Преимущества и недостатки монетарной политики




2. Методы монетарной политики
2.1. Операции на открытом рынке
2.2. Политика учетной ставки (дисконтная политика)
2.3. Изменение нормы обязательных резервов
2.4. Селективные методы денежно- кредитной политики
3. Монетарная политика в современной России
3.1. Основные мероприятия ЦБ РФ в области денежно-кредитной политики.
3.2. Прогноз состояния монетарной сферы и пути совершенствования монетарной политики

Заключение

Список литературы

 

Введение

Совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита получила название денежно-кредитной политики. Ее главная цель - регулирование экономической активности в стране и борьба с инфляцией.

Денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). В условиях падения производства и увеличения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента. Напротив, экономический подъем часто сопровождается "биржевой горячкой", спекуляцией, ростом цен, нарастанием диспропорций в экономике. В таких условиях центральные банки стремятся предотвратить "перегрев" конъюнктуры с помощью ограничения кредита, повышения процента, сдерживания эмиссии платежных средств и т.д.

Цель данной работы – рассмотрение основных целей, направлений и инструментов денежно-кредитной политики.

Актуальность работы заключается в том, что денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.

Первоначально основной функцией центральных банков было осуществление эмиссии наличных денег, в настоящее время эта функция постепенно ушла на второй план, однако не следует забывать, что наличные деньги все еще являются тем фундаментом, на котором зиждется вся оставшаяся денежная масса.

 

1. Сущность и цели монетарной политики

 

Монетарная (кредитно-денежная) политика пред­ставляет собой меры по регулированию денежного рынка с целью стабилизации экономики. Монетар­ная политика поэтому является разновидностью стабилизационной (антициклической) политики. Она направлена на сглаживание циклических колебаний экономики и используется для воздействия на эко­номику прежде всего в краткосрочном периоде. Цели монетарной политики — обеспечение:

• стабильного уровня совокупного выпуска (ВВП);

• полной занятости ресурсов;

• стабильного уровня цен;

• равновесия платежного баланса.

Монетарная политика влияет на экономиче­скую конъюнктуру, воздействуя на совокупный спрос. Объектом регулирования выступает денежный ры­нок, и прежде всего денежная масса.Монетарную политику определяет и осущест­вляет центральный банк.

Тактическими целями (целевыми ориентира­ми) монетарной политики центрального банка мо­жет выступать контроль за: предложением денег (денежной массой),уровнем ставки процента, валютным курсом национальной денежной единицы.

Изменение предложения денег ( М) центральный банк может осущест­влять посредством воздействия на резервы коммерческих банков — R (и поэ­тому на их кредитные возможности — К) и на банковский мультипликатор mult=1/rr

М=K ×mult

В современных условиях регулирование предложения денег центральным банком происходит путем воздействия на величину банковских резервов.

Фактический объем денежной массы является результатом операций коммерческих банков по приему депозитов и выдаче кредитов.

1.1 Понятие монетарной политики, ее цели и объекты
Денежная политика государства традиционно рассматривается как важнейшее средство государственного регулирования экономики.
Монетаристская поли­тика предполагает развитую рыночную экономику, эффективные институциональную и юридическую инфраструктуры, укоренив­шуюся предпринимательскую психологию, т. е. массовое логичное с хозяйственной и юридической точки зрения поведение эконо­мических субъектов, высокую степень зависимости юридических и физических лиц от кредита, низкие и прогнозируемые показатели инфляции или полное ее отсутствие.
Мероприятия денежной политики осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры.
Важнейшая цель кредитно-денежной политики – обеспечение стабильности цен, эффективной занятости и росте реального объёма ВВП. Денежная политика ориентируется на более мелкие, конкретные цели для реализации данной, глобальной. Фиксация денег, находящихся в обращении, определение уровня обязательных резервов, и т. д.
В большинстве стран имеется официальное учреждение, которое наделено функцией контроля за денежной массой, находящейся в экономике, и кредитом. Кроме того, т. к. внутренний денежный рынок связан с внешним, то ЦБ проводит политику стерилизации, т.е. увеличивает или уменьшает денежную массу посредством операций с валютой.

Между ЦБ и Министерством финансов (казначейством) складывается разделение обязанностей, его конкретные формы в разных странах отличаются друг от друга, чаще всего ЦБ является независимым госу­дарственным учреждением, отвечающим за стабильность денежного обращения. Министерство финансов сосредота­чивается на сборе налогов и распределении бюджетных средств, проводит первичное размещение государственных ценных бумаг.
Центральный банк публикует обычно сводный баланс по следующей схеме:
Активы (размещение средств) Пассивы (привлечение средств) 1. Валютные ценности (золото, инвалюта) 1. Выпуск банкнот 2. Ссуды (кредиты) 2. Вклады: казначейства, ком­мерческих банков, иностранные депозиты 3. Покупка ценных бумаг правительства (облигаций), казначейских билетов) 3. Другие пассивы 4. Чеки на инкассацию 5. Хранение ценных бумаг 6. Банковские помещения и прочие активы
ЦБ предоставляет коммерческим банкам кредиты рефинансирования, кроме них существуют так называемые ломбардные кредиты Центробанка, которые предоставляются под залог ценных бумаг. Тема взаимоотношений центрального банка и министерств-финансов довольно деликатна. Во многих странах центральный банк является реально независимым от правительства учреждением (ФРС в США, Бундесбанк в Германии). Банк Англии: традиционно находится в ведении казначейства, но в мае 1991г. он получил право самостоятельно устанавливать учетную ставку.
ЦБ и министерство финансов совместно занимаются исполнением государственного бюджета.
В России Центральный банк, как мы знаем, представляет на рассмотрение правительства проект своей деятельности на предстоящий год и в мае — годовой отчет.
Министры финансов и экономики (или их заместители) участвуют в заседаниях Совета директоров Банка с правом совещательного голоса. Банк России консультирует министерство финансов по вопросам выпуска государственных ценных бумаг и по гашения государственного долга с учетом воздействия этих акций на состояние банковской системы и приоритетов кредитно - денежной политики. Банк России не должен предоставлять кредиты правительству для погашения бюджетного дефицита или купать государственные ценные бумаги при их первичном размещении (кроме случаев, специально оговоренных в законе о федеральном бюджете).

В Банке России хранятся средства государственного бюджета и внебюджетных фондов. Банк проводит операции с этими средствами, не взимая комиссионных сборов.
Также следует отметить, что когда-то проведенная централизация эмиссии не могла не усилить государственного или полугосударственного характера ЦБ. Следует отметить, что ЦБ не может не подчиняться соответствующим директивам правительства, однако правительство высоко ценит его мнение и прислушивается к его советам.
Объектами денежной политики выступают спрос и предложение на денежном рынке. Центральный банк в основном формирует предложение денег высокой эффективности (Mh), т.е. наличности, обращающейся в экономике в совокупности с объёмом резервов, хранимых банками в центральном банке.
Деньги высокой эффективности – только один из агрегатов, измеряющий денежные остатки населения. Имеются более широкие агрегаты М1, М2, М3.

 

 

1.2 Виды монетарной политики

Различают два вида монетарной политики: стимулирующую и сдержи­вающую.

Стимулирующая монетарная политика (expansionary money policy) проводится в период спада, имеет целью "взбадривание" экономики, стиму­лирование роста деловой активности и используется в качестве средства борьбы с безработицей.

Стимулирующая монетарная политика заключается в проведении цент­ральным банком мер по увеличению предложения денег, которыми являются:

• снижение нормы обязательных резервов;

• снижение учетной ставки процента;

• покупка центральным банком государственных ценных бумаг.

Рис 1. Виды монетарной политики

 

Рост предложения денег (рис 1,а) ведет к увеличению совокупного спроса (сдвиг кривой совокупного спроса вправо от АD1 до АD2). Это обеспечивает рост выпуска от Y1 до потенциального объема выпуска Y* и, сле­довательно, служит средством преодоления рецессии и использования ре­сурсов на уровне их полной занятости.

Сдерживающая монетарная политика (contractory money роliсу) про­водится в период бума, "перегрева" экономики и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией.

Сдерживающая монетарная политика состоит в использовании цент­ральным банком мер по уменьшению предложения денег, к которым отно­сятся:

• повышение нормы обязательных резервов;

• повышение учетной ставки процента;

• продажа центральным банком государственных ценных бумаг. Уменьшение предложения денег (рис. 1б) сокращает совокупный

спрос (сдвиг влево кривой совокупного спроса от АD1 до AD2), что обеспе­чивает снижение уровня цен от P1 до Р2 (поэтому выступает антиинфляци­онной мерой) и возвращение величины выпуска У1 к своему потенциально­му уровню Y*.

 

1.3 Воздействие монетарной политики на экономику

Механизм воздействия изменения предложения денег на экономику на­зывается механизмом денежной трансмиссии или денежным передаточным механизмом. Он показывает, каким образом изменение ситуации на денежном рынке влияет на изменение ситуации на рынке товаров и услуг (реальном рынке). Связующим звеном между денеж­ным и товарным рынками выступает ставка процента. Так как равновесная ставка процента формируется на денежном рынке по соотношению спроса на деньги и предложения денег, то, изменяя предложение денег, централь­ный банк может влиять на ставку процента. Зависимость между ставкой процента и предложением денег обратная. Если предложение денег умень­шается, ставка процента растет (см. рис. 2а). Соответственно, если пред­ложение денег увеличивается, ставка процента падает (рис. 2 б). Являясь ценой заемных средств (ценой кредита), ставка процента воздействует на инвестиционные расходы фирм. Чем выше ставка процента, тем меньше кредитов берут фирмы и тем меньше величина совокупных инвестиционных расходов, а поэтому меньше совокупный спрос и, следовательно, объем вы­пуска.

Рис 2. Механизмы денежной трансмиссии при стимулирующей монетарной политике («политика дешевых денег»)

Механизм денежной трансмиссии в период спада (рис. 2) может быть представлен следующей цепочкой событий. В экономике рецессия => цен­тральный банк покупает государственные ценные бумаги => резервы ком­мерческих банков увеличиваются => банки выдают больше кредитов => предложение денег мультипликативно увеличивается (сдвиг кривой предло­жения денег вправо от М1s до Мs2 на рис 2.а) => ставка процента (цена кредита) падает (от R1, до R2) => фирмы с удовольствием берут более де­шевые кредиты => величина инвестиционных расходов растет (от I1, до I2 на рис. 2.6) = совокупный спрос увеличивается (сдвиг вправо кривой совокупного спроса от АD1 до АD2 на рис. 2.в) => объем выпуска растет

(от Y1, до Y*). Эта политика, проводимая в период спада, называется по­литикой "дешевых денег * и соответствует стимулирующей монетарной по­литике, направленной на рост деловой активности и уровня занятости.

Политика, проводимая центральным банком в период бума ("перегрева") и направленная на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией, называется политикой "дорогих денег" и соответствует сдержи­вающей монетарной политике. Графически этот вид монетарной политики изображен на рис.3 и может быть представлен следующим образом. Эко­номика "перегрета" =» центральный банк продает государственные ценные бумаги =» резервы коммерческих банков сокращаются => кредитные возмож­ности банков уменьшаются = предложение денег мультипликативно сокра­щается (сдвиг кривой предложения денег влево от М1s доM22 на рис. 4,а) => ставка процента (цена кредита) растет (от R1 до R2) => спрос на дорогие кредиты со стороны фирм падает => величина инвестиционных расходов сокращается (от I1 до I2 на рис. 3 б) => совокупный спрос уменьшается (сдвиг влево кривой совокупного спроса от АD1 до АDг на рис. 3,в) => объем выпуска сокращается, возвращаясь к своему потенциальному уров­ню Y*, а уровень цен падает (от Р1, до Р2).

 

 

Рис 3. Механизмы денежной трансмиссии при сдерживающей монетарной политике (политика «дорогих денег»)

В обоих описанных случаях происходит стабилизация экономики.

 

 

1.4 Преимущества и недостатки монетарной политики

К преимуществам монетарной политики относятся следующие.

• Отсутствие эффекта вытеснения. В отличие от сти­мулирующей фискальной политики, стимулирующая де­нежно-кредитная политика приводит к снижению процен­тной ставки, а это не вытесняет, а стимулирует инвести­ции и другие автономные расходы, чувствительные к из­менению ставки процента» что ведет к мультипликатив­ному росту выпуска.

• Эффект мультипликатора. Денежно-кредитная по­литика имеет мультипликативный эффект воздействия на экономику. Действует банковский мультипликатор (он обеспечивает процесс депозитного расширения или мультипликативное увеличение денежной массы). Что приводит к росту предложения денег, и, соответственно, сово­купного выпуска.

• Отсутствие внутреннего лага. Внутренний лаг — это период времени между моментом осознания экономичес­кой ситуации в стране и моментом принятия мер по ее улучшению. Решение о покупке или продаже государ­ственных ценных бумаг Центральным банком принима­ется быстро. Эти бумаги являются высоколиквидными, падежными (даже безрисковыми), поэтому у Центрального банка не возникает проблем с реализацией домашним хозяйствам, фирмам и банкам.

Конечно же кроме преимуществ у кредитно- денежной или монетарной политики имеются существенные недостатки.

Большая вероятность инфляции. Необходимо отметить, что к инфляции проводит стимулирующая денежно- кредитная политика. Рост предложения денег ведет к инфляционным процессов, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах.

Противоречивость целей монетарной политики. Центральный банк не может одновременно регулировать предложение денег и процентную ставку. Если целью Центрального банка является поддержание ставки процента на определенном неизменном уровне, то про повышении спроса на деньги он должен увеличивать предложение денег т.е фактически он теряет контроль над денежной массой(а соответственно и над уровнем цен). Наоборот, если целью является контроль денежной массы (уровня инфляции), то теряется контроль над процентной ставкой. В результате денежно- кредитная политика может привести к дестабилизации экономики.

Наличие внешнего лага в связи со сложностью и возможными сбоями в механизме денежной трансмиссии. Внешний лаг период времени от момента принятия мер по стабилизации экономики (принятия решения Центральным банком по изменению величины предложения денег) до момента появления результата их воздействия на экономику (выражаемого в изменении величины выпуска). Покупка и продажа ЦБ государственных ценных бумаг осуществляется быстро (быстро изменяются кредитные возможности коммерческих банков). Однако механизм денежной трансмиссии является долгим процессом, состоящим из нескольких ступеней, на каждой из которых возможен сбой. Например, стимулирующая денежно-кредитная политика может обеспечить коммерческие банки дополнительными резервами, что расширяет кредитные возможности банков, однако банки могут не воспользоваться этим и не увеличить объемы кредитов или домашние хозяйства и фирмы решат не брать кредиты (допустим, ожидая еще большего их удешевления) Или, снижение ставки процента в результате роста предложения денег может не привести к серьезному увеличению инвестиционных расходов, в результате чего домашние хозяйства и фирмы решат не брать кредиты. Нарушение в любом звене передаточного механизма могут существенно ослабить воздействие монетарной политики на экономику.

Наличие побочных эффектов, вызываемых изменением предложения денег, которые снижают эффективность монетарной политики. Если ЦБ увеличивает денежную массу, то ставка процента падает, таким образом происходит снижение альтернативных издержек хранения наличных денег. В этих условиях население может предпочесть перевести средства с депозитов в наличные. Падение же ставки процента приведет к уменьшению заинтересованности банков в выдаче кредитов, что приводит к увеличению избыточных резервов, а это ослабляет эффект воздействия монетарного импульса на экономику.

Потеря ЦБ контроля над предложением в условиях зависимости денежно- кредитной политики от фискальной. Если деятельность ЦБ направлена на обеспечения финансирования роста государственных расходов или финансирования дефицита государственного бюджета, то денежно кредитная политика становится полностью подчиненной решению проблем фискальной политики. Увеличение государственных расходов и дефицит государственного бюджета могут финансироваться за счет эмиссии денег, покупки государственных ценных бумаг ЦБ, домашними хозяйствами и фирмами, займов у иностранного сектора. Если невозможно обеспечить финансирование роста государственных расходов или дефицита государственного бюджета посредством долгового финансирования, то приходится решать проблему при помощи дополнительной эмиссии. Это провоцирует инфляционные процессы, а так же лишает ЦБ самостоятельности в определении направлений монетарной политики.

Таким образом, денежно-кредитная политика может быть зависимой от фискальной политики. Можно сделать вывод о том, что проблема стабилизации экономики является одной из самых сложных задач, стоящих перед правительством всех государств. Не стоит использовать методы только фискальной или только кредитно-денежной политики. Лучшие результаты буту достигнуты при применении инструментов как одного, так и другого вида политики.

 

2. Методы монетарной политики

Реализация денежно - кредитной политики осуществляется с использованием нескольких основных методов:

1. проведение операций на открытом рынке с государственными ценными бумагами;

2. изменение резервной нормы коммерческих банков;

3. управление учетной ставкой процента.

Различные школы по - разному определяют роль денежно - кредитной политики и методы ее реализации. В 70 - е - 90 - е годы в индустриальных странах, особенно в США и Великобритании, видное место в разработке и проведении денежно - кредитной политики стал занимать монетаризм. Как школа в экономической науке, монетаризм в основу рыночных отношений ставит денежно - кредитные отношения.

В отличие от кейнсианцев, которые отводят деньгам второстепенную роль в определении экономической активности, монетаристы считают, что денежное предложение является важнейшим фактором, воздействующим на уровень производства, занятость и цены. Кейнсианцы выступают за широкое вмешательство государства в интересах стабилизации экономики, а монетаристы являются сторонниками свободного рынка с ограниченным государственным регулированием. Сторонники монетаристского направления акцентируют внимание на “стабильном спросе на деньги”, то есть на постоянстве темпов роста денежной массы. При достижении устойчивой взаимной связи между количеством денег, находящихся в обращении, и совокупным спросом, постоянный рост денежной массы позволяет совокупному спросу синхронно реагировать на рост естественного уровня реального объема производства. В этом случае в долгосрочном плане будет достигнута полная занятость и стабильность цен. Монетаристы отводят при этом важную роль центральному банку в поддержании устойчивых и предсказуемых темпов роста банковских резервов и предложения денег.

Следует иметь в виду, что конкретная денежно - кредитная политика той или иной страны не основывается в чистом виде на положениях одной экономической школы. Приоритетная роль монетаризма в разработке и проведении денежно - кредитной политики за последние десятилетия в странах Запада привела к сокращению вмешательства государства в банковско - кредитную сферу.

Почти во всех странах Запада главную ответственность за денежно - кредитную политику несет Центробанк, который стремится воздействовать на макроэкономические процессы различными, достаточно гибкими, косвенными методами:

· регулирование количества денег в обращении;

· регулирование банковских резервов;

· регулирование размеров ссуд и кредитов, предоставляемых коммерческим банкам;

· регулирование ставки процента и т.д.

 

 

2.1 Политика учетной ставки(дисконтная политика)

Учетная (дисконтная) политика является старейшим методом кредитного регулирования. Возникновение этого метода было связано с превращением центрального банка в кредитора коммерческих банков. Учетная ставка про­цента — это ставка процента, по которой центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Коммерческие банки прибегают к займам у центрального банка, если они неожиданно сталкиваются с необходимостью срочного пополнения резервов или для выхода из сложного финансового положения. Денежные средства, полученные в кредит у центрального банка (через "дисконтное окно") по учетной ставке, представляют собой дополнитель­ные резервы коммерческих банков, основу для мультипликативного увели­чения денежной массы.

Коммерческие банки рассматривают учетную ставку как издержки, свя­занные с приобретением резервов. Чем выше учетная ставка, тем меньше займов берут коммерческие банки у центрального банка и поэтому тем меньше величина резервов, которые они могут выдать в кредит. А чем мень­ше кредитные возможности банков, тем меньший объем кредитов они пре­доставляют и, следовательно, тем меньше денежная масса. Если же учетная ставка процента снижается, то это побуждает коммерческие банки брать кредиты у центрального банка для увеличения своих резервов. Их кредит- меньший спрос на них предъявляют экономические агенты. Равновесная ставка процента — это ставка, при которой спрос на деньги равен предло­жению денег. Большое значение в денежно - кредитной политике отводится размеру ссудного процента и регулированию его ставки. Размер ссудного процента зависит от многих факторов:

· уровня учетной ставки процента Центробанка по предложению ссуд коммерческим банкам. Центральный банк увеличивает или уменьшает учетную ставку в зависимости от экономической конъюнктуры и необходимости расширения или сокращения денежной массы. Размер учетной ставки влияет на объем кредиторов, получаемых у центрального банка коммерческими банками, и на их возможности кредитования предприятий и населения;

· срока ссуды. Как правило долгосрочные ссуды выдаются под более низкий процент;

· спроса на деньги и предложения денег;

· темпов инфляции. В условиях высокой инфляции растет ссудный процент. В целях ограничения инфляции вводится еще более высокий процент;

· фазы экономического цикла. В период спада производства Центробанк для облегчения доступа к ссудному капиталу снижает учетную ставку процента в целях ускорения выхода из кризисной ситуации.

Графически ее величина определяется в точке пересечения кривой спроса на деньги с кривой предложения денег.

Когда центральный банк повышает учетную ставку процента, денежная масса сокращается (сдвиг влево кривой предложения денег от М 1 до М2)а рыночная ставка процента растет (от до R (рис. 4а).

 

а)Уменьшение денежной массы б) Увеличение денежной массы

 

Поэтому, даже если центральный банк только объявляет о возможном повышении учетной ставки процента, экономические агенты знают, что эта мера должна привести к уменьшению денежной массы, — экономика быст­ро реагирует, коммерческие банки повышают ставку процента по своим кредитам, деньги (кредиты) становятся "дорогими", и денежная масса со­кращается.

В настоящее время за рубежом учетная ставка колеблется в достаточно широких пределах - от 2 до 15 %1, отражая как общие тенденции экономического развития, так и циклические колебания конъюнктуры. Но в целом значение этого метода регулирования по сравнению с другими существенно снизилось. В России подобную функцию выполняет ставка рефинансирования Центробанка РФ, то есть предоставление кредитных ресурсов в форме прямых кредитов, переучета векселей, ссуд под залог ценных бумаг, а также организации кредитных аукционов. При установлении данной ставки учитывается влияние процентной политики на формирование производственных затрат и на применение уровня доходности вкладов физических лиц в коммерческих банках. Со 24 января 2000 года ставка рефинансирования составила 45 % годовых против 21 % в период с 7 августа по 16 февраля 2003 года. На 24 апреля 2009 г по Указанию ЦБ РФ от 23.04.2009 № 2222-У "О размере ставки рефинансирования Банка России составляет 12, 5 %, что на 2 % больше данного периода 2008 г

 

2.2 Операции на открытом рынке

Этот инструмент монетарной политики является наиболее важным и самым оперативным сред­ством контроля за денежной массой в развитых странах. Операции на откры­том рынке представляют собой покупку и продажу центральным банком госу­дарственных ценных бумаг на вторичных рынках ценных бумаг. (Деятельность центрального банка на первичных рынках ценных бумаг, как правило, запре­щена законом.) Объектом операций на открытом рынке служат преимущест­венно казначейские векселя и краткосрочные государственные облигации.

Центральный банк покупает и продает государственные ценные бумаги коммерческим банкам (банковскому сектору), а также населению — домо-хозяйствам и фирмам (небанковскому сектору).

Покупка центральным банком государственных облигаций и в первом, и во втором случае увеличивает резервы коммерческих банков, что ведет к увеличению предложения денег.

Если центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму его резервов, что повышает кредитные возможности банка и ведет к депозитному (мультипликативному) расширению. Предполо­жим, что норма обязательных резервов равна 20% (о6яз = 0,2%). Если цент­ральный банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка на 1000 дол., то резервы банка, а поэтому его кредитные возможности увеличатся на всю сумму 1000 дол., выдача которых в кредит (К = 1000) приведет к увеличе­нию предложения денег на 5000 дол.

М=K ×mult = K =1000х = 1000x5 = 5000.

 

Если центральный банк покупает ценные бумаги у населения (домохо-зяйств или фирм) и если продавец вкладывает полученную у центрального банка сумму на свой счет в коммерческом банке, резервы коммерческого банка увеличатся и предложение денег возрастет на ту же величину, как в случае, когда центральный банк покупает государственные ценные бумаги у коммерческого банка. Однако механизм увеличения предложения денег в этом случае иной. Предположим, что продавцом государственных ценных бумаг выступает частное лицо, которое кладет полученные от центрального банка 1000 дол. на свой депозит в коммерческом банке ( = 1000). В ре­зультате кредитные возможности коммерческого банка возрастут на 800 дол. ( = 800), поскольку на 200 дол. банк должен увеличить обязательные ре­зервы ( Кобяз = х rrобяз = 1000 х 0,2 = 200), и сумма депозитов, созданная системой коммерческих банков, составит

М=K ×mult = K =800х = 800x5 = 4000.

Однако к этой сумме следует добавить 1000 дол., появившихся благода­ря оплате (увеличению количества наличных денег), сделанной централь­ным банком продавцу государственных ценных бумаг, и положенных им на депозит в коммерческий банк. Таким образом, общее изменение предло­жения денег в экономике в результате этой операции составило 5000 дол. (4000 создала система коммерческих банков и 1000 создал центральный банк).

Таким образом, операции на открытом рынке, как и изменение учетной ставки процента, влияют на изменение предложения денег, воздействуя лишь на величину резервов и поэтому кредитных возможностей коммерческих бан­ков. Изменения величины банковского мультипликатора не происходит.

Покупка ценных бумаг центральным банком используется как средство оперативного воздействия на экономическую ситуацию в период спада. Ес­ли же экономика "перегрета", то в целях борьбы с инфляцией центральный банк должен продавать государственные ценные бумаги на открытом рын­ке. Это существенно ограничивает кредитные возможности коммерческих банков, сокращая их резервы, что ведет к мультипликативному сжатию де­нежной массы и в том случае, когда центральный банк продает государст­венные ценные бумаги коммерческим банкам, и тогда, когда покупателями выступают домохозяйства и фирмы, и оказывает сдерживающее влияние на экономическую активность.

Возможность проведения операций на открытом рынке обусловлена тем, что покупка и продажа государственных ценных бумаг центральным банком выгодна коммерческим банкам и населению. Если центральный банк хочет уменьшить предложение денег, он начинает продавать государ­ственные ценные бумаги. Предложение ценных бумаг увеличивается, и их цена падает. Низкие цены на государственные облигации делают их покуп­ку привлекательной для коммерческих банков и населения. И наоборот, ес­ли центральный банк решает увеличить предложение денег, он начинает по­купать государственные ценные бумаги, спрос на них возрастает, поэтому цена повышается. Владельцы государственных облигаций (и коммерческие банки, и население) начинают продавать их центральному банку, посколь­ку это позволяет получить доход за счет разницы между более низкой ценой, по которой облигация была куплена, и более высокой ценой, по которой она теперь может быть продана центральному банку.

В России под операциями на открытом рынке понимается купля - продажа Центральным банком РФ государственных ценных бумаг, которые не некоторого времени обладали высокой степенью ликвидности и доходности1. Коммерческие же банки являются основными инвесторами на рынке ценных бумаг, что расширяет регулирующее воздействие ЦБ РФ на их кредитные возможности. Итак, инъекции в банковские резервы, как результат покупки, и изъя­тия из них, как результат продажи центральным банком государственных ценных бумаг, приводят к быстрой реакции банковской системы, действу­ют более тонко, чем другие инструменты монетарной политики, поэтому операции на открытом рынке представляют собой наиболее эффективный, оперативный и гибкий способ воздействия на величину предложения денег.

2.3 Установление норм обязательных резервов.

Обяза­тельные резервы — это часть депозитов коммерческих банков, которую они не имеют права выдавать в кредит и должны хранить в виде беспроцентных вкладов в центральном банке. Величина обязательных резервов (R) определяется в соответствии с нормой обязательных резервов (rr), которая устанавливается центральным банком в виде процента от общей суммы депозитов коммерческого банка (D):

R=D×rr

Для каждого вида депозитов (до востребования, сберегательные, сроч­ные) устанавливается своя норма обязательных резервов, причем, чем выше степень ликвидности депозита, тем выше эта норма. Например, для депози­тов до востребования норма обязательных резервов более высокая, чем для срочных. Если центральный банк повышает норму обязательных резервов, то пред­ложение денег сокращается по двум причинам:

• во-первых, сокращаются резервы и, следовательно, кредитные воз­можности коммерческих банков — сумма, которую они могут выдать в кре­дит, поскольку при росте нормы обязательных резервов сумма обязательных резервов, которую коммерческий банк не имеет права использовать на це­ли кредитования, увеличивается. Так, если сумма депозитов в коммерче­ском банке увеличивается на 1000 дол., то при норме обязательных резер­вов 10% (rr=0,1) его кредитные возможности составят

К1=D-R=D-=D-(D)=1000-1000 =900

а при норме обязательных резервов 12,5% == 0,125)

К2=D-R=D-(D)=1000-1000x0,125 = 875;

• во-вторых, норма обязательных резервов определяет величину бан­ковского мультипликатора, который равен

mult =1/rr

 

Рост нормы обязательных резервов с 10 до 12,5% сокращает величину банковского мультипликатора с 10 (1/0,1) до 8 (1/0,125).

Таким образом, изменение нормы обязательных резервов оказывает влияние на денежную массу по двум каналам:

через изменение резервов и поэтому кредитных возможностей коммер­ческих банков;

через изменение величины банковского мультипликатора.

В результате даже незначительные изменения нормы обязательных ре­зервов могут привести к существенным и непредсказуемым изменениям де­нежной массы. В нашем примере при норме обязательных резервов 10% (= 0,1) изменение предложения денег составит

М1 = К1 = 900 х 10 = 9000

а при норме обязательных резервов 12,5% (rr= 0,125) изменение предло­жения денег будет равно

М2 = К2 = 875x8 = 7000.

Кроме того, стабильность нормы обязательных резервов служит основой для спокойного ведения дел коммерческими банками. Изменение нормы обязательных резервов происходит лишь в случаях, когда центральный банк намерен добиться значительного расширения или сжатия денежной массы (например, в США этот инструмент последний раз использовался в период кризиса 1974—1975 гг.). В России с 1 августа 1996 года нормативы обязательных резервов по рублевым счетам до востребования и срочным обязательствам до 30 составили 18 %, по срочным обязательствам от 31 до 90 дней - 14 %, и по срочным обязательствам свыше 91 дней - 10 %. Что касается нормативов резервирования по счетам в иностранной валюте, то они были на уровне 2,5 %.В отличие от операций на открытом рынке и учетной политики этот механизм денежно - кредитного регулирования затрагивает основы банковской системы и способен оказывать сильное воздействие на финансово - экономическую сист<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: