План
Работы ПМПк МАОУ СОШ №9
На 2017-2018 учебный год
Цель:
создание системы сопровождения, обеспечивающей оптимальные условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием физического и психического здоровья.
Задачи:
- осуществление психолого-педагогической диагностики для раннего выявления различного рода проблем у детей, определения причин их возникновения и поиска наиболее эффективных способов их профилактики и преодоления. Выявление резервных возможностей развития;
- осуществление в разнообразных формах индивидуального сопровождения развития ребенка, направленного на преодоление проблем, возникающих у него в процессе обучения и воспитания;
- оценка динамики в развитии детей;
- обеспечение преемственности в процессе обучения и сопровождения ребенка;
- реализация индивидуальных образовательных маршрутов сопровождения, направленных на профилактику проблем в учебной, социальной и эмоционально-волевой сферах, сохранение здоровья учащихся;
- осуществление информационной поддержки учащихся, учителей и родителей (законных представителей);
- подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.
Состав ПМПк:
Стоянова И.А. – завуч УР
Чачина Л.А. – педагог-психолог
Никифорова С.Б. – учитель-логопед
Бывалина Е.В. – социальный педагог
В обязанности членов ПМПк входит:
- проведение индивидуального обследование ребёнка специалистами и выработка заключения и рекомендаций в своей области;
- участие в заседании по приглашению председателя ПМПк;
- контроль выполнения рекомендаций в своей области путём повторного обследования.
Приглашенные специалисты приносят готовые характеристики или заключения.
В обязанности председателя ПМПк входит:
- организация заседаний;
- ведение необходимой документации;
- связь с членами ПМПк;
- доведение решений и рекомендаций до непосредственных исполнителей и родителей (законных представителей) в доступной для их понимания форме.
Работа ПМПк проходит по следующим направлениям:
- диагностическое;
- консультативное;
- психолого-педагогическое сопровождение;
- просветительское;
- экспертное;
- организационно-методическое.
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Диагностическое направление | |||
1. | Наблюдение и обследование вновь поступивших в школу обучающихся, с целью определения дальнейшей помощи. | В течение года | Члены ПМПк |
Учащиеся | |||
4. | Обследование первоклассников, с целью определения коррекционно-развивающей помощи. | сентябрь | Члены ПМПк, учитель 1 класса |
5. | Диагностика и тестирование по вопросам школьной зрелости первоклассников. | сентябрь | Члены ПМПк, учитель 1 класса |
6. | Обследование уровня школьной тревожности обучающихся 5 класса. | сентябрь | Педагог-психолог |
7. | Адаптация пятиклассников к школьному обучению. Выявление проблем адаптационного периода. | октябрь | Члены ПМПк, классный руководитель |
8. | Обследование учащихся 4 класса с целью подготовки к переходу в 5 класс. Готовность учащихся начальной школы к переходу на вторую ступень обучения. | апрель - май | Члены ПМПк, классный руководитель |
9. | Выявление проблем самоопределения и профессиональной направленности выпускников 9 класса. | февраль-март | Члены ПМПк, классный руководитель |
10. | Наблюдение и обследование обучающихся, воспитанников школы с целью выявления проблем в развитии и поведении. | по необходимости, по требованию | Члены ПМПк |
11. | Осуществление психолого-педагогической диагностики учащихся, выявление резервных возможностей развития. | по необходимости, по запросу | Члены ПМПк |
Консультативное направление | |||
РОДИТЕЛИ (ЗАКОННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ) | |||
Индивидуальное консультирование родителей, по данным диагностического обследования. | по итогам диагностики | ||
Индивидуальные консультации по вопросам воспитания и обучения обучающихся, воспитанников с нарушениями развития. | в течение года | ||
Консультирование по вопросам подготовки школьников с нарушением развития к школьному обучению. | в течение года | ||
Консультации для родителей на тему: «Адаптация к обучению в школе». | октябрь | ||
«Особенности подросткового возраста» - родительское собрание | сентябрь | ||
Консультации в решении сложных и конфликтных ситуаций. | в течение года | ||
ПЕДАГОГИ | |||
1. | Индивидуальное консультирование педагогов по данным диагностического обследования. | в течение года | Члены ПМПк |
2. | Индивидуальное консультирование педагогов по организации и планированию работы с обучающимися, имеющих нарушения в развитии. | в течение года | Члены ПМПк |
3. | «Создание специальных условий для детей с ОВЗ» | октябрь | Члены ПМПк |
4. | Консультации в решении сложных и конфликтных ситуаций. | в течение года | Члены ПМПк |
Учащиеся | |||
1. | Индивидуальное консультирование по адекватному взаимодействию со взрослыми и сверстниками | в течение года | Члены ПМПк |
2. | Индивидуальное консультирование по профессиональному выбору. | в течение года | Члены ПМПк |
3. | Консультации в решении сложных и конфликтных ситуаций. | в течение года | Члены ПМПк |
Психолого-педагогическое сопровождение | |||
2. | Проведение коррекционно - развивающих занятий с детьми с ОВЗ. | Согласно индивидуальному расписанию | Педагог –психолог Учитель логопед |
3. | Проведение занятий по адаптации с учениками 1 класса. | I полугодие | Классный руководитель |
4. | Проведение занятий по адаптации с учениками 5 класса. | Понедельник 7 урок | Педагог- психолог, классный руководитель |
6. | Проведение коррекционных и развивающих мероприятий с детьми «группы риска». | Первый понедельник месяца 8 урок | Социальный педагог педагог-психолог |
Просветительское направление | |||
РОДИТЕЛИ (ЗАКОННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ) | |||
1. | Цикл лекций для родителей будущих первоклассников: - особенности обучения учащихся, имеющие различные нарушения; - особенности обучения учащихся, имеющие нарушения зрения; - причины и последствия детской агрессии; - влияние родительского стиля воспитания детей на формирование личности; - наказание и поощрение в семье; - трудности будущих первоклассников, которые не посещают детский сад. | сентябрь октябрь ноябрь январь март май | Члены ПМПк Члены ПМПк Члены ПМПк Члены ПМПк Члены ПМПк |
2. | Проблема адаптации первоклассников в школе. | по графику | Члены ПМПк |
3. | Физическое развитие младшего школьника в школе и дома. | по графику | Члены ПМПк |
ПЕДАГОГИ | |||
1. | Осуществление преемственности между школой и детским садом в обучении детей на этапе реализации ФГОС. | октябрь | Члены ПМПк |
2. | Организация и планирование работы с обучающимися, имеющими нарушения в развитии. Особенности детей с ОВЗ. | по графику | Члены ПМПк |
3. | Преемственность в обучении и воспитании I и II ступеней. | декабрь | Члены ПМПк |
4. | Тяжелые нарушения речи. Трудности школьников с речевыми недостатками при обучении. | октябрь | Члены ПМПк |
Учащиеся | |||
1. | Дальнейшее самоопределение выпускников 9 класса. Выбор профессии | Согласно плану воспитательной работы класса | Члены ПМПк, кл. рук |
Экспертное направление | |||
1. | Участие в экспертных опросах на этапе диагностического минимума. | в течение года | Члены ПМПк |
2. | Анализ диагностического материала по итогам обследований и наблюдений. | в течение года | Члены ПМПк |
3. | Экспертная оценка параметров развития обучающихся, воспитанников. | в течение года | Члены ПМПк |
4. | Экспертная оценка параметров развития ребенка после первичного и вторичного обследования. | в течение года | Члены ПМПк |
5. | Экспертная оценка коррекционной помощи, оказанной ребенку с нарушением развития. | в течение года | Члены ПМПк |
6. | Составление характеристик на обучающихся, воспитанников. | в течение года | Члены ПМПк |
7. | Анализ работы ПМПк за истекший учебный год. | в течение года | Члены ПМПк |
Организационно-методическое направление | |||
1. | Изучение федеральных законов, инструктивных писем, приказов | в течение года | Члены ПМПк |
2. | Составление отчетной документации за прошедший год. | в течение года | Члены ПМПк |
3. | Написание характеристик на обучающихся. | в течение года | Члены ПМПк |
4. | Написание протоколов ПМПк. | в течение года | Члены ПМПк |
5. | Систематический подбор диагностического и коррекционно-развивающего материала по различным проблемам. | в течение года | Члены ПМПк |
6. | Разработка коррекционно-развивающих программ. | в течение года | Члены ПМПк |
7. | Разработка рекомендаций по работе с особо трудными детьми. | в течение года | Члены ПМПк |
Темы заседаний ПМПк
№ п/п | Тематика заседаний (плановые) | Ответственные |
I ЗАСЕДАНИЕ (август) | ||
1. | Утверждение состава и плана ПМПк на 2017-2018 учебный год. | Председатель ПМПк |
2. | Инструктаж по выполнению функциональных обязанностей членов школьного ПМПк. | Председатель ПМПк |
3. | Комплектование списков учащихся с ОВЗ, согласно заключениям ПМПК. | Председатель ПМПк |
II ЗАСЕДАНИЕ (сентябрь) | ||
1. | Проведение экспертизы ИУП, индивидуальных рабочих программ, рабочих программ учебной, внеурочной деятельности, учебных предметов. | Члены ПМПк |
2. | Выделение учащихся «группы риска». | Члены ПМПк |
III ЗАСЕДАНИЕ (октябрь) | ||
1. | Адаптационный период учащихся 1-го и 5-го классов. Осуществление психолого-педагогической диагностики учащихся, выявление резервных возможностей развития | Члены ПМПк |
2. | «Создание особых условий обучения и воспитания детей с ОВЗ» | Члены ПМПк, учителя |
IV ЗАСЕДАНИЕ (декабрь) | ||
1. | Оценка эффективности и анализ коррекционно-развивающей работы с обучающимися, воспитанниками за I полугодие. | Председатель ПМПк |
2. | Промежуточные результаты коррекционно-развивающей работы с учащимися «группы риска» образовательных классов. | Члены ПМПк |
3. | Динамика развития обучающихся в процессе обучения и воспитания. | Члены ПМПк |
V ЗАСЕДАНИЕ (март) | ||
1. | Контроль развития обучающихся 4 класса. Обсуждение готовности к обучению в основном звене. Предупреждение проблем школьной дезадаптации. | Члены ПМПк |
2. | Рассмотрение представлений специалистов на обучающихся, подлежащих представлению на районную ПМПК для определения дальнейшего индивидуального образовательного маршрута. | Члены ПМПк |
VI ЗАСЕДАНИЕ (апрель) | ||
1. | Возможности дальнейшего самоопределения. Профессиональная ориентация и личностный рост выпускников 9 класса. | Председатель ПМПк |
2. | Оценка эффективности и анализ коррекционно-развивающей работы с обучающимися, воспитанниками за II полугодие. | Председатель ПМПк |
3. | Оценка эффективности и анализ результатов ПМП сопровождения учащихся. Составление плана на следующий учебный год. | Председатель члены ПМПк |
Внеплановые консилиумы
(проходят по запросам педагогов,
родителей (законных представителей)
Примерная тематика заседаний:
№ п/п | Тема | Сроки |
1. | Изменение формы обучения. | по необходимости |
2. | Обсуждение проблем в обучении или воспитании. | по необходимости |
3. | Определение формы обучения для вновь прибывших в течение года учащихся. | по необходимости |
4. | Работа с педагогами, классными руководителями по проблемам детей «группы риска». | по необходимости |