Сборники, связанные с именем Иоанна Схоластика.
Синтагма Иоанна Схоластика, составленная в 6 веке «Синагога [свод] Божественных и Священных канонов, разделенных на 50 титулов».
Сборники государственных законов по церковным делам.
· Патриарх Иоанн Схоластик между 565 и 578 гг. в дополнение к своему каноническому сборнику в 50 титулах составил «Сборник из 87 глав». В него вошли извлечения из нескольких новелл Юстиниана, особенно из 123-й новеллы, составившей 60 глав (28-87) сборника Иоанна Схоластика.
· 2 сборника Иоанна Схоластика объединены. В IX в. оба свода были переведены на славянский язык. В нашей печатной Кормчей они составляют 42-ю главу.
· На рубеже VI и VII вв. был составлен «Сборник из 25 глав». вошли законы из Кодекса святого Юстиниана и извлечения из его новелл, относящиеся к церковным делам.
Томос единения: основные правила.
- Томос Единения изданный в 920 г. при патриархе Николае Мистике. Этим постановлением признавался действительным четвертый брак императора Льва Философа и одновременно подтверждался канонический запрет четвертого брака.
Зонара: кто он, основные труды.
- При императорах Алексии и Иоанне занимал должность великого друнгария виллы, то есть начальника дворцовой стражи, первого секретаря империи и вице-председателя Императорского трибунала, председателем которого был сам василевс.
- Удрученный горем о смерти жены и детей уходит в монастырь и принимает постриг.
- Толкования на полную Синтагму Фотиева Номоканона. Были составлены, вероятно, в первые годы царствования Мануила Комнина (1142-1181). Зонара изъяснял смысл канонов с трех точек зрения: исторической, догматической и практической.
- о предпочтении нормы одного из несогласующихся канонов на первое место ставит Апостольские правила; правилам Вселенских Соборов он отдает предпочтение перед правилами Поместных, а те, в свою очередь, ставит выше святоотеческих канонов. Конечная цель толкований Зонары состояла в том, чтобы чрез снесение правил, относящихся к одному и тому же предмету, извлечь из них общее положение как каноническую догмату.
- Последующий закон отменяет предыдущий.
- Предлагает использовать правилом, которое более человеколюбиво.
- Высокой оценки заслуживает научная щепетильность Зонары.
5. Афинская синтагма: автор, редакции, время составления, содержание.
- Синтагма Божественных и святых канонов» или Афинская синтагма. В 1852-1859 гг. под редакцией председателя Верховного суда Элладского королевства Г.Ралли и профессора Афинского университета М.Потли.
- В Синтагму, наряду с каноническим корпусом, включая «Номоканон в 14 титулах», Синтагму Матфея Властаря и толкования Аристина, Зонары и Вальсамона, вошли также позднейшие законодательные акты Константинопольской Патриархии от 911 до 1835 г., а также византийских императоров от св. Юстиниана до Андроника (до 1226) и законы о Церкви, изданные в Элладском королевстве.
6. Кормчая святого Саввы Сербского: автор, время составления, содержание.
- Кормчая книга святого Саввы Сербского. Предположительно составлена на Афоне, основа на синопсисе истолкованного Арестином.
Рукописная Кормчая книга на Руси
- Киевский митрополит Кирилл с просьбой прислать ему на Русь Кормчую святого Саввы. В 1262 г. деспот Иаков Святослав выслал на Русь список Кормчей, сопроводив его посланием к митрополиту. Эту книгу Иаков Святослав назвал «Зонарой»
- Кормчая была зачитана на Соборе, созванном митрополитом Кириллом во Владимире-на-Клязьме в 1272 г., и получила одобрение.
- В основу софийской фамилии положена не Кормчая святого Саввы, а первый славянский перевод «Номоканона в 14 титулах»
- Главные различия между этими двумя распространенными на Руси фамилиями списков Кормчей состоят в следующем: во-первых, в списках рязанской фамилии правила даны в сокращении, а в рукописях софийской фамилии приводится их полный текст, во-вторых, в сборники софийской фамилии включались статьи русского происхождения, которых нет в списках рязанской фамилии.
Печатная Кормчая.
- В 1649 г. в Москве при царе Алексее и патриархе Иосифе было предпринято первое печатное издание Кормчей книги.
- В основу этого издания легла рязанская редакция, близкая к сербскому переводу святого Саввы.Введением в печатную Кормчую в никоновской редакции послужило несколько исторических сказаний: об установлении автокефалии Русской, Болгарской и Сербской Церквей, о Крещении Руси и поставлении в ней патриархов, о поставление на царство Михаила Федоровича Романова и на патриаршество его отца Филарета, сказание о 7 Вселенских Соборах, сказание о 16 Соборах (Вселенских и Поместных), правила которых вошли в Кормчую.
- Затем следует Номоканон патриарха Фотия с двумя предисловиями.
- Первая часть Кормчей состоит из 41-й главы. Главы 1-37 содержат канонический Синопсис с толкованиями Аристина, а в некоторых местах — толкованиями Зонары и еще одного неизвестного толкователя. Главы 38-41 составляют дополнения к Синопсису.
- С 42-й главы начинается вторая часть печатного издания Кормчей, которая содержит в основном законы византийских императоров.
Вариант 2
Сборники государственных законов по церковным делам.
· Патриарх Иоанн Схоластик между 565 и 578 гг. в дополнение к своему каноническому сборнику в 50 титулах составил «Сборник из 87 глав». В него вошли извлечения из нескольких новелл Юстиниана, особенно из 123-й новеллы, составившей 60 глав (28-87) сборника Иоанна Схоластика.
· 2 сборника Иоанна Схоластика объединены. В IX в. оба свода были переведены на славянский язык. В нашей печатной Кормчей они составляют 42-ю главу.
· На рубеже VI и VII вв. был составлен «Сборник из 25 глав». вошли законы из Кодекса святого Юстиниана и извлечения из его новелл, относящиеся к церковным делам.
2. Номоканоны Фотия: автор, редакции, время составления, содержание.
· «Номоканон в 14 титулах». До начала XIX в. общепринято было приписывать составление этого сборника Константинопольскому патриарху Фотию. Поэтому в литературу он вошел как «Номоканон Фотия». Было 2 редакции: 6 век (автор не известен), 883 год (патриарх Фотий). Номоканон состоит из предисловия и двух частей. Первая часть, которая также называется Номоканоном, разделена на 14 титулов. Помимо указателя канонов, под каждой рубрикой приводятся также гражданские законы по тематике главы. Вторую часть сборника, называемую Синтагмой, составляют тексты канонов, расположенные в хронологическом порядке.
· Константинопольский собор 920 года утвержает номаканон патриарха Фотия как кодекс, общеобязательный для Вселенской Церкви.
· В настоящее время Синтагма Номоканона патриарха Фотия, в славяно-русской редакции составившая Книгу правил, и представляет собой канонический свод Православной Церкви.
3. Алфавитная синтагма: автор, редакции, время составления, содержание.
- В 1335 г. афонский иеромонах Матфей Властарь (до пострига он был юристом) составил превосходный словарь по церковному праву: в него вошли как каноны, так и гражданские законы. Он получил название «Алфавитная синтагма».
- Словарь состоит из 24 отделов — по числу букв греческого алфавита.
- Матфей Властарь часто почти буквально повторяет толкования Зонары и Вальсамона.