ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ЛЕРМОНТОВСКОГО ГЕРОЯ




СПЕЦИФИКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КАРТИНЫМИРА

( возникает в сознании человека при восприятии им произведений искусства ).

1. Он наделен всеми отличительными чертами романтика — он борец, страдалец, мятежник, поэт, любовник, даже пророк...

Настанет год, России черный год,

Когда царей корона упадет;

«Предсказание»

2. Жажда свободы, вольности, борьбы («Парус», «Узник», «Пленный рыцарь)

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

«Парус»

Отворите мне темницу,

Дайте мне сиянье дня

«Узник»

Разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром

(«В минуту жизни трудную...», «И скучно и грустно», «Горные вершины», «Утес», «Листок», «Когда волнуется желтеющая нива...»)

Одинок я - нет отрады…

«Узник»

Один и без цели по свету ношуся давно я…

«Листок»

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

4. Критика самодержавия и светского общества («Прощай, немытая Россия...», «Смерть поэта»)

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ…

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи,

Таитесь вы под сению закона,

Пред вами суд и правда — всё молчи!..

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫЛЕРМОНТОВСКОГО ГЕРОЯ

Насколько он не похож на других!

У Лермонтова герой радикален:


тема изгнанничества

странничества

одиночества

ранней смерти

борьбы

демона


 

1. Одиночество приобретает самые разные черты: это и заточение, и одиночество неразделенной любви, и одиночество человека в мире.
Во многих стихотворениях («Дума», «И скучно, и грустно...») появляется тема одиночества личности, связанная с темой поколения.

И скучно, и грустно,

И некому руку подать

в минуту душевной тревоги

2. Тема ранней смерти — традиционная тема романтической литературы, но Лермонтов вносит в нее нечто свое: он пишет не о ранней физической смерти, а о смерти самого романтического чувства, смерти, вызванной прежде всего неверием и отсутствием цели:
К добру и злу постыдно равнодушны

В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны,
И перед властию — презренные рабы.

3. Борьба — сущность романтической натуры: парус (в одноименном стихотворении) борется с враждующей стихией, а стоит буре смолкнуть — парус сам начинает искать и «просить» бури, потому что он не ищет счастья и «не от счастия бежит»:

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в буре есть покой.

4. Одной из наиболее оригинальных, почти неизвестных до М. Лермонтова в отечественной художественной культуре тем, была тема "демона", в которой символически воплотилась идея несовершенства "мирового порядка", ведущего к трагическому одиночеству личности.

Печальный Демон, дух изгнанья,


Летал над грешною землей,

Давно отверженный блуждал


В пустыне мира без приюта:

Он сеял зло без наслажденья.

 

В лирике Лермонтова в итоге получается цельный образ лирического героя — трагический, но полный силы, мужества, гордости и благородства.

 

В романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов создал образ своего современника, «портрет, составленный из пороков всего... поколения».

У Лермонтовских героев есть характерная черта - в одном человеке "борются"двое.

Главный герой романа — дворянин Григорий Александрович Печорин(романтик, как и лирический герой), характер крайне сложный и противоречивый.

Противоречивость, «странность» Печорина - уже в самом портрете героя. «С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех лет, хотя после я готов был дать ему тридцать», — замечает рассказчик. Он описывает крепкое телосложение Печорина и при этом тут же отмечает «нервическую слабость» его тела.

Странный контраст представляют детская улыбка героя и его холодный, металлический взгляд.

Глаза Печорина «не смеялись, когда он смеялся... Это признак — или злого нрава, или глубокой постоянной грусти», — замечает рассказчик.

Взгляд героя кажется проезжему офицеру дерзким, производящим «неприятное впечатление нескромного вопроса» и при этом взгляд этот — «равнодушно спокоен»

□ Печорин - не жестокий себялюбец, а мыслящая и страдающая личность, которой свойственны напряженная духовная жизнь, внутренняя борьба, муки сомнения.

Печорин говорит о себе: «Я любил ласкать попеременно то мрачные, то радужные образы, которые рисовало мое беспокойное и жадное воображение».

□ Несмотря на скептицизм Печорина, несмотря на то что он не раз трагически переживал разочарования, «леденящее душу неверие в жизнь и во всевозможные отношения, связи и чувства человеческие»,

□ все же он не переставал верить, мечтать. Иначе невозможно понять Печорина, его отношение к Бэле, кн. Мери, Вере, наконец, его «приключение» в «Тамани» с контрабандисткой.

□ Разочарование не убивало в нем волю. Где-то в глубине души всегда теплилась надежда. Печорин говорит о себе в исповеди: «... воображенье беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало...».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: