Массаж для пальчиков рук




Словарная работа.

Народный костюм, льняная ткань, сара­фан, рубаха-косоворотка, пояс, опояска, кушак, кокошник, оберег, опознавательный знак, вышивка "крес­том" мулине.

Предварительная работа.

Посещение выставки народного быта.

Рассматривание репродукции карти­ны Ф. А. Малявина "Хоровод" иллюстра­ций Е. Рачева к русским народным сказкам "Кот, петух и лиса" "Колобок" "Заячья избушка".

Чтение русской народной сказки "Ца­ревна-лягушка".

Беседа о старинных женских голо­вных уборах.

Ход занятия

Воспитатель. Дети сегодня мы с вами пойдём в гости к Марьи- Искуснице. Ребята о ком люди говорят искусный – (Человек который много знает и умеет).

Марья- Искусница:

Здравствуйте, детки дорогие! Откуда вы ко мне пожаловали? Из какого города, из кого сада? (Ответы детей).

Ой, да вы из «Снежинки»! Вы так подросли, так повзрослели, что я вас и не узнала.

А теперь-то вижу – это мои старые друзья. Проходите, дорогие гости! На убранство горницы посмотрите! (Дети входят в «горницу» с поклоном: Мир вашему дому.) Почему так удивительно нарядно и красиво в моей горнице? (Ответы.) Верно, у меня так красиво и нарядно потому, что на стенах, лавке, столах расположены удивительные вещи: вышитые скатерти, полотенца, платочки. Милости прошу, проходите в горницу.

Все разместились. Ну что ж, долгожданные мои сядем рядком да поговорим ладком.

Сегодня мы поговорим о русском народном костюме - женском и мужском. Одежда русских людей в стари­ну была довольно простой, удобной и кра­сивой. Вспомните, из какой ткани шили одежду? Да, из льняной. Ее ткали из льня­ных нитей.

Льняная ткань хороша, потому что экологически чистая: нити, из которых ее ткут, спрядены из растения, изо льна; в одежде из этой ткани зимой не холодно, а летом - не жарко, тело в ней "дышит".

Посмотрите, как красиво одеты эти куклы – девочка и мальчик. Девочку звать Катюша, а мальчика Ванюша. У Катюши одета кофта-рубаха. Сверху красный сарафан.

Как вы думаете, что означает красный цвет ткани? (Тепло, праздник, радостное настроение.) Чаще все­го сарафаны были красного, желтого, го­лубого и коричневого цветов. Желтый цвет олицетворял Солнце, богатство, голубой был символом неба, моло­дости. А что означал коричневый цвет тка­ни? (Землю-кормилицу.)

Еще раз внимательно рассмотрите народный костюм. Почему он кажется нам необычным и красивым? На кофте-рубахе и на сарафане есть вышивка. По народному поверью, вышивка не только украшала одежду.

Наши предки считали, что одежда еще и соединяет их со всей вселенной: помогает призвать светлую, добрую энергию природы и оберегает хозяина от злых духов.

Вышивки-обереги располагались в оп­ределенных местах: на рукавах рубахи, у выреза и на подоле сарафана. Узоры на рукавах оберегали руки, сохраняли их си­лу и ловкость. Узоры на сарафане обере­гали легкие и сердце, не давали злой силе подобраться снизу. Все эти красивые узоры вышивали разноцветными нитками.

Вспомните ребята как называются нитки, которые ис­пользуют для вышивки? Какие они?

(Ответы детей "мулине", мягкие, гладкие, шелковистые... До­стает из короба му­лине разных цветов.)

Что можно вышить такими нитками? (Достает из короба и демонстрирует вышитые салфетки, ска­терть, полотенце.)

На голову девушки надевали яркие кокошники. Они украшались бусами, тесьмой.

Обязательной частью праздничного наряда женщин был головной убор – кокошник (происходит от слова "кокошь", то есть курица, птица). В формах кокошников и корон можно угадать образ полусолнца или месяца. Обычно такие уборы богато украшались блестящими камнями, бисером и сверкали, подобно небесному светилу.

Одежда щедро отделывалась вышивкой, в которой на своих местах располагались символы: в самом низу, по подолу, шли знаки земли, распаханного поля – ромбы и точки, как зерна на земле; в следующем ряду могло быть дерево жизни или женская фигура с воздетыми к небу руками; по бокам от них – изображения птиц или магических животных.

Женщины в старину украшали вышив­кой не только сарафаны, передники, скатерти, полотенца, но и мужскую одежду.

Физминутка:

Упражненье повтори

Мы руками бодро машем,

Разминаем плечи наши.

(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Раз-два, раз-два,

И закрыли мы глаза.

Раз-два, раз-два,

Открываем мы глаза.

(Дети выполняют движения по тексту.)

Корпус влево мы вращаем,

Три-четыре, раз-два.

Упражненье повторяем:

Вправо плечи, голова.

(Вращение корпусом влево и вправо.)

Мы размяться все успели,

И на место снова сели.

(Дети садятся.)

Марья- Искусница:

У Ванюши рубаха, пояс, жилет, порты. Это старинный мужской костюм. Чем Ванюшина рубаха отличается от рубашек, которые носят наши мальчики? (Ответы детей).

У старинной рубахи по-другому скроен воротник: он распо­ложен сбоку, как бы косо. Поэтому такую рубаху назвали косовороткой.

Рассмотрим эту рубаху. Она очень длин­ная, рукава тоже длинные и широкие. Не закатав такие рукава, работать, было не­возможно. Именно с тех давних времен берет свое начало выражение "работать спустя рукава".

Как вы думаете, что это значит? (Ответы детей работать плохо, кое-как).

Какие пословицы вы ещё знаете? (Ответы детей.)

Еще одна особенность рубахи - вышив­ка на вороте, рукавах и по низу. Для чего она была нужна? (Ответы детей.)

(Подходим к столу, дети рассматривают иллюстрации.)

Рассмотрите иллюстрацию русской народной одежды.

Какая деталь дополняет мужской костюм? (Поверх рубахи-косоворотки.)

У мужчин рубаха-косоворотка повязана поясом. В старину их на­зывали опоясками и кушаками. Их плели из тесьмы, делали из кожи, шили из ткани. Кушаки были не только частью костюма, но и опознава­тельным знаком. Посмот­ришь на кушак и сразу поймешь, богат че­ловек или беден: у богатого кушак широ­кий, украшен красивым узором из бисера, а у бедного - узкий, и узор на нем попро­ще.

Вы хотите научиться мастерству, украшать русские костюмы?

Перед работой давайте разомнём свои пальчики.

Массаж для пальчиков рук

(Дети соединяют поочередно мизинцы, потом безымянные пальцы и т.д. до больших пальцев под счёт.)

Раз, два, три, четыре, пять,

(Затем хлопают в ладоши.)

Вышли пальцы погулять.

(А вслед за эти идёт поочерёдный массаж пальцев от основания к ногтю по внешней стороне правого большого пальца.)

Это пальчик самый сильный.

(Левого большого пальца:)

Самый толстый и большой.

(Правого указательного пальца.)

Этот пальчик для того…

(Левого указательного пальца.)

Чтоб показывать его.

(Правого среднего пальца.)

Этот пальчик самый длинный…

(Левого среднего пальца.)

И стоит он в середине.

(Правого безымянного пальца.)

Этот пальчик безымянный…

(Левого безымянного пальца.)

Он избалованный самый.

(Правого мизинца.)

А мизинчик хоть и мал…

(Левого мизинца.)

Очень ловок и удал!

(После этого дети интенсивно растирают кисти рук, и встряхивают их.)

 

Марья- Искусница:

Девочкам я предлагаю украсить кокошники, а мальчикам кушаки.

Подойдём к столу и выберем всё что нм потребуется для украшения головных уборов и поясов.

(Дети выполняют работу в середине физминутка)

Для начала мы с тобой

Для начала мы с тобой

Повращаем головой.

(Вращение головой в стороны.)

Поднимаем руки вверх,

Плавно опускаем вниз.

Снова тянем их наверх.

Ну, дружочек, не ленись!

(Дети поднимают прямые руки над головой, потом опускают их вниз и отводят назад, потом снова вверх, потом снова вниз и т.д.)

Марья- Искусница:

«Делу время, потехе час».

Хорошо вы дети потрудились, вставайте в хоровод.

 

Подвижная игра: «Заря, заряница».

Воспитатель: Ребята, чем запомнилась вам встреча с Марьей-Искусницей? Что нового о русском костюме вы узнали? (Ответы детей.)

Дети прощаются и уходят.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: