Тема: Проблемы занятости инвалидов




Группы №5 и №6 Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний

Тема: Проблемы занятости инвалидов

Конвенция о правах инвалидов — конвенция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года и вступившая в силу 3 мая 2008 года, отрицает любую дискриминацию по признаку инвалидности и гарантируют инвалидам равную и эффективную правовую защиту от дискриминации на любой почве.

Каждая из стран, ратифицировавших данную конвенцию, в силу своих возможностей принимает определенные усилия для ликвидации барьеров различной особенности, при взаимодействии с которыми и обнаруживаются жизненные затруднения, связанные с данным явлением.

Актуальность проблемы инвалидности в Донецкой Народной Республике не вызывает сомнения. Наличие данной особенности накладывает на человека, обладающего ей, ряд тяжелых испытаний, подчас невыполнимых в случае определенных негативным образом сложившихся жизненных обстоятельств. Некоторые проблемы, связанные с инвалидностью, могут быть преодолены с помощью врачебного вмешательства, силе воли, оптимизма, поддержки друзей и особенностей развития данного явления, однако полностью преодолеть осложнения, вызванные ею в силу постоянства невозможно.

Инвалидность мы понимаем, как нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма в результате которого происходит полная или значительная потеря трудоспособности или существенные затруднения в жизни. Помимо проблем со здоровьем, в жизни человека происходит ряд изменений при взаимодействии с окружающей средой. Порой возникают социальные барьеры, не позволяющие ему реализовать комфортную для него модель поведения в обществе. Часто это бывает связано прежде всего со стрессом ввиду резких перемен в жизни, возникшей острой нуждаемости в посторонней помощи и растущего с каждым днем ощущения неполноценности.

На протяжении многих десятилетий в обществе устойчиво сформировалась тенденция отторжения здоровыми детьми инвалидов. В раннем возрасте отчетливо ощущается физическая слабость инвалидов особенно перед лицом более здоровых сверстников, что может представлять значительную опасность для жизни человека с инвалидностью. Ведь дети в юном возрасте не всегда отдают себе отчет в тяжести совершаемых ими проступков, и тех последствиях к которым они могут привести.

В связи с ускорением темпов жизни, чередой сменяющих друг друга экономических кризисов и постоянным ростом цен на различные продукты потребления, вызванным нестабильностью финансовой системы, проблема выживаемости инвалидов как значительной части мирового сообщества обостряется с новой силой.

Одним из условий, позволяющих решить данную глобальную проблему современности, является трудоустройство инвалидов. Для большинства людей на Земле работа является источником получения денежных средств, позволяющих им осуществлять нормальное функционирование и исходя из своих личных особенностей и предпочтений осуществлять реализацию личностного потенциала. Возможностей для здорового человека найти приемлемую работу, отвечающую его запросам, не в пример больше, чем для инвалида, порой, неспособного выдержать высокую конкуренцию на рынке труда в силу нарушений здоровья. Инвалидность накладывает ряд ограничений, каждое из которых отнюдь не добавляет шансов на получение желаемого места работы, а наоборот уменьшает их число.

Следует отметить факторы пониженной конкурентоспособности инвалидов:

1. Ограничение трудоспособности вследствие состояния здоровья.

2. Более низкий уровень образования, профессионализма и квалификации.

3. Низкая трудовая и территориальная подвижность инвалидов.

4. Ограниченные возможности для повышения квалификационного уровня.

5. Необходимость организации для значительной части инвалидов специально адаптированных для них рабочих мест.

6. Низкий удельный вес инвалидов трудоспособного возраста (По данным Росстата 1,4 млн. человек в России, из них 242 тыс. в возрасте от 18 — 30 лет, свыше 1,1 млн. в возрасте от 31 до наступления пенсионного возраста. А, как известно, наиболее благоприятным временем в жизни человека для освоения новых профессиональных навыков и повышения квалификации является период от 18 — 30 лет).

Современный рынок труда способен предложить, заинтересованным в получении работы людям, достаточно высокий спектр должностей по самым разных сферам производства.

Однако запросы людей, не обладающих высокой профессиональной квалификацией, и, следовательно, не всегда способных выдержать конкуренцию часто бывают в связи с этим недостаточно удовлетворены. Потребность в карьерном росте, высокой заработной плате, престижном месте работы возросла в настоящий период времени значительно не только у мужчин, но и у женщин. Именно перечисленные выше аспекты делового успеха являются ключевым элементом признания и востребованности талантов и способностей человека.

Естественно среди инвалидов трудоспособного возраста также ощущается негативная тенденция неудовлетворенности своим социальным статусом и материальным положением. Часто это усугубляется в первую очередь необходимостью даже будучи экономически активным гражданином тратить большую часть заработной платы на лечение, как основной способ поддержания здоровья в приемлемом состоянии.

Крайне важным является тот факт, что инвалидность отнимает большое количество времени у человека на повышение своего образовательного и квалификационного уровня. Вследствие чего такие важные современные критерии успешности на рынке труда, как владение компьютером и иностранным языком, остаются для них невыполненными. Низкий образовательный уровень не позволяет им претендовать на получение рабочих мест с более высокой заработной платой.

Обучение в институте на базе получения высшего образования повышает конкурентоспособность инвалидов. В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181 — ФЗ (в ред. от 29.12.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» «работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников».

Однако даже в случае реализации данного положения инвалидам, получившим свое место работы, крайне сложно будет претендовать на более высокую должность. Но как показывает практика подавляющее большинство экономически активных инвалидов, осознавая ограничения здоровья, и в связи с этим низкие личные возможности для карьерного роста вполне смиряется с нынешним профессиональным и социальным статусом. Это конечно повышает их востребованность у работодателей, как дешевой рабочей силы, вполне удовлетворенной текущим доходом от выполняемой работы. В подобных обстоятельствах не исключена тенденция постепенного развития профессиональной деградации инвалида, что может снизить уровень его конкурентоспособности даже в рамках нынешнего низкого уровня заработной платы.

Для того, чтобы ускорить темпы роста экономической активности инвалидов и в значительной степени преодолеть проблему их трудоустройства, следует прежде всего п омочь инвалидам решить проблему их профессионального самоопределения, путем проведения мероприятий по профориентации, а также ознакомить их с требованиями выбранной ими профессии к личности специалиста.

Очевидным является тот факт, что инвалидам по основной части требуется намного больше времени для освоения образовательного курса. Огромная нагрузка ложится на плечи родителей и учителей при воспитании у детей стремления к постоянному повышению образовательного уровня. Важную роль играет при этом компетентность врачей, ведь именно их медицинское заключение определяет приемлемость выбранной профессии с точки зрения здоровья инвалида.

Работа с инвалидами в юном возрасте при решении данного вопроса заметно усложняется главным образом вследствие частых психических расстройств, припадков и депрессий, свойственных детям, обремененным данной проблемой. Преодоление пессимизма по отношению к жизни в детском возрасте путем комплексной и эффективной работы родителей ребенка, учителей, психологов и специалистов социальной работы позволит инвалиду сформировать планы на будущее и с оптимизмом двигаться вперед с каждым достигнутым успехом повышая уверенность в себе.

Надо сказать, что студенты — инвалиды, обучающие в учреждениях высшего профессионального образования, не слишком отличаются от основной массы современного студенчества. Согласно социологическому исследованию, проведенному среди студентов — инвалидов одного из московских вузов, около 28 % считает, что образование не гарантирует им жизненный успех, 35 % сомневается в том, что образование влияет на это, 37 % отрицает тот факт, что образование способствует обретению высокого социального статуса.

Надо с раннего детства формировать у инвалидов любовь к труду и желание вести активный образ жизни. Это способствует формированию правильных жизненных принципов, позволяющих человеку благополучно функционировать и снижает риск возникновения иждивенческой позиции по отношению к миру. Данный аспект воспитания определяет жизнь не только людей с врожденной инвалидностью, но и с приобретенной.

Безусловно, в доказательство актуальности данной позиции, следует вспомнить прежде всего выдающиеся успехи российских и зарубежных спортсменов, многие из которых приобрели инвалидность вследствие различных жизненных обстоятельств. Благодаря спорту, правильному воспитанию и активному образу жизни они, несмотря на тяжелые проблемы смогли реализовать свой жизненный потенциал и доказать что у людей с ограниченными возможностями могут быть неограниченные способности.

Трудовая деятельность для человека является важным условием полноценной жизнедеятельности. Она не только является способом экономически обеспечить своё существование, но и возможностью реализации своих способностей, в том числе и творческих. Трудовая деятельность является фактором приобщения человека к общественным ценностям. Работа позволяет каждому гражданину уважать себя, осознавать свою индивидуальность, быть полноценной частью современного общества.

На сегодняшний день в обществе существует определённый стереотип о том, что человек с ограниченными возможностями не может и не желает трудиться, что он живет на попечении близких родственников и государства. Однако нельзя забывать о том, что среди инвалидов есть те, кто желает трудиться и быть независимыми.
Инвалиды испытывают определенные трудности в поиске работы по причине ограниченности своих возможностей и в связи с этим нуждаются в поддержке со стороны государства. Таким образом, были приняты законы и подзаконные акты, призванные отстаивать права инвалидов в сфере занятости: «О социальной защите инвалидов в ДНР». Несмотря на наличие рабочих мест, не все трудоспособные инвалиды проявляют себя в трудовой деятельности, хотя имеют такую же потребность.
Причинами инвалидности признаются:
1. Общее заболевание;
2. Инвалидность с детства;
3. Трудовое увечье;
4. Профессиональное заболевание;
5. Заболевание, которое было получено в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий.
6. Ранение (увечье, контузия), полученные при защите государства или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо заболевание, связанное с пребыванием на фронте.
Отклонения от нормы в жизнедеятельности инвалида разнообразны. Среди них: нарушение двигательной функции, нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, обмена веществ и энергии; нарушение зрения, слуха, обаяния или осязания, психические расстройства, нарушение памяти, внимания, речи, мышления.

Каждое ограничение имеет свою степень выраженности:
1 степень – способность к выполнению трудовой деятельности при условии снижения квалификации или уменьшения объема производственной деятельности.
2 степень – способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных средств.
3 степень – неспособность к трудовой деятельности.
Работодатели часто отказываются принимать на работу инвалидов: в связи с лишними затратами; психологическими особенностями инвалидов, а также в связи с необходимостью лечения. Так же важным фактором является отсутствие возможности привлечения к дополнительным работам. Отсутствие желания понять проблемы людей, имеющих инвалидность и войти в их ситуацию играет решающую роль в трудоустройстве данной категории населения.
В Донецкой Народной Республике решением вопроса занятости населения занимается государственная служба занятости населения. Соответственно, туда может обратиться и человек с инвалидностью. Данная организация занимается предоставлением профориентационных услуг и проводит ознакомление с имеющимся банком вакансий. Если человек с инвалидностью пожелает встать на учет в службу занятости как безработный гражданин, ему необходимо оформить «Индивидуальную программу реабилитации» при условии отсутствия у него третьей степень ограничения к трудовой деятельности.
Для инвалидов, желающих трудиться, очень важна занятость. Инвалид, имеющий работу, перестает ощущать свою неполноценность, вызванную физическими и иными недостатками здоровья, чувствует себя полноправным членом общества и, что немаловажно, имеет дополнительные материальные средства.
Инвалидам предоставляются гарантии осуществления трудовой занятости путем проведения ряда специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:
1) Установление квоты для приема на работу инвалидов и выделение минимального количества специализированных рабочих мест для них;
2) Осуществление льготной финансово-кредитной политики в отношении предприятий, применяющих труд инвалидов, предприятий, учреждений, организаций общественных объединений инвалидов;
3) Создание инвалидам условий труда в соответствии с их индивидуальными программами реабилитации;
4) Создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов; организации обучения их новым профессиям.
Для трудоустройства инвалидов должны создаваться специальные рабочие места со специализированным техническим оснащением с учётом индивидуальных возможностей инвалидов.
Одним из основных направлений поддержки инвалидов является профессиональная реабилитация, которая является важнейшей составной частью государственной политики в области социальной защиты инвалидов.
Профессиональная реабилитация инвалидов включает следующие мероприятия:
1. Профориентация;
2. Психологическая поддержка профессионального самоопределения;
3. Обучение или переобучение;
4. Повышение квалификации;
5. Содействие трудоустройству;
6. Квотирование и создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов,
7. Профессионально-производственная адаптация.
Таким образом, можно сделать вывод: трудовая деятельность человека является основной сферой его жизнедеятельности. Здоровый человек легко может приспособиться к окружающей среде. Инвалидам же нужно приспосабливаться к различным сферам жизнедеятельности. Государство и общество должно быть заинтересовано в адаптации этой социальной группы для того, чтобы они свободно могли работать по той профессии, которой они считают наиболее подходящей для себя. Работодатели не должны оставаться равнодушными к проблемам этих людей. Предприятия должны оснащаться специализированным оборудованием для инвалидов, чтобы они чувствовали себя полноценными людьми, способными к трудовой деятельности, что бы ощущали себя на равных со здоровыми.

Задание:

1) Написать конспект;

2) Ответить на вопросы:

- Укажите факторы понижающие конкурентоспособность инвалидов.

-Куда нужно обратиться, чтобы найти работу?

-Какие гарантии предоставляются инвалидам для осуществления трудовой занятости?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: