Модульно-блочные технологии обучения истории




Раздел 5. Современные предметные технологии

Тема: Современные технологии обучения истории

План:

Общая характеристика основных современных образовательных технологий

Модульно-блочные технологии обучения истории

1. Определенной эпохе, этапу развития общества соответствуют конкретные задачи образования. Они отражают социальный заказ, который предназначено выполнять школе. Новые исторические повороты влекут за собой новые идеи, ценности и новые школьные реформы, предполагающие формирование модели «нового человека». Еще недавно конечной целью школьного образования был выпускник, овладевший знаниями в пределах программы, учебными навыками. Обращение к психологии, новые интегрированные подходы позволили шире и глубже исследовать учебную деятельность школьников и старшеклассников в том числе. Современные психологи, дидакты, методисты заявляют о необходимости формирования способностей у школьников, делая акцент на самообразование, самоконтроль в процессе социализации. Приоритетным рассматривается овладение оперативными интеллектуальными общеучебными умениями, а не приобретение знаний как таковых. Способности учащихся трансформировать, осуществлять перенос знаний в новых условиях в большей мере и определяют значение нового понятия «компетентность», появившееся в школе с началом модернизации. Становление и развитие компетентной в различных видах деятельности личности рассматривается целью образовательного процесса в средней школе.

В старшей школе большая роль отводится созданию и организации многополюсной образовательной среды, в которой смена форм учебной деятельности рассматривается как один из факторов развития компетентности учащегося. Старшеклассник должен научиться быстро переносить усвоенные способы интеллектуальной деятельности в различные учебные ситуации, достигать цели обучения индивидуально, в парах, группах и т.п. При этом учащийся планирует собственную учебную деятельность на уроке и вне его, проектирует результат. Вся деятельность старшеклассника должна носить самостоятельный характер.

Приступая к планированию урока, учителю необходимо изучить и учесть:

- своеобразие темы, степень ее изученности;

- место и роль данной темы в курсе, воспитании гражданских качеств учащихся;

- уровень способностей учащихся данного класса, их познавательную активность;

- отбор учебного материала;

- соотнести с «минимаксом» (необходимые и достаточные знания и умения);

- постановка цели и задач урока;

- соотношение самостоятельной и коллективно-распределительной работы на уроке, ее формы;

- связь с предыдущим материалом;

- форму и тип урока;

- оптимальный набор приемов и методов.

В целом все эти элементы определяют выбор типа технологии. В то же время, они представляют собой основу технологии. В тексте федеральных государственных образовательных стандартов указывается на то, что одним из условий реализации основной образовательной программы школы является обеспечение возможности учителям использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии.

В процессе обучения можно выделить как содержательную ( чему учить), процессуальную (как обучать), мотивационную (как активизировать деятельность учащихся) и организационную (как структурировать деятельность преподавателя и учащихся) стороны.

Каждой из этих сторон соответствует ряд концепций. Так, первой стороне соответствуют концепции содержательного обобщения, генерализации учебного материала, интеграции учебных предметов, укрупнения дидактических единиц и др.

Процессуальной стороне - концепции программированного, проблемного, интерактивного обучения и др.

Мотивационной - концепции мотивационного обеспечения учебного процесса, формирования познавательных интересов и пр.

Организационной - идеи гуманистической педагогики, концепции педагогики сотрудничества, «погружения» в учебный предмет (М.П. Щетинин), концентрированного обучения и др.

Все эти концепции в свою очередь обеспечиваются технологиями. Данный термин «технология» заимствован из зарубежной методики, где его используют при описании по-разному организованных процессов обучения. Применение технологий направленно на совершенствование приемов воздействия на учащихся при решении дидактических задач.

В формулировке содержания этого нового педагогического понятия существуют определенные разночтения.

Технология - это совокупность форм, методов, приемов и средств, применяемых в какой-либо деятельности. (См.: А.В. Хуторской «Методические основы образования в 12-летней школе».)

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).

Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монархов).

Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).

Образовательная технология – это комплекс, состоящий из представления планируемых результатов обучения, средств диагностики текущего состояния обучаемых, набора моделей (приемов, способов, методов и средств) обучения и воспитания, критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий (В. В. Гузеев).

Перечислим современные образовательные технологии:

– развивающее обучение;

– проблемное обучение;

– разноуровневое обучение;

– технология решения изобретательских задач (ТРИЗ);

– исследовательские методы в обучении;

– проектные методы в обучении;

– личностно-ориентированное обучение;

– модульное и модульно-блочное обучение;

– применение тестовых технологий педагогических измерений, построение СОКО;

– технология развития критического мышления;

– использование игровых методов (ролевые, деловые игры);

– обучение в сотрудничестве;

– технологии организации дискуссий, дебатов, диспутов, ученических конференций;

– тьюторские технологии обучения;

– информационно-коммуникационные технологии;

– воспитательные технологии;

– кейс-технологии.

Названные технологии обладают общими чертами. Они:

• универсальны в применении на занятиях по любому учебному предмету, для любого возраста, не только в обучении, не только в школе;

• личностно-ориентированы, гуманитарны, задают процессу обучения диалогичность, субъектность, смыслотворчество, создают условия для моделирования собственного мира;

• открыты к обсуждению путей и средств реализации образовательных потребностей, к их оформлению;

• способствуют созданию, поддержанию и развитию образовательной мотивации;

• формируют читательскую грамотность, умение концентрироваться на проблеме, собирать и осмысливать информацию, взаимообучаться;

• воспитывают умение формировать и отстаивать свою позицию, вести диалог, самостоятельно осмысливать и систематизировать полученный объем знаний;

• развивают готовность к самообразованию, осмыслению образовательных потребностей, построению индивидуальной образовательной траектории, способствуют образовательной рефлексии, саморегуляции и самоорганизации ученика.

Эти образовательные технологии востребованы современным обществом. В условиях дестабилизации человек попадает в жизненные ситуации, которые развиваются «сами по себе». Заготовить алгоритмы ре­шений всех возможных ситуаций невозможно, поэтому важно не давать ученику шаблоны решений, а готовить его к самостоятельной выработке решений в любой проблемной ситуации».

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения требуют перехода к деятельностному способу обучения. При деятельностном подходе весь образовательный процесс построен таким образом, что ученики являются не пассивными получателями информации, а сами активно участвуют в учебном процессе, добывании знаний, формировании своей траектории обучения. Реализацию ФГОС можно осуществлять с использованием образовательных технологий.

В системе образования понятие «педагогическая технология» употребляется в трех категориях: общепедагогическая, частно-методическая (предметная), локальная (модульная, представляющая собой технологию отдельных частей учебно-познавательного процесса, отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитания отдельных личностных качеств, технология урока, технология повторения, технология коррекции и контроля учебного материала, технология самостоятельной работы и др.). Примером локальной технологии можно рассматривать модульную технологию.

2. Старшей школе предъявляются новые требования к организации учебной деятельности школьников, предпринимаются попытки ее технологизации, то есть разрабатывается комплекс оптимальных дидактических условий взаимодействия обязательных, взаимосвязанных средств, приемов и методов, объединенных в систему, которая гарантирует прогнозируемый результат. В связи с этим, в старшей школе постепенно набирает популярность модульная технология, получившая известность с 1972 г., когда в педагогике она называлась «модульная система». После Всемирной конференции ЮНЕСКО (1972 г.) в Токио, где обсуждались проблемы образования взрослых, модульная система (технология) была признана как наиболее эффективная для непрерывного обучения не только взрослых, но и старшеклассников.

Основатель модульного обучения Дж. Рассел определяет модуль как «учебный пакет, охватывающий концептуальную единицу учебного материала и предписанных учащимся действий».

В докладе ЮНЕСКО на конференции, которая состоялась в 1982 году, модуль определяется как «изолированный обучающий пакет, предназначенный для индивидуального или группового изучения для того, чтобы приобрести одно умение или группу умений путём внимательного знакомства и последовательного изучения упражнений с собственной скоростью». По мнению отечественных исследователей В.М. Гареева, С.И. Куликова и Е.М. Дурко, «обучающий модуль представляет собой интеграцию различных видов и форм обучения, подчинённых общей теме учебного курса или актуальной научно-технической проблеме». Исследователь П. А. Юцявичене определяет модуль как «блок информации, включающий в себя логически завершенную единицу учебного материала, целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей».

Термином «модуль» (от лат. modulus – «мера») часто заменяют понятие «раздел курса» в системах модульного обучения, программы которые содержат разделы одинакового объёма.

Модуль - автономная организационно-методическая структура учебной дисциплины, которая включает в себя дидактические цели, логически завершённую единицу учебного материала (составленную с учётом внутрипредметных и междисциплинарных связей), методическое руководство (включая дидактические материалы) и систему контроля.

Этот вид образовательной технологии широко применяется в вузах. Современная старшая профильная школа страдает от насыщенности учебных программ: один предмет сменяется другим в течение дня, на изучение некоторых из них отведен всего один час в неделю, хотя уровень сложности изучаемого материала достаточно высок. Форсированное прохождение материала (чаще всего традиционными методами) препятствует усвоению; главным здесь выступает прохождение программы. Такая ситуация особенно актуальна для изучения общественных дисциплин, в том числе и истории, в старшей школе, где необходимо изучить и усвоить большие объемы учебного материала.

Методика модульной системы основана на представлениях о том, что всякий урок должен способствовать как усвоению новой информации, так и формированию умений и навыков обработки этой информации. Таким образом, логично использовать блоковую (модульную) организацию подачи материала, а именно: лекция (урок изучения нового материала); семинар; исследование; лабораторная работа (уроки совершенствования знаний, умений, навыков); коллоквиум; зачет (контрольные уроки, уроки учета и оценки знаний и умений). Модульная технология интересна и эффективна для старшей школы тем, что она позволяет удачно сочетать новые подходы к обучению и устоявшиеся методические рецепты традиционной системы.

Эта технология позволяет использовать и сочетать множество самых различных форм подачи материала и самостоятельной работы учащихся. Уже из названия метода выявляются две его составляющие. Под первым словом понимается объединение нескольких хронологически связанных и исторически важных тем курса в один блок, а под вторым - сочетание разнообразных моделей обучения:

- информативный модуль (лекция или опорный конспект, сопровождающийся видеорядом, диалоговая лекция). Лекция как форма учебных занятий позволяет дать глубокое, целостное, логически стройное изложение основного фактологического и теоретического материала. Особенно это актуально в наше время, т.к. с одной стороны существует обилие учебной литературы, с другой – нет универсального учебного пособия, которое бы полностью удовлетворяло всем требованиям и дало бы возможность подготовиться к сдаче ЕГЭ;

– практический модуль (работа с документами и историческими текстами, сообщения учащихся, работа с видео и аудиоматериалами). Лабораторную, практическую работу как форму учебного занятия отличает высокая степень самостоятельности учащихся, другие источники знаний и деятельность учителя не в качестве информатора, а организатора и консультанта. Типология познавательных заданий к учебному тексту настолько разнообразна, что позволяет подготовить учащихся к выполнению большинства заданий части В и С в ЕГЭ, как по истории, так и по обществознанию;

– повторительно-обобщающий модуль (семинары, коллоквиумы, круглый стол);

– контрольный модуль (тесты, письменный анализ источников, письменные ответы на проблемные вопросы). Урок контроля, который завершает модуль, позволяет выяснить степень усвоения материала. К этому уроку учитель разрабатывает тестовый материал на основе различных пособий с вариантами ЕГЭ и ГИА, кроме этого использую ресурсы интернета.

Для обособления учебного содержания по тематическим модулям курс делится на крупные темы на основе проблемного, хронологичекого, пространственного (страноведческого) принципов. Оправданы для такого изучения темы, рассчитанные на 5-10 уроков и представляющие собой целостную часть курса с однородным историческим содержанием.[1]

Принципиальные отличия модульного обучения от других систем заключаются в следующем. На занятиях школьники работают самостоятельно и попарно по технологическим картам, которые состоят из учебных элементов (УЭ). В УЭ-0 формулируются общие дидактические цели занятия. В последующих УЭ ставятся частные дидактические цели занятия: УЭ – 1 содержит задания для входного контроля исходного уровня знаний учащихся; в УЭ-2, 3, 4 и т.д. задана последовательность действий ученика при изучении нового материала; последний УЭ - задание итогового (выходного) контроля.

Приведем пример модуль к уроку по теме «Коллективизация» в 11 классе для второго концентра, авторская разработка Егоровой Оксаны Львовны учителя с. Урицкое, Якутия.

№ УЭ Учебный материал с указанием заданий Управление обучением
УЭ – 0     УЭ – 1 В результате работы ты должен узнать: - каковы были предпосылки коллективизации, была ли она неизбежна; - какими методами осуществлялась коллективизации; - к каким последствиям привела коллективизация. Уметь: - сопоставлять различные источники, обобщать материал, делать выводы; - находить альтернативные варианты решения поставленных целей.   Индустриализация и коллективизация. Цель: выяснить, как коллективизация была связанна с индустриализацией. Выполни тестовую работу по теме: «Индустриализация в Советском союзе». Внимательно прочитай вопросы и варианты ответов, определи правильный ответ…. Тема урока записана на доске, запиши ее в тетрадь.     Самостоятельная работа, отвечай на вопросы теста в тетради. Проверь свои ответы по таблице учителя. Оцени свою работу самостоятельно (от 0 до 3 баллов). Если есть ошибки, устрани их. Поставь количество баллов в таблицу оценок.

 

Для закрепления и проверки изученного материала применяются задания разных уровней сложности. Учащиеся могут выбрать их по своему желанию. Ответы печатаются на отдельных листах и выдаются ученикам по мере выполнения задания. Кроме технологической карты каждый ученик имеет лист контроля, в котором выставляет себе оценку с учётом количества набранных баллов. В зависимости от оценки школьники получают различные домашние задания. Роль учителя на уроке заключается в управлении процессом обучения, консультировании, помощи и поддержке учеников.

Учитель и ученик – это не противостоящие друг другу субъекты, а равные участники общего образовательного процесса. Учитель не только обучает, он учиться сам, и в первую очередь у своих же учеников, оттачивая профессиональное педагогическое мастерство. Педагог, регулярно использующий блочно-модульную систему, вынужден постоянно повышать свой образовательный уровень, так как подготовка такого урока требует от него обширных знаний предмета, владения источниковой и историографической базой, а также практических умений, связанных с использованием инновационных технологий обучения. Демонстрация глубоких знаний преподаваемой им науки и умения донести эти знания до своих подопечных, обеспечивает учителю репутацию высококвалифицированного специалиста, что весьма ценится в ученической среде, и значительно повышает его авторитет. Преподаватель, имея возможность в рамках одной обобщенной темы сочетать все многообразие современных приемов обучения, обеспечивает эффективность образовательного процесса, повышает качество и уровень обученности учащихся.

 

В чем на ваш взгляд преимущество блочно-модульной технологии?

 

Преимущества блочно-модульной методики очевидны и для учащихся. Во-первых, данная система подразумевает рассмотрение и изучение того или иного исторического периода комплексно. Лекция, чтение документов, просмотр художественного или документального фильма, обсуждение проблемных вопросов на семинаре, - все это как бы «погружает» учащихся в изучаемую историческую эпоху и способствует складыванию у них целостного представления о ней и формированию исторического мышления, поскольку события изучаются в тесной цепи причинно-следственных связей.

Во-вторых, разнообразие приемов блочно-модульной технологии помогает лучшей реализации возможностей и способностей учащихся. Ни каждый ребенок может, например, принимать активное участие в обсуждении темы на семинаре, круглом столе и т.д., однако он может проявить способности аналитического мышления при работе с документами, при письменном ответе, может активно отвечать на вопросы учителя во время диалоговой лекции.

В-третьих, систематическая (от занятия к занятию, от темы к теме) самостоятельная деятельность учащихся при обучении истории, дифференцированная в парах, группах, индивидуально. Специально разработанные вопросы и задания проблемного, развивающего, логического характера развивают у учащихся потребность в систематической подготовке домашнего задания, изучения дополнительной литературы, что в конечном итоге формирует у них такие нравственные качества, как ответственность, целеустремленность. Итогом этой целенаправленной работы является общее развитие школьников. Следует отметить, что при традиционной системе обучения, в частности на комбинированном уроке, элементы самостоятельной работы в различных видах ее организации применяется эпизодически.

В-четвертых, использование различных видов работы учащихся дает возможность учителю оценить каждый из них. Таким образом, практически все учащиеся будут аттестованы.

В-пятых, блочно-модульный метод напоминает по своей сути вузовскую лекционно-семинарскую систему. Для старшеклассников овладение навыками подобной формы работы в дальнейшем облегчит и ускорит их адаптацию при обучении в высшей школе.

Новым в сравнении с традиционной системой обучения является организация на уроках рефлексии с целью выявления и оценивания собственных успехов и неудач, вовлечение в процессе осуществления технологии компетентных помощников учителя (в роли консультантов и экспертов) качественно повысит уровень подготовки учащихся, их рефлексии, мотивации обучения истории.

Может быть составлен модуль (памятка) по анализу какого-либо конкретного явления, например, реформаторских преобразований правителей в ту или иную эпоху. Алгоритм, предложенный Н. И. Медниковым, включает в себя выяснение предпосылок реформы, направления, целей, характера, методов, этапов, результатов, выяснения итогов и исторического значения. Ориентируясь на этот модуль, ученики получают задание проанализировать преобразования Екатерины II и подготовить тезисы.[2] Значительных успехов при реализации модульного пошагового обучения добился Г. О. Аствацатуров. Хотя его система обучения требует значительных затрат труда при разработке пакета раздаточных материалов, включающих в себя задания и задачи, тексты учебной и научно-популярной литературы, документы, однако дает высокий результат. Анализируя раздаточный материал на основе карты заданий, ученики работают индивидуально и в парах, делают записи в учебных рабочих тетрадях, заполняют листы контроля. Они поставлены в активную позицию к изучаемому материалу: ставят вопросы и отвечают на них, составляют и решают тестовые задания, применяют полученные знания и умения в новых условиях. На репродуктивном уровне при работе в парах отрабатывается понятийный аппарат учебника.

 

 


[1] Персанова Е. М. Методика обучения истории. Пенза: ГУМНИЦ, 2011. С. 164.

[2] Медников Н. И. Подготовка домашнего задания по истории России // Преподавание истории в школе. 2004. № 10. С. 23.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: