I. Организационный момент
https://vk.com/doc592217063_570064074?hash=a1e9a575acc82c5d0f&dl=bd0948b5a847c8cb57
II. Актуализация опорных знаний
Блиц-опрос «Я знаю лес» (слайд 2)
• Какой лес мы называем тайгой? (Хвойный.)
• Назовите дерево: высокое, стройное, с желтовато-красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые. (Сосна.)
• Какое особое отличие есть у лиственницы? (Сбрасывает иголки.)
• Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (Кедровка.)
• Какое дерево является символом России? (Береза.)
• Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (Белка-летяга.)
• Плодами какого дерева являются желуди? (Дуба.)
• У какого животного пять черных полос на спине? (У бурундука.)
• Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг чудесный аромат? (Липа.)
• Узнайте животное по описанию: любит темные леса, к жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас, «бакенбарды» и кисточки на ушах. (Рысь.)
• Какие три части можно выделить в лесной зоне? (Тайга, смешанный лес, широколиственный лес.)
III. Самоопределение к деятельности.
- Прочитайте стихотворение С. Никулиной «Русский лес». Сделайте предположение: о чем пойдет речь на уроке? (слайд 3)
Русский лес
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить —
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться —
И видно все до дна.
Течет вода-водица,
Вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану —
Присяду на пенек.
Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.
— О каких отношениях говорится в этом стихотворении? (В стихотворении говорится об отношениях между человеком и лесом.)
— Чем является лес для человека? (Это место отдыха человека, потому что человеку «нет ничего милее бродить и думать здесь...». Лес излечит, напоит чистой водой. В лесу человек находит себе пищу — это ягоды, орехи, грибы.)
— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
— Что мы будем делать для достижения этой цели?
— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.
IV. Открытие нового знания
Выполнение заданий в рабочей тетради
— Выполним задание 1 на с. 50.
(Ученики записывают, какую роль лес играет в их жизни.)
Работа по учебнику.
— Прочитайте в учебнике статью «Роль леса в природе и жизни людей» на с. 103—104. С помощью схемы расскажите о роли леса в природе и жизни людей. (слайд 4)
(Ученики читают текст самостоятельно, затем работают по схеме, данной в учебнике.)
— О чем новом вы узнали из текста? (Лес очищает воздух от пыли. Фитонциды убивают болезнетворные бактерии. Там, где растет лес, не мелеют реки. Лес защищает почвы от ветра, а корни растений не дают почве разрушаться.)
Беседа об охране природы
— А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса? Послушайте еще одно стихотворение и подумайте, о какой экологической проблеме идет речь.
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берез!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал — и вон убежал.
Н. Некрасов
— О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении? (Речь идет о вырубке леса.)
Людям казалось, что лесов так много, что их невозможно вырубить. Теперь стало ясно: леса в опасности! Это понимала и девочка Саша из стихотворения Некрасова, ей было жаль птиц и зверей, оставшихся без дома. (слайд 5)
— А какие еще экологически проблемы леса вы можете назвать? (Высказывания детей.)
Человек издавна охотился, добывая себе пищу. Это было необходимо для выживания, люди убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас же неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время охота на лесных животных ограниченна, а браконьерство наказывается по закону. Многие виды редких животных взяты под охрану, а растения и животные, занесенные в Красную книгу, находятся под особой охраной. (слайд 6)
— Перечислите животных и растения Красной книги, изображенные на с. 105 учебника.
(Ученики называют и показывают животных и растения.)
V. Включение нового знания в систему знаний
Выполнение заданий в рабочей тетради
— Выполним задание 3 на с. 51. Какие экологические проблемы лесной зоны отражены на рисунках? (1. Чрезмерная вырубка лесов для заготовки древесины. 2. Незаконная охота — браконьерство. 3. Разведение костров в лесу. Уходя, многие забывают погасить костер. Это приводит к пожару. 4. Вырубка лесов по берегам рек, вокруг городов и вдоль дорог. 5. Загрязнение лесов консервными банками, стеклами, о которые может пораниться человек или животное.)
— Выполним задание 4 на с. 51. На с. 94-95 тетради найдите на плакате «Красная книга России» редкие виды растений и животных. (слайд 7-15) Подпишите их названия. (Венерин башмачок, женьшень, жук-красотел, дровосек реликтовый, жук-олень, утка-мандаринка, филин, зубр, амурский тигр.)
Беседа
— Еще мы должны выяснить, что зависит от каждого из нас в природоохранном деле. Послушайте рассказ В. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».
Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомленные дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулек в сумку.
— Зачем ты берешь с собой мусор? — сказала Оля. - Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!
— Стыдно перед соловушкой, — тихо ответила Лида.
— Чье поведение в лесу вы считаете правильным?
Вы уже знаете, что пластмассовые и стеклянные предметы долго не гниют даже в земле. Если пищевые отходы и бумагу можно закопать в лесу, то консервные банки, стеклянные и пластиковые бутылки ни в коем случае нельзя оставлять там, а об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные. (слайд 16)
— Послушайте стихотворение В. Шефнера «Лесной пожар». (слайд 17)
Забывчивый охотник на привале
Не заметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра...
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес пошел.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
— Какой поступок человека стал грозной бедой для леса? (Человек не затушил костер, а он, разгоревшись, превратился в лесной пожар.)
(Показ видеосюжета «Пожар в лесу».)
— А ведь этого могло не случиться, если бы человек соблюдал правила разведения костра и не забыл его погасить и убедиться в том, что костер не разгорится вновь. Познакомимся с памяткой «Как разводить костер».
(Ученики читают памятку на с. 107 учебника.)
Творческая работа
— Придумаем условные знаки к этим правилам, выполнив задание 5 на с. 52 рабочей тетради.
(слайд 18)
— Как вы думаете, почему некоторые люди не выполняют правила поведения в лесу? (Ответы детей.)
— О чем должны помнить люди, приходя в лес?