Ф. Энгельс и К. Маркс выделяли три макроформации:




Правоведение. Семинар №1

 

 

1. Правоведение - это наука и учебная дисциплина, изучающая общие закономерности возникновения, развития, а также терминологию государства и права. Предмет правоведения - это круг вопросов, составляющих теоретическую основу отраслевых юридических наук. Например, основы государственного строя, федеральные законы, правоотношения, правонарушения, законность и правопорядок и т.д.

Основные отрасли российского права:

1. Конституционное право;

2. Административное право;

3. Финансовое право;

4. Земельное право;

5. Гражданское право;

6. Трудовое право;

7. Семейное право;

8. Уголовное право;

9. Гражданское процессуальное право;

10. Уголовно-процессуальное право;

11. Экологическое право;

12. Международное право.

Правоведение (лат. юриспруденция) является частью научного знания об обществе наряду с такими науками, как социология, история, экономика, политология, культурология и др. Но предметом правоведения выступает не всё общество, а только право и государство, в той мере, в какой оно связано с правом.

Таким образом, правоведение - это система юридических наук. Она состоит из следующих групп:

· историко-теоретические науки (теория права и государства, история права и государства, история учений о праве и государстве, философия права);

· отраслевые науки, изучающие части ныне действующего права (наука конституционного (государственного) права, гражданского, трудового, административного, уголовного, уголовнопроцессуального, финансового, экологического права и др.);

· прикладные науки, изучающие не само право, но применение в правовых целях данных естественных, технических, экономических и иных наук (криминалистика, криминология, судебная статистика и медицина и др.).

Правоведение как учебная дисциплина – это система знаний, формируемая на основе отбора научных знаний в образовательных целях.

Следует различать названные юридические науки и одноименные учебные дисциплины, предназначенные обучать основным сведениям, добытым науками. Так, есть науки «Теория права и государства и гражданское право», и есть учебные дисциплины «Теория права и государства» и «Гражданское право». Все они изучаются в процессе подготовки профессиональных юристов. Другое дело - студенты иных, не юридических специальностей. Их программа обучения также предполагает ознакомление с правом, но в значительно более кратком объеме, подобно тому, как студенты-неэкономисты проходят лишь часть экономики. Именно для них, еще с дореволюционных времен, и существует учебный предмет, кратко освещающий основы права, ныне именуемый «Правоведением».

 

1. Предмет правоведения – это особенности государства и права, наиболее общие закономерности возникновения, функционирования государственно-правовых явлений.

Правоведение изучает не все законы развития государства и права, а лишь общие, основные, определяющие государственно-правовую надстройку в целом. Таковыми являются закономерности возникновения государства и права; развитие сущности и содержания государства и права; механизм; внутренние и внешние функции государства; признаки государства и права; основные закономерности построения системы государственных органов; общие принципы демократии, законности и правопорядка; назначение и функции права; пределы правового регулирования.

Методы правоведения:

1. Всеобщие — общефилософские подходы, связанные с такими наиболее универсальными принципами мышления как диалектика и метафизика (при диалектическом методе государство и право, отрасли и институты права существуют, существовали и будут существовать как вечные и неизменные образования независимо от воли человека);

2. Общенаучные — способы познания, которые используются целым рядом наук, в том числе и правоведением;

А) анализ — условное разделение сложного явления на части

и исследование его по частям;

Б) синтез — изучение явлений путём их объединения и рассмотрения

как единого целого;

в) логический — изучение явления с помощью формальной логики;

г) исторический — изучение явления в историческом аспекте;

д) функциональный — исследование функций различных явлений;

Е) системный — изучение явлений как единой системы.

3. Частнонаучные – методы, заимствованные правоведением из других наук;

а) статистический;

б) социологический;

в) сравнительно-правовой;

Г) моделирование.

 

Цель курса – овладение знаниями в области права, знакомство с системой права, выработанной человеческой цивилизацией и играющей ведущую роль в регулировании жизни современного общества; воспитание студентов в соответствии с принципами правового государства.

 

Задачи курса - выработка умения понимать законы и другие нормативные правовые акты; обеспечение соблюдения законодательства, принятие решений и совершения юридически значимых действий в точном соответствии с законом; овладение навыками анализа законодательства и практики его применения, ориентации в специальной литературе.

 

2. Система права – это внутренняя структура права, которая выражается в единстве и согласованности составляющих его норм и одновременной дифференциации на отрасли, подотрасли и институты.

Элементами системы права выступают:

1. Правовые нормы – базовый, первичные элемент системы права.

 

2. Правовые институты – совокупность правовых норм, регулирующих какой-либо конкретный вид однородных общественных отношений (напр., в конституционном праве – институт гражданства, в гражданском праве – институт купли-продажи, в трудовом праве – институт охраны труда и т.п.).

 

3. Подотрасли – совокупность родственных правовых институтов какой-либо отрасли права (напр., патентное право – подотрасль гражданского, налоговое право – подотрасль финансового и т.п.).

4. Отрасль – совокупность правовых норм, институтов, регулирующих определенную, качественно обособленную сферу общественных отношений. Каждая отрасль воплощает специфический режим правового регулирования, характеризуемый особыми приемами регулятивного воздействия: свой порядок возникновения прав и обязанностей субъектов права, их обеспечения и охраны, специфика мер государственного принуждения при нарушении норм соответствующей отрасти, особые принципы, общие положения, пронизывающие содержание ее норм.

Система современного российского права складывается из следующих отраслей:

Конституционное право занимает ведущее положение в системе национального права. Закрепляет основы государственного и общественного строя страны, правовое положения граждан, их права, свободы и обязанности, национально-государственное устройство, взаимоотношения Федерации и ее субъектов; структуру, порядок формирования и деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти; избирательную систему.

Основным актом отрасли является Конституция РФ.

 

Гражданское право – наиболее обширная отрасль, регулирующая имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения (право на имя, честь, достоинство, авторство и пр.). В эту отрасль входят вопросы владения, пользования и распоряжения собственностью, заключения и исполнения сделок, наследования, авторство и иные виды интеллектуальной собственности и т.п. Основным источников является ГК РФ.

 

Административное право регулирует сферу управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государства, сферу поддержания общественного порядка. В него входят нормы, определяющие общие принципы деятельности исполнительных органов, порядок прохождения государственной службы, полномочия и порядок деятельности Правительства РФ и правительств ее субъектов, министерств и ведомств, местных администраций, руководства предприятий и учреждений. В эту отрасль также включается установленный КоАП РФ порядок применения санкций за административные правонарушения.

 

Уголовное право охватывает своим регулированием общественные отношения, связанные с борьбой с преступностью. Устанавливает какие общественно-опасные деяния являются преступлениями и какие меры наказания за них предусматриваются, определяет понятие преступления и цели наказания, основания и условия привлечения к уголовной ответственности и освобождения от нее. С помощью уголовно-правовых норм государство охраняет от посягательств наиболее важные общественные отношения.

 

3. Понимание государства с социальным институтом, наделенным набором признаков, которые отличают его от других социальных институтов. Основное внимание уделяется внешнему облику государства, структуре органов государственной власти. Число этих признаков варьируется от трех до полутора десятков.

Государство в юридическом смысле, по выражению австрийского юриста X. Кельзена, как «нормативный порядок». В этом случае государство рассматривается в качестве правовой организации власти в противовес антинравовой организации населения. Этот ряд определений развивает концепцию правового демократического государства.

4. Суверенитет - один из существенных признаков государства, его возможность полноправно осуществлять внутриполитические и внешнеполитические дела страны и не допускать вмешательства в свою деятельность иностранных государств и других внутригосударственных сил (организаций). «В качестве неотъемлемых юридических свойств суверенитета выделяются единство, верховенство, независимость государственной власти».

Верховенство государственной власти характеризуется тем, что государственная власть посредством правотворчества регулирует весь комплекс общественных отношений (за исключением общественных отношений, которые не регулируются правом) в государстве и на его территории, при этом над государственной властью не может стоять никакая другая власть ни внутри страны, ни за ее пределами (исключение составляет власть, осуществляемая народом непосредственно на выборах и референдуме).

Верховенство государственной власти внутри страны обозначает:

  • - универсальность ее властной силы, которая распространяется на все населения, все партии и общественные организации данной страны;
  • - ее прерогативы;
  • - наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагается.

Суверенитет Российской Федерации, например, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью. Субъекты Российской Федерации не являются суверенными образованиями.

Вместе с тем в некоторых зарубежных федерациях составные части государства отличаются значительной самостоятельностью. В Швейцарии, например, кантоны обладают суверенитетом: 23 кантона, составляющие Швейцарскую федерацию, суверенны в той мере, в какой их суверенитет не ограничивается федеральной конституцией.

 

Признаки государственного суверенитета:

1) с внутренней стороны:

а) верховенство государственной власти — т.е. ее распространение на всех лиц на территории данной страны. Обеспечивается с помощью законов (государственных предписаний) и аппарата власти;

б) самостоятельность государственной власти, ее независимость от других властей на территории данной страны;

 

5. В настоящее время существует два подхода к типологии государства:

 

1) формационный подход (в основу определенного типа государства кладется общественно-экономическая формация);

2) цивилизационный подход (ступень общественного развития и материальной культуры, характерная для той или иной общественно-политической цивилизации).

 

Цивилизационный подход. Сущность данного подхода состоит в том, что каждое общество в силу специфики, взаимосвязи и взаимодействия его отдельных сфер (экономики, политики, права, социальной и культурной, идеологии, религии, обычаев и традиций) представляет собой целостное образование - цивилизацию.

При этом учитываются особенности духовной жизни, формы сознания, в том числе религии, мировоззрения, исторического развития, географического расположения, особенности обычаев, традиций и др. Указанные выше факторы в своей совокупности образуют понятие культуры, которая служит специфическим способом бытия того или иного народа, конкретной человеческой общности, а совокупность родственных культур образует цивилизацию.

Следует заметить, что в своих работах английский историк А. Тойнби отмечал, что история человечества представляет собой историю лишь отдельных замкнутых культур-цивилизаций.

По мнению А. Тойнби, история человечества представляет собой историю 21 цивилизации, из которых в настоящее время сохранились лишь восемь (западная, китайская, индийская, исламская, православная и др.).

Таким образом, цивилизационный подход позволяет объяснить многовариантность исторического развития в том числе, ответить на вопрос почему все общества и государства неодинаково развиваются и выбирают разные пути движения к прогрессу.

Следует отметить, что в юридической литературе выделяют следующие этапы цивилизации:

  • локальные цивилизации, т.е. существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (древнеегипетская, шумерская, эгейская и др.);
  • особенные цивилизации (индийская, китайская, исламская, восточно-европейская и др.);
  • современная цивилизация (в настоящее время характеризуется совместным существованиям традиционных и современных социально-политических структур).

 

Понятие общественно-экономической формации составляет фундамент марксистского понимания истории. Формация - определенная ступень в развитии общества, а также структура общества, присущая данной ступени развития, определяемая способом производства и характером производственных отношений.

В соответствии с марксистскими положениями о формационном подходе сущность государства, как и других социальных институтов, в конечном счете, определяется экономическим фактором, состоянием производственных отношений, способом производства в целом, а само государство является лишь надстройкой над экономическим базисом. Экономическая структура общества каждой данной эпохи образует ту реальную основу, которой и объясняется в последнем счете вся надстройка правовых и политических учреждений. Отсюда производный характер государства от социально-экономического строя.

Ф. Энгельс и К. Маркс выделяли три макроформации:

1) архаическая (древняя);

2) эксплуататорская;

3) коммунистическая.

 

Критериями, по которым определялась формация были наличие частной собственности и классов, а также отношение этих классов к частной собственности.

В 1938 г. И. Сталин выделил пять формаций: 1) первобытнообщинная; 2) рабовладельческая; 3) феодальная; 4) капиталистическая; 5) социалистическая.

Формационный подход к типологии государств до последнего времени был единственным в нашей научной и учебной литературе. Однако, он не в состоянии был объяснить, почему разные народы, начав много тысяч лет назад свое развитие с одной и той же стартовой линии - первобытно-общинного строя, в дальнейшем оказались на разных стадиях и пошли разными путями в государствообразовании.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: