Проведите сравнительный анализ этничности в рамках конструктивистской и инструменталистской парадигм




Выполнила: Бросова Дарья, ЭУПО-11

Дайте определение и характеристики общего понятия этничности

Несмотря на то, что данное понятие является ключевым для ряда дисциплин, к примеру, этнологии, социологии, его содержание и соотношение с другими понятиями остается неопределенным.

 

Многие исследователи отмечают наличие дихотомии в понятии этничность. Так как, по их мнению, с одной стороны, оно обозначает совокупность людей, обладающих общими характеристиками, которые живут и действуют сообща, то есть этничность обозначает форму социальной идентичности, форму отождествления с этнической группы, но, с другой стороны, понятие используется для обозначения другой общности людей, которые отличны от нас.

 

Т. Парсонс считал, что «этничность» - чрезвычайно неуловимая концепция, не поддающаяся точному определению.

 

А. Коэн же утверждал, что «этничность - это форма взаимодействия между культурными группами, действующими в рамках общих социальных контекстов».

 

Этничность(в качестве социологической категории) – специфический тип социальных отношений, способов и форм внутреннего и внешнего взаимодействия людей, которое принято в данном сообществе, и которое воспроизводится путем передачи ценностно-нормативных установок и стереотипов поведения, также понятие интерпретируется как форма социальной организации культурных различий.

 

Этничность формируется и существует в контексте того социального опыта, с которым связаны люди, а также с которым они идентифицируются другими как члены определенной этнической группы. Основой этничности является комплекс культурных черт, объединяющих членов того или другого этноса и отделяющих этих членов этноса от других этносов. Этничность рассматривают как часто как феномен, который создает разделительную черту между социумами. Этничность – явление, отражающее в процессе реализации и функционировании основные механизмы возникновения и существования общества.

 

Понятие этничности используется для характеристики отличительных черт этнических групп, социальной организации культурных различий.

Также этничность можно определить как свойство человеческого сообщества, которое разграничивает одну объективно существующую общность от другой.

 

Проведите сравнительный анализ этничности в рамках конструктивистской и инструменталистской парадигм

Инструменталисткий подход в центр внимания ставит не эмоциональные или генетические аспекты этнической идентичности, а ее рациональные аспекты, те функции, которые она выполняет в политической жизни общества. Инструменталисткий подход трактует этничность как политический аспект, как инструмент, вопрос «рационального выбора», который возникает в динамике соперничества политических элит.

Главный акцент инструменталисты ставят на функциональный смысл, где этничность рассматривается как способ достижения определенных целей.

Этничность в инструменталистском подходе выступает в качестве средства для достижения групповых интересов, мобилизации в политической борьбе.

 

Конструктивистский подход утверждает социальный характер происхождения и природы этничности, которая рассматривается как форма организации культурных различий в обществе. Этничность — это социальное явление, а не характеристика индивида как представляет конструктивистская парадигма.

 

Отличительной особенностью конструктивистской парадигмы по сравнению с другими концепциями является не добавление в определение этничности новых признаков, а введение в любой подобный перечень элемента представления об этих признаках. В понимании конструктивистов этничность понимается как процесссоциального конструирования воображаемых общностей, которые основаны на вере в то, что общности объединены природными, естественными связями, а также единым типом культуры и идеей об общности происхождения и общей истории. То. в какой мере данные признаки объединяются в одно целое, то есть сама этничность, зависит от многих социальных факторов.

 

Если говорить об отличиях, то конструктивистская парадигма допускает возможность того, что определенные конфликты могут порождаться так называемым патологическим или иррациональным состоянием социальной системы в целом, которое не контролируется индивидами и в том числе и элитами.

 

Конструктивистская парадигма, как и инструменталистская, уделяет особое внимание ключевой роли политики этнического предпринимательства в конструировании этничности, то есть мобилизации членов этнической общности на коллективные действия со стороны лидеров, преследующих политические цели, а не выражающие культурную идеологию группы.

 

Также конструктивисты сходны с инструменталистами в трактовке этнического конфликта в том плане, что сама по себе этничность не порождает конфликт.

 

В чем заключается сущность «широкого» и «узкого» подхода к этничности в концепции Ю.В.Бромлея. Дайте определения базовым понятиям в его концепции: «этнос», «этникос», «этносоциальное образование», «этносоциальный организм» (ЭСО)

В теории Бромлея, относящейся к примордиалистскому подходу, этнос имеет двойственную природу, так как в нём по-разному сочетаются собственно этнические свойства, например, язык, и такие свойства, которые рассматриваются преимущественно в качестве условий формирования и бытия этих собственно этнических свойств, к примеру, государственно-правовые, и, соответственно, этнос определяется в двух смыслах, узком и широком.

 

Этнос в узком смысле – определяющий все этнические характеристики;

Этнос в широком смысле предполагает сочетание собственно этнических элементов и условий складывания и функционирования организма.

 

Этнос - исторически сложившаяся на определенной территории, устойчивая межпоколенная совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированном в самоназвании (этнониме).

 

Этникос - исторически сложившаяся на определенной территории, устойчивая межпоколенная совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированном в самоназвании.

 

Этносоциальные организмы (ЭСО) – отдельные, чаще всего наиболее крупные, части этноса, расположенные в пределах одного государственного образования, эти части определены социально-экономической целостностью.

 

Этносоциальным образованием является образование, на котором предусмотрено существование какого- либо этносоциального организма, территориально-политическая общность, которая образует самостоятельные единицы развития общества на макроуровне.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: