Слитное, раздельное и дефисное написание наречий




Гр. 12, Русский язык

Задание

1. Переписать в тетрадь определения и правила (можно распечатать и вклеить)

2. Выполнить задания

Двадцать седьмое марта

Классная работа

Наречие. Слова категории состояния

Наречие – знаменательная часть речи, которая обозначает признак признака или признак действия.

Слова категории состояния – это знаменательная часть речи, которая выражает состояние (душевное, психологическое, физическое и т. д.) человека, окружающей среды, оценку действий (можно, нужно, необходимо, нельзя) и являются главным членом безличного предложения.

Смысловые группы наречий:

  1. Образ действия (как?каким образом?): мгновенно
  2. Время (когда? как долго? с каких пор?): сегодня
  3. Место (где? куда? откуда?): неподалёку
  4. Причина (почему?): нечаянно
  5. Цель (зачем?): назло
  6. Мера (сколько? в какой степени? в какой мере?): очень

Буква Ь после шипящих на конце наречий

После шипящих на конце наречий пишется Ь: вскачь, настежь, наотмашь.

Искл.: уж, замуж, невтерпёж.

 

Буквы А, У, О на конце наречий

1. В наречиях с приставками ИЗ-, ДО-, С- на конце пишется буква А: из редк а, до сух а

В некоторых наречиях с приставкой С- пишется буква У: с род у

2. В наречиях с приставками В-, НА-, ЗА- на конце пишется буква О: в лев о, на прав о.

НЕ и НИ в наречиях

Являются приставками и пишутся слитно. Под ударением пишется не, без ударения – ни: негде, нигде; некуда, никуда; некогда, никогда; неоткуда, ниоткуда; никак; нисколько; нипочем; незачем; нимало; ничуть.

Слитное, раздельное и дефисное написание наречий

Слитно Раздельно Через дефис
1. Если образованиы путем соединения предлогов-приставок с прилагательными, наречиями, числительными (кроме приставки по), местоим. заново, вкрутую, отныне 1. Наречные сочетания, сохранившие падежные формы на карачки – на карачках, под мышку – под мышкой 1. Если образованы от прилагательных и местоимений при помощи приставки по- и окончаний -ому, -гму, -ски, -ьи по-дружески, по-доброму, по-собачьи
2. Если образованы от слов, не употребляющихся без предлогов-приставок Впотьмах, насмарку, дотла 2. Если образованы повтором существительных с предлогом или если второе сущ. в Тв. п. Душа в душу, дурак дураком 2. Если образованы от порядковых числительных при помощи приставки в- (во-): в-третьих, во-вторых, в двадцать пятых
3. Наречия с пространственным и временным значением Вниз, наконец, сначала 3. Если образованы от существительных, начинающихся с гласной в одиночку, без устали, в упор 3. Если образованы посредством повторов, соединений синонимов, ассоциативно связанных слов быстро-быстро, тихо-смирно, нежданно-негаданно
4. Если образованы от существительных при помощи предлога-приставки и не имеющих в данном употреблении пояснений Страна встает на встречу дня; И все поет, песня навстречу идет 4. Если образованы от существительных во мн. ч. в ногах, на глазах Запомнить: до зарезу, с ходу, с виду, на славу, на бегу, на диво, по совести, с ведома, с размаху, на совесть и т. п. 4. Если образованы при помощи приставки кое- и суффиксов: -то, -либо, -нибудь, -таки как-нибудь, все-таки, кое-кто Запомнить: на-гора

Задание 1. Запишите, вставьте пропущенные буквы, обозначая приставки и суффиксы:

1) Н…лев… был угрюмый лес. 2) Гроза поднимается слев…. 3) Русское население и…давн… живёт на Белом море. 4) Обстоятельства разлучили из н…долг…, 5) Береги честь …молод…, 6) Он заезжал з…прост… в дом своего друга.

 

Задание 2. Записать, раскрыть скобки и вставить пропущенные буквы:

Им всегда (н..) когда; (н..) куда пойти; (н..) зачем беспокоиться; (н..) не выходить; (н..) где остановиться; (н..) не задерживаться; (н..) не мог прийти; (н..) сколько не обиделся; (н..) о чем спорить; (н..) (от) куда ждать помощи.

 

Задание 3. Перепишите, раскрыв скобки

(В) проголодь, (чуть) чуть, (с) размаху, (по) зимнему, (по) своему, (в) последних, (вот) вот, (с) (бухты) барахты, (кое) как, (что) то, (в)круговую, (в) слепую, (по) двое, (под) чистую, (на) трое, (в)четвером, (до) ныне, (за) ранее, (после) завтра, (без) остатка.

 

Задание 4. Заполни таблицу, вписав нее слова категории состояния, данные в предло­жениях.

В избе было тепло и сухо. Мне грустно и легко. На Волге так хорошо, спокойно, свежо. По утрам было еще темно. В обществе этих людей ему было скучно. Но нашим дамам, видно, лень сойти с крыльца. До­садно, что скоро придется покинуть вас. Человеку холодно без песни. В поселке спокойно. Можно написать это покрупнее. Невозможно не видеть того, что происходит в стране. Курить в общественных местах нельзя.

 

Душевное состояние человека Физическое состоя­ние человека Состояние природы и окружающей среды Оценка действий
       

 

Задание 5. Ученик 7-го класса по Интернету разослал по всем школам задание с пометой «SOS». Он совсем запутался и просит помочь ему вставить подходящие по смыслу слова категории состояния и озаглавить текст. Поможем?

Я встал рано. На улице уже _____________. Кругом _____________ от выпавшего ночью снега. Выхожу из дома, надеваю лыжи. ________________, щеки пощипывает, снег скрипит. Дышится ______________. ______________ в спящем зимнем лесу. Но только на первый взгляд лес кажется безжизненным. ___________ уметь видеть и слышать лесную жизнь. Даже зимой _______________представить лес мертвым. Он живет своей тихой жизнью, скрытой от посторонних глаз. Присмотревшись, ___________увидеть легкие следы белок, птиц, мышей. __________ стук дятла, шелест легких крыльев. В лесу никогда не бывает __________. День пролетел незаметно. Уже ____________. ________ домой. После этой прогулки на душе ___________ и ____________.

Слова для справок: радостно, торжественно, светло, легко, белым-бело, тихо, морозно, надо, невозможно, скучно, пора, можно, темно, слышно.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: