Первая группа – насосы, гидроприводы и вентиляторы, вторая – палубные механизмы.
Первая группа обеспечивает действие различных по назначению судовых систем, включая системы главных энергетических установок. Вторая группа-это рулевые машины, якорно-швартовные и грузоподъемные механизмы.
Судовые грузоподъемные механизмы делятся на грузовые лебедки и поворотные краны. Их назначение – обеспечить грузовые операции при загрузке и разгрузке морских транспортных судов универсального назначения. Краны более удобны и производительны при переработке генеральных грузов, лебедками же можно поднимать тяжеловесы при наличии большегрузных стрел и соответствующего такелажа.
Особую группу представляют буксирные лебедки, обеспечивающие эластичную связь судна с буксиром.
Судовое оборудование имеют паровой, электрический, гидравлический и ручной приводы.
КЛАССИФИКАЦИЯ НАСОСОВ ПО НАЗНАЧЕНИЮ
По назначению различают насосы: 1) трюмных систем судна; 2) обеспечивающие эксплуатацию энергетической установки; 3) аварийно-спасательных систем; 4) обеспечивающие санитарно-бытовые нужды команды и пассажиров; 5) грузовых систем нефтеналивных судов; 6) специальных судовых систем.
К первой группе относятся трюмно-осушительные и балластные насосы. В машинно-котельных отделениях (МКО) морских транспортных судов есть неплотности в соединениях трубопроводов и клапанов, что создает утечки воды, топлива и масла; потери жидкостей и конденсата при продувании и промывке механизмов и систем. Проникновение влаги возможно и в грузовые трюмы судна из соединений трубопроводов, проходящих через трюмы.. Из осушительных колодцев грузовых трюмов вода периодически удаляется трюмно-осушительными насосами, которые в этом случае переключаются на соответствующую систему судна.
|
Для приемки забортной воды в форпик и ахтерпик, откачки ее за борт из любых отсеков используются балластные насосы, подключенные к балластной системе судна. Используются они и для кренования и дифферентовки судна при окраске и ремонте корпуса, ремонте рулевого устройства, дейдвуда, гребного винта и концевого вала на плаву судна.
Свой комплекс насосов имеют и водоопреснительные установки. В судовых энергетических установках с двигателями внутреннего сгорания сохраняются практически все насосы пароэнергетической установки для обеспечения работы весьма развитого вспомогательного пароэнергетического хозяйства и добавляются циркуляционно-охлаждающие водяные насосы главного и вспомогательных дизелей внутреннего сгорания, а также циркуляционные масляные насосы двигателей. Некоторые насосы предназначены для эксплуатации систем сепарации дизельного топлива и масла.
Весьма важными являются спасательные системы, обеспечивающие безопасность эксплуатации судов. Эти системы обслуживаются водоотливными и противопожарными водяными насосами. Водоотливные насосы используются при появлении водотечности корпуса, вследствие появления пробоин, течи или попадания больших масс воды через неплотности люковых закрытий. В качестве водоотливных спасательных насосов на морских транспортных судах используются все насосы трюмных систем, циркуляционно-охлаждающие и противопожарные. Насосы, входящие в противопожарную систему водотушения, разветвленную по всем отсекам и помещениям судна, должны обеспечить необходимые напор и подачу для создания мощных водяных струй. Противопожарные водяные насосы используются для скатки палуб судна и мойки якорей и цепей. Комфорт и удобства на судне обеспечиваются в значительной мере санитарно-бытовыми системами. Действие этих систем обеспечивают санитарные насосы, подающие пресную или забортную воду в туалеты, душевые и ванные, насосы мытьевой пресной воды. Фановые системы служат для удаления нечистот. Они собираются в специальных цистернах, из которых, по мере их наполнения, откачиваются фановым насосом. Группу мощных судовых насосов образуют грузовые насосы нефтеналивных судов. Иногда грузовые насосы, обычно для жидких пищевых грузов, устанавливаются для обеспечения грузовых операций на сухогрузных судах, имеющих специальные трюмы. Универсальные наливные суда (для перевозки разнообразных жидких грузов) оборудованы специальными зачистными системами. На транспортных и специальных судах предусматриваются некоторые дополнительные системы и насосы, их обслуживающие. К таким системам относятся противокренные с автоматическим или ручным пуском системы, ограничивающие качку судна, системы орошения специальных трюмов и некоторые другие.
|