СПЕЦИФИКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КАРТИНЫМИРА
( возникает в сознании человека при восприятии им произведений искусства ).
1. Он наделен всеми отличительными чертами романтика — он борец, страдалец, мятежник, поэт, любовник, даже пророк...
Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
«Предсказание»
2. Жажда свободы, вольности, борьбы («Парус», «Узник», «Пленный рыцарь)
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
«Парус»
Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня
«Узник»
Разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром
(«В минуту жизни трудную...», «И скучно и грустно», «Горные вершины», «Утес», «Листок», «Когда волнуется желтеющая нива...»)
Одинок я - нет отрады…
«Узник»
Один и без цели по свету ношуся давно я…
«Листок»
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
4. Критика самодержавия и светского общества («Прощай, немытая Россия...», «Смерть поэта»)
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ…
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи,
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — всё молчи!..
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫЛЕРМОНТОВСКОГО ГЕРОЯ
Насколько он не похож на других!
У Лермонтова герой радикален:
тема изгнанничества
странничества
одиночества
ранней смерти
борьбы
демона
1. Одиночество приобретает самые разные черты: это и заточение, и одиночество неразделенной любви, и одиночество человека в мире.
Во многих стихотворениях («Дума», «И скучно, и грустно...») появляется тема одиночества личности, связанная с темой поколения.
И скучно, и грустно,
И некому руку подать
в минуту душевной тревоги
2. Тема ранней смерти — традиционная тема романтической литературы, но Лермонтов вносит в нее нечто свое: он пишет не о ранней физической смерти, а о смерти самого романтического чувства, смерти, вызванной прежде всего неверием и отсутствием цели:
К добру и злу постыдно равнодушны
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны,
И перед властию — презренные рабы.
3. Борьба — сущность романтической натуры: парус (в одноименном стихотворении) борется с враждующей стихией, а стоит буре смолкнуть — парус сам начинает искать и «просить» бури, потому что он не ищет счастья и «не от счастия бежит»:
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в буре есть покой.
4. Одной из наиболее оригинальных, почти неизвестных до М. Лермонтова в отечественной художественной культуре тем, была тема "демона", в которой символически воплотилась идея несовершенства "мирового порядка", ведущего к трагическому одиночеству личности.
Печальный Демон, дух изгнанья,
Летал над грешною землей,
Давно отверженный блуждал
В пустыне мира без приюта:
Он сеял зло без наслажденья.
В лирике Лермонтова в итоге получается цельный образ лирического героя — трагический, но полный силы, мужества, гордости и благородства.
В романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов создал образ своего современника, «портрет, составленный из пороков всего... поколения».
У Лермонтовских героев есть характерная черта - в одном человеке "борются"двое.
Главный герой романа — дворянин Григорий Александрович Печорин(романтик, как и лирический герой), характер крайне сложный и противоречивый.
□ Противоречивость, «странность» Печорина - уже в самом портрете героя. «С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех лет, хотя после я готов был дать ему тридцать», — замечает рассказчик. Он описывает крепкое телосложение Печорина и при этом тут же отмечает «нервическую слабость» его тела.
Странный контраст представляют детская улыбка героя и его холодный, металлический взгляд.
Глаза Печорина «не смеялись, когда он смеялся... Это признак — или злого нрава, или глубокой постоянной грусти», — замечает рассказчик.
Взгляд героя кажется проезжему офицеру дерзким, производящим «неприятное впечатление нескромного вопроса» и при этом взгляд этот — «равнодушно спокоен»
□ Печорин - не жестокий себялюбец, а мыслящая и страдающая личность, которой свойственны напряженная духовная жизнь, внутренняя борьба, муки сомнения.
Печорин говорит о себе: «Я любил ласкать попеременно то мрачные, то радужные образы, которые рисовало мое беспокойное и жадное воображение».
□ Несмотря на скептицизм Печорина, несмотря на то что он не раз трагически переживал разочарования, «леденящее душу неверие в жизнь и во всевозможные отношения, связи и чувства человеческие»,
□ все же он не переставал верить, мечтать. Иначе невозможно понять Печорина, его отношение к Бэле, кн. Мери, Вере, наконец, его «приключение» в «Тамани» с контрабандисткой.
□ Разочарование не убивало в нем волю. Где-то в глубине души всегда теплилась надежда. Печорин говорит о себе в исповеди: «... воображенье беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало...».