование географической культуры и обучение географическому языку.

· прививать навыки самостоятельной работы со справочной, научной литературой, другими источниками информации.

 

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

· способствовать формированию географического мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности;

· передать учащимся сумму систематических знаний по географии, овладение которыми поможет им ориентироваться в современном мире;

· овладение способами деятельностей: познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной.

· освоение компетенций:ключевых, общепредметных и предметных (коммуникативной, учебно-познавательной и рефлексивной).

 

Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содер­жания образования: оно представлено в виде трех существующих в современном мире.

Деятельностныйподход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражда­нина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

 

Согласно действующему учебному плану, рабочая программа предусматривает следующий вариант организации процесса обучения: количество часов – 34 часа, в неделю – 1 час.

Наблюдение погоды и обработка собранных материалов (составление графиков, диаграмм, описание погоды за день,Учебник:Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии – М.: Дрофа, 2006

 

УМК:

Географический атлас: 6 класс. – М.: Дрофа, 2006.

· Куприн А.М. «Умей ориентироваться на местности». Москва 1972 г.

· Ладилова Н.Н. Физическая география 6 кл., Дидактические материалы, М. «Просвещение» 1998 г.

· Левицкий И.Ю. «Решение задач по географическим картам». М. «Просвещение» 1996 г.

· Новенко Д.В. Школьный практикум. География: Практические работы на местности 6-9 кл. М.: Дрофа, 1997.

· Петрова Н.Н., Новенко Д.В. География: Примерное поурочное планирование с применением аудиовизуальных и интерактивных средств обучения. (6-9 кл.). – М.: Школа – пресс, 1999.

·. Петрова Н.Н «Тесты по географии 6-10 класс». М. «Дрофа» 1998 г.

· Сиротин В.И. Практические и самостоятельные работы учащихся по географии, 6-10 кл.: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1997.

· Сухов В.П. Физическая география Начальный курс, М. «Просвещение» 2001 для учащихся:

· Наумова А.С. От урока к экзаменам Сборник задач, Москва, «Просвещение», 1999

 

· Петрова Н.Н. Тесты. География 6-10 классы Москва, «Дрофа», 1999

· Энциклопедия для детей. Т.3. география. Гл. ред. М.Д. Аксеенова. – М.: Аванта+, 2001

· Энциклопедия для детей. Т.4. Геология. Гл. ред. М.Д. Аксеенова. – М.: Аванта+, 2001

· Сто великих мореплавателей. Е.Н. Авдяева, Л.И. Зданович. М. «Вече», 2000

· Весь мир. – Мн.: литература, 1998 (Энциклопедический справочник).

· За страницами учебника географии. М. Просвещение 1989 г.

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения географии ученик должен:

знать/понимать

· основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

· особенности размещения основных видов природных ресурсов,

 

уметь

· определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных объектов, процессов и явлений;

· применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

· составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов;

· сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета;

· понимания географической специфики крупных природных географических оболочек.

· описания и объяснения разнообразных явлений в окружающей среде на основе их географической экспертизы;

· понимания места и роли географической науки в современном мире, в различных сферах жизни общества; подготовки к продолжению образования в выбранной области.

 

 

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КЛАСС

№ п/п Название раздела, темы урока Элементы обязательного минимума образования Требования к уровню подготовки обучающихся Домашнее задание Дата проведения план/факт
Введение \2 часа\
1-2 География как наука. Развитие географических знаний о Земле. Земля – планета Солнечной системы.     Развитие географических знаний человека о Земле. Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. Современные географические исследования Вращение Земли и его следствия. Луна – спутник Земли. Знать/понимать основные географические понятия и термины Солнечная система, Движение Земли вокруг Солнца, времена года как следствие наклона земной оси, Луна её воздействие на Землю Уметь определять температуру, направления ветра, виды облаков § 1, вопр.№   1,2,3 стр.4   § 2 вопр.1-3 на стр.7   § 3 вопр. 1-6    
Раздел I. Изображения земной поверхности \8 часов \  
  Особенности разных видов изображений местности. Условные знаки. Масштабы плана. Виды изображений земной поверхности. Условные знаки. Масштаб. Виды масштаба. Значение. Компас. Азимут. Ориентирование на местности Изображение земной поверхности на плане   Способы картографического изображения Знать/понимать Основные географические понятия и термины, различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения. Уметь определять стороны горизонта по плану и на местности   Определять абсолютную и относительную высоту § 4 вопр.   § 5 вопр. на стр.14    
  Стороны горизонта на местности и на плане § 6 вопр.    
  Изображение неровностей земной поверхности на плане горизонталями. Относительная и абсолютная высота точки местности. Способы съёмки плана местности. § 7 вопр.   § 8    
  Форма и размеры Земли.   Географическая карта Изображение поверхности Земли на глобусе Географическая карта.Классификация карт.Чтение и использование карт Изображение суши и океанов. Шкала высот и глубин. Значение планов местности и географических карт. Современные географические карты Знать форму и размеры Земли   Уметь определять по глобусу и карте расстояния и направления, показывать полюса, экватор   Знать определение карты, градусной сети на глобусе и карте, классификацию карт.   Уметь: определять на карте географические координаты, глубину и высоту по шкале высот и глубин, абсолютную высоту и глубину. § 9   § 10    
  Градусная сеть на глобусе и географической карте. Географические координаты. Географическая широта и долгота.     § 11   § 12, 13 вопр. в конце §        
  Работа с картой. Определение расстояний, направлений, географических координат точек по карте. Задания в рабочей тетради    
  Изображение на физических картах высот и глубин. Высота своего населённого пункта над уровнем моря.   Значение планов местности и географических карт § 14   §15    
  Обобщение по теме «План и карта».          
Раздел II. Оболочки Земли \23 часов\ Тема 1. Литосфера \ 8 часов\
  Внутреннее строение Земли   Горные породы и минералы, слагающие земную кору Литосфера: строение земной коры. Граница Мохоровичича. Геология. Рельеф (горы, равнины) и полезные ископаемые, зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых, влияние   рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Геология. Знать/понимать   географические явления и процессы в литосфере,   взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека Знать/понимать   Основные географические явления и процессы в литосфере, взаимосвязи между ними,   Их изменение в результате деятельности человека § 16 вопр. на стр.41.   § 17    
  Движения земной коры. Землетрясения. § 18    
  Вулканы, горячие источники, гейзеры. § 19    
  Основные формы рельефа земной коры. Горы суши. § 20    
  Равнины суши.Образование равнин и их изменение во   времени. § 21    
  Основные формы рельефа земной коры. § 20,21    
  Рельеф дна Мирового океана § 22    
  Урок обобщения и контроля знаний по теме «Литосфера»      
Тема 2 Гидросфера \ 6 часов\
  Вода на Земле. Круговорот воды в природе   Части Мирового океана Гидросфера: океан, море, озеро, река, мировой круговорот   воды, движение вод в океанах. Мировой океан и его роль в формировании состава атмосферы и климатов Земли     Знать/понимать основные географические   понятия и термины   уметь: определять географическое положение объектов гидросферы, определять по карте глубину. Устанавливать зависимость направления течения реки от характера рельефа и наклона поверхности § 23   § 24    
  Движение воды в океане: ветровые волны, цунами, приливы и отливы Течения в океане   Изучение Мирового океана.   Свойства вод Мирового океана: солёность, § 26   § 27   § 28§ 25    
  Воды суши. Подземные воды   Поверхностные воды. Реки § 29   § 30    
  Озёра. Озёрные котловины и их образование.   Озёра сточные и бессточные   Ледники     § 31   § 32 вопр.на стр.101    
  Искусственные водоёмы: каналы, водохранилища, пруды. Использование и охрана поверхностных вод.     § 33, 34 вопр. на стр.102    
  Урок обобщения и контроля знаний          
Тема 3 Атмосфера \8 часов\
  Атмосфера: строение, значение, изучение Атмосфера: темпера тура, ветер, осадки, образование ветра и его зависимость от атмосферного давления, воздушные массы, погода и климат. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Знать/понимать Основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в атмосфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность.     § 35    
  Температура воздуха   Годовой ход температуры воздуха § 36   § 37    
  Атмосферное давление   Ветер. Способы определения направлений преобладающих ветров. § 38   § 39        
  Ветер. § 39    
  Водяной пар в атмосфере. Облака   Атмосферные осадки § 40   § 41    
  Погода, её характеристика, причины её изменений   Климат.   Причины, влияющие на климат. Особенности климата своей местности. § 42   § 43§ 45    
  Распределение солнечного света и тепла на Земле § 44    
  Урок обобщения и контроля знаний      
Тема 4 Биосфера \1 час\
  Разнообразие и распространение организмов на Земле   Природные зоны Земли.   Организмы в Мировом океане   Воздействие организмов на земные оболочки Биосфера: распространение растений и животных на Земле, взаимосвязь биосферы с другими сфера ми географической оболочки и способы адаптации растений и животных к среде обитания. Почва как особое природное образование и условия формирования почв различного типа. Природный комплекс (ландшафт) природная зона, широтная зональность и высотная поясность, роль климата и рельефа в формировании природных комплексов   Знать/понимать Основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность   § 46   § 47   § 48   § 49    
Раздел III. Население Земли \1 час\
  Человечество – единый биологический вид. Численность населения Земли Государство на политической карте мира Основные типы населённых пунктов. Человек - часть биосферы Расы. Влияние окружающей среды на человечество. Численность населения Земли, крупнейшие города и народы мира, крупнейшие по площади и населению страны Знать/понимать Основные географические   понятия, термины.     § 51   § 52   § 53,54    

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: