Голосовой тракт человека




РЕЧЬ

Мышление – психологический термин. Как приделать его к психофизиологии – не оч понятно. Возможно ли мышление без речи? Да!

 

- Речь – знаковая с-ма. «Речь» = «язык» в этом контексте. Компьютер яз, протоколы передачи данных – это все язык. И речь в таком сл будет вариантом языка. Это кодирование инфо. Есть зачатки у животных.

- Речь звуковая / письменная.

В эволюции проблема: что искать? Жестовый и звуковой язык – что надо искать? (письменной не было) Это больной вопрос. Потому что было много работ, где по костям пытались конструировать строение гортани (хотя нормально она не сохраняется). И потом, они же (предки) могли др формами речи пользоваться.

 

Самый интересный вопр – вопр семантики. Как мозг обесп связь между символами и их значениями.? Это наиб сложный вопрос.

Семантичность – особенность человеч речи! Отл от биологической сигнализации животных! Семантичность мож и там и там: писк цепленка, вохтание курицы – они тоже несут к-то значение. Но у человека семантическая система открыта к не генетическим изменениям. В теч минут можно придумать новый символ, значение. В то время как у животных не открытая с-ма – набор символов не подлежит расширению в не генетическом опыте, более медленный отбор изменения.

У чел и обезьян человекообр есть с-ма, которая открыта – жесты. Не совс как у человека. Жест – берет ветку и продирает вверх или качает ей. Человек не догадается, а это что-то значит.

Жесты различны для разных культур. В одних странах можно, а в др – неприлично или оскорбительно. («окей» и «класс» жесты – надо быть с ними осторожными)

 

Продуктивность. Символов много, Меняются, можно комбинировать. Для животных это не характерно - Есть крик тревоги, половое привлечение, позы. Пение птиц – мог быть сложные последовательности - но тоже жёстко заданы (!), хотя есть элемент научения (да, одна молодая птичка слышит, запоминает, потом будет петь то, что слышала, но все равно, это не так сложно, как в человеч речи).

Культур преемственность. У человекообр обезьян есть некая культурная преемственность (зачатки). Жесты человеч яз глухонемых выучивались одной обезьяной и передавались другим обезьянам, хотя это единичные случаи.

 

Мимика, позы… (не говорим о запахах, кошачьи метки, лимуры кошачьи с полосатыми хвостами – они натирают себя,облад железами).

 

Исходя из логики следует, что эти 2 вида речи дб развив как-то параллельно.

Картинка про то, что передняя ростр и вентр области премотор коры (Ризолатти иссл-л на обезьяназ – макаках). Эта область (F5) – у обезьян руку и губы координирует (взять пишу, поднести ко рту) – не им отношения к речи. Но эти зоны гомологичны зоне Брока – не полностью, но перекрытия есть. Кроме того есть наблюд из детской психологии – развитие моторики способ-ет развитию речи.

Речь итальянца и шведа по-разному… но жестикулируют многие люди и жестикуляцию подавить сложно. Почему именно жестикуляция? Видать есть эволюционная схожесть в этом – движения рук и воспроизведение какой-то речи.

 

Открыли набор генов. FOXP2 – регулятор ген, кот есть у всех млеков. Влияет на моторику гортани. Его обнаружили у людей с наследуемым нарушением речи, мутация была в этом гене, закричали, что «мы нашли ген речи». Но он есть и у животных. Отвечает за движение гортани. Есть у рукокрылых – сложные звуки (эхолокация), для сложной вокализации.

 

Понимают ли собаки речь? Удачливые владельцы, у котор хорошие псы, уверяют, что собака поним речь. Вопрос сложный. Собака не поним речь! Но распознать слова может отдельные. Слышит кличку. Но у нее нет зоны Вернике. Как она расп слова? На самом деле это не сложнее чем обыч звуков сигнализация. Слух кора это может. Остальное для них – шум. Они прекрасно понимают интонацию и мимику.

Сравнение детей и человекообр. Канзи. В общ и целом дети (даже маленькие) превосходят обезьян. Собаки тоже молодцы. И это созд иллюзию.

Чтобы почувствовать себя собакой, прсм мыльную оперу – там же ничего не понятно.

 

Первый эксперимент с Уошо. Попытка научить обезьян яз глухонемых. До этого пытались учить звукам – не вышло, тк гортань др, не подходит. С жестами тоже не все блестяще.

Эксперимент заморозили. Потому что он мешал теории Хомского (который Чомский). Через 10 лет вернулись к ней. Она узнала. Эмоциональная отзывчивость была!)

 

В 90е горилла Коко. Новый виток. Паттерсон. Коко знала 3 языка: устный английский (2000 слов, бытовые темы), могла на яз глухонемых говорить, пиктографический яз.

 

Канзи

 

Это все разбивалось об авторитет Хомского (Чомсокго) – основатель когнитив науки. Но еще и навязывал антибиологич идею, отрывающ человека от животного. Ссылается на физику и биологию (по биологии не грамотен!). Он вывел концепцию универсальной грамматики. Не отриц, что человек от обезьяны. Но говорит, что в чел произошли мутации, которые заложили речь. У каждого чел есть гены, кот обесп универсальн грамматику. По типу птиц, которые поют, что у кажой птицы гены ее песни – если она глуха, то она не будет так же петь. И дальше он пишет, что на сам делее разн яз – частный сл одного и того же, кот задаются каким-то геном (готовит Хомский). Некотор ему верять филологи. Мы – нет! Натянуть китайский на европейский – сложно. Это точно не от одного языка

Части речи – следуют из строения нашего мозга. Основ существа – гл и существительные. И к ним модификаторы – прил и нареч. Все. Так наш мозг устроен. От сюда и общее в языках разных.

 

Голосовой тракт человека

 

У шимпанзе не получ произносит человеч слова в силу строения гортани. У человека по срав с ними др строение – гортань опускается вниз! – уникальность человека. У новорождённых она выше, потом опускается. Мы за это платим, если поперхнуться. Из-за опущенной гортани что-то мож попасть не в то горло и заткнуть ее.

Гипотеза Макнейлиджа.

Речь и слоги, глас и согласные взялись из сосания по его теории. Отсюда и координация дыхания. Один цикл челюстей при живании / сосании - слог. Когда сдвиг челюсь – согласные, раздвигается челюсть – глас.

Сложно доказать, что «мама» - сосание с голосом... Слово «мама» есть во многих языках. Даже в китайском. Может ли быть это правдой, Что это сосания вид? Доказать это невозможно. Филологам не интересно.

Моторные аспекты речеобразования.

Огромное кол-во мышц участвует в речи, оч тонкая организация. При чем на протяжении всей фразы поддерж постоянное равное давление. Это можно показать на графике. Несмотря на то, что мы выдыхаем, давление поддерживается постоянно примерно одинаковым. Обрати внимание, что с течением времени меняются задействованные мышцы.

В какой-то мом даже мышцы спины уч. И это мы даже до гортани не дошли, это просто для поддержания давления в трахее. И все это еще огром числом нервов управляется (черепно-мозг и спинальных).

 

Поражения – дизартрия – св с моторными аспектами.

Анартрия – невозможность произн звуков.

Зоны. Моторная классика – все основные области, котор нужны для мотор действия. Мозжечок в том числе, базал ганглии, крас ядро, кортикаль области

В нас вдалбливают – центр речи – Брока (лобн) и Вернике (височ).

Брока вообще не первый – первый Марк Дакс. Да и Брока с трудом добился открытия, потому что опозорилась френология. У Марка Дакса было просто меньше материала, чем у Брока. У Брока было около 50 мозгов!! А еще правая локализация речи бывает довольно часто (5% случаев). И вот как ему так повезло, что не было правосторонних (а только левосторонние поражения)… Или он их просто выкинул?) Как «мешающих».

Локализация левосторонняя речи далеко не всегда!

Чуть позже Вернике показал 2ой центр речи, тоже в левом полушарии.

– классическое изображение зон

 

Картинка с 1 и 2 слух областями – верх височ извилина. В основ 22. Огром территория по верхневисоч извилине. Еще много чего нах сбоку....

То, что условно явл Вернике, заходит глубоко в … Внутри височ щели.

 

В лев полушарие темпорале больше. Показали, что это маркер реч ф-ий. Но потом оказ, что и у шимпанзе так. Так что это не совс правда.

Когда изучали сенсор и мотор с-мы, в речевых ф-ях нет ничего необычного. Брока – надстройка над сист-мой премотор коры… Премот и префронт коры.

По Хомскомц – выросла с нуля. Но это не так.!!

У животных тоже есть и вып те же ф-ии. Зона Брока и Вернике у макак. Предъявл видоспецифичные звуки.

3 среза коронарных. 1 срез – Зона Брока. Вроде высоковато, но у них не только префронт, но и заднетеменная недоразвиты. У них высоко сильвиева щель идет по сравнению с человеком. Зона Вернике у них тоже есть. При этом это просто звуки, издаваемые особями того же вида.

 

Стимуляция при нейрохирургии нарушала речь. Это старое картирование из работ Пенфилда. Это картирование делали перед нейрохирург операциями. Критические – мотор и сенсор для руки – их обходят стороной врачи. Потмоу что если парализует ногу – ну и ладно, но вот кисть или речь – херово. Поэтому делали картирование посредством простой стимуляции. Ну и где тут зона Брока и Вернике (на картинке)? Какие-то облака расплывчатые. Как-то угадать Брока можно еще..но вот Вернике.

Кажд точка – один результат. Это довольно старый резул-т, но есть более новые данные, которые в принципе воспроизводят

1

Более новы результаты путём регистрации. Круги - критические зоны. Попадает кое что на зону Брока и Вернике. Но многое не попало!!

 

Еще одно изображение зоны Брока и Вернике.

От идеи узко локализован зон Брока и Вернике уже отказываются. Если Брока еще так сяк, не меняется она.То Концепция зоны Вернике – вообще изменилась. Области, св с речью, гораздо шире!

Афазии.

Это нарушения речи. Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Анартрия - отсутствие речи, вызванное поражением нервно-мышечного аппарата, который обеспечивает ее артикуляционный компонен.

 

Поражения Брока – мотор афазия

Зоны Вернике – сеносор афазия

Поражение затылоч доли и угловой извилины (на картинке не верно – она выше) – алексия (словестн слепота).

 

 

Сравнение двух афазий – Брока и Вернике.

При афазии Брока – речь понимают, А при Верник – и понимание, и воспроизведение речи нарушено

 

Чел слова произносит, но они не складываются у него ни во что – Афизя Брока. Еще помогает междометиями. Мы помогаем себе и в обычной жизни: эээ, короче, …

Это нарушение надмоторное. При пораж премотор коры – наруш рисунок движения. Вот мелодия построения. Это не мышечное – не дизартрия. Это мелодия построения связи: фонемы в слова, слова в предложения. Грамматика на зоне Брока держится. Нужна эта зона и при восприятии на слух.

 

Аф Вернике. Говорит гладко, любит говорить – логарея – избыточ говорение – поток слов, в котором понять нельзя. Причем чел не понимает этого. Может он догадывается, пытается объяснить, но тебя все еще не понимают

Дело не в голосе (!) и классич афазии мог проявляться и в жестах у глухонемых

 

Проводников афазия. С ней сложно все. Потому как классич точка зрения – проводниковая – нарушение проводимости межд зоной Брока и Веринике. Как врач проверяет понимание? Просит повторить. Да, там есть пучок.. Но проводников афазия не с этим связано. Там поврежд др обл – в задней инсуле и в теменной обл есть СПТ, там тоже есть критич важ область. И, возможно, проводник афазия св не с проводимостью, а с тем, что там дополнительные области, о котор раньше не знали.

Вернике-Гешвинд. Процедура проверки – повторить за врачом что-то (мдея Вернике). Мы редко повторяем за кем-то – это не стандарт дя нас ситуация.

 

Идея была продвинута Гешвиндом. Это первая половина 20 века. Это некое усложнение идеи Вернике.

 

Что не верно в классич представлениях?

1. Широкие поражения пораж много чего вокруг.

У зон Брока и Вернике есть пары в др полушарии (справа). Они сами ответственны за речь, а Их пары ответственны за просодию (интонацию). И в принципе да, есть парные состояния к афазии Брока и Вернике, котор ведут к нарушению воспроизведения или пониманию просодий.

На правой стороне (аналоге) живет музыкальный слух. Наиб изв пример – Шнитке – перенес инсульт – в итоге потерял музыкальный слух – это было св с поражением правого аналога. Это не доказано, но кажется логичной, что музыка родилась из просодии. И стихи тоже. Почему ритм и в стихах, и музыке? Наши дикари произносили «мы идём бить мамонта» (как пионеры: «кто шагает дружно в ряд»). 😊

Еще разделения были… Что Одно полушарие с отриц эмоциями, др с положительными.. Кто-то с торможением и возбуждением. Кто-то в это верит. Это вопрос…

Что кас локализации речи: слева или справа… У левшей не обязательно речь будет симметрично наоборот. Может быть и как у правшей. Аналоги зон Брока и Вернике в др полушарии облад схожими ф-ми, но просто на уровне ребёнка.

Люди с расщепленным мозолистым телом проявляли себя как разные персоны. Роджерс Сперри с расщепленным мозгом, получил нобелевскцю премию за работу, где люди с перерезаннм мозолистым телом проявляли себя так, будто это 2 разных человека иногда, причем плохо знали др о друге. Левое доминирует в управлении поведением.. Возм, св с тем, что прав рука доминирует. Они могли тянуться в шкаф что-то взять, но в этот мом лев рука тянется и берет другое. Как он ставил эксперименты, если 2 полушария не связаны? Эксперименты с экраном, закрывающим руки. Т.е глаза видят изображение слова, а рукой надо на ощупь взять этот предмет, который написан словами на экране. На ощупь найти предмет, потом дугой рукой это сделать. Испытуемый не мог сказать, что он взял, но он взял правильно. А вот как он общался с другим полушарием? Получается, что противоп полушарие понимает речь. Просто более примитивно. НО! У раз людей еще в разной степени.

2. Собственн реч ф-ии. Хвостатое ядро, левый таламус, …важны для речи

 

Языковая прособия. Тон, громкость, темп, тембровая окраска

В восточноазиатских есть тональный аспект, который нам не ясен. Важно, с какой ты интонацией говоришь – изменил интонацию, все другое слово! Ударение тоже есть, но это не то же, что и тон.

Музыкальный слух ориентируется на те же зоны, котор отвечают за просодию. Музыка – это правополушарин. Имеет более отчетливую правополушарную локализацию в отношении высоты, в отношении тона. Ритм музыки связан с шаганиями, ритмичными движениями, Кстати, ритм вовлекает мозжечок.

Паталогии – классич афазии, но будут касаться именно просодий

 

Чтение.

Удивительно вообще то, что в мозге для этого нашлось место! На сколько он пластичен. Причём у всех людей примерно одинаково – возник нек центры чтения, которые не мб генетическими, кот формир-ся в индивид развитии

 

Изначально считалось, что угловая извилина критически важной для чтения, т.к алексия! – нарушение чтения. И она была св с поражением угловой извилины. Но это был овидно только для англояз стран, как потом оказалось. В итальянском почти нет алексиков. В россии тоже редка алексия. 😊

Алексия основана на не сп-ти расставить буквы в нужном порядке. Это действительно ф-я теменной коры

Теменная кора (занимается координатами для подготовки движения) и нижнетеменная кора отвечает за ниже/ выше, левее/правее, больше/меньше… И буквы тоже, их порядок, - это нижнетеменная задняя кора.

Тест на алексию – надо переставить первые буквы в двух словах. Пример: Джон Ленон – Лжон Денон.

Все было тихо и мирно, на итальянцев не трогали, не замечали. Когда догадались до такого теста – поменять местами на буквы НА СЛУХ! Просто в английском разнится произношение и написание слова.

Все еще зав от того, как учат читать. Надо усить не по слогам, не по буквам, а целиком все слово. Сейчас алексия стала еще реже встречаться, потому что по-др-ому стали учить читать

 

 

Японские алексики по-разному теряют возможность читать двумя способами записи.

2 способа записи: иероглифы - канжи, когда слов – один иероглиф (может быть составным). А есть кана – слоговое. В японском мало слогов, простые и однотипные. Не может идти 2 слогасных подряд. В корейском примерно также. Они писали китайскими, потом произошла реформа, упростили до букв (немного истории).

У японцев кана 100 с лишним символов. Алексия проявляется в кана, но не проявляется в канжи. Удивительно!

Стали разбираться. Нашли базальную височную речев область = visual word form area. Это обл-ти, кот нач от латеральн окципетального комплекса и идут по базальной области затылочно-височ коры. Там опознание все, там же недалеко обл распознования лиц, графич контуров… Поля 19, 3?, 20…..Эта область у человека, умеющ читать, специализируется под чтение.

Но есть больгая разница. Если верхне теменная извилина основана на восприятии букв по отдельности, невозм поставить буквы в порядке (при алексии), то базальн речевая обл схват все слово.

 

Базал речев обл схватывает все слово. Получается эффективнее. В итальянском яз активизировалась прем+имущественно лишь верх теменн обл – там просто проще немного фонетический принцип письма (как пишется, так и читается). Человек последовательно воспринимает буквы, поэтому нет алексии

Кто с иероглифами работает – активизир ниж базал височн обл.

В английском тоже пытаются исп ниж базальн височн область, потому что многие английские слова не прочтем по буквам, но не очень-то эффективно. Сейчас лучше…

Картинка Рамачандрана. Про синестезию. Буквы кажутся раскрашенными. Потму что обл, ответственн за распознание букв, рядом с обл цвета (V4).

Активация получили путем констрастирования слов против паттернов

Англ и китайский. Сравнение. Сравнивали билингвалов.и Оценивали степень активации областей. Китайцы как своего, так и на английском, вовл базал речевые. А англичане слабее вовлекают.

Англичане, кот пытаются учить китайский, сложнее вовл базальные обл.

Крайне удобно учить детей через целостное восприятие слове.

Не правильно учить по слогам и алфавит. Надо учить целые слова! Не надо сложных слов, но на коротких – норм. Это способ подавления алексии, способ к скорочтению, …

Даже по слогам читать не желательно

 

Электрофизиологические корреляты.

 

Наиб известен N400 - семантический компонент (не прям семантич). Большой на псевдо словах (при условии, что он не игнорит их), неправильно стоящие слова, или редкие слова. Он на сбой в семантике возникает.

 

Можно его получ и в письменн, и в устном варианте.

На подсунутое слово. Слово ставят последним в предположении.

Откуда считать «ноль»? Или с начала слова, или «Ноль» будет с какой-то границы. Если «носки» и «масло» бы начинались с одного слова, то «0» будут с момента различия этих слов.

 

Давали несуществующее псевдо слово, которое должно было приобрести смысл. Догадываемся по контексту.

На первое предложение N400 буде большой, на второе предложение меньше, на третье - вообще маленький.

Аналогичный эксперимент в МРТ. Активация на аномальное слово. N400 – височный вообще -то. Но на картинке он уполз… Конечно, бывает меняет место, но не на столько

 

Р600. Граммаический. При нарушении грамматики – нет согласования, … «его подруга был в швейцарии».

«мне не зватило ста тридцати пяти рублей» – верно, но сейчас все чаще говорят в именительном падеже.

 

ELAN - ранняя левая передняя негативность

Около 200 мс. Открыт Анжелой Фридеричи.

Для локальной грамматики. (там была глобальная грамматика – Р600 – могло препятствовать понимаю впринципе).. Например, Потерянный предлог, не тот артикль. Не возник на глобальные – не согласование предложений…

 

Р600 и N400 - не речевые, а просто когнитивные эффект, и речь тут немного не при чем

 

Вольф – который гориллу пририсовывал.. Они с аспиранткой показывали фото приборов бытовых. Обычные фото. Но при этом вносили нарушения: семантические или синтаксические.

Синтаксич нарушения – комп мышь, которая нах на экране (они ее просто прислоняли к экрану). Это не прав комбинация

А наруш семантики – мыло вместо комп мыши. Нарушение смысла. Логично.

И другие примеры подобного рода.

Они очень гордились тем, что это не фотошоп, а реальные фотографии

 

 

Потенциалы были не такими чётким и красивыми, но получили, что все тоже самое, что и в речи

По идее не должно было быть)) Но есть! Вариант, что испытуемые проговаривали, исключается, больно быстро! Как за 400 мс можно произнести: «мыло стоит вместо мыши». Не выйдет

Не то чтобы отвергается природа этих потенциалов, как речевых, но заставляет задуматься, что это что-то боле широкое.

 

Есть эффекты, которые проявляются оч быстр. Предъявля слова и псевдослова. За «0» брали точку расхождения. Через 50-80 мс возник статистически достоверное расхождение. Одна фонема только отзвучала, но мозг уже каким-то образом…

 

Телесно-воплощённые репрезентации.

Embodied cognition = grounded cognition = «приземлённое познание». Биологически нормально, что новое – измененное старое. Ничего из ниоткуда не берется. К символу нуж привяз смысл, далее надо работать с этими символами, котр должны складываться в смыслы (нам говорят «халва», а у нас во рту сладко). ДА, похоже проигрывается, кодирование идет через активацию соответствующих областей мозга. Т.е. кодирование через ассоциацию во всем мозге – не абстрактно, а реально физически есть связи... Есть те,к то счит, что кодирование абстрактно. А есть те, кто счит, что через активацию в конкрет обл-ей…

Эксперимент. Предъявили испытуемым слова, св с действиями (action-word). Это удобно, потому что знаем соматотопическую локализацию. Моторную, сенсорную. И брали слова, ассоциированные с «Руой, лицом и ногой».. Они далеко разнесены. Оказалось, что если сравнивать одно с др, (три отведения, связаны с тремя раз локализациями), активация будет там, с чем связано – для руки, для лица, для ноги. Слова дб короткими и похожими. Брали созвучные слова рick, lick and кick. Специально, чтобы больше было шансов перепутать и меньше времени размечтаться, слишком быстро

Это их же работа, но более поздняя

Слева карта для реального движения, справа - восприятия слов, Не полное совпадение, но некая логика прослеживается

Возможно, они увлеклись. Потому что много работ, и все из одной лабы, и ни одну не удается нормально воспроизвести. Одну воспроизвели у нас в МЭГ-центре, но там очень маленький эффект.

Классическое наблюдение чисто поведенческое на тему grounded cognition состоит в том, что надо сравнить числа (какое больше и меньше) и нажать на кнопку. Оказалось, что Время р-ии пропорционально разнице. Для 1 и 9 – время реакции меньше, чем для 1 и 63. Просто мы абстрактные вещи транслируем в пространство.

 

 

Из одного обзора. Цветом то, что св с речью – примерно половина.

 

Более строгая картинка. Зона Брока более маленькая, Вернике – «расползлась», залезла на всю практически верх височную извилину и еще почти на всю среднюю височ извилину. И это похоже на правду...

 

Были еще и разные модели.

Схема Хиколь-Попепеля. Спектро-временной анализ.

На основании классич ф-ии слуховой коры мы вытаскиваем фонемы.

Нижнетеменная обл, кот может и ответственная за кондуктивную афазию (синий ромбик) – SPT. Она явл критически важной интерфейсом между височ слуховыми и лобными слуховыми областями. Дальше есть вентральн поток

 

Она явл важным интерфейсом межд височ и лобными областями.

 

Мог быть и др области, кот вовл, но не явл классическими (рис 80-8)

 

Перед теменная обл, на которо держится семантика. Ниж височ кора – это место, на кот заканчивается вентральные пути от сенсорных систем (в том числе, от зрения), и там происх категоризация и опознание объектов – это совсем не речевая ф-ия. Важно для объединения всего со всем, смыслов, семантики.

При поражении семантическая «деменция », но это не деменция, а выпадение смыслов. Спрашивают, все ок, все знает, а про кенгуру спрашивают, он пургу несет! Просто выпали какие-то категории при поражении мозга. И он не понимает, что у него есть дефект.

……

Кондуктивная афазия. Наука не стоит на месте. Сложные сети там. Прак вся верхняя висточ извилина вовл в восприятие слов, а не только зона Вернике. И при этом есть некий прогресс вдоль сзади на перед - Сборка фонем в слова, а слова в предложения – и это идет в некоторой прогрессии по верхней височной коре.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: