Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности.




ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ООО ГБОУ ЛИЦЕЯ № 369

КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

 

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано на основе закона «Об образовании в Российской Федерации» (№273 – ФЗ), в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, Основной образовательной программы основного общего образования, Программы формирования УУД.

1.2. Данное Положение регламентирует деятельность лицея по организации работы над учебно-исследовательской и проектной деятельностью учащихся 9-х классов в связи с переходом на ФГОС ООО.

1.3. Выполнение индивидуального итоговой работы обязательно для каждого обучающегося 9-х классов и является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ.

1.4. Учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся понимается как система учебных ситуаций, направленных на изучение и освоение норм исследовательской деятельности, в том числе – норм современной научной исследовательской деятельности. Это учебная деятельность, направленная на реализацию основных этапов научного исследования, ориентированная на формирование у обучающихся культуры исследовательского поведения, как способа освоения новых знаний, развитие способностей к познанию, но, в отличие от научного исследования, не предполагающая получение нового научного результата.

1.5. Цели учебно-исследовательской и проектной деятельности:

· Формирование универсальных учебных действий обучающихся через:

- освоение социальных ролей, необходимых для учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- актуальные для данного вида деятельности аспекты личностного развития: умение учиться, готовность к самостоятельным поступкам и действиям, целеустремленность, готовность преодолевать трудности;

- освоение научной картины мира, понимание роли и значения науки в жизни общества, значимости учебно-исследовательской и проектной работы, инновационной деятельности;

- овладение методами и методологией познания, развитие продуктивного воображения;

- развитие компетентностного общения.

• Овладение обучающимися продукто-ориентированной деятельностью при помощи последовательного освоения:

- основных этапов, характерных для исследования и проектной работы; - методов определения конкретного пользователя продукта (результата) проекта или исследования;

- технологий анализа инновационного потенциала продукта до момента начала его создания.

• Развитие творческих способностей и инновационного мышления обучающихся на базе:

- предметного и метапредметного, научного и полинаучного содержания;

- владения приемами и методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, творческого поиска решений структурированных и неструктурированных задач;

• Общение и сотрудничество обучающихся с группами одноклассников, учителей, специалистов за счет потенциала и многообразия целей, задач и видов учебно-исследовательской и проектной деятельности.

 

Организаторы учебно-исследовательской и проектной деятельности в лицее № 369

Ответственным за организацию учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся является заместитель директора Данилюк Е.С. и тьюторы Кунаева С.А., Пиражкова Т.А. и Чуглина Т.А. На них возлагается ответственность оказание организационной и методической помощи по предметным областям.

Тьюторское сопровождение по предметным областям

Кунаева Светлана Александровна – учитель биологии Пиражкова Татьяна Александровна –учитель математики Чуглина Тамара Алексеевна –учитель английского языка
  1. Биология
1.Математика 1.Русский язык
  1. Химия
2.Информатика и ИКТ 2.Иностранный язык
  1. География
3.Физика 3.История
  1. Экология
4.Астрономия 4.Обществознание
  1. Физическая культура
5.Технология 5.Литература
  1. Психология
6.Экономика 6.Правоведение
  1. ОБЖ
7.Черчение 7.МХК

 

Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности.

3.1. Руководителями обучающихся могут быть учителя школы, педагоги дополнительного образования, социальные педагоги, психологи, библиотекари.

3.2. Примерные темы творческий индивидуальной работы учащихся по предмету являются частью рабочей программы учителя в соответствии с ФГОС.

3.3. Выбор темы исследовательской или проектной работы проводится самими обучающимися с учетом их интересов, склонностей, рекомендаций учителей предметников, классных руководителей. Ученик может сформулировать тему самостоятельно или выбрать из тем, сформулированных руководителями.

3.4. В конце 1-й четверти проводится защита тем проектных и исследовательских работ, их актуальность, цели и задачи, которые необходимо оформить в виде паспорта и сдать на утверждение в тьюторский совет (приложение 3).

3.5. Тему проектной или исследовательской работы можно изменить (переформулировать) не позднее, чем за три месяца до ее защиты на научно - практической конференции.

2.6 В октябре-декабре в школе начинается «проектная четверть», во время которой происходит работа над проектами. В это время происходят групповые и индивидуальные консультации с руководителями проектов, сбор информации по проекту, наблюдения, эксперимент и др.

2.7 Работа над проектом может быть начата и раньше, если сфера интересов обучающегося устойчива, налажен диалог с преподавателем. Преподавателями и администрацией школы приветствуется раннее начало работы над индивидуальными проектами.

3 Типология и формы организации проектной и учебно-исследователькой деятельности

3.1 Проект — это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели — решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

3.2 Учебно-исследовательская деятельность учащихся понимается как система учебных ситуаций, направленных на изучение и освоение норм исследовательской деятельности, в том числе – норм современной научной исследовательской деятельности. Это учебная деятельность, направленная на реализацию основных этапов научного исследования, ориентированная на формирование у обучающихся культуры исследовательского поведения, как способа освоения новых знаний, развитие способностей к познанию, но, в отличие от научного исследования, не предполагающая получение нового научного результата.

3.3 В организационном смысле учебно-исследовательская деятельность является одним из видов проектной деятельности.

3.4 Типология форм организации проектной деятельности (проектов) обучающихся в лицее 369 представлена по следующим основаниям:

видам проектов: информационный (поисковый), исследовательский, творческий, социальный, прикладной (практико-ориентированный), игровой (ролевой), инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения);

содержанию: монопредметный, метапредметный, относящийся к области знаний

(нескольким областям), относящийся к области деятельности и пр.;

дидактической цели: ознакомление обучающихся с методами и технологиями проектной деятельности, обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения, поддержка мотивации в обучении, реализация потенциала личности и пр.

3.5. Общие характеристики и специфика учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеют общие практически значимые цели и задачи.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеют как общие, так и специфические черты.

К общим характеристикам относятся:

•практически значимые цели и задачи учебно-исследовательской и проектной деятельности;

•структура проектной и учебно-исследовательской деятельности, которая включает общие компоненты: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов;

•компетентность в выбранной сфере исследования, творческую активность, собранность, аккуратность, целеустремлённость, высокую мотивацию.

Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности являются не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.

Специфические черты (различия) проектной и учебно-исследовательской деятельности:

Проектная деятельность Учебно-исследовательская деятельность
Проект направлен на получение конкретного запланированного результата — продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат
Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений

 

3.6. Особое значение в основной школе имеет индивидуальный проект, представляющий собой самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на протяжении длительного периода. В ходе такой работы подросток — автор проекта — самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану — это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник.

3.7. Результатом (продуктом) проектной и учебно-исследовательской деятельности, который выносится на защиту может быть:

a) письменная работа (, реферат, аналитические материалы, отчёты о проведённых исследованиях и др.);

b) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;

c) техническая творческая работа (материальный объект, макет, иное конструкторское изделие, мультимедийный и программный продукт)

 

4. Основные этапы и содержание учебно-исследовательской и проектной деятельности.

4.1. Этапы учебно-исследовательской и проектной деятельности

Содержание Срок Ответственные
1. Установочная конференция для учащихся 8-х классов апрель Тьюторы
2. Выбор руководителей, предмета, темы индивидуальной творческой работы учащихся. Заполнение таблицы (приложение 1) май Классные руководители 8-х классов
3. Уточнения и возможные изменения выбора руководителя, предмета и темы. Повторное заполнение таблицы (приложение 2) сентябрь Классные руководители 9-х классов
4. Учебно-исследовательская и проектная четверть Октябрь-декабрь Руководители учебно-исследовательской и проектной деятельности
5. Подготовка и сдача паспорта творческой работы учащихся на утверждение в тьюторский совет (приложение 3) 5-15 ноября Руководители учебно-исследовательской и проектной деятельности
6. Утверждение состава жюри и экспертного совета Последняя неделя ноября Методический и тьюторский совет
7. Первый этап защиты творческих работ учащихся (для учащихся, которые завершили свою работу) 2-3 неделя декабря Тьюторский совет
8. Продолжение учебно-исследовательской и проектной четверти январь Руководители учебно-исследовательской и проектной деятельности
9. Основной этап защиты творческих работ учащихся 2-3 неделя февраля Тьюторский совет
10. Продолжение учебно-исследовательской и проектной четверти для учащихся, которые не смогли защитить свои работы на первом или втором этапе по уважительной причине или по рекомендации членов жюри Февраль- марта Руководители учебно-исследовательской и проектной деятельности
11. Заключительный этап защиты творческих работ учащихся 2 неделя марта Тьюторский совет
11. Представление информации о результатах защиты учащихся и выдвижение кандидатов для участия в районных, городских и региональных конкурсов через протоколы и рекомендации (приложение 4) В день защиты работ Тьюторский совет, члены жюри
12. Подведение итогов 3 неделя марта Тьюторский совет

 

*Заявки на районные и городские конкурсы подаются в январе, поэтому необходимо, чтобы защита наиболее интересных работ прошла в декабре.

 

4.2. Содержание этапов учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Этапы проектной и исследовательской деятельности Деятельность руководителя исследования, проекта
Выбор предмета и тем. Выбор руководителя Подбор противоречивой информации, формулирование проблемных ситуаций, дилемм, формулирование возможных тем исследований, проектов
Проблематизация, обнаружение противоречий в информации, формулирование проблемы Подбор и изучение информации по теме проекта Предъявление учащимся интересных фактов, противоречий, тем исследований, обсуждение спорных, проблемных вопросов в той или иной научной области, организация «мозгового штурма», дискуссий, дебатов
Определение сферы исследования, формулирование вопросов, на которые учащийся хотел бы получить ответы Определение продукта проекта Инициирование постановки вопросов, поощрение поиска, помощь в определении сферы исследования или продукта проекта
Определение темы исследования, проекта Помощь в определении темы исследования,
  проекта
Выдвижение гипотезы Помощь в формулировании гипотезы, обсуждение возможных объяснений выдвинутой гипотезы
Планирование исследования, определение методов его проведения Помощь в определении этапов исследования, сроков их реализации, предложение различных методов исследования, помощь в обосновании выбора методов проведения исследования
Защита тем Помощь в подготовке короткого публичного выступления
Изучение теоретического материала, связанного с темой исследования, проекта работа с литературой по теме Помощь в определении круга источников, обсуждение их содержания. Совместный анализ различных точек зрения на проблему, представленных в литературе по проблеме исследования, проекта
Собственно исследование, сбор и систематизация полученной информации Разработка проекта, изготовление (подготовка) продукта Оказание помощи в фиксации, систематизации полученных данных
Анализ, синтез, объяснение данных, обобщение, формулирование выводов Сравнение полученного продукта с запланированным. Предложение различных способов обобщения информации, анализа и синтеза полученных данных Помощь в формулировании выводов.
Подготовка к публичной защите результатов исследования, проекта Помощь в подготовке к публичной защите результатов исследования, проекта. Написание рецензии на работу
Презентация, предзащита и защита результатов исследования, проекта
Обсуждение полученных результатов. Принятие решения о завершении или продолжении проекта. Организация рефлексии Помощь в принятии решения о завершении или продолжении проекта.
  Самоанализ учителем организации и результатов учебно-исследовательской, проектной деятельности.

5. Организация защиты проекта, исследования.

5.1. Для защиты итоговой творческой работы обучающиеся готовят:

1) Презентацию;

2) Продукт деятельности;

3) Паспорт проекта (Приложение 3)

4) Письменное описание работы (Приложение 5)

5) Краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы обучающегося в ходе выполнения проекта, в том числе:

• инициативности и самостоятельности;

• ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе);

• исполнительской дисциплины;

• новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.

5.2. Оценка за выполнение итогового индивидуального проекта выставляется по критериям оценки проекта (приложение 6).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: