Период Второго Храма в истории Ветхозаветного Израиля. Книги Ездры и Неевии. Макавеевские книги.




Лекция №15

Вопрос:

- Кто такие Маковеи?

Второ́го Хра́ма пери́од, в библейской науке – эпоха священной истории от построения Второго Храма в Иерусалиме (515 до н.э.) до разрушения его римлянами (70 н.э.). Этот отрезок времени имеет специфические. черты, отличающие его от *допленного периода.

Второго Храма период начинается с господства над Палестиной иранской династии Ахеменидов (до 332 до н.э.). В эти годы иудейские владения ограничены маленькой областью Егуд (Иерусалим и его окрестности), которая после устранения Зоровавеля подчинилась персидскому сатрапу Заречной области. После прихода в Сирию Александра Македонского (332) страна включается в его империю, а с 323 примерно по 200 до н.э. подчиняется греко-египетской династии Птолемеев. Около 200 греко-сирийский царь Антиох III из династии Селевкидов устанавливает свое господство над Иудеей. В 160х гонения Антиоха IV Епифана вызывают Маккавейское восстание, которое завершается в 142 основанием династии Хасмонеев. В 140-х Иудея добивается полной политической независимости. Правление Хасмонеев кончается в 63 до н.э., когда Помпей присоединяет Иудею к Римской империи.

В 37–4 до н.э. (при Ироде Великом) страна на время обретает статус полунезависимого царства. В начале 1 в. н.э. она частично управляется тетрархами (потомками Ирода), а частично римскими прокураторами. Последними царями были Ирод Агриппа I (41–44) и Ирод Агриппа II (ок.53–66). В 66 вспыхнуло восстание против Рима, которое кончилось в 70 разгромом Иерусалима и разрушением Второго Храма.

Второго Храма период характеризуется превращением ветхозаветной Церкви в сплоченную Общину, подчиненную духовенству и коллегиям книжников. Со времен Ездры и Неемии весь ее церковно-гражданский строй и быт регулируется уставами Закона и правилами раввинской *галахи. Иранское правительство, Птолемеи и Антиох III не затрагивали внутрицерковной жизни Общины, но Антиох IV (175–164) пытался насильственно искоренить веру Израиля. Эта попытка привела к вооруженному сопротивлению и изгнанию Селевкидов из страны. В тот период разрастается население *диаспоры, которое сохраняет на чужбине законы отеческой религии и связь с Иерусалимом. Одно время высоким авторитетом пользуются *Мужи Великого собора (преимущественно книжники); затем церковная власть переходит к синедрионам (центральный возглавляется первосвященником); синедрионом учителей руководил их «князь» (евр. נשיא, наси́). Городские синедрионы играли роль муниципально-церковных органов власти. В богослужении все большее значение приобретают *синагоги, где наряду с молитвами звучит Слово Божие и проповедь наставников.

В эпоху Второго Храма духовная жизнь Общины приобретает напряженный и интенсивный характер, насыщенный эсхатологическими чаяниями. Многобожие уже перестает быть соблазном, как в допленный период (партия эллинофилов, о которой говорится в 1–2 Макк., увлекалась лишь культурно-бытовыми новшествами, шедшими с Запада). В то же время единство Церкви Ветхого Завета нарушается возникновением *течений и сект. В начале 2 в. до н.э. появляется группа *хасидов (от евр. חסידים, хасиди́м – благочестивые), которая противопоставила эллинофилам верность Закону. Из нее в середине 2 в. до н.э. вышли «товарищества» *фарисеев (от евр. פרושים, перуши́м – отделившиеся), ревнителей отеческих преданий, и орден *ессеев, члены которого стали вести полумонашеский образ жизни в пустыне на берегах Мертвого моря (см. статью *Кумранские тексты). И фарисеи, и ессеи были противниками Хасмонейской династии (поскольку она не принадлежала к роду Давида) и по этой причине подвергались гонениям. Сторонниками Хасмонеев остались *саддукеи (от евр. צדק, це́дек – праведность), в основном выходцы из аристократических семей и высших кругов духовенства. Саддукеи признавали авторитетным только Пятикнижие, отрицательно относясь к новым религиозным идеям (в частности, к вере в воскресение).

Народная жизнь в эту эпоху протекала под сильным влиянием мудрецов (евр. חכמים, хахами́м), учителей и книжников, которые стремились восстановить веру отцов и освятить религиозными обрядами все стороны жизни. Среди книжников существовало два направления. Одни были настроены откровенно сепаратистски и стремились к полному обособлению иудеев от язычников. Другие, напротив, желали проповедовать Единого Бога иноверцам, в результате чего возникли *прозелиты (лица, обращенные в иудейство). Наиболее ярко эта тенденция проявилась в кругах александрийских евреев (см. статью *Филон Александрийский).

Второго Храма период был временем небывалого развития мессианских чаяний, однако единого учения о Мессии не существовало (см. статью *Мессианизм). Представление о нем колебалось от веры в небесное сверхъестественное Существо до надежды на политического вождя, который свергнет иго язычников. Во взаимовлиянии с *апокалиптической литературой стали развиваться *ангелология и демонология.

Второго Храма период характеризуется исключительным развитием библейской и другой религиозной письменности. В это время писали пророки Аггей, Захария, Малахия; были созданы книги: 1–2 Пар., 1–3 Езд., Неем., Есф., Еккл., Сир., Прем., 1–3 Макк. По мнению современных библеистов, книги Дан., Руф., Тов., Иов., Иудиф., Ион. также относятся к периоду Второго Храма. В эту же эпоху, как полагают, приняли окончательную форму Песнь Песней и Притчи Соломоновы. Почти все апокрифы Ветхого Завета созданы на протяжении последних двух веков до н.э. и в начале 1 в. н.э.

У библеистов период Второго Храма не получил однозначной оценки. Одни рассматривают его как время религиозного и литературного упадка (законнический формализм, апокалиптические фантазии). Другие считают, что именно в это время была подготовлена почва для евангельской проповеди (ревность о вере, сотериологические и мессианские чаяния). Хотя духовная атмосфера периода Второго Храма была лишена силы и цельности времен Исайи, тем не менее нельзя отрицать, что ее характеризует высокий религиозный подъем.[1]

 

 

Книги Ездры и Неемии[2]

> В современных изданиях Библии Книги Ездры * и Неемии обычно представлены как два отдельных законченных текста. Но на протяжении долгого времени и в еврейской, и в греческой традиции эти две книги считались единым целым. Мы можем анализировать их как две разные книги, но совершенно очевидно, что с точки зрения литературной формы и истории интерпретации они едины. Вместе они содержат очень тенденциозное описание процесса формирования поздней иудейской общины, которая возвращается из персидского изгнания, по праву занимает Иерусалим и живет по законам Торы ГОСПОДА.

> Разные исследователи потратили очень много сил на попытки определить реальный исторический контекст, ставший основой текста Книги Ездры–Неемии. В принципе, «историчность» руководителей и движений, возглавляемых ими, можно считать доказанной, хотя многое всё же остается неясным. Неемия, сам прославивший свои деяния в одноименном тексте, активно действовавший при юридической и финансовой поддержке персов примерно в 444 году до н. э., считается главным инициатором восстановления Иерусалима, разрушенного Навуходоносором. Ездра, «смиренный учитель Торы», действовал где–то в 458 году до н.э., за несколько лет до Неемии. Ему приписывается воссоздание еврейского сообщества как общины, посвятившей всю свою жизнь исполнению законов Торы (). Цель обеих книг — проследить карьеру и описать основные достижения этих двух лидеров, внесших разный, но в равной мере значительный вклад в будущее иудаизма.

> Процесс возрождения, во главе которого встали Ездра и Неемия, изображен в ветхозаветных «исторических хрониках» персидского периода как единый процесс. Несмотря на краткость его описания, оно имеет важное богословское значение как для самого повествования, так и для последующих его интерпретаций.

> Не случайно то, что в современных изданиях Библии текст Книг Ездры и Неемии следует непосредственно за Первой и Второй книгами Хроник <(книги Паралипоменон)>. Более того, эти тексты, по–видимому, были намеренно связаны друг с другом, поскольку эдикт Кира, завершающий рассказ «Хрониста»{} в 2Пар 36:22–23, приводится также в начале корпуса Книг Ездры и Неемии в Езд 1:2–4. Подобный повтор вызвал долгий научный спор о том, являются ли Книги Хроник и Книги Ездры и Неемии единым текстом и можно ли считать их «третьим историческим текстом», наряду с Пятикнижием и Ранними Пророками. В последнее время, однако, ведущие исследователи решительно отвергают связь между Книгами Ездры и Неемии и Книгами Хроник. Сейчас считается наиболее вероятным, что связь между Книгами Ездры и Неемии, с одной стороны, и Книгами Хроник не была изначальной, но возникла гораздо позже в процессе формирования традиции. На это, в частности, указывает порядок книг в еврейской Библии, в которой Книги Ездры и Неемии предшествуют Книгам Хроник ().

> В Книге Ездры описаны события, происходившие в Иерусалиме в персидский период, в V веке до н.э. В книге две части. Первая часть, <главы> 1–6, содержит отчет — или предполагаемый отчет — о первых этапах выхода из вавилонского плена, начавшегося сразу же после издания указа Кира, и о событиях первых лет, прошедших с момента возвращения. Эти события связаны с пророческой деятельностью Аггея и Захарии, упомянутых в стихе 5:1. В тексте говорится и о главных событиях этого периода — восстановлении Храма и первом праздновании Песаха (6:19–22), ознаменовавшем восстановление богослужения в Иерусалиме. Именно оно было признано вернувшимися единственным законным культом. Как свидетельствуют стихи 4–5 главы 41 Книги Иеремии, богослужение продолжало отправляться в Иерусалиме даже во время плена, однако переселенцы не признали его, посчитав, что только они сами обладают исключительным правом определять законность богослужебных ритуалов.

<.....>

> Вторая часть книги, главы 7–10, повествует в подробностях о деятельности Ездры, причем начинается эта часть с его собственной детальной родословной. Согласно материалам второй части, Ездра пользовался всесторонней поддержкой персидских властей, как о том, в частности, свидетельствует указ Артаксеркса, приведенный в стихах 7:11–27. Этот указ насыщен риторикой, характерной для литературы Завета, и определяет основную задачу Ездры как «учителя закона [Торы] Бога небесного» (7:12). Таким образом, Ездра возрождает иерусалимскую общину, превращая ее в сообщество, жизнь которого посвящена Торе. <...>

> * Ездра пользуется поддержкой избранных «глав поколений», полностью одобряющих его действия (10:16–44).

> * Ездра проводит радикальные реформы, цель которых — сохранить «святое семя» Израиля, смешавшегося с другими народами, живущими с ним в одной стране, и «не отделяющегося» от иноплеменников (9:1–4). Для этого Ездра предпринимает ряд широкомасштабных мероприятий, требуя, в частности, от еврейских мужчин дать развод своим «иноплеменным женам», несмотря на то, что в момент заключения эти браки не воспринимались как нечто запрещенное. Реформы Ездры, нацеленные на очищение религии Торы, были беспрецедентными. Они касались не только неевреев, но и других евреев («народа земли»), считавшихся евреями «в меньшей степени», нежели небольшая группа возвратившихся из плена. Именно последние считали себя «подлинными евреями», сохранившими в неповрежденном виде Тору. Столь страстное отстаивание своей исключительности было лишь частью долгого спора о границах нового типа иудаизма, зарождающегося в тот момент в Иерусалиме, о чём написано во Втор 23:1–8 и Ис 56:3–8.

> Характерный для реформ радикализм Ездры проявился и в деятельности Неемии (Неем 13:23–27). Облеченный огромной властью, он разрушал браки и разделял семьи, и всё это ради осуществления пронизанной совершенно особым религиозным пафосом концепции Израиля, воспринимаемого как «святое семя» или, иначе, как еврейская община, сохранившая особую ритуальную чистоту. Эта исключительная страсть была особым признаком переселенцев, возвратившихся из Вавилона. Возможно, эта страсть стала ответом на чувство близкой опасности, переживаемое общиной. Как показала Мери Дуглас, для общин, живущих с ощущением опасности, характерно особое стремление к чистоте, кажущейся им наилучшим средством защиты от этой опасности (). Однако, говоря о подобных религиозных настроениях, нужно сделать две оговорки. Во–первых, как показал Фернандо Бело, чистота — далеко не единственная тема в Торе, которая послужила лейтмотивом к реформам. В качестве другой, не менее важной темы он называл долг:

> Я читал лишь современные французские переводы этих текстов и старался понять логику, приведшую к возникновению этих двух систем, которая, возможно, впоследствии поможет лучше понять Евангелие от Марка.
> То же самое намерение и та же перспектива довлеют над моей аргументацией сейчас. Моя следующая задача — сравнить две системы и понять сходства и различия, существующие между ними.
> Соблюдение законов ритуальной и родословной чистоты <...>, ведет к плодовитости и изобилию, к тому, что называется благословением и даром Яхве. Система, основанная на долге, управляется принципом, который я назвал бы принципом расширения или дара в действии. Нечистота, напротив, ведет к разрушению, смерти, краху, упадку; другими словами, в данном случае действует принцип удержания ().

> Наряду с «системой чистоты», основанной на принципе ограничения, Тора знает и «систему долга», выступающую альтернативным ограничению способом жизни избранного народа. Вероятно, реформа Ездры с ее акцентом на чистоте была всего лишь одним из возможных типов стратегии по возрождению общины. Обращение к «системе долга» зафиксировано в 5–й главе Книги Неемии, однако и там она не доминирует, но всего лишь дополняет прежнее стремление к чистоте.

> Список возвратившихся (2:3–70), родословие Ездры (7:1–5), перечень женившихся на иноплеменницах (10:16–44) — всё указывает на особую роль в общине людей, заботившихся о собственном статусе и репутации в обществе. Очевидно, что «система чистоты» была не просто объектом религиозных устремлений общественных лидеров. Она приносила им определенную выгоду, поддерживала их власть и влияние, их элитарный статус. Если текст Торы допускал несколько вариантов направления реформы и если община, управляемая Ездрой, выбрала именно установку на чистоту, мы должны сознавать, что этот выбор не был случайным и что именно эта система лучше всего поддерживала сложившуюся в ходе реформы систему власти, описанную в тексте.

> Книга Неемии во многом затрагивает те же вопросы, что и Книга Ездры, хотя главную роль теперь играет именно Неемия. Важно отметить, что значительная часть истории излагается самим Неемией от первого лица (1–2; 4–6; 7:1–5; 12:31–43; 13:4–31). По мнению современных исследователей, основная часть материалов книги восходит к так называемому мемуару Неемии. Возможно, когда–то это был гораздо более объемный текст, целью которого было подчеркнуть особую роль и репутацию Неемии, подобно современным автобиографиям, написанным политиками. Большая часть этих «воспоминаний» считается исторически достоверной. <...>

Маккаве́йские кни́ги [3]

Маккаве́йские кни́ги, четыре книги, названные по имени Иуды Маккавея (см.ниже), хотя о нем повествуется лишь в 1–2 Макк. Сохранились на греческом языке. В Православной Церкви первые три книги отнесены к разряду Неканонических книг, а 4-я считается *апокрифом. У католиков первые две признаны второканоническими, а 3-я и 4-я отнесены к апокрифам; у протестантов все четыре считаются апокрифическими.

1 Маккавейская книга

Автор и датировка. Стилистические и грамматические особенности книги указывают на существование еврейского оригинала. Автор – горячий сторонник Хасмонейской династии. Возможно, он был очевидцем и даже участником некоторых описанных им событий. Это подтверждается свидетельством *Оригена и блж.*Иеронима. Книга была написана в Палестине около 100 до н.э. и вскоре переведена на греческий язык.

Содержание и композиция. 1 Макк. принадлежит к жанру исторической хроники, но цель автора – не просто изложить ход событий, а показать действие Промысла Божьего, спасающего ветхозаветную Церковь в годину бедствий. В 168 до н.э. селевкидский царь Антиох IV Епифан (175–163) начал планомерное уничтожение религии Израиля. Храм был превращен в языческое капище («мерзость запустения», 1 Макк.1:54); свитки Библии предавались огню; всем, кто хотя бы тайно соблюдал *Закон, угрожала смертная казнь. В 166 началось народное движение против гонителей, душой которого стал священник Маттафия. Вместе с сыновьями он возглавил партизанские отряды, нападавшие на сирийцев. После смерти Маттафии вождем повстанцев стал его сын Иуда, прозванный Маккавеем (евр. מקב, мака́в – молот). Под его руководством сформировалась сильная армия, которая нанесла войскам Антиоха ряд поражений и освободила Иерусалим. Погибшего в битве Маккавея (160) сменил его брат Ионафан, который продолжал бороться за полную независимость Иудеи, невзирая на то, что новое сирийское правительство изменило религиозную политику в отношении евреев. Ионафану наследовал его брат Симон, провозглашенный в 142 первосвященником, хотя его род не принадлежал к числу традиционных первосвященнических родов. Так была основана Хасмонейская династия, которая, как предполагается, была названа по имени предка Маттафии, Хасмона, и просуществовала до прихода Помпея (63 до н.э.).

1 Макк. делится на 4 части:

1) вступление (происхождение Селевкидской династии; мирная эллинизация Иудеи; гонение Антиоха и деятельность Маттафии) (1 Макк.гл.1–2);

2) борьба Маккавея за веру и свободу отечества (1 Макк.3:1–9:22);

3) освободительная война под руководством Ионафана (1 Макк.9:23–12:53);

4) войны и правление Симона (1 Макк.13:1–16:24).

Историческое и духовное значение 1 Макк. Книга является ценнейшим документом для истории *междузаветного времени. Она не относится к пророческо-назидательной письменности, как *Исторические книги, а дает объективное изложение событий в духе античной историографии. Однако 1 Макк. нельзя считать чисто светским произведением. Задача автора выходит за рамки гражданской историографии. Деяния его героев изображены как образец верности Богу и Закону. Он приводит слова Маттафии: «Если и все народы в области царства царя послушают его и отступят каждый от богослужения отцов своих, и согласятся на повеления его, то я и сыновья мои и братья мои будем поступать по завету отцов наших» (1 Макк.2:19–20). Еврейские повстанцы готовы нарушить субботний покой ради дела Божьего (1 Макк.2:38,41). Маккавей предпочитает смерть в сражении, не желая терпеть поругания святыни. Он верит, что настанет день, когда «язычники познают, что есть Избавляющий и Спасающий Израиля»(1 Макк.4:11).

2 Маккавейская книга

Автор и датировка. Как явствует из вступления (2 Макк.2:24), в книге кратко изложен труд Иасона Киринейского. Компиляция составлена иудеями *Палестины для своих единоверцев в Египте. Дата указана составителем (188 *селевкидской эры, т.е. 124 до н.э.; см. 2 Макк.1:10).

Литературные особенности, содержание, композиция. В отличие от документальной прозы 1 Макк., 2 Макк. оживляется драматическими сценами и диалогами; повествование эмоционально насыщено, в нем повсюду чувствуется дух истинного благочестия. Хронологические рамки книги почти совпадают с 1 Макк., но излагаемые в ней события заканчиваются победой Маккавея над сирийским полководцем Никанором, т.е. весной 160, а первое описанное в книге событие датируется 176 до н.э.

Книга делится на 4 части:

1) пролог от составителя или составителей (2 Макк.1–2 гл.);

2) насилия селевкидских царей; эллинизация; ветхозаветные мученики (2 Макк.3:1–7);

3) ход восстания до освобождения Храма и смерти Антиоха (2 Макк.8:1–10:9);

4) войны Маккавея до победы над Никанором (2 Макк.10:10–15:39).

Духовное значение книги. Одной из главных тем 2 Макк. является прославление мученичества. Автор воспевает смерть людей, которые под пытками не отреклись от Бога (семеро братьев и их учитель Елеазар). Мученики исповедуют веру в воскресение из мертвых. «Ты, мучитель, – говорит один из них, – лишаешь нас настоящей жизни, но Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жизни вечной» (2 Макк.7:9). В словах матери братьев-мучеников мы находим первое четкое определение библейского *креационизма: «Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего и что так произошел и род человеческий» (2 Макк.7:28). Во 2 Макк. мы также находим первое свидетельство о молитвах за павших на поле брани (12:42–45). Эти молитвы тесно связаны с верой в воскресение.

Православная Церковь чтит память ветхозаветных мучеников 1 августа.

3 МАККАВЕЙСКАЯ КНИГА

3 Макк. носит это название условно: в ней не идет речь о Маккавеях. По-видимому, она была названа Маккавейской потому, что ее темой является спасение Церкви Ветхого Завета от язычников. Автор описывает попытку царя Птолемея IV истребить иудеев, поскольку они не позволили ему войти в святилище. Произошло это после битвы Птолемея с Антиохом III при Рафии (217 до н.э.). *Иосиф Флавий относит события 3 Макк. к правлению Птолемея VII (около 145). Книга является *мидрашем историко-сотериологического характера. По мнению знатока *Второго Храма периода митр.*Иосифа (Петровых), «книга написана после 164 г. до Р.Х., потому что упоминает о событиях книги Даниила, и не позднее первых лет жизни Спасителя».

4 МАККАВЕЙСКАЯ КНИГА, см. *Апокрифы.

 

 


[1] Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва: Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

[2] Уолтер Брюггеман. "Введение в Ветхий Завет. Канон и христианское воображение" (из гл. 26@)

[3]
Источник:
Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва: Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 2: К-П. - 555, [1] с. ISBN 5-89831-027-4



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: