Мотивация трудовых отношений.




Планирование в туризме

Управление системой туризма должно базироваться на страте­гическом (спроецированном в будущее) видении и предвидении. На основе видения (своего рода «рисунков», которые показыва­ют нас в будущем), являющегося ведущей идеей менеджмента, разрабатывается политика туристской фирмы, которая представ­ляет общие цели и нормы отношений, обеспечивающие жизне­способность и развитие этой структуры.

Планирование – это один из этапов процесса управления, на котором определяются цели любой туристской структуры, а также методы их достижения. В одних случаях фирма прекра­щает свое существование после достижения поставленных це­лей, в других ставятся новые, более значимые цели. Это указы­вает на то, что планирование не представляет собой какого-то одноразового действия. Это непрерывный процесс (одна из ста­дий процесса управления) изучения новых путей и методов со­вершенствования деятельности фирмы за счет выявленных воз­можностей, условий и факторов [6, С. 129].

Формирование политики предприятия осуществляется чаще всего на высшем уровне управления. Все положения политики туристской фирмы представляются, как правило, в виде веду­щего туристского образа. Ведущий образ содержит в себе долго­срочные цели, философию, политику (принципы взаимоотно­шений с различными заинтересованными группами), культуру предприятия и его законодательные права.

Применительно к конкретному туристскому региону речь должна идти прежде всего о его конкурентоспособности. Конк­ретно функция планирования включает в себя следующие виды работ:

участие в разработке устанавливаемых управлениями ту­ризма целей развития региона;

текущий анализ конкурентоспособности места (рынок, пря­мые и косвенные конкуренты, спрос, поставщики, отрасль);

разработку стратегии конкурентоспособности региона, его
особой позиции;

претворение в жизнь стратегии конкурентоспособности ре­гиона – прежде всего оказание консультаций туристским пред­приятиям, проведение инновационного менеджмента [6, С. 155].

Таким образом, под планированием деятельности туристско­го предприятия следует понимать систематический, информа­ционно обрабатываемый процесс качественного, количествен­ного и временного определения будущих целей, средств и методов, формирования, управления и развития предприятия.

Функция организации в туризме

Организовать - значит создать структуру управления туристическим предприятием и обеспечить его необходимыми ресурсами для нормальной работы (финансы, персонал, материалы и проч.), что дает людям возможность эффективно работать вместе для достижения целей организации. Существует ряд принципов, которыми следует руководствоваться в процессе выполнения организационной функции:

определение и детализация целей фирмы, которые были выявлены в ходе планирования;

определение видов деятельности, необходимых для достижения этих целей;

поручение различных задач индивидуумам (разделение и специализация труда) и объединение их в управляемые рабочие группы или подразделения;

координация различных видов деятельности, порученных каждой группе, посредством установления рабочих взаимоотношений, включая четкое определение того, кто осуществляет руководство;

единство цели - каждый член организации работает на общее благо, т.е. никто не должен работать против целей организации;

размах контроля, или размах менеджмента - каждый менеджер отвечает за управляемое им число работников.

Реализацию этих принципов осуществляют через три основных организационных процесса:

департаментализацию - деление организаций на подразделения соответственно целям и стратегиям;

делегирование полномочий;

разработку концепции культуры организации (корпоративная культура).

Департаментализация - это процесс распределения различных видов деятельности и ресурсов в логичные производственные единицы для исполнения определенных организационных задач [10, С. 118].

Делегирование полномочий как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Чтобы эффективно осуществлять делегирование, необходимо учитывать связанные с этим концепции ответственности и организационных полномочий.

Ответственность представляет собой обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение.

Полномочия представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач.

Важно иметь в виду, что делегирование реализуется только в случае принятия полномочий и собственно ответственность не может быть делегирована. Руководитель не может «размывать» ответственность, передавая ее подчиненному [10, С. 123].

Формирование организационной (корпоративной) культуры внутри организации является не менее важной функцией организации и характеризуется созданием единого подхода к ценностям и целям организации, высокой чувствительностью к изменениям рынка и требованиям потребителей, внедрению достижений научно-технического прогресса.

Организационная культура представляет совокупность внутриорганизационных принципов и правил взаимоотношений работников, систему ценностей и убеждений, воспринимаемых всеми добровольно или в процессе воспитания персонала.

Организационная культура объединяет ценности и нормы, свойственные для организации стиль и процедуры управления, концепции технологического и социального развития. Организационная культура задает пределы, в которых возможно уверенное принятие решений на каждом из иерархических уровней, возможности использования ресурсов организации в целом, ответственность, дает направление развития, регламентирует управленческую деятельность, способствует идентификации членов с организацией. Под влиянием организационной культуры складывается поведение отдельных ее членов. В основе организационной культуры лежат потребности личности и потребности организации [10, С. 137].

Функция мотивации в туризме

При рассмотрении данного вопроса менеджмент туризма ориентируется на два аспекта этой проблемы: мотивацию (мотивы) путе­шествий и мотивацию трудовых отношений.

Мотивы путешествий

Цель поездки (мотив, побуждающий человека путешествовать) – это причина, при отсутствии кото­рой данная поездка не состоялась бы. Информация о цели путе­шествия нужна прежде всего для того, чтобы правильно разде­лить туристские рынки на сегменты и определить целевые рынки, положенные в основу разработки модели управления турист­скими потоками и маршрутами.

Следует иметь в виду, что путешествующая группа, т.е. груп­па людей, совместно совершающих поездку, имеет, как прави­ло, только одну основную цель посещения. Вместе с тем у каж­дого члена группы может быть и своя, отличная от групповой, мотивация путешествия. В связи с этим для менеджмента очень важно получить ответ на вопрос о том, каким образом могут быть систематизированы причины (мотивы) путешествий. Для ответа на этот вопрос рассмотрим следующий пример:

Пример. Госпожа Ш. работает архитектором. Она получила при­глашение принять участие в конференции в Барселоне (с 1 по 8 марта). Г-жа Ш. принимает решение отправиться в поездку в Испанию по разным причинам: с одной стороны, ее заинтересовала повестка дня конферен­ции; с другой – она надеется, что в начале марта в Барселоне уже тепло и она сможет насладиться солнцем. Кроме того, в свободное между засе­даниями время можно будет познакомиться с городом и посетить музей [7, С. 189].

Можно ли сказать однозначно, какой мотив побудил г-жу Ш. принять приглашение и отправиться в поездку? Пример не рас­крывает этого.

Как в данном случае, так чаще всего и во всех остальных единственной мотив выделить нельзя. Ситуация усложняется тем, что причины, сопутствующие поездке, лежат чаще всего в подсознании, а на первый план выдвигается сразу несколько причин. Именно поэтому принято говорить о мотивации путе­шествия. В связи с этим целесообразно выделить пять основных групп мотивации путешествий:

1. Физическая мотивация.Физическая мотивация подразде­ляется на отдых, лечение и спорт. Если основной причиной пу­тешествия является восстановление физической силы, то на пер­вом месте стоит отдых. Если должно быть восстановлено здоро­вье, решающим фактором будет оздоровление, лечение. Если во время отпуска в первую очередь ищут разгрузку и движение для тела, то в таком случае важнейшей физической мотивацией яв­ляется спорт.

2. Психологическая мотивация.Главная психологическая мо­тивация путешествия – желание уйти от повседневной рутины и увидеть что-нибудь новое, необходимость смены обстановки и расслабления. К психологической мотивации относится так­ же и смена впечатлений.

Обе эти мотивационные группы – физическая и психоло­гическая – представляют особый интерес как для современного туризма, так и для эффективного менеджмента.

3. Межличностная мотивация.По значимости вслед за физи­ческой и психологической мотивациями следует межличност­ная мотивация. Многие люди ищут во время поездки необходи­мые им социальные контакты. Они стремятся завести отношения с другими путешествующими или познакомиться с местными жителями. Большое значение в этой группе мотиваций занима­ют посещения друзей, знакомых, родственников.

4. Культурная мотивация.Знакомство с другими странами, с их обычаями, традициями и языками стоит в данной группе на первом месте. Далее следуют интерес к искусству, посещение спортивных мероприятий, а также религиозные причины.

5. Мотивация престижа и статуса. Для группы туристов с такой мотивацией характерно то, что они совершают путешествия с целью развития своей личности. Кроме того, основная цель путешественников этой группы – добиться всеобщего признания и удержать его. Развитие личности чаще всего связано с профессиональной подготовкой, а также с повышением квалификации или переподготовкой.

Если вы подумаете о своем отпуске, то, вероятнее всего, смо­жете установить, что на принятие решения по поводу определен­ной поездки повлияло несколько мотиваций. Часто происходит так, чтомотивации путешествий не исключают друг друга, а, наоборот, дополняют, даже если они принадлежат к различным груп­пам. Мотивы путешествий могут быть даже противоречивыми [7, С. 187].

Пример. В отпуске стремятся получить покой и отдых, но одно­временно разнообразие и общение.

Мотивация трудовых отношений.

В этом смысле мотивация рассматривается как совокупность стимулов, побуждающих ра­ботников к активной трудовой деятельности, т.е. после проведе­ния организационных мероприятий менеджер должен обеспечить успешное выполнение работы. В этих целях используются: а) сти­мулирование, т.е. побуждение работников к активной деятельнос­ти с помощью внешних факторов (материального и морального стимулирования); б) собственно мотивирование, т.е. создание у работников внутреннего побуждения к труду. Главными здесь яв­ляются заинтересованность в труде, потребность в трудовой актив­ности и удовлетворенность от нее. Это свидетельствует о том, что поведение человека всегда мотивировано.

Функция контроля

Контроль, являющийся последней функцией управления и следующий после составления плана организации, создания ее структуры, заполнения рабочих мест и определения мотивов поведения сотрудников, выполняет важнейшую роль, ибо означает процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными.

Контроль, как правило, ассоциируется с властью, командованием: «поймать», «уличить», «схватить». Такое представление о контроле уводит в сторону от главного содержания этой функции. Понятие «контроль» выходит за пределы понятия «контролирование (проверка) как вид административной деятельности». Оно охватывает собой и активную деятельность менеджера - управление.

Как видно из определения, в процессе контроля менеджер не столько отдает приказы сотрудникам, сколько оценивает успешность выполнения намеченных организацией планов и удовлетворение потребностей внутренней и внешней среды.

В организациях создаются системы контроля. Их функции состоят в посредничестве между планами и деятельностью, т.е. система контроля обеспечивает обратную связь между ожиданиями - определенными первоначальными планами менеджмента и реальными показателями деятельности организации. Следовательно, тот, кто имеет современные и точные системы контроля, имеет больше шансов выжить [16, С. 146].

В основу создания всех систем контроля должны быть положены следующие принципы:

- эффективность контроля - определяется успешность, полезность контроля (уменьшение расходов, связанных с обнаружением и устранением выявленных в процессе контроля недостатков; сокращение расходов на контроль, затрат на персонал и технику контроля);

- эффект влияния на людей - выясняется вопрос: применяемая технология контроля вызывает у работников положительные стимулы или негативные, стрессовые реакции (демотивация труда); - выполнение задач контроля - контроль должен определить совпадения или отклонения в системе управления организацией, способствовать устранению отклонений и выработке эффективных решений;

- определение границ контроля - контрольные мероприятия не могут осуществляться без ограничений. Длина проверяемых отрезков должна позволять выявить отклонения на самой ранней стадии. Нужно соблюдать нормы контроля, определенные действующим законодательством.

Различают три вида контроля.

Предварительный контроль. Называется так потому, что осуществляется до фактического начала работ. Основным средством осуществления предварительного контроля является реализация (не создание, а именно реализация) определенных правил, процедур и линий поведения.

Текущий контроль. Он осуществляется в ходе проведения работ. Чаще всего объектом его являются сотрудники, а сам он - прежде всего прерогатива их непосредственного начальника. Такой контроль позволяет исключить отклонения от намеченных планов и инструкций.

Заключительный контроль. Цель такого контроля - предотвратить ошибки в будущем. В рамках заключительного контроля обратная связь используется тогда, когда работа уже выполнена (при текущем контроле - в процессе ее выполнения). Хотя заключительный контроль осуществляется слишком поздно, чтобы отреагировать на проблемы в момент их возникновения, он, во-первых, дает руководству информацию для планирования в случае, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем, и, во-вторых, способствует мотивации [16, С. 143].

На современном этапе используется такая разновидность контроля, как контроллинг. Хотя истоки контроллинга прослеживаются с XV-XVIII в.в., он стал популярен за рубежом (в США, Германии и других странах) в последние десятилетия. В России интерес к контроллингу стал проявляться в начале 1990-х г.г.

Контроллинг - новая концепция управления, порожденная практикой современного менеджмента. Суть контроллинга - создание условий, препятствующих невыполнению управленческого решения. Контроллинг обеспечивает методическую и инструментальную базу (в том числе с помощью использования компьютерных возможностей и технологий) для поддержки основных функций менеджмента: планирования, контроля, учета и анализа, а также оценки ситуации для принятия управленческих решений [16, С.188].

 

 

1.3 Государственное регулирование туристской деятельности

Регулирование туристского бизнеса на государственном уровне производится с целью:

1.Увеличение валового национального дохода туристской деятельности; 2. Защиты потребителя туристских услуг; 3. Организации туристской деятельности в цивилизованных рамках; 4.Сохранение туристско-рекреационных ресурсов.

Увеличение валового национального дохода за счет туристского бизнеса регулируется налоговым законодательством.

Пополнение местных бюджетов за счет туризма достигается дополнительными местными налогами, сборами и платежами (туристский налог, курортный сбор, гостиничный сбор др.) [14].

Защита потребителя туристских услуг на государственном уровне производится: для физических лиц (граждан) в рамках закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», а также в судебном порядке, а юридических лиц (предприятий, учреждений, организаций) – в судебном порядке через арбитражный суд.

Организация туристской деятельности в цивилизованных рамках регулируется:

1. Нормативно-правовыми актами о регистрации юридических лиц, а также физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

2. Законодательными актами о сертификации туристских предприятий и лицензирование туристской деятельности;

1. Налоговым законодательством;

2. Нормативными актами о внешнеэкономической деятельности;

3. Таможенным кодексом Российской Федерации и др.

Сохранение туристско-рекреационных ресурсов регулируется на законодательном уровне, в частности, Земельным кодексов РФ.

В большинстве развитых зарубежных стран туристская отрасль является приоритетной и имеет значительную государственную поддержку. Однако в России до сих пор отсутствует Туристский кодекс РФ, нет Федерального Министерства туризма. Существующее Министерство по физической культуре, спорту и туризму (МФСТ) занимается физической культурой и спортом, санаторно-курортным делом и туризмом, в том числе.

Регулирование внешнеэкономических связей туристских фирм производится на основании двухсторонних правительственных соглашений, законодательных актов по внешнеэкономической деятельности РФ.

Основным документом, регулирующим перспективное развитие туризма в стране, является целевая федеральная «Программа развития туризма РФ».

Координацию деятельности туристских предприятий в России осуществляет Министерство по физической культуре, спорту и туризму (МФСТ). Аналогичные структуры (или департаменты) имеются в субъектах и крупных городах. При Президенте РФ создан координационный комитет по физической культуре, спорту и туризму, решения которого носят рекомендательный характер, а вся его деятельность осуществляется на общественных началах. Указом Президента РФ «О реорганизации и развитии туризма в РФ» одобрена новая концепция развития туристской отрасли и создана Национальная туристская корпорация (НТК).

Комитет по туризму создан также в Государственной Думе с правом законодательной инициативы.

Структура управления тризмом в субъектах федерации различны: как привило, это департамент туризма в рамках Министерства экономики (в Бурятии), Министерство по делам молодежи (в Карелии) и др. В городах, областях – это управление по туризму при мэрии или главах администрации. Большинство туристских организаций объединились в ассоциации по интересам: Ассоциация туризма (АСТУР), Национальная туристская ассоциация (НТА), Российская ассоциация социального туризма (РАСТ), Российская ассоциация туристских агентств (РАТА), Туристско-спортивный союз России (ТССР) и др.

Взаимодействие туристских организаций производится через Министерство по физической культуре, спорту и туризму, Координационный совет по туризму и органы управления координации на местах, а также в рамках вышеперечисленных общественных организаций.

Если туристская фирма является монополистом туристских услуг в регионе, то она взаимодействует также с Антимонопольным комитетом РФ.

 

2. РЫНОК ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ В ТЮМЕНСКОМ РЕГИОНЕ. АНАЛИЗ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

2.1 Туристские ресурсы на территории юга Тюменской области

 

Культурные ресурсы для целей туризма

Наличие культурных ресурсов на юге Тюменской области определяется несколькими волнами культурного освоения (историко-культурными периодами развития) данной территории:

1. Памятники, связанные с существованием на территории коренного угорского населения региона, предков манси и ханты, а также памятники культурных волн освоения данного региона кочевыми народами (тюрками). На территории юга области существуют памятники каменного и бронзового веков, следы пребывания древних ариев (на территории Ингальской долины), памятники скифо-сарматской и сарматской культур (р. Тобол, Пышма, Исеть, Иртыш)

2. Памятники, отражающие формирование первых государств: в нач. XIV в. Тюменского ханства (первое государство за Уралом) с центром в поселении Чимги-Тура (современная Тюмень); после распада Золотой Орды в сер. XIV в. Сибирского ханства с центром в Искере (Кашлык).

3. Памятники истории и культуры периода завоевания Сибири русскими, российской колонизации Сибири: поход Ермака против Сибирского ханства, завоевание «Старой Сибири» (Искер), создание «Новой Сибири» (Тобольск, Тюмень).

4. Памятники Тобольска периода его расцвета в качестве столицы Сибири, превращение Тобольска и Тюмени в важнейшие опорные точки дальнейшего продвижения русских на восток и главные транзитные пункты на сибирских торговых путях.

5. Памятники эпохи XIX века, эпохи декабристов, на фоне упадка Тобольска и усиления Тюмени в связи изменением направления Московско-Сибирского тракта и сооружением Транссибирской магистрали

6. Памятники рубежа XIX – нач. ХХ века, в том числе связанные с темой Распутина и Романовых.

7. Памятники советской эпохи довоенного и военного времени, индустриализации региона.

8. Памятники освоения территории в качестве нефтегазового региона.

Особенно следует отметить достопримечательности, места исторической памяти и силы, имеющие общероссийское назначение: связанные с историей и культурой России археологические раскопки стоянок, датированных более чем III тысячелетием до нашей эры (Ингальская долина (особенно урочище Бузан), многочисленные курганы); места ссылки декабристов; путь Ермака; г.Тобольск – «Врата Сибири» и ее первая столица; православная святыня – Абалакский монастырь; места пребывания царской семьи и родина Распутина; памятники других религиозных конфессий; музеи истории Сибири.

В число исторических личностей, связанных с Тюменской областью, входят: Николай II Романов, Д.И. Менделеев, А.А. Алябьева, П.П. Ершов, Г.Е. Распутин, С.И. Мамонтов, Г.Н. Потанин, Н.В. Никитин, С.Г. Волконский, В.К. Кюхельбекер, Е.П. Оболенский, М.И.,, Е.С. Матвеев, Ю.А. Гуляев. Н.А. Абрамов, П.Н. Буцинский, М.С. Знаменский, Г.Ф. Миллер, С.У. Ремезов, П.А. и И.Я. Словцовы, а также имена, известные во всем мире - Гумбольдт, Стеллер, Паллас, Мессершмидт, Дефо, Дюма и др.

Культурные ресурсы перечисленных периодов в разной степени включены в туристские технологии и ориентированы на различные историко-культурные интересы аудитории [2].

В настоящее время туристские культурные ресурсы области (с автономными округами) характеризуется показателями, заметно превосходящими среднероссийские значения.

Туристские культурные ресурсы (объекты туристского интереса) включают: более 1000 объектов истории, культуры и досуга, в том числе 28 музеев, 4 театра; 764 учреждений культуры и досуга; 2107 спортивных сооружений, сотни археологических памятников и др.

По числу объектов (количественный показатель), составляющих туристские культурные ресурсы (музеев, театров, памятников истории и культуры, спортивных сооружений и т.д.), Тюменская область входит в первые семь регионов России и сопоставима с рядом развитых стран, таких как Канада, Норвегия, Германия и др.

Пакет культурных ресурсов обеспечивает конкурентоспособность туристской индустрии области, хотя в регионах Сибири эксплуатируются примерно такой же пакет историко-культурных тем (освоение Сибири, этнография, декабристы и т.д.) и ресурсов. Конкурентоспособность Тюменской области будет определяться наличием проектов культурного туризма, максимально активно использующих данные культурные ресурсы в современной технологической «упаковке».

На сегодня степень вовлечения данных ресурсов в технологии туризма не велика (за исключением Тобольска и Тюмени): ряд памятников не доведены даже до экспозиционного состояния, не выстроена интерпретация культурных ресурсов для целей туризма, отсутствует событийный инструментарий (менеджмент региональных и общероссийских событий на основе данных культурных ресурсов).

Фактически отсутствует позиционирование данных памятников среди платежеспособных целевых групп, а не только в рамках образовательно-познавательного осмотра.

В целом можно заключить, что культурные ресурсы области не имеют современной технологической оболочки для целей туризма (в лучшем случае выступают предметом отраслевого управления в сфере культуры, имеющего другие задачи).

Природные факторы для целей туризма

Географическое положение Тюменской области, расположенной в пределах Западно-Сибирской равнины, в основном в междуречье Тобола и Ишима, в лесостепной и степной природных зонах, благоприятно для развития туризма. Экологически чистые ландшафтные и рекреационные комплексы, заказники с разнообразной флорой и фауной, многочисленные водные объекты, представляющие интерес для экологического и охотничье-рыболовного туризма.

Среди ключевых ограничений, формируемых природными факторами:

Короткий летний туристский сезон (зимой возможно развитие зимних видов туризма)

Наличие комаров и гнуса

Заражение рыбы карповых пород описторхозом

Недостаток исключительных по своей туристской привлекательности природных объектов и явлений (гор, водопадов, пещер и т.д.).

На территории юга Тюменской области расположены: 2 государственных природных заказника федерального значения — "Тюменский" и "Белозерский", 33 заказника регионального значения, 29 памятников природы. Кроме них к особо охраняемым территориям относятся водно-болотные угодья международного значения "Озера Тоболо-Исетской лесостепи" [2].

 

 

2.2 Существующие виды туристской деятельности и туристские продукты на территории юга Тюменской области

 

К настоящему моменту наибольшее развитие на юге Тюменской области приобрели:

- историко-культурный туризм, основанный на экскурсионном интересе к памятниками истории и культуры на территории области, как со стороны внутрирегиональных потребителей (в основном в форматах образовательного туризма, поездок выходного дня и т.д.), так и со стороны гостей области (в формате осмотра достопримечательностей).

- деловой туризм, связанный с функционированием на территории области центров государственного и бизнес-управления, предприятий нефтегазового сектора, энергетики и т.д., включающий собственно деловую (организация командировок, встреч, переговоров, рабочих визитов, конференций и др.), познавательную (знакомство с достопримечательностями, культурная программа), рекреационную (отдых и развлечения), составляющие, которые должны быть отнесены к туристской деятельности;

- рекреационный отдых в санаториях и на базах отдыха, в подавляющий степени людей, проживающих на территории Тюменской области, в том числе Ханты-Мансийского автономного округа - Юрга (ХМАО) и Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО), в небольшой степени – отдыхающих из других регионов;

- медицинский туризм (для жителей автономных округов и других регионов) – специальные медицинские и оздоровительные услуги в учреждениях области, в т.ч. в рамках программы «Сотрудничество»;

- охотничье-рыболовный туризм, как организованный и лицензированный (небольшая доля), так и неорганизованный (большинство), связанный с использованием природных ресурсов, в основном ориентированный на внутрирегиональный спрос;

- шопинг, досуг и развлечения, в первую очередь для жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Юрга и Ямало-Ненецкого автономного округа, на территории которых нет таких крупных центров развлечений и торговли потребительскими товарами, как в Тюмени;

- передвижения, связанные с отдыхом на природе, в большинстве своем ориентированные на отдых у воды, сбор дикоросов и т.д., имеющие массовый характер, но не управляемые со стороны государства и бизнеса;

- паломнические поездки в религиозные центры Тюменской области, из которых Тобольск является центром макрорегионального значения в масштабе Урала и Сибири.

Все перечисленные виды деятельности являются типичными для всех регионов, обладающих сходным набором базовых (культурных, природных и т.д.) ресурсов. Деловой и культурно-культурный туризм (выросшие на базе 2-х специализаций региона: сосредоточение столичных функций административного центра и центра нефтегазовой провинции в Тюмени во 2 половине ХХ века; сосредоточение культурных и административно-управленческих функций столице Сибири в Тобольске в XVIII веке) являются видами деятельности, работающими не только на внутрирегиональном рынке, но и на рынке РФ [2].

По большому счету, город Тюмень выступает на туррынке РФ в качестве центра путешествий с деловыми целями в административную и деловую столицу региона по определенным направлениям (нефтегазовый сектор, энергетика и т.д.), однако, в силу того, что Тюмень не является российским центром коммуникационной активности по нефтегазовой тематике, такой туризм пока не стал четкой специализацией Тюмени.

В наибольшей степени культурный туризм развит в форме экскурсионного и самостоятельного осмотра достопримечательностей в гг. Тюмень и Тобольск. По оценкам туроператоров Тюменской области, до 90% экскурсионных маршрутов сосредоточено на направлении Тюмень-Тобольск.

Отдых в санаториях и охотничье-рыболовный туризм обслуживают региональный спрос, не являются специализацией туристской индустрии Тюменской области на рынке РФ, но служат важнейшими дополнительными факторами конкурентоспособности тюменской туриндустрии.

 

 

2.3. Основные территориальные туристские макрообъекты юга Тюменской области. Территориальная схема развития туризма Тюменской области

К настоящему моменту на территории юга Тюменской области сложились и продолжаются складываться территориальные центры туризма [Приложение 1].

В настоящий момент на юге области сложилось несколько основных территориальных туристских направлений:

г. Тюмень;

г. Тюмень - г. Тобольск (направление включает с. Покровское и Абалакский монастырь);

«южное кольцо»: Исетский район (Ингальская долина, Марьино ущелье, Рафайловский монастырь) – г. Ялуторовск – г. Заводоуковск – г. Ишим;

речные круизы (предполагается развитие направления Тюмень – Тобольск с посещением Абалакского заказника – Ханты-Мансийск – Салехард);

маршруты охотничье-рыболовного туризма в районах: Нижнетавдинский, Тобольский, Вагайский, Ярковский, Сорокинский, Армизонский, Казанский, Сладковский;

межрегиональные маршруты, в первую очередь совместно со Свердловской (Нижняя Синячиха, Верхотурье и другие), Курганской (Чимеево, озеро Медвежье и другие), Челябинской (Аркаим, озера Тургояк, Чебаркуль и другие), Новосибирской и другими областями [2].

В настоящий момент центр концентрации туристского интереса смещается от Тобольска, который еще недавно был единственным туристским центром области, к более широкому спектру территориальных точек туристской деятельности. В частности, Тюмень все больше начинает позиционироваться в качестве экскурсионного города, города услуг делового туризма и рекреации. Недалеко от Тобольска предполагается строительство туристского центра в с.Абалак. На направлении Тюмень-Тобольск значение туристского центра постепенно приобретает с. Покровское. На южном направлении роль малого туристского центра начинает играть (после очевидного спада, вызванного экономической ситуацией 90-х гг. ХХ века) Ялуторовск. В числе очевидно потенциальных туристских территорий и мест в среднесрочной и долгосрочной перспективе, в которой основными факторами является строительство туристских инфраструктур и проектирование локального туристского продукта, входят Ингальская долина (с опорной точкой в с.Исетское), Заводоуковск, в меньшей степени - Ишим. Также в долгосрочной перспективе очевидно формирование в окрестностях Тюмени «кустов» курортно-рекреационного туризма и отдыха. В долгосрочной перспективе можно предполагать также развитие устойчивых кустов локализации рыболовно-охотничьего туризма, а также туристского освоения других районов. В частности, это относится к Нижнетавдинскому району, на территории которого возможно формирование малой рекреационной зоны (в опоре на существующие ресурсы, например, санаторий «Ахманский», находящийся на реконструкции), а также центра культурного туризма на базе проектов районного краеведческого музея, и развития экологического туризма.

Все перечисленное позволяет говорить о начале процесса территориальной диверсификации турпродукта (и, соответственно, турпотоков) на юге Тюменской области и возможности формирования туристского территориального кластера.

Опорным каркасом территориального кластера могут быть туристские услуги Тобольска и Тюмени, а также предприятия курортно-рекреационного сектора в окрестностях Тюмени. Данный каркас начинает обрастать дополнительными туристическими центрами меньшего масштаба, трансформируясь в распределенный кластер г. Тюмень – Тобольск – Абалак – Ингальская долина – Ялуторовск [2].

 

 

2.4. Приоритетные типы туризма на территории юга Тюменской области. Туристские потоки на территории юга Тюменской области

 

Статистический и экспертный анализ показывают, что в области наиболее быстро растет сектор рекреационного, лечебно-оздоровительного туризма (на 65% за 2003-2004 гг.), т.е. услуг, востребованных населением юга области и северных округов. Наблюдается острый дефицит мест в учреждениях санаторно-курортного типа, происходит обновление санаторно-курортной базы в окрестностях Тюмени. Данные тенденции дают основания для вывода об устойчивом развитии этого сегмента туристской индустрии.

Что касается других сегментов, то они показывают средние темпы роста. В частности:

деловой туризм, являющийся наиболее перспективным для г. Тюмени, пока растет, по экспертным оценкам, не за счет специализированных услуг (организация деловых коммуникаций, корпоративных мероприятий и т.п.), а за счет бронирования билетов, трансфера, экскурсионного обслуживания. Рост в значительной степени сдерживается неготовностью крупного бизнеса отдавать на аутсорсинг MICE-проекты;

детский туризм, что связано с низкими темпами роста потребительской (детской) аудитории, с низкими темпами роста и развития специализированной инфраструктуры детского отдыха (тематические детские парки и т.д.), с высокими ценами на услуги размещения, питания и транспорта в рамках технологической цепочки экскурсионного туризма, что оказывает давление на потребление. При этом доля детского туризма, в расчете через проживающих в коллективных средствах размещения, достигает 15-20%;

организованный историко-культурный туризм, показывает средние темпы роста потребительской аудитории, но при этом имеет значительные перспективы, связанные с новыми культурными и событийными проектами, развитием новых турпродкутов, развитием инфраструктур приема на территориях [2].

Туристские потоки на территории юга Тюменской области

Основные объемы въездного туризма в Тюменской области (без автономных округов) в последние три года растут в среднем на 7-8% в год и в 2004 году составили по официальным данным 390 тыс. человек,

Из общего объема въездного туризма Тюменской области в 2004 году 98,3% (383,3 тыс. человек) составляют туристы из других регионов РФ, СНГ (3 тыс. человек) и 0,9% из стран вне СНГ (3,7 тыс. человек).

Основные потоки иностранных граждан, приезжающих из стран вне СНГ: Китай, Ге



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: