Система объективного идеализма и диалектический метод Гегеля




Лекция. Немецкая классическая философия

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (г.ж.: 1770 – 1831) являлся представителем классического идеализма, по которому физический мир есть проявление или инобытие духовной, незримой реальности. Основные положения своей философии Гегель изложил в работах: «Феноменология духа» (1807). «Наука логики» (1812–1816), «Энциклопедия философских наук» (1817).

Основной гегелевской мыслью является положение – «все действительное разумно, все разумное действительно». «Все действительное разумно»: речь идет о том, что окружающий нас мир (действительность) устроен необыкновенно разумно. Мы наблюдаем порядок и гармонию во всем существующем. Из того, что все действительное разумно, неизбежно следует наличие чего-то разумного, духовного, идеального, что существует самостоятельно, отдельно, и является невидимой нами реальностью. И поскольку это разумное представляет собой нечто реально существующее, мы говорим, что оно действительно, что оно есть («все разумное действительно»).

Следовательно, по мнению Гегеля, чувственный или физический мир создан какой-то духовной реальностью, точнее – является ее проявлением, воплощением, реализацией в иной, материальной форме. Данная мысль пантеистическая: то, что мы видим вокруг себя – это совсем не то, что существует в действительности, это всего лишь по-иному явленная нам идеальная, невидимая, умопостигаемая действительность.

Абсолютный идеализм философии Гегеля связан с его стремлением охватить весь универсум (философский термин, обозначающий всю объективную реальность во времени и пространстве), весь природный и духовный мир единым понятием. Таким исходным понятием гегелевской системы является "Абсолютная идея". "Абсолютная идея" - разум, мышление, разумное мышление, Дух.

У Гегеля "Абсолютная идея" есть субстанция, которая составляет сущность и первооснову всех вещей.

Схема 1. Система философии Гегеля

 

Универсальная схема творческой деятельности "мирового духа", "философия духа" раскрывается у Гегеля на основе процесса саморазвития "Абсолютной идеи".

Она существует вечно и содержит в скрытом, "свернутом" виде все возможные определения природных, общественных и духовных явлений. В процессе саморазвития "Абсолютная идея" проходит различные стадии в виде последовательного движения от абстрактного - общих определений к определениям, обогащенным конкретным содержанием.

Абсолютная Идея – безличное пантеистическое начало, является Бытием (идеальный, незримый и умопостигаемый мир, являющийся первичной и истинно сущей реальностью). Оно пребывает в различных формах или проходит в саморазвитии три основных этапа.

Первым этапом самораскрытия "Абсолютной идеи" является Логика. Логика, по Гегелю, - это научно-теоретическое осознание "Абсолютной идеи". Через логику "Абсолютная идея" раскрывается в виде абстрактных категорий - непрерывно самопроизвольно движущихся чистых мыслей, составляющих сущность вещей -понятий. Бессодержательное вначале понятие «чистого бытия» стремится получить свое содержание через «нечто», которое в свою очередь есть уже «определенное бытие». Так начинается, по Гегелю, процесс становления абсолютной идеи. От бытия, понимаемого как явление, Гегель переходит к более глубоким, внутренним закономерностям – к: сущности. Сущность осознается в понятии.

На втором этапе Абсолютная Идея покидает сферу Логики и переходит в иную форму бытия, превращаясь в Природу - физический или материальный мир.

Т.о., "Абсолютная идея" опредмечивает себя, и, тем самым, отчуждается от своей истинной сущности и предстает в виде конечных чувственных, телесных единичностей Получается, что видимый нами мир – совсем не то, что есть на самом деле, он – проявление невидимой реальности, которую мы и должны усмотреть за всем физическим и чувственно воспринимаемым. По Гегелю, Бог создает природу с той целью, чтобы из природы возник человек и вместе с ним человеческий дух.

Основными разделами Природы как инобытия Абсолютной Идеи являются, по Гегелю, механика (пространство, время, материя, движение, всемирное тяготение), физика (небесные тела, свет, теплота, химизм и т.п.), органика (геологические реалии, растительный и животный мир).

На третьем этапе саморазвития Абсолютная Идея переходит из области физического или природного в сферу опять идеальную или разумную, которая является человеческим сознанием. Теперь она существует в мышлении или - в человеческом духе.

Первой стадией развития человеческого духа является субъективный дух. Субъективный дух рассматривается Гегелем на трех уровнях: антропологии, феноменологии и психологии. Антропология раскрывает душу как чувствующую субстанцию, феноменология исследует превращение души в сознание по ступеням: сознание - самосознание - разум, психология показывает теоретические и практические способности духа.

Второй стадией развития человеческого духа является объективный дух. Объективный дух охватывает у Гегеля сферу социальной жизни и понимается как сверхиндивидуальная целостность, возвышающаяся над отдельными людьми и проявляющаяся через их различные связи и отношения. Объективный дух разворачивается в праве, морали, нравственности, государстве.

Высшей формой самореализации Абсолютной идеи является Абсолютный дух. Под Абсолютным духом Гегель разумеет совокупную духовную деятельность человечества на протяжении тысячелетий развития всемирной истории. Иначе говоря, - это духовная деятельность, сменяющих друг друга человеческих поколений (к ней Гегель относит искусство, религию и философию). Таким образом, Абсолютный дух - это та же Абсолютная идея, скрыто работающая в человеческих целях и делах, в деятельности всех человеческих поколений, это их внутренняя идеальная сущность, скрытая причина всех деяний и познаний. В Абсолютном духе осуществляется полное совпадение идеи мышления и бытия. Мировое развитие, по Гегелю, есть самопостижение, самопознание Абсолютной идеи. Идея познает бытие во всем его многообразии.

Таким образом, абсолютная идея проживает многообразную и сложную жизнь в гегелевской философской системе. Его система – это объективный идеализм: Абсолютная идея существует до природы и человека как «чистая мысль», порождает природу и общество и познав саму себя, завершает процесс познания, возвысившись до своего «чистого принципа», тем самым соединяя конец абсолютной идеи с ее началом. Если, по Гегелю, философия – это мир, схваченный мыслью, а сам мир есть абсолютная идея, то происходит «желаемая завершенность» развития абсолютной идеи.

Система построена на основе «триады» – тезиса – антитезиса и синтеза. Эта «триада» (структурное триединство явления, процесса) делает гегелевскую философскую систему строгой, четкой, с одной стороны, а с другой – позволяет Гегелю показать поступательный характер развития мира, использовать энциклопедичность знаний. Триада находит место и в идеалистических и в материалистических построениях и поэтому является либо «врожденной идеей» человеческого ума, либо вечным философским сюжетом, возможно – и тем и другим одновременно.

Задания:

1. Гегель в философии является представителем….

2. Философская система Гегеля изложена в произведениях …

3. Основной гегелевской мыслью является положение - …

4. По мнению Гегеля, чувственный или физический мир создан…

5. Абсолютный идеализм философии Гегеля состоит ….

6. Абсолютная идея – это …

7. Этапы саморазвития Абсолютной идеи:…

8. Высшей формой самореализации Абсолютной идеи является….

9. Абсолютный Дух – это …

10. Цель и смысл мирового развития - ….

11. Таким образом, сущность объективного идеализма Гегеля заключается в…(вывод)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: