ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
ООО ГБОУ ЛИЦЕЯ № 369
КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано на основе закона «Об образовании в Российской Федерации» (№273 – ФЗ), в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, Основной образовательной программы основного общего образования, Программы формирования УУД.
1.2. Данное Положение регламентирует деятельность лицея по организации работы над учебно-исследовательской и проектной деятельностью учащихся 9-х классов в связи с переходом на ФГОС ООО.
1.3. Выполнение индивидуального итоговой работы обязательно для каждого обучающегося 9-х классов и является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ.
1.4. Учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся понимается как система учебных ситуаций, направленных на изучение и освоение норм исследовательской деятельности, в том числе – норм современной научной исследовательской деятельности. Это учебная деятельность, направленная на реализацию основных этапов научного исследования, ориентированная на формирование у обучающихся культуры исследовательского поведения, как способа освоения новых знаний, развитие способностей к познанию, но, в отличие от научного исследования, не предполагающая получение нового научного результата.
1.5. Цели учебно-исследовательской и проектной деятельности:
· Формирование универсальных учебных действий обучающихся через:
|
- освоение социальных ролей, необходимых для учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- актуальные для данного вида деятельности аспекты личностного развития: умение учиться, готовность к самостоятельным поступкам и действиям, целеустремленность, готовность преодолевать трудности;
- освоение научной картины мира, понимание роли и значения науки в жизни общества, значимости учебно-исследовательской и проектной работы, инновационной деятельности;
- овладение методами и методологией познания, развитие продуктивного воображения;
- развитие компетентностного общения.
• Овладение обучающимися продукто-ориентированной деятельностью при помощи последовательного освоения:
- основных этапов, характерных для исследования и проектной работы; - методов определения конкретного пользователя продукта (результата) проекта или исследования;
- технологий анализа инновационного потенциала продукта до момента начала его создания.
• Развитие творческих способностей и инновационного мышления обучающихся на базе:
- предметного и метапредметного, научного и полинаучного содержания;
- владения приемами и методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, творческого поиска решений структурированных и неструктурированных задач;
• Общение и сотрудничество обучающихся с группами одноклассников, учителей, специалистов за счет потенциала и многообразия целей, задач и видов учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Организаторы учебно-исследовательской и проектной деятельности в лицее № 369
|
Ответственным за организацию учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся является заместитель директора Данилюк Е.С. и тьюторы Кунаева С.А., Пиражкова Т.А. и Чуглина Т.А. На них возлагается ответственность оказание организационной и методической помощи по предметным областям.
Тьюторское сопровождение по предметным областям
Кунаева Светлана Александровна – учитель биологии | Пиражкова Татьяна Александровна –учитель математики | Чуглина Тамара Алексеевна –учитель английского языка |
| 1.Математика | 1.Русский язык |
| 2.Информатика и ИКТ | 2.Иностранный язык |
| 3.Физика | 3.История |
| 4.Астрономия | 4.Обществознание |
| 5.Технология | 5.Литература |
| 6.Экономика | 6.Правоведение |
| 7.Черчение | 7.МХК |
Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности.
3.1. Руководителями обучающихся могут быть учителя школы, педагоги дополнительного образования, социальные педагоги, психологи, библиотекари.
3.2. Примерные темы творческий индивидуальной работы учащихся по предмету являются частью рабочей программы учителя в соответствии с ФГОС.
3.3. Выбор темы исследовательской или проектной работы проводится самими обучающимися с учетом их интересов, склонностей, рекомендаций учителей предметников, классных руководителей. Ученик может сформулировать тему самостоятельно или выбрать из тем, сформулированных руководителями.
3.4. В конце 1-й четверти проводится защита тем проектных и исследовательских работ, их актуальность, цели и задачи, которые необходимо оформить в виде паспорта и сдать на утверждение в тьюторский совет (приложение 3).
|
3.5. Тему проектной или исследовательской работы можно изменить (переформулировать) не позднее, чем за три месяца до ее защиты на научно - практической конференции.
2.6 В октябре-декабре в школе начинается «проектная четверть», во время которой происходит работа над проектами. В это время происходят групповые и индивидуальные консультации с руководителями проектов, сбор информации по проекту, наблюдения, эксперимент и др.
2.7 Работа над проектом может быть начата и раньше, если сфера интересов обучающегося устойчива, налажен диалог с преподавателем. Преподавателями и администрацией школы приветствуется раннее начало работы над индивидуальными проектами.
3 Типология и формы организации проектной и учебно-исследователькой деятельности
3.1 Проект — это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели — решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
3.2 Учебно-исследовательская деятельность учащихся понимается как система учебных ситуаций, направленных на изучение и освоение норм исследовательской деятельности, в том числе – норм современной научной исследовательской деятельности. Это учебная деятельность, направленная на реализацию основных этапов научного исследования, ориентированная на формирование у обучающихся культуры исследовательского поведения, как способа освоения новых знаний, развитие способностей к познанию, но, в отличие от научного исследования, не предполагающая получение нового научного результата.
3.3 В организационном смысле учебно-исследовательская деятельность является одним из видов проектной деятельности.
3.4 Типология форм организации проектной деятельности (проектов) обучающихся в лицее 369 представлена по следующим основаниям:
• видам проектов: информационный (поисковый), исследовательский, творческий, социальный, прикладной (практико-ориентированный), игровой (ролевой), инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения);
• содержанию: монопредметный, метапредметный, относящийся к области знаний
(нескольким областям), относящийся к области деятельности и пр.;
• дидактической цели: ознакомление обучающихся с методами и технологиями проектной деятельности, обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения, поддержка мотивации в обучении, реализация потенциала личности и пр.
3.5. Общие характеристики и специфика учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеют общие практически значимые цели и задачи.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеют как общие, так и специфические черты.
К общим характеристикам относятся:
•практически значимые цели и задачи учебно-исследовательской и проектной деятельности;
•структура проектной и учебно-исследовательской деятельности, которая включает общие компоненты: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов;
•компетентность в выбранной сфере исследования, творческую активность, собранность, аккуратность, целеустремлённость, высокую мотивацию.
Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности являются не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.
Специфические черты (различия) проектной и учебно-исследовательской деятельности:
Проектная деятельность | Учебно-исследовательская деятельность |
Проект направлен на получение конкретного запланированного результата — продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования | В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат |
Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле | Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений |
3.6. Особое значение в основной школе имеет индивидуальный проект, представляющий собой самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на протяжении длительного периода. В ходе такой работы подросток — автор проекта — самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану — это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник.
3.7. Результатом (продуктом) проектной и учебно-исследовательской деятельности, который выносится на защиту может быть:
a) письменная работа (, реферат, аналитические материалы, отчёты о проведённых исследованиях и др.);
b) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
c) техническая творческая работа (материальный объект, макет, иное конструкторское изделие, мультимедийный и программный продукт)
4. Основные этапы и содержание учебно-исследовательской и проектной деятельности.
4.1. Этапы учебно-исследовательской и проектной деятельности
№ | Содержание | Срок | Ответственные |
1. | Установочная конференция для учащихся 8-х классов | апрель | Тьюторы |
2. | Выбор руководителей, предмета, темы индивидуальной творческой работы учащихся. Заполнение таблицы (приложение 1) | май | Классные руководители 8-х классов |
3. | Уточнения и возможные изменения выбора руководителя, предмета и темы. Повторное заполнение таблицы (приложение 2) | сентябрь | Классные руководители 9-х классов |
4. | Учебно-исследовательская и проектная четверть | Октябрь-декабрь | Руководители учебно-исследовательской и проектной деятельности |
5. | Подготовка и сдача паспорта творческой работы учащихся на утверждение в тьюторский совет (приложение 3) | 5-15 ноября | Руководители учебно-исследовательской и проектной деятельности |
6. | Утверждение состава жюри и экспертного совета | Последняя неделя ноября | Методический и тьюторский совет |
7. | Первый этап защиты творческих работ учащихся (для учащихся, которые завершили свою работу) | 2-3 неделя декабря | Тьюторский совет |
8. | Продолжение учебно-исследовательской и проектной четверти | январь | Руководители учебно-исследовательской и проектной деятельности |
9. | Основной этап защиты творческих работ учащихся | 2-3 неделя февраля | Тьюторский совет |
10. | Продолжение учебно-исследовательской и проектной четверти для учащихся, которые не смогли защитить свои работы на первом или втором этапе по уважительной причине или по рекомендации членов жюри | Февраль- марта | Руководители учебно-исследовательской и проектной деятельности |
11. | Заключительный этап защиты творческих работ учащихся | 2 неделя марта | Тьюторский совет |
11. | Представление информации о результатах защиты учащихся и выдвижение кандидатов для участия в районных, городских и региональных конкурсов через протоколы и рекомендации (приложение 4) | В день защиты работ | Тьюторский совет, члены жюри |
12. | Подведение итогов | 3 неделя марта | Тьюторский совет |
*Заявки на районные и городские конкурсы подаются в январе, поэтому необходимо, чтобы защита наиболее интересных работ прошла в декабре.
4.2. Содержание этапов учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Этапы проектной и исследовательской деятельности | Деятельность руководителя исследования, проекта |
Выбор предмета и тем. Выбор руководителя | Подбор противоречивой информации, формулирование проблемных ситуаций, дилемм, формулирование возможных тем исследований, проектов |
Проблематизация, обнаружение противоречий в информации, формулирование проблемы Подбор и изучение информации по теме проекта | Предъявление учащимся интересных фактов, противоречий, тем исследований, обсуждение спорных, проблемных вопросов в той или иной научной области, организация «мозгового штурма», дискуссий, дебатов |
Определение сферы исследования, формулирование вопросов, на которые учащийся хотел бы получить ответы Определение продукта проекта | Инициирование постановки вопросов, поощрение поиска, помощь в определении сферы исследования или продукта проекта |
Определение темы исследования, проекта | Помощь в определении темы исследования, |
проекта | |
Выдвижение гипотезы | Помощь в формулировании гипотезы, обсуждение возможных объяснений выдвинутой гипотезы |
Планирование исследования, определение методов его проведения | Помощь в определении этапов исследования, сроков их реализации, предложение различных методов исследования, помощь в обосновании выбора методов проведения исследования |
Защита тем | Помощь в подготовке короткого публичного выступления |
Изучение теоретического материала, связанного с темой исследования, проекта работа с литературой по теме | Помощь в определении круга источников, обсуждение их содержания. Совместный анализ различных точек зрения на проблему, представленных в литературе по проблеме исследования, проекта |
Собственно исследование, сбор и систематизация полученной информации Разработка проекта, изготовление (подготовка) продукта | Оказание помощи в фиксации, систематизации полученных данных |
Анализ, синтез, объяснение данных, обобщение, формулирование выводов Сравнение полученного продукта с запланированным. | Предложение различных способов обобщения информации, анализа и синтеза полученных данных Помощь в формулировании выводов. |
Подготовка к публичной защите результатов исследования, проекта | Помощь в подготовке к публичной защите результатов исследования, проекта. Написание рецензии на работу |
Презентация, предзащита и защита результатов исследования, проекта | |
Обсуждение полученных результатов. Принятие решения о завершении или продолжении проекта. | Организация рефлексии Помощь в принятии решения о завершении или продолжении проекта. |
Самоанализ учителем организации и результатов учебно-исследовательской, проектной деятельности. |
5. Организация защиты проекта, исследования.
5.1. Для защиты итоговой творческой работы обучающиеся готовят:
1) Презентацию;
2) Продукт деятельности;
3) Паспорт проекта (Приложение 3)
4) Письменное описание работы (Приложение 5)
5) Краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы обучающегося в ходе выполнения проекта, в том числе:
• инициативности и самостоятельности;
• ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе);
• исполнительской дисциплины;
• новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.
5.2. Оценка за выполнение итогового индивидуального проекта выставляется по критериям оценки проекта (приложение 6).