ОСНОВНЫЕ ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РФ




 

По общему правилу этот объем прав тождествен статусу российских граждан, но с учетом ряда исключений. В содержании таких прав иностранные граждане и лица без гражданства ограничены российским законодательством.

Передвижение иностранных граждан в пределах Российской Федерации. В соответствии с п.1 ст.11 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" последние имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах РФ на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии с этим Законом, за исключением посещения территорий, организаций и объектов (их перечень утверждается Правительством РФ), для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение.

Временно проживающий в РФ иностранный гражданин, согласно п.2 ст.11 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", не вправе по собственному желанию изменять место проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место проживания вне пределов этого субъекта РФ. Однако данный запрет, может вызвать вопрос о его соответствии ч.1 ст.27 Конституции РФ, согласно которой каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Иностранным гражданам - сотрудникам дипломатических представительств и работникам консульских учреждений иностранных государств в РФ, сотрудникам международных организаций, а также аккредитованным в РФ иностранным журналистам право на свободу передвижения в стране предоставляется на основе принципа взаимности, за исключением ограничений, связанных с посещением территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение.

Избирательное право. Согласно п.1 ст.12 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", последние не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, а также участвовать в референдуме РФ и референдумах ее субъектов. Вместе с тем в соответствии с п.2 ст.12 этого Закона постоянно проживающие в РФ иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме. Так, п.10 ст.4 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определено, что на основании международных договоров РФ и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане РФ.

Трудовая и предпринимательская деятельность. В соответствии с п.1 ст.13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" последние пользуются правом свободно распоряжаться способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

Работодателем (заказчик работ; услуг) иностранного гражданина может выступать физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее их труд на основании заключенных с ними трудовых договоров. В качестве работодателя иностранного гражданина может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

В силу императивного указания п.4 ст.13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии соответствующего разрешения.

В свою очередь, иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Тем самым необходимость его получения можно рассматривать как одно из ограничений, о которых говорится в п.1 ст.13 данного Закона. Вместе с тем обязательность получения разрешения на работу не распространяется на следующие категории иностранных граждан: постоянно проживающих в Российской Федерации; временно проживающих в Российской Федерации; являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц; являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования; являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации; обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул; обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются; приглашенных в Российскую Федерацию в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях).

При этом в силу п.5 ст.13 названного Закона временно проживающий в РФ иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов ее субъекта, на территории которого ему разрешено временное проживание.

Иностранные граждане и лица без гражданства, принятые на работу или выполняющие работы по гражданско-правовым договорам с соблюдением требований Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", наряду с российскими гражданами подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Говоря о трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства, отмечаются еще ряд условий и ограничений, установленных российским законодательством. Так, в соответствии со ст.14 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранный гражданин не имеет права: замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации.

Заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.

Государственная, муниципальная, военная служба. В силу императивного указания ст.14 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" последние не имеют права находиться на муниципальной службе.

Возможность иностранных граждан находиться на государственной гражданской службе сформулирован в ст.21 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации": на гражданскую службу вправе поступать граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком РФ и соответствующие квалификационным требованиям названного Закона. Таким образом, иностранным гражданам и лицам без гражданства запрещен доступ к государственной гражданской службе.

Что же касается военной службы, то здесь ситуация с иностранными гражданами выглядит следующим образом. В соответствии со ст.59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью ее гражданина РФ. В свою очередь, согласно п.1 ст.15 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", последние не могут быть призваны на военную и альтернативную гражданскую службу.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Административно - правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства представляет собой совокупность их прав и обязанностей, закрепленных нормами права и гарантированных государством.

Административно-правовой статус иностранных граждан (лиц без гражданства) на территории РФ определяется Конституцией РФ и законодательством. Общие вопросы правового положения иностранных граждан в Российской Федерации регламентируются Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации равными правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации (ч.3 ст.62 Конституции), кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

По времени пребывания на территории России всех иностранных граждан и лиц без гражданства можно поделить на: постоянно проживающих; временно пребывающих; проезжающих через территорию РФ транзитом.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Конституция Российской Федерации

2. Федеральный закон от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"

3. Федеральный закон от 25.07.2002 г. 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации

4. Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

5. Федеральный закон от 18.07.2006 г. 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"

6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001)

7. Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России: учебник. - М.: Изд-во "Зерцало", 2007. - 712 с.

8. Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. Административное право: Учебник. - "Юстицинформ", 2007 г. // Правовая система Гарант, 2010.

9. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И. Административное право России. - М.: Изд-во "ТК Велби", 2008. - 688 с.

10. Четвериков В.С. Административное право: учебник. - М.: ИНФРА - М, 2008. - 208 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: