Классификация словосочетаний по главному слову




Данная классификация характеризует морфолого-синтаксические свойства словосочетаний. Словосочетание отличается от других сочетаний слов тем, что способность к распространению (к сочетанию с другими словами) зависит от принадлежности главного слова к той или иной части речи, а также от лексического значения слова и его стилистической окраски Способность слова к распространению называется его валентностью, сочетательные свойства слова называются его валентными свойствами. Уже со времен «Российской грамматики» М. В. Ломоносова учение о словосочетании и его видах связано с учением о частях речи. Изучение словосочетаний- органически связывается с изучением частей речи, поэтому в схемы словосочетаний включаются названия частей речи. В зависимости от того, какой частью речи является главное слово, различаются следующие типы словосочетаний.

I. Словосочетания и м е н н ы е, которые в свою очередь делятся на:

а) субстантивные — словосочетания с именем существительнымв роли главного слова: теплый день, крыша дома, старик в очках, свидание наедине, желание нравиться и т. д.

Как показывают примеры, существительное может распространяться и существительным, и наречием, и инфинитивом, но наиболее характерна для существительных сочетаемость с согласуемыми словами, среди которых первое место занимают прилагательные, поэтому основной схемой субстантивных словосочетаний является схема «прил.+сущ.»;

б) адъективные — словосочетания с прилагательным в роли главного слова: красный от смущения, очень любознательный, всем известный, давно известный и т. д.

Адъективные словосочетания в современном русском языке являются продуктивными конструкциями. Особенно заметно увеличивается круг адъективных словосочетаний со второй половины XIX в. Многие из них повторяют схемы соответствующих глагольных словосочетаний (гордиться победой и гордый победой, краснеть от смущения и красный от смущения и др.);в) словосочетания с именем числительным в роли главного слова: два студента, двое друзей, первый по списку и т. д.

II. Словосочетания с м е с т о и м е н и е м в роли главного слова

В качестве главного слова непредикативных словосочетаний могут выступать неопределенные местоимения — существительные типа: кто-то, кто-нибудь, что-то, что-нибудь, кое-кто, кое-что, некто, нечто и др. Например: кто-то из студентов, кто-нибудь другой, что-то важное, что-нибудь интересное, каждый из нас,любой из слушающих и т. д.Остальные местоимения в роли главного слова непредикативного словосочетания встречаются редко, так как местоимения по своему категориальному значению наиболее абстрактны среди частей речи и «не любят» конкретизации.

III. Словосочетания г л а г о л ь н ы е. Они образуют самую большую группу словосочетаний, так как у глагола самые богатые валентные свойства. Спрягаемый глагол может подчинять одновременно до семи слов. Правда, валентные свойства глагол редко реализуются полностью в одном предложении. Глагол почти без ограничений сочетается с наречиями, инфинитивами, деепричастиями и существительными в разных падежах с предлогом и без предлога: читать книгу, стремиться к знаниям, читать вслух, громко читать, скрыться в лесу, хотеть путешествовать, говорить улыбаясь и т. д. К глагольным словосочетаниям относятся и словосочетания с причастиями и деепричастиями в роли главных слов: почерневший от пыли, вспоминая о прошлом и т. д. У таких словосочетаний можно выделить две начальные формы: почернеть от пыли —почерневший от пыли, вспоминать о прошлом — вспоминая о прошлом.

IV. Словосочетания н а р е ч н ы е (или адвербиальные) — с наречием в роли главного слова: очень весело, далеко от родных откуда-то из темноты и др.

V.Словосочетания с к а т е г о р и е й с о с т о я н и я в роли главного слова: очень больно, мне грустно, трудно с тобой, хорошо дома, хорошо в лесу и т. п.

Грамматические связи в словосочетании. Словосочетания строятся на основе подчинительной связи между словами. Способы подчинительной связи — согласование, управление и примыкание.

С о г л а с о в а н и е — это такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное: любимая книга, моя книга, прочитанная книга. При согласовании с изменением форм главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова: любимой книги, любимые книги. Средством оформления согласования является окончание зависимого слова.

У п р а в л е н и е — это такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определенном падеже: написать письмо (вин. п.), написать матери(дат. п.), резать ножом (твор. п.), сидеть в кресле (предл. п.) и т. д.При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется: написал письмо, написав письмо, написавший письмо и т. д.

Средствами оформления управления обычно являются окончание зависимого слова и предлог. Управление бывает непосредственным, если форма зависимого слова не имеет предлога (выполнить план, выполнение плана),и предложным, если управление формой косвенного падежа осуществляется с помощью предлога (вспоминать о детстве, тоска по родине, встреча с друзьями и т. п.).По характеру главного слова управление может быть приглагольным (глагольным): писать мелом; приименным (именным): борьба за чистоту, готовый к бою, подобный молнии и т. д.; наречным: далеко от Москвы и т. д.

Управление может быть сильным и слабым.

При сильном управлении главное слово предсказывает форму зависимого: читать книгу, чтение книги; три стола, двое друзей и т. д.

При слабом управлении главное слово не предсказывает форму зависимого: гулять около реки, гулять с товарищем,

домик в лесу и т. д.

Сильное управление характерно для словосочетаний с объектными (читать книгу) и комплетивными (восполняющими) отношениями (три стола), а слабое обычно наблюдается в словосочетаниях с обстоятельственными отношениями (гулять около реки, гулять у реки; идти к лесу, от леса, мимо леса, через лес и т. д.).Однако четко семантический критерий соблюдается далеко не всегда. Так, сильное управление возможно и при обстоятельственных значениях (оно может быть обусловлено словообразовательными факторами, например наличием приставок: выехать из города, въехать в город, подойти к озеру и т. д.), а слабое управление — в словосочетаниях с объектными, и особенно атрибутивными значениями.

П р и м ы к а н и е — это такой способ подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным только по смыслу и интонационно: очень ценить, очень милый, очень хорошо; уехал учиться, сказал волнуясь. Примыкают, как правило, неизменяемые знаменательные слова: наречия, инфинитивы, деепричастия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: