Вкус
Без языка мы не смогли бы различать вкусовые ощущения. На языке находятся 4000 маленьких бугорков различной формы – вкусовых сосочков.
Мы можем различать 4 разных вкуса: горький, сладкий, кислый и соленый.
Рассмотри, какие части языка, за какой вкус отвечают:
Рассмотри картинки разных продуктов.
Подпиши название того вкуса, которым они обладают:
2.Нос и обоняние
Обоняние помогает нам наслаждаться пищей и избегать вредных веществ. Человек способен различать до 10 000 запахов.
Орган обоняния – нос, который служит нам, чтобы мы могли наслаждаться прекрасными запахами, ароматами. Он также предупреждает нас об опасностях (пожар, утечка газа). Хорошее обоняние очень важно для любого человека, так как без него невозможно воспринимать мир на все 100%. Так, при плохом обонянии жизнь может стать серой и тусклой, лишенной всех красок.
Рассмотри строение носа внутри.
А можно ли развить обоняние? Можно!!!!
Вот несколько игр, которые могут развить обоняние. Поиграй со своими родными или друзьями.
Игра «Фрукт или овощ?»
Сортируем по блюдцам кусочки фруктов и овощей (огурец, яблоко, банан, апельсин, лимон, лук и т.д.) и предлагаем ребенку определить по запаху с закрытыми глазами тот или иной продукт, а потом сказать к какой группе (овощей или фруктов) он относится.
Игра «Что приготовила мама на обед?»
Предлагаем ребенку по запаху угадать блюдо, приготовленное мамой на обед. Например: борщ, грибной суп, жареная картошка и т.д.
Взаимосвязь есть между запахом и вкусом
Чувство вкусовых ощущений и восприимчивость к запахам непосредственно соприкасаются между собой. Благодаря сочетанию вкуса и запаха, нам предоставляется большое количество вкусовым ощущениям. Различные рецепторные и опорные клетки надёжным образом разместились во вкусовой луковице. Она определяет, растворились ли в слюне те вещества, которые попали на луковицу, через открывающиеся вкусовые каналы, на внешней стороне языка или нет.
|
Когда мы принимаем пищу, вкус еды ощущается больше во рту, но и нос также принимает активное участие. Обоняние помогает нам довольствоваться и чувствовать пищу и сторониться опасных и нежелательных запахов от веществ. Трудно представить, что нос может распознать около 10 000 различных ароматов. Запах преобладает над вкусом: если нос неспецифических запахов, или употреблять ежедневно одни и те же продукты, тогда как съедобные продукты, покажется совсем несъедобной. Обоняние – это главный элемент жизни, без него сложно распознать вещи, от которых идут запахи.
Запахи в жизни животных и насекомых.
Собаки.
Собака обладает самым тонким нюхом среди всех домашних животных. Обоняние собаки в несколько тысяч раз острее человеческого, и участок мозга, отвечающий за острый нюх, развит у собак гораздо больше. Бросьте кусочек колбасы коту – он будет долго искать его, даже если он лежит перед его носом. А вот собака не только сразу обнаружит лакомство, но и найдет его в любом месте по запаху.
Запахи закладываются в памяти собаки. Из органов чувств более всего она доверяет своему обонянию. По запаху собака определяет давность следа, а также безошибочно указывает на присутствие диких животных.
Не зря верным собакам доверяют службу в полиции, в пограничных войсках, на таможне и в других местах. Собака и след без труда возьмет, и наркотик с легкостью обнаружит. И все это благодаря дару, данному ей от рождения.
|
Насекомые.
Насекомые могут общаться между собой с помощью очень сложных схем. В пчелиных семействах имеются разные сигналы для понимания друг друга. Одним из таких сигналов принято считать запах. Так, в период сбора меда, насекомые ориентируются на особый запах собственной семьи. Когда они чувствуют его, то присоединяются к другим жителям собственного улья, а также безопасно летят домой. Таким образом, одним из основных ориентиров для пчел в поисках собственного жилища является запах.
У муравьев также высокая чувствительность к запахам. Для возвращения в муравейник каждый муравей по мере своего движения оставляет маленькие запаховые метки. И дорожки, по которым насекомые перемещаются особенно часто, выглядят для них, как для человека — скоростная дорога.
Опыт 1
ЦЕЛЬ: Определить пищу на вкус (не глядя на неё).
Взрослый предлагает определить на вкус разные продукты. Для этого он кладет ребенку в рот по очереди маленькие кусочки разной пищи (от 3-5 до 10-12 контрастных по вкусу продуктов). Целесообразно по окончании опыта побеседовать с ребенком о том, по каким особенностям он различал вкус пищи.
Опыт 2
ЦЕЛЬ: Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха.
Взрослый предлагает ребенку с завязанными глазами определить только по запаху, какой либо продукт (лимон, хлеб, шоколад и т.п.). Затем ребенку предлагают закрыть нос и, вдыхая воздух только ртом, выполнить аналогичное задание. В результате ребенок приходит к выводу, что вдыхая воздух только ртом, невозможно определить запах продукта. Необходимо попробовать его на вкус. Пробуя пищу то с открытым, то с закрытым носом, ребенок понимает, что при нарушении обоняния меняется и вкус продукта. Тогда как при нормальном обонянии, вкус продукта ощущается гораздо лучше.
|
Опыт 3
ЦЕЛЬ: Определить вкусовые зоны языка.
Перед ребенком ставят зеркало на подставке, 4 блюдца: с сахарным песком, с солью, горчицей, кусочком лимона. На каждом блюдце лежит одна деревянная палочка, рядом стаканы с водой для смачивания этих палочек. Взрослый предлагает ребенку придвинуть к себе первое блюдце, смочить один конец палочки в воде и обмакнуть в сахарный песок.
Далее ребенок смотрит в зеркало, а взрослый сначала прикладывает палочку к средней части языка, затем к основанию и к боковым частям, в конце к кончику языка. После этого предлагается подумать и назвать, в какой части языка живут «сладкие сосочки». Аналогичная работа проводится с солью, горчицей, лимоном.
Опыт 4
ЦЕЛЬ: Доказать необходимость слюны для ощущения вкуса пищи. В начале опыта осушить язык салфеткой и повторить некоторые манипуляции по определению вкуса из опыта №3. Дети сами делают вывод, что «сухой» язык вкуса не ощущает.
Опыт 5
ЦЕЛЬ: Доказать зависимость вкусовых ощущений от температуры продукта (на примере чая), а также от последовательности приема пищи разного вкуса. Ребенку предлагается сделать по одному глотку горячего и теплого чая, содержащее одинаковое количество сахара. Ребенок делает вывод, что горячий чай не очень вкусный, потому что в нем «мало сахара». Для самоконтроля ребенок кладет по одному куску сахара в каждую чашку, пробует еще раз.
В результате приходит к выводу, что теплый чай кажется слаще, чем горячий.
После глотка соленой воды детям предлагается попробовать соленую воду. Она кажется им сладкой. А после чашки сладкого чая, лимон кажется гораздо кислее, чем на самом деле.
Тест «Органы обоняния и вкуса»
1.Назовите главный орган вкуса.
А) губы Б) язык В) нос Г) уши Д) глаз Е) кожа
2.Кончик языка ощущает ______________________________вкус.
3.Кислый вкус ощущаем _______________языка, а горький__________________________.
4.Что относится к органам чувств?
Уши, язык, сердце, глаза, нос, ресницы, печень, кожа, мозг, зубы
5. Вкус продукта можно определить при помощи
а) носа б) ушей в) языка
6. Человек чувствует аромат цветов при помощи:
а) языка; б) носа; в) ушей.
7. Органы чувств – это…
а) голова, туловище. б) уши, нос, глаза, язык. в) руки, ноги, голова.
8. Какое значение для человека не имеет нос?
а) очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов б) согревает вдыхаемый воздух в) служит подставкой для очков г) различает запахи
9.Помогает овладеть речью:
а) язык в) уши в) рот
10.Соедини пары
Орган осязания язык
Орган обоняния уши
Орган зрения кожа
Орган вкуса нос
Орган слуха глаза
11.Допиши букву правильного ответа
Вкус пищи мы определяем органом ______________________
Тепло, холод, боль мы ощущаем органом ___________________
Различать предметы по размеру, форме, цвету помогает орган _____________
Различать человеческую речь, звуки музыки, шумы, сохранять равновесие помогает орган________________________________________________
12.Найди лишнее слово и зачеркни его.
Вкус – горький, кислый, сладкий, солёный, красный.
Цвет – зелёный, красный, красивый, жёлтый, синий.
Запах – ароматный, прокислый, зрелый, приятный, резкий.
Звук – громкий, музыкальный, ответственный, тихий.
Органы чувств – глаза, нос, кожа, ум, язык, уши.