Чины сухопутных войск Нуменора
Катуфазган – Kathuphazgan – Верховный Главнокомандующий, император. Эту должность может занимать только Король (Ар-Адунахор).
Арнардубар - Arnardubar – маршал, командир армии (Наследник скипетра Ар-Зимратон либо иной носитель Королевской Крови. Ситуация может быть изменена к концу игры).
Нардубар - Nardubar – консул (командир легиона). В нашем случае Наместник колонии.
Нарункариб - Naru 'nKarib – рыцарь (военный трибун, командир когорты или большого отряда, в распоряжении которого находится несколько загурзанов).
Загурзан - Zagurzan – командир манипулы. В нашем случае лейтенант, возглавляющий «свою» группу солдат.
Обнарду - Obnardu – командир отделения (центурии). Не моделируется.
Нарду - Nardu – рядовой.
Военно-морские чины Нуменора.
Фактически, те же, что и в сухопутных войсках.
Арнардубар - Arnardubar – старший адмирал, может командовать армадой. Старший из Князей Андуниэ (лорд Адуназир).
Нардубар -Nardubar – адмирал, командир эскадры. Младший из Князей Андуниэ, лорд Афанузир
Нарунбалик - Naru n'Balik – капитан корабля.
Загурзан - Zagurzan – старший офицер на корабле (лейтенант), от боцмана до старшего помощника. В нашем случае – офицер с определенными функциями на судне, возглавляющий «свою» группу матросов. На корабле может быть несколько загурзанов.
Обнарду - Obnardu – мичман, рулевой, командир расчета метательного орудия. Не моделируется.
Нарду - Nardu – матрос. Основной контингент на корабле.
В Совет Скипетра входят Катуфасган, Арнардубары и Нардубар Флота, если он является носителем Королевской Крови.
***************************************************************************
Перевод терминов приведен соответственно древнеримской системе, наиболее близкой системе армии Высших Людей.
I. Иерархия войсковых подразделений
I.1. Подразделения сухопутных войск Анадунэ:
phuzgin – армия (досл. "легионы", 2 или более легионов)
phuzgun – легион (2 пехотных когорты + 1 стрелковая, 3000-3600 чел)
rohta – когорта (5 манипул, 1000-1200 чел)
uzgratsatta – манипула (2 центурии, 100-120 чел)
uzgur – центурия (50-60 чел)
Своих конных войск адунаим не имеют, а набирают их в союзнических или, теперь, вассальных землях. Соответственно и подразделения конницы различаются в зависимости от составляющего ее народа.
I.2. Подразделения военно-морских сил Анадунэ.
Адунаим не испытывают необходимости в мощном военном флоте, т. к. в Средиземье не существует народа (кроме нимри), способного построить что-то лучшее, нежели связанную из снопов камыша ладью. Такие, с позволения сказать, "корабли", угрозы для судов Анадунэ, как парусных, так и гребных, не представляют.
Посему военный флот Анадунэ в основном представлен десантными гребными кораблями, с которых производится высадка сухопутных войск, а также, при нужде, стрелковое прикрытие войск с моря. Для удобства выгрузки-загрузки и размещения войск, а также для удобства установки метательных машин на палубе, на эти корабли часто вовсе не ставится парусное вооружение, и основной движущей силой являются гребцы из Низших, привлеченные к гребным работам за плату или в наказание за определенные преступления и проступки.
Флот Анадунэ подразделяется на команды судов (balak), каковые суда объединяются в эскадры (azrarohta), а эскадры – в армады (azrаphuzgun).
Количество судов в этих подразделениях в общем случае может варьироваться для эскадры от 30 до 100 судов, для армады от 150 судов (верхнего предела не существует). Меньшее число кораблей объединяются в звенья, а командует звеном один из капитанов.
Среди военных Анадунэ циркулируют упорные слухи о том, что Зигур построил для Короля корабль, способный плавать под водой. Но если таковой корабль и существует, нам о нем ничего толком неизвестно. А от Зигура всего можно ожидать...
II. Иерархия армейских чинов Анадунэ
II.1. Чины сухопутных войск Анадунэ.
Arnardubar – маршал, командир армии
Nardubar – консул (командир легиона)
Naru 'nKarib – рыцарь (военный трибун, командир когорты)
Zagurzan – оруженосец (командир манипулы)
Obnardu – командир отделения (центурии)
Nardu – рядовой.
II.2. Военно-морские чины Анадунэ.
Фактически, те же, что и в сухопутных войсках.
Arnardubar – старший адмирал, может командовать армадой.
Nardubar – адмирал, командир эскадры.
Naru n'Balik – капитан корабля.
Zagurzan – старший офицер, от боцмана до старшего помощника.
Obnardu – мичман, рулевой, командир расчета метательного орудия.
Nardu – матрос.
В военной традиции Анадунэ существует титул Kathuphazgan – император (в римском республиканском понимании), т. е. великий полководец. В настоящее время этот титул носит только Король.
III. Повседневная воинская традиция.
III.1. Воинский салют и приветствия.
Как известно, адунаим никогда не здороваются с помощью физического контакта, за исключением приветствия близких. Поэтому в ходу разнообразные поклоны и салюты.
Воины Анадунэ, как во время несения службы, так и вне таковой, используют три типа приветствий:
а) Правая ладонь, вытянутая дощечкой, прижата к сердцу – приветствие, адресованное человеку невоенной профессии или представительнице прекрасного пола. Таковое приветствие может, как сопровождаться кивком-поклоном, так и не сопровождаться, в зависимости от чувств, которые испытываются к адресату.
б) Правая ладонь, сжатая в кулак, резко прижимается к сердцу, поклона нет – приветствие, адресованное другому воину или салют старшему по званию.
в) Правая рука, сжатая в кулак, резко прижимается к сердцу, потом выбрасывается вперед и вверх – салют Королю (и только ему).
Безусловно, никто не следит за тем, чтобы форма приветствия была той же и вне службы. Однако присущие адунаим самодисциплина и самоконтроль приводят к тому, что вышеприведенные формы приветствия соблюдается и во внестроевое время.
III.2. Вооружение и обмундирование воинов Анадунэ.
Информацию об этом можно почерпнуть из этнографии. Однако стоит заметить, что четкость мышления профессиональных военных исключает возможность присутствия в строю солдат, вооруженных и одетых разномастно. Поэтому в сухопутных войсках уже достаточно давно выработался стандарт на вооружение солдат. Итак, рядовой солдат-мечник пехотного легиона имеет следующее вооружение и обмундирование: длинное копье с наконечником на треть древка в рост человека с вытянутой рукой (опционально), короткий меч с длиной клинка в один локоть, ростовой щит и кольчужный доспех, как правило, из стали. На щите обычно изображается пятиконечная звезда. Форменная одежда – котта, различающаяся в зависимости от местности, в которой действует армия – в Умбаре, например, солдат носит белый плащ из тонкой ткани, напротив, в краях севернее Дулгудайра адунаи обычно одет в плотную накидку из шерсти черного цвета. На котте вышивается пятиконечная звезда. Кроме этого, солдат носит поножи и наручи, по которым можно идентифицировать принадлежность солдата к тому или иному подразделению. Обувь – кожаные сапоги.
Рядовой лучник, кроме ростового лука и колчана, носит также кольчужный доспех, солдатскую котту, а также кинжал для самообороны, буде таковая потребуется; обычно лучники в ближний бой не вступают.
Командиры, в зависимости от чина, носят на коттах знак своей должности – изображение пятиконечной звезды в венке определенного вида (например, у обнарду ветви венка идут в стороны на 1/8 часть окружности, у арнардубара – ветви венка сходятся сверху. Командиры старше загурзана, как правило, носят доспехи из митриля (хотя никто не мешает надеть митрильный доспех и солдату, если он будет в состоянии доспех приобрести)... Командиры старше загурзана, кроме того, носят не короткие, а длинные мечи (право носить длинный меч даруется вместе с присвоением звания нарункариба, так что длинномерный клинок – отличительная черта заслуженного воина)...
III.3. Войско на марше и на привале.
Каждый солдат, кроме доспехов и вооружения, несет с собой следующие вещи: запас продовольствия (сухой паек), запас воды во фляге, приспособления для разжигания огня, приспособления для ухода за одеждой, доспехами и оружием, минимальную аптечку, нож, кружку, ложку, миску, фонарь, плотницкий или землеройный инструмент для постройки походного лагеря. В местности, где отсутствуют деревья, солдат также имеет при себе кол для установки такового перед валом лагеря.
Походный строй пехотного легиона выглядит следующим образом: на расстоянии до лиги вокруг легиона перемещаются разведчики, чаще из местных жителей. Разведка в степях, как правило, конная, в лесах – пешая.
Авангард и арьегард составляют общим числом две манипулы, в центре движутся основные силы, а также охраняемый обоз. В строю стрелки находятся в центральных колоннах, по краям идут мечники. Также каре мечников охраняет обоз, если такой присутствует. Команды по строю передают конные гонцы или, в тех случаях, когда перемещение конницы по местности затруднено или слишком медленно (а также в боевых и предбоевых ситуациях), с помощью системы сигналов рогов и труб.
Походный лагерь разбивается в конце каждого походного дня, где бы ни шла армия – в мирной или опасной местности. Лагерь окружается частоколом и валом общей высотой по грудь человеку. Лагерь имеет четыре выхода, ориентированных по сторонам света. Каждый легион разбивает себе отдельный укрепленный лагерь.
III.4. Воиско адунаим в бою
Перед началом боя легион выступает развернутым строем манипулами. Манипулы выстраиваются в два ряда, между манипулами первой линии и перед ними находятся лучники. Адунаим редко бросаются в бой сразу – чаще они, обрабатывая строй противника стрелами, вынуждают того бежать или атаковать.
Когда противник приближается на расстояние выстрела из лука (того выстрела, который в состоянии сделать Низший), стрелки отходят в щели между манипулами первой линии и в дальнейшем бою участия не принимают. Манипулы первой линии смыкают строй, и первые три шеренги наставляют копья навстречу противнику. Если первая линия не добивается успеха в бою (устает, или несет серьезные потери), она постепенно отступает в щели между манипулами второй линии и в дальнейшем бою используется как резерв. Более опытные и тяжелее вооруженные солдаты второй линии смыкают строй и атакуют со свежими силами уставших солдат противника. Вторая линия не имеет копий, т. к. сражается в плотной массе людей.
Строевой бой отличается от поединочного в первую очередь тем, что в первом практически не используются рубящие и режущие удары, но только колющие.
Первая заповедь любого воина – всегда подчиняться команде. Команды передаются по строю с помощью звуковых сигналов (горнистами и барабанщиками)…
III.5. Награды и поощрения
Наград в современном понимании армия Анадунэ не имеет. Неизвестны медали, ордена и т. п. Распространены традиционные награды: устное восхваление (особенно ценное, если его произносит Король), наградное оружие, доспехи и одежда, вознаграждение в деньгах или драгоценностях, выделение надела земли, на Острове либо в колониях, жалованное право иметь свой герб. Также роль награды может играть повышение в чине и перевод в элитную часть. Высшей наградой для военачальника Анадунэ является зачисление его в Золотую Гвардию (см. “элитные и специальные подразделения”).
III.6. Взыскания и порицания
В армии Высших людей телесные наказания и наказания, унижающие человеческое достоинство, не в чести. Никаких там нарядов по чистке отхожих мест или по мытью котлов – на то есть слуги из Низших. Однако дисциплинарные наказания присутствуют, от выговора (наиболее редкое и самое тяжелое наказание – публичный выговор, т. к. в первую очередь задевает гордость человека). После позора публичного выговора адунаи может даже покончить с собой (прецеденты бывали). Чуть меньшую тяжесть имеет понижение в чине.
Наиболее распространенное взыскание – дополнительные физические нагрузки (ибо удачно сочетают неприятное с полезным). Умбарский гарнизон, например, имеет обычай отправлять провинившегося в кросс вокруг города в полном доспехе (по умбарской жаре впечатления незабываемые!)… Также распространены дополнительные наряды по приведению в порядок территории или по добыче фуража или дров…
Тяжелейшие проступки, за которые положена казнь – это намеренное убийство своего товарища, предательство и бегство с поля боя. Но и в этом случае дело преступника должны представить на суд Королю – лишь он вправе распоряжаться жизнью адунаим…