Социологическое исследование




«Итоги Второй мировой войны глазами современной молодежи»

 

Автор:

Макеев Данил Русланович, 16 лет, обучающийся 10 класса ГОКУ УГКК,

Руководитель:

Шалянинова Светлана Леонидовна, учитель истории и обществознания ГОКУ УГКК

 

 

Усолье-Сибирское, 2020

Почему до сих пор в международных средствах массовой информации и на различных международных площадках жарко ведутся споры об итогах Второй мировой войны? Такой вопрос возник в нашем сознании еще в сентябре 2019 года при просмотре популярного ток-шоу на Первом канале «Время покажет». На передаче бурно обсуждался тот факт, что в Европарламенте обвинили Россию в искажении исторических фактов и ведении «информационной войны с целью разделить Европу». Причину обвинений здесь обсуждать не будем. Нам стал интересен сам факт того, как можно спорить о роли нашего государства в Великой Победе?

В связи с этим мы провели небольшое исследование Интернет-источников, где искали высказывания и материалы, говорящие об отношении европейцев к итогам Второй мировой войны.

Юрий Васильевич Морозов,кандидат военных наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока, Института США и Канады РАН в своей статье «Фальсификация итогов второй мировой войны в рамках информационной борьбы против России» говорит о том, что искажение фактов истории Второй мировой войны является в современном мире орудием информационной войны против России – правопреемницы Советского Союза. Запад использует различные приемы, которые позволяют успешно манипулировать общественным мнением в выгодном направлении.«Причем осуществляется дезинформация всеми возможными путями: через средства массовой информации, Интернет и систему образования, где намеренно искажаются исторические события.» - говорится в статье Ю.В. Морозова.

В подтверждение этого факта на сайте РИА Новости 8 мая 2019 года была размещена статья Галии Ибрагимовой, Софьи Мельничук, Ксении Мельниковой «Что пишут о Второй мировой войне в учебниках разных стран».«Вторая мировая по-разному предстает в европейских, американских и японских школьных учебниках,» - утверждает РИА Новости и делится результатами: для французов войну закончили американцы, Британия "подавала пример всему миру", Германия дистанцируется от нацистов, для американцев враг – Япония, а в японской школьной программе много внимания уделяется оккупации северных территорий Китая (Маньчжурии) и Корейского полуострова, а также военным действиям в Юго-Восточной Азии. И вот что для нас важно! Поляки говорят, что есть большая вина Советского Союза. "Нападение на Польшу произошло 1 сентября 1939 года, а через 16 дней восточную часть страны оккупировал и Советский Союз. Москва руководствовалась пактом Молотова-Риббентропа", — говорится в одном из текстов для школьников. Думается, если со школьной скамьи детям подавать такие факты, то что удивляться этим высказываниям в будущем.

На сайте Rusbase (RB.ru) мы нашли статью Анны Сафроновой «Итоги Второй мировой войны глазами граждан разных стран». В статье размещен опрос представителей разных национальностей, возраста и социальных слоев. Было задано 5 одинаковых вопросов:

1) Основные участники Второй мировой войны.

2) Кто выиграл Вторую мировую войну?

3) В какой стране Вторая мировая война унесла наибольшее количество жизней?

4) Каковы основные итоги Второй мировой войны?

5) Принимали ли участие в этой войне члены вашей семьи? Если да, то какова их судьба?

Какие же ответы нас удивили? Например, предприниматель из Южной Кореи в основных участниках войны вообще не указал СССР, как будто и не было этих 4 лет кровопролитных боев на нашей территории. Он же говорит о том, что наибольшее количество жизней война унесла в Южной Корее, но в тоже время члены его семьи участия в этой войне не принимали. Менеджер из Туниса также не видит СССР ни основным участником, ни победителем во Второй мировой войне, но все же признает, что больше всех жертв было в СССР и Германии. Директор по развитию из Великобритании увидел в итогах Второй мировой предпосылки образования Евросоюза. Австралийский преподаватель английского языка не смог определить, какая страна заплатила самую высокую цену в этой войне (может потому, что его дедушка был пацифистом?).

С нашим видением итогов Второй мировой войны созвучны мнения болгарского предпринимателя, учителя истории и обществознания из Белоруссии (что, по нашему мнению, не удивительно), программиста и предпринимателя из Греции, HR-консультанта из Франции, event-менеджера из Германии (предполагаем потому, что Германия обвиняет фашизм в развязывании войны и в его семье есть пострадавшие родственники).

Изучив данные опросаRB.ru, возник вопрос – что говорят представители российской современной молодежи об итогах Второй мировой войны? С этой целью нами был разработан онлайн опрос, состоящий из 8 вопросов, который был создан в Google форме и размещен в социальной сети ВКонтакте на странице кадета, обучающегося в Усольском Гвардейском кадетском корпусе. В число респондентов входили подписчики в возрасте от 12 до 25 лет, мужского и женского пола, в основном обучающиеся кадетского корпуса и педагогического колледжа. Опрос проводился в течение двух дней и был анонимным.https://docs.google.com/forms/d/1ecmvNGi9lu02mE77Bst2F3nwNsrSizueSXDQ7y1dzDc/edit

Представим подробно результаты опроса. Количество респондентов за два дня составило 81 человек из более 300 подписчиков. Из этого можно предположить о некотором нежелании участвовать в опросах на подобную тему. Вопросы предусматривали краткий ответ, а не привычный выбор из нескольких вариантов, это тоже могло сыграть свою роль. Но все же 25% молодых людей смогли найти время и желание пройти опрос на столь важную тему для нашей страны.

Первый вопрос предлагал респондентам поразмышлять о том, чем для них являетсяВеликая Отечественная война. Ответы звучали в основном кратко: память, победа, боль, подвиг, праздник. Были и более широкие размышления (орфография и пунктуация авторские): «Война для меня прежде всего история нашей семьи которая защищала нашу Родину!!!», «война Союза Советских Социалистических Республик против вторгшихся на советскую территорию нацистской Германии и её европейских союзников», «Бессмысленная война из-за людей с манией величия»,«Множество бессмысленных жертв во имя чьего-то идеала», «То, чего лучше избегать».

О событиях Великой Отечественной войны респонденты узнают в основном из учебников, книг, фильмов, от своих родственников, бабушек и дедушек, от общения с ветеранами. Есть и такие пользователи соцсети (11%), которые узнают только из интернет-источников, что немного настораживает, потому что рекомендаций для использования того или иного источника у них нет, а значит на веру они могут принять и искаженные факты.

Кто, по вашему мнению, сыграл ключевую роль в освобождении Европы во Второй мировой войне? Этот вопрос был задан и представителям европейских стран. Интересно, что ответила российская молодежь. 50% опрошенных ответили СССР или Советская армия. 22% считают, что эту роль взяла на себя Россия и русский народ. 3% респондентов считают, что Европу освободила Великобритания. Есть ответы «не знаю» (5%), что наводит на определенные мысли. 20% вообще не ответили на этот вопрос.

Вопрос о Нюрнбергском процессе вызвал у респондентов наибольшие затруднения. Были ответы, которые явно взяты из Википедии, были ответы о том, что это суд над фашистами и их преступлениями (30%). Подавляющее большинство респондентов (55%) либо не знают, что это за процесс, либо ошибочно предполагают, что это, например, «планы нацистской партии» или «изменники родины».

Каковы итоги и уроки Второй мировой войны, задавали мы вопрос респондентам. «Итоги: смерти, разрушенные семьи. Уроки: надо правительство спрашивать, поживем увидим)», «Победа над фашизмом» (22%), «Сохранение мира», «Поражение стран-агрессоров» (13%), «Главный итог победоносного завершения Великой Отечественной войны заключается в том, что в тяжелейших испытаниях советский народ сокрушил фашизм – самое мрачное порождение эпохи, отстоял свободу и независимость своего государства. Низвергнув фашизм вместе с армиями других государств антигитлеровской коалиции, Советский Союз спас человечество от угрозы порабощения», - размышляет один из опрошенных. «В сентябре 1945 года окончилась Вторая мировая война, продлившаяся шесть лет, затронувшая множество стран, унесшая миллионы жизней и навсегда изменившая ход истории. В нашей статье подведем ее итоги. Результаты войны.... Логичным итогом окончания войны явилось осуждение сторонников нацистского режима.», - словами из Интернета размышляет другой. «Живите мирно и будьте готовы ко всему!», - призывают третьи. Был и такой ответ: «Официально победа за антигитлеровской коалицией. Однако по сути проиграли все, кроме тех, кто вступил в войну в самый последний момент, тем самым минимизировав потери и максимизировав свою выгоду. Экономика остальных стран трещит по швам, большие человеческие потери и т.д. и т.п.»

Какой приговор заслуживает правительство страны, проводящее фашистскую политику? – спросили мы у пользователей сети. 80% опрошенных так или иначе назвали смертный приговор. Были те, кто не ответил или писал «не знаю».

Роль мероприятийв память о погибших, о Победе респонденты определили, как важную, для того, чтобы люди помнили о войне, гордились своей страной и своими прадедами, для воспитания патриотизма у молодого поколения. Есть и такие ответы: «Отчасти это сохранение памяти об ужасах войны, попытки привить патриотизм и т.д., а отчасти демонстрация того, что "могут и повторить", что является глупостью (не мероприятия, а подобная позиция).» Или такие: «По сути никаких, лишний повод собраться под официальным предлогом». Но есть и опять ответы из интернета. «В преддверии 70-летия Победы в Великой Отечественной войне многое делается для того, чтобы сохранить память о войне и победе, сохранить не просто ради памяти, а для того, чтобы новые поколения осознали цену мирной жизни и необходимость беречь ее…» - пишет респондент, не замечая, что в этом году мы отмечаем не 70-летие, а 75-летие Великой Победы.

И восьмой вопрос, который, на наш взгляд, подытоживает размышления об итогах Второй мировой войны: Как Вы считаете, победила бы наша страна сейчас в аналогичной войне? 65% респондентов абсолютно уверены в победе нашей страны и нашего народа, но есть и такие, которые сомневаются в нашей победе «в одиночку», а главное размышляют о недопустимости любой войны!

Данный опрос показал нам, что современные пользователи соцсетиВКонтакте, которыми в основном являются обучающиеся кадетского корпуса, еще далеко не все знают о событиях, итогах и уроках Второй мировой войны. Например, о Нюрнбергском процессе (международном судебном процессе над бывшими руководителями гитлеровской Германии) совсем мало знают кадеты. Предположим, что данный факт может быть и от того, что отвечали обучающиеся 7-9 классов, которые еще не изучали Вторую мировую войну на уроках истории. Но даже те, кто изучал, затруднились определить свои знания об этом процессе.

Заинтересовавшись данным фактом, мы приступили к поиску материалов по этой теме. Очень хорошо об итогах Второй мировой в международно-правовых актах и документах рассказано наМеждународной научно-практической конференции «Итоги Нюрнбергского процесса и вызовы современности» в Академии Следственного комитета Российской Федерации, которая прошла в 2016 году в Москве. Нами был изучен сборник, выпущенный с материалами конференции, в котором представлены статьи выступающих о «правовых и исторических аспектах итогов Нюрнбергского процесса, его значении и влиянии на историческое сознание и современное международное право, а также вопросы противодействия игнорированию и искажению его решений», что соприкасается с целью нашего исследования.

Нам запомнились высказывания Баранова Валерия Петровича, руководителя отделения Росгвардии Академии военных наук РФ, Действительного члена Академии Военных наук, Члена правления Российского военно-исторического общества, доктора исторических наук, профессора, генерал-полковника, который представил Нюрнбергский процесс как «суд народов» и пояснил, что«требовалась не только политическое, общественное и морально-нравственное осуждение Германии и европейских стран-пособниц, но и международно-правовая оценка бесчеловечной политики и действий фашистских варваров XX в. Требовалось уголовное наказание виновныхв развязывании агрессивной войны в мировом масштабе. Этой точкой сталНюрнбергский судебный процесс».

Бочарников Игорь Валентинович, руководитель Научно-исследовательского центра проблем национальной безопасности, член Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня», профессор кафедры «Информационная аналитикаи политические технологии» МГТУ имени Н.Э. Баумана, доктор политических наук докладывал о противодействии фальсификации и забвению решений Нюрнбергского процесса, что очень актуально именно сейчас. «В отношении Нюренбергского процесса подход абсолютно иной – произвольный. Осудили тех, кто попался и забыли или, по крайней мере, постарались забыть. Во многом это обусловлено тем, что на процессе были осуждены злодеяниянацистов и их пособников, проявленные в большей мере в отношении населения СССР, правопреемницей которого является Россия. Да, конечно же, отнацистов пострадали и другие страны Европы. Но нигде в Европе не было ниХатыни, ни Сталинграда, ни Харькова, ни Краснодона, ни других населенныхпунктов, население которых было бы подвергнуто геноциду – за сопротивление нацистам. Поэтому у европейцев, не испытавших на себе подобного рода нацистской «демократизации», нет такого обостренного восприятия феномена нацизма».

На конференции представили свои эссе воспитанники Кадетского училища СК России им. Александра Невского и кадеты Московского дипломатического кадетского корпуса, со многими размышлениями которых о системе международно-правовой защиты прав человека и гражданина мы выражаем согласие.

Таким образом, проведя анализ интернет-источников и собственный социологический опрос, можно сделать вывод о том, что еще много и долго будут проходить споры об итогах Второй мировой войны на международном пространстве.

В условиях «массированной фальсификации» истории, попыток европейцев пересмотра итогов Второй мировой войны, нам крайне необходимо самим не забывать, а главное изучать международно-правовые документы, существование которых невозможно опровергнуть.

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин на большой ежегодной пресс-конференции сказал: «Мне кажется, что мы с вами точно совершенно не можем забыть и никогда не забудем подвига наших отцов. Очень бы хотелось, чтобы и наши коллеги на Западе вообще и в Европе в частности имели это в виду. Если не хотят слушать нас, пусть послушают авторитетных руководителей своих стран, которые понимали, что они говорят, и знали эти события не понаслышке». Президент имел ввиду высказывания лидеров США и Великобритании сразу после окончания Второй мировой войны. Думается, что учреждение, например, отечественного телеканала по истории России и придание ему статуса федерального, поможет нашей молодежи увидеть в правильном свете результаты исторических событий и составить о них свое мнение.

Именно поэтому так важна поправка к Конституции РФ ст.67 «Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается».

 

 

Используемая литература:

1. Итоги нюрнбергского процесса и вызовы современности. Материалы Международной научно-практической конференции [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://academy-skrf.ru/science/publishing/collection_of_forums/2016/sb24.11.16.pdf

2. Латухина К. Путин назвал истинных виновников Второй мировой войны [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rg.ru/2019/12/20/reg-szfo/putin-nazval-istinnyh-vinovnikov-vtoroj-mirovoj-vojny.html

3. Морозов Ю.В. Фальсификация итогов второй мировой войны в рамках информационной борьбы против России [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/falsifikatsiya-itogov-vtoroy-mirovoy-voyny-v-ramkah-informatsionnoy-borby-protiv-rossii/viewer

4. Сафронова А. Итоги Второй мировой войны глазами граждан разных стран [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rb.ru/article/itogi-vtoroy-mirovoy-voyny-glazami-grajdan-raznyh-stran/7329027.html

5. Что пишут о Второй мировой войне в учебниках разных стран [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ria.ru/20190508/1553303608.html

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: