Анализ романа «Белая гвардия»




Гр. 13, Литература

Задание

1. Переписать в тетради представленную ниже информацию (можно распечатать и вклеить)

2. Письменно выполнить задание

 

 

Михаил Афанасьевич Булгаков (1891 - 1940 гг.)

Этапы жизни и творчества. Роман «Белая гвардия»

 

3 мая 1891 г. – родился в Киеве в семье доцента Киевской духовной академии, получил прекрасное домашнее образование

1909-1924 гг. – обучение на медицинском факультете университета в Киеве. «Записки юного врача», «Записки на манжетах», «Похождения Чичикова», «Сорок сороков», «Путевые заметки», «Багровый остров»

1924-1927 гг. – работает в газете «Гудок», роман «Белая гвардия», по которому впоследствии создаёт пьесу «Дни Турбиных». Повести «Роковые яйца», «Собачье сердце», «Дьяволиада», «Зойкина квартира», «Бег», «Кабала святош»

1928-1940 гг. – работа над романом «Мастер и Маргарита». Творчество М. Булгакова полностью замалчивается. После звонка Сталина писатель был принят ассистентом режиссёра во МХАТ, где была поставлена его пьеса «Кабала святош». Переходит в Большой театр, где работает оперным либреттистом и переводчиком

10 марта 1940 г. – смерть писателя.

 

Анализ романа «Белая гвардия»

Прочитать учебный текст, письменно ответить на вопросы:

  1. Основная тема, проблема и вопросы, затрагиваемые в романе?
  2. По каким нравственным законам живут Турбины?
  3. Какова судьба Алексея Турбина? Выдержал ли Николка Турбин испытание временем? В чём трагедия Елены?
  4. Кто из персонажей романа, кроме Турбиных, сберегли свою честь, человечность и чувство долга в это смутное время? Кто из героев не сохранил этих качеств?
  5. Какие нравственные ценности утверждал писатель в романе?
  6. Как рисуется в романе образ Дома?
  7. Какие предметы являются для Турбиных по-настоящему ценными? С помощью каких элементов автор дополняет образ Дома Турбиных?
  8. Какая атмосфера царит в доме Турбиных? С какой целью писатель делает противопоставление Дому?
  9. Как меняется представление о чести?
  10. К чему призывают философские вопросы романа?

 

Основная тема романа М. Булгакова «Белая гвардия» - трагическая судьба русской интеллигенции в годы революции и Гражданской войны на примере русского офицерства – белой гвардии, а в связи с этим проблема сохранения культурного наследия прошлого, вопросы долга, чести человеческого достоинства. М. Булгаков В романе «Белая гвардия» через судьбу семьи Турбиных показал трагизм и ужас братоубийственной войны.

В семье Турбиных царит культ высокой русской культуры, духовность, интеллигентность. Русская литература присутствует в романе как полноправный герой. То и дело в романе упоминаются имена Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого, имена их героев. В сны Турбиных врываются бесы из романа Достоевского, лермонтовский Демон. В доме Турбиных, «несмотря на пушки», крахмальная и белоснежная скатерть. «Полы лоснятся, и в декабре… На столе голубые гортензии и две мрачные и знойных розы, утверждающие красоту и прочность жизни», - пишет М. Булгаков. Здесь женщине поклоняются как богине, а честь – в верности не только царю, белому знамени, но и товариществу, долгу перед младшими и слабыми. Турбины считают интеллигенцию солью земли, боятся революции, потому что боятся разрушения культуры, быта, боятся того, что «потухнет огонь в бронзовой лампе, а «Капитанскую дочку» сожгут в печи». Старый мирный быт кажется им невыразимо прекрасным. Самым главным для них является понятие чести. Они не меняют своих убеждений, не могут предать. История выступает как нечто враждебное частной жизни людей. Но революцию нельзя пересидеть, закрывшись от неё на цепочку. В шумной, весёлой жизни Турбиных – нота обречённости. Неизбежно расставание с прошлым, неизбежны революционные разгромы и взрывы.

Алексей Турбин, старший брат – один из заблудившихся в этой революционной метели. В первых главах романа Алексей – убеждённый монархист и белогвардеец, решительный противник большевиков. Считает своим долгом защищать Город от петлюровцев, добровольно записываясь в дружину в качестве доктора. Смертельно раненный, в конце романа Турбин мучительно переживает крушение своей веры. Алексей Турбин, заблуждаясь и сомневаясь, приходит к убеждению: надо «устраивать заново обыкновенную человеческую жизнь», а не воевать, заливая кровью родную землю. Многое сближает автора с его героем: и спокойное мужество, и вера в старую Россию, и мечта о мирной жизни, и боль от утраты духовных ценностей. Николай – самый юный герой «Белой гвардии», ему семнадцать с половиной лет. Живёт в его сердце мечта о подвиге. Он также человек чести. Младшему Турбину принадлежат слова: «…слова не должен нарушать ни один человек, потому что нельзя будет жить на свете». Николка мечется по простреливаемым улицам города, ища близких Най-Турса, чтобы сообщить им о его героической смерти и достойно похоронить. Елена – хранительница домашнего очага и семейных традиций Турбиных. Она излучает любовь, свет и добро. Трагедия её – в предательстве мужа, в том, что рушатся семейные связи. Она всеми силами пытается сохранить тепло домашнего очага. Именно её устами М. Булгаков выражает свои заветные мысли: «Никогда не сдёргивайте абажур с лампы… У абажура дремлите, читаёте – пусть воет вьюга. Ждите, пока к вам придут». В ней воплощено и религиозное начало. Она просит в своих молитвах о спасении Алексея: «…все мы в крови повинны, но ты не карай. Не карай».

Обречённые на поражение, оказавшиеся в трагической ситуации, лучшие герои М. Булгакова сохраняют человеческое мужество, офицерскую честь, высокое чувство долга, товарищества, стремление к нормальной – человеческой жизни, к любви. Это Най-Турс, Мышлаевский, Малышев. Тальберг, муж Елены, не сумел сохранить честь, человечность и чувство долга в это смутное время. Автор презирает его за беспринципность, слабодушие, предательство: «Чёртова кукла, лишённая малейшего понятия о чести!» Тальберг – «цвет» белой армии, он окончил военную академию. Тем горше разочарование в нём. Расчётливый, циничный Тальберг, с его «двухслойными глазами», не обременён понятием о чести. По мысли автора, убегающий «крысий побежкой из дома Тальберг – не просто несчастье Елены, это позор, бесчестие и бесславие белой гвардии».

Как в начале романа, так и в его эпилоге автор заставляет нас думать о вечности, о жизни будущих поколений, об ответственности людей перед историей, друг перед другом. «Всё пройдёт, всё исчезнет, а вот звёзды останутся». Звёзды – это вечность жизни, это вечные нравственные ценности: добро, книги, семья, дом, любовь. Любовь победит всё, любовь есть жизнь. За Алексеем Турбинным гналась смерть, а догнала любовь в образе Юлии Рейс. Николка приходит в доме Най-Турсов вестником смерти, приносит горе, а уносит с собой любовь сестры героя. Сердце Елены покорил Шервинский. Любовь нельзя убить, как нельзя убить жизнь. Это не только исторический роман, но и своеобразный роман-воспитание, где, говоря словами Л. Толстого, мысль семейная соединяется с мыслью народною.

Дом в представлении М. Булгакова не ограничивается ролью вспомогательной, ролью интерьера. Это место, где можно укрыться от жизненных бурь, где тебя любят и ждут. В романе М. Булгаков воссоздаёт обстановку своего родного дома, дома № 13 по Алексеевскому спуску, где царили уют, взаимопонимание, атмосфера высокой интеллигенции.

Героям М. Булгакова удаётся на какое-то время защищаться и защищать свой Дом, воплощение прочности, надёжности, самой жизни. Вещи для Турбиных не материальные ценности, а особые знаки привычного бытия, надежды, защищённости. По-настоящему ценными являются для Турбиных книги, любимый синий сервиз. Этот сервиз, согретый ещё мамиными руками, разбит неуклюжим Лариосиком. И это тоже предвещает несчастье. Звуки, запахи дополняют образ Дома, наполняют его жизнью: запах книг и шорох страниц, запах хвои, размеренный бой часов, песни и гитара Николки. В доме Турбиных – уютно, тепло, забота друг о друге, высокая культура и духовность. Членов семьи Турбиных мы постоянно видим с книгами: Алексей читает «Бесов» Ф. Достоевского, Елена увлечена И. Буниным. Покою, радости и чувству защищенности турбинского Дома противопоставляется умерший, опустелый дом – гимназия. Он становится символом войны, гибели. Там «мёртвы» покой, там жгут в печах книги, чтобы согреться, жгут парты. В сцене в гимназии действие романа достигает наибольшего драматизма. Главной ценностью в романе оказывается человеческая жизнь. Полковник Малышев в минуту кризиса берёт ответственность на себя и распускает юнкеров, спасая их. Защищать «до последнего патрона» некого и нечего. Остаётся попытка начать мирную гражданскую жизнь в этом хаосе.

Роман заканчивается как будто спокойно. Герои спят и видят сны. «Камера» писателя поднимается вверх, к звёздам: «Мир исчезнет, а вот звёзды останутся, когда и тени наших тел и дел не будет на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?» Эти философские вопросы – призыв к разуму, призыв к всеобщему примирению.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: