Учетная политика организации как инструмент налоговой оптимизации




 

Решение практического задания студентом предусматривает изучение теории исследуемого вопроса, ссылки на нормативно-правовые акты и иные документы, определяющие методологическую основу организации предложенных вариантов оптимизационных решений. Кроме того, студенту необходимо привести пример решения условной задачи, чтоб определить относительный или абсолютный размер налоговой экономии при применении того или иного инструмента налоговой оптимизации. Условный пример должен содержать вводные данные о хозяйствующем субъекте, характере осуществляемых операций и соответствующие расчеты, определяющие размер обязательных платежей до и после налоговой оптимизации, а также размер налоговой экономии.

Задание 1. Учетная политика организации как инструмент налоговой оптимизации.

Основные положения учетной политики организации для целей бухгалтерского и налогового учета, с помощью которых налогоплательщики могут минимизировать налоговые платежи:

1. Метод начисления амортизации

2. Порядок учета основных средств

3. Начисление резервов

4. Определение перечня прямых и косвенных расходов

5. Другие методы.

Решение практической задачи должно содержать теоретическую часть, нормативно-правовую основу, определяющую порядок составления учетной политики, а также аналитическую часть с приведением условного примера, иллюстрирующим размер налоговой экономии либо размер дополнительной налоговой нагрузки.

 

Под оптимизацией налоговых платежей следует понимать не только их минимализацию. Для предприятия определяющим критерием оптимизации является максимальный объем ресурсов, остающихся в их распоряжении при условии дальнейшего обеспечения роста прибыли от деятельности и благосостояния собственников предприятия.

Влиять на финансовые результаты в рамках учетной политики можно различными путями: регулированием оценок активов, распределением доходов и расходов между смежными отчетными периодами и т. д.

Эффект «налоговой экономии», за счет которой достигается увеличение ресурсов, оставляемых и используемых предприятием, обеспечивается:

- за счет непосредственного уменьшения величины взимаемых налогов;

- за счет распределения финансовых потоков во времени, когда первыми следуют меньшие налоговые платежи, а последними – большие.

Ресурсы, высвобождаемые от выплаты налогов при этом, с одной стороны, уменьшают потребности в оборотных средствах, а с другой – работают, находясь в обороте, на увеличение доходов предприятия.

Далее проанализируем учетную политику для целей налогового учета и налоги, уплачиваемые реальным предприятием ООО «Промресурс».

С момента регистрации ООО «Промресурс» применяет общую систему налогообложения.

ООО «Промресурс» уплачивает следующие виды налогов и сборов:

-налог на добавленную стоимость;

-налог на прибыль организаций;

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;

-налог на имущество организаций.

Структуру налоговых платежей за 2016 г. можно представить в таблице 1.

 

Таблица 1 – Структуру налоговых платежей ООО «Промресурс» за 2016 г.

Вид платежа Сумма платежа, руб. Уд. вес, %
1.Налог на имущество организаций   1,3
2. Налог на добавленную стоимость   71,8
3. Налог на прибыль организаций в том числе: в федеральный бюджет в региональный бюджет     22,1
4. НДФЛ   4,8
Итого    

 

Итак, из таблицы 1 видно, что в 2016 году в структуре налоговых платежей преобладает налог на добавленную стоимость – 71,8 %, наименьший удельный вес в структуре налоговых платежей принадлежит НДФЛ – 4,8 %.

В ходе анализа деятельности ООО «Промресурс» был выявлен ряд проблем, особенно в области налогообложения. Предприятие платит налоги на общих условиях, тем самым ухудшая свое и без того тяжелое финансовое состояние.

Наибольший удельный вес в общей сумме налоговых платежей предприятия занимают налог на добавленную стоимость – 71,8 % и налог на прибыль – 22,1 %.

Предприятие не располагает льготами по данным налогам, но есть возможность их снизить или точнее заменить налогом, исчисленным при использовании упрощенной системы налогообложения (УСН), предусмотренной главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса РФ. Об эффективности УСН свидетельствует и тот факт, что, по заявлению Минфина России, на предприятия работающие по УСН приходиться всего 6% налоговой нагрузки страны.

Для применения УСН организации необходимо соответствовать некоторым критериям. Для удобства анализа соответствия ООО «Промресурс» составим таблицу 2.

 

Таблица 2 – Соответствие ООО «Промресурс» критериям по применению упрощенной системы налогообложения

Критерий по применению УСН Показатель ООО «Промресурс» Соответствие критерию, (+/-)
Доходы (по ст.248 НК РФ) за 9 месяцев не более 90 млн.руб. Доходы за 9 месяцев – 5407000 руб. +
Средняя численность работников не более 100 человек Средняя численность рабочих – 5 человек. +
Остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов не превышает 150 млн. руб. Остаточная стоимость - 1237000 руб. +
Отсутствие филиалов и (или) представительств Филиалов и представительств нет +

 

Из таблицы 2 следует, что ООО «Промресурс» соответствует основным критериям для применения УСН. Теперь необходимо рассчитать два варианта применения УСН, когда в качестве объекта налогообложения выбраны доходы и доходы, уменьшенные на величину расходов. По ним применяются разные ставки – 6% и 15% соответственно. Рассчитать по каждому из них налоговую нагрузку и на основании этого сделать вывод о применении того или иного варианта.

Сводная сравнительная таблица начисленных налогов ООО «Промресурс» представлена в таблице 3.

Итак, из таблицы 3 видно, что при использовании общепринятой системы налогообложения сумма начисленных налогов составляет 10045014 руб. При переходе на упрощенную систему налогообложения для объекта налогообложения – доходы, сумма начисленных налогов 3330601 руб. Сумма налога при переходе на упрощенную систему налогообложения для объекта налогообложения – доходы минус расходы составит 1851661 руб.

 

Таблица 3 – Сравнительная таблица начисленных налогов, при разных системах налогообложения, руб.

Общепринятая система налогообложения Упрощенная система налогообложения
Объект налогообложения доходы Объект налогообложения доходы минус расходы
     

 

Таким образом, экономический эффект от перехода на упрощенную систему налогообложения для объекта налогообложения – доходы, составит:

Э = 1004504 – 3330601 = 671444 руб.

От перехода на упрощенную систему налогообложения для объекта налогообложения – доходы минус расходы экономический эффект составит:

Э = 10045041 – 185166 = 8193381 руб.

Проведенные расчеты показали, что предприятию ООО «Промресурс» будет выгоднее перейти на 1упрощенную систему налогообложения 1для объекта налогообложения – доходы1 минус расходы, в сравнении с объектом налогообложения доходы1 на 1478941 руб. (819338 – 6714414 руб.).

Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности является более благоприятной для ООО «Промресурс». Тем не менее, предприятию следует тщательно взвесить плюсы и минусы данной системы. Переход ООО «Промресурс» с общепринятой системы налогообложения к упрощенной системе, используя вариант налогообложения – доходы за вычетом расходов, значительно уменьшит налоговую нагрузку предприятия и есть реальная возможность сократить некоторые статьи управленческих расходов.

Кроме того, снизить размер налоговых обязательств, а также исключить случаи необоснованной переплаты налогов в бюджет необходимо предусмотреть в учетной политике следующие методы:

1)переоценка основных фондов, способом прямого пересчета по рыночным ценам, поможет предприятию сэкономить на налоге на имущество, поскольку этот налог начисляют исходя из той стоимости имущества, по которой оно числится в бухгалтерском учете;

2)начислять амортизацию в бухгалтерском учете способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

3)использовать в налоговом учете нелинейный метод начисления амортизации по основным средствам, который приведет к увеличению амортизационных сумм, учитываемых в качестве расходов при налогообложении;

4)обосновать любые затраты, направленные на извлечение дохода (бизнес-план ООО «Промресурс»);

5)разработать формирование резерва на ремонт основных средств, резерва предстоящих расходов на оплату отпусков т.д.;

6)по возможности исключить из договоров условия о штрафных санкциях;

7)максимально использовать различные льготы и освобождения.

Таким образом, каждое предприятие, решая задачу оптимизации налоговых платежей, выбирает из возможных моделей учета одну, дающую ему приемлемую сумму налоговых платежей.

 

 

Первоочередной задачей любой организации является формирование рациональной учетной политики, которая утверждается и для целей бухгалтерского учета, и для целей налогообложения. Учетная политика для целей налогообложения — выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Иначе говоря, это совокупность закрепляемых в приказе обязательных правил, по которым систематизируется и обобщается информация о хозяйственных операциях в течение отчетного (налогового) периода с целью определения налоговой базы по конкретным налогам. Основной задачей при разработке учетной политики для целей налогообложения является создание оптимальной системы налогового учета. Практически любому налогоплательщику приходится выбирать тот или иной вариант налогообложения. Решение в пользу сделанного выбора следует оформить документально. Если в Налоговом кодексе прописана прямая норма, которая не содержит права выбора, повторять ее в учетной политике не нужно. Учетная политика для целей налогообложения должна быть утверждена соответствующим приказом (распоряжением) руководителя организации (п. 12 ст. 167 и ст. 313 НК РФ). Унифицированной, «жесткой» формы приказа об учетной политике нет. Принятая организацией учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. Этот документ принимается по организации в целом и обязателен для применения всеми ее обособленными подразделениями. Изначально предполагается, что налоговую учетную политику организация применяет с момента создания и до момента ликвидации. Поэтому, если она не меняется, каждый год снова принимать ее не надо. Налоговая учетная политика, срок действия которой в приказе не ограничен календарным годом, применяется вплоть до момента утверждения новой учетной политики. При необходимости в принятую учетную политику можно вносить поправки, оформленные отдельным приказом. Впрочем, если изменений много, целесообразнее принять новую учетную политику. Изменения в учетную политику можно вносить в двух случаях: если организация решила изменить применяемые методы учета; если внесены изменения в законодательство о налогах и сборах. В первом случае изменения в учетную политику для целей налогообложения принимаются с начала нового налогового периода, то есть со следующего года. Во втором случае — не ранее момента вступления в силу указанных изменений. Эти положения применяются к налогу на прибыль, так как они предусмотрены статьей 313 НК РФ. Изменение учетной политики применительно к НДС возможно только с 1 января года, следующего за годом ее утверждения, то есть один раз в год. Других вариантов главой 21 НК РФ не предусмотрено. В случае появления новых видов деятельности вносить дополнения в учетную политику можно в любой момент отчетного года. При этом нужно определить и отразить в учетной политике принципы и порядок учета этих видов деятельности для целей налогообложения. Основными разделами положения об учетной политике для целей налогообложения являются: общие и организационно-технические вопросы; методологические аспекты. К общим и организационно-техническим вопросам организации налогового учета относятся: распределение функциональных обязанностей работников бухгалтерии, назначение лиц, ответственных за ведение налогового учета; применение аналитических регистров налогового учета; технология обработки учетной информации. В этот раздел включаются также основные правила ведения налогового учета. Если организация имеет обособленные подразделения, важно определить: срок представления сведений в головное отделение организации для сводного налогового учета; перечень налогов, перечисляемых по месту нахождения филиалов; порядок уплаты налогов организацией и обособленными подразделениями. Во втором разделе отражаются методы ведения налогового учета, которые организация выбирает самостоятельно, методы оценки активов и обязательств, порядок формирования налоговой базы и налогового учета для целей налогообложения и другие методологические аспекты. Этот раздел удобнее составить по видам налогов. Вопросы, которые предполагают однозначную трактовку, в учетной политике не отражаются. Отражаются только те вопросы, для которых законодательство о налогах и сборах предусматривает разную вариантность. Элементы учетной политики для целей налогообложения представлены в табл. на с. 364—367. В приложении к учетной политике необходимо утвердить формы регистров налогового учета. Регистрами налогового учета могут быть: регистры бухгалтерского учета, дополненные необходимыми реквизитами; регистры налогового учета, разработанные организацией самостоятельно. Кроме того, в учетной политике также следует указать способ ведения аналитических регистров налогового учета — с использованием компьютерной техники либо ручным способом. Основные элементы учетной политики для целей налогообложения Налогоплательщик самостоятельно в установленных НК РФ рамках разрабатывает и утверждает элементы учетной политики. Эти элементы целесообразнее разбить на различные группы по отношению к конкретным налогам. Наибольшее количество положений, подлежащих закреплению в учетной политике, касается исчисления налога на прибыль. Учетная политика в целях расчета налога на прибыль В учетной политике для целей налогового учета по налогу на прибыль устанавливаются элементы, касающиеся как порядка исчисления налога на прибыль, так и способа уплаты авансовых платежей по налогу. Все элементы по налогу на прибыль, отражаемые в учетной политике, представлены в табл. на с. 364—367. Рассмотрим некоторые из них. Методы учета доходов и расходов Ключевым моментом при формировании налоговой базы по налогу на прибыль является выбор налогоплательщиком метода признания доходов и расходов. В налоговом учете доходы и расходы учитываются методом начисления или кассовым методом. В соответствии со статьей 271 НК РФ при методе начисления доходы и расходы для целей налогообложения будут признаваться в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств. Кассовый метод признания доходов и расходов могут применять только те организации, у которых в среднем за предыдущие четыре квартала выручка от реализации товаров (работ, услуг) не превысила 1 000 000 руб. за квартал (ст. 273 НК РФ). Но если в течение года выручка окажется больше этого показателя, организация будет вынуждена перейти на метод начисления. В этом случае все доходы и расходы нужно пересчитать с начала года в соответствии с этим методом. Поэтому, если у налогоплательщика размер выручки близок к уровню, при котором использование кассового метода невозможно, в учетной политике лучше изначально утвердить метод начисления. Если же в учетной политике не будет указан метод учета доходов и расходов, то доходы и расходы в налоговом учете учитываются методом начисления. Если организация использует метод начисления, данные налогового учета будут максимально приближены к показателям бухгалтерского учета. Таблица. Элементы учетной политики для целей налогообложения № п/п Элементы учетной политики Варианты учетной политики Ссылка на норму НК РФ Налог на добавленную стоимость 1 Момент определения налоговой базы при реализации (передаче товаров (работ, услуг)) для налогоплательщиков с длительным производственным циклом В отношении операций по реализации товаров (работ, услуг) момент определения налоговой базы устанавливается как: 1) день отгрузки (передачи) товаров (выполнения работ, оказания услуг); 2) наиболее ранняя из дат: — день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг); — день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав Пункты 1 и 13 статьи 167 2 Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика 1. Организация использует право на освобождение от уплаты НДС. 2. Уплачивает НДС в общем порядке. Выбор возможен при условии, что за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила в совокупности 2 000 000 руб. Для налогоплательщиков, реализующих подакцизные товары, также обязателен раздельный учет операций с подакцизными и неподакцизными това ра ми Статья 145 3 Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) 1. Организация использует право на освобождение от налогообложения операций, предусмотренных пунктом 3 статьи 149 НК РФ. 2. Организация отказывается от права на освобождение от налогообложения операций, предусмотренных пунктом 3 статьи 149 НК РФ Пункты 3 и 5 статьи 149 4 Порядок ведения раздельного учета При осуществлении облагаемых и необлагаемых операций налогоплательщик обязан вести их раздельный учет Пункт 4 статьи 149 Акцизы 1 Порядок определения налоговой базы по товарам, в отношении которых установлены различные налоговые ставки 1. Ведение раздельного учета и определение налоговой базы отдельно применительно к каждой налоговой ставке. 2. Отсутствие раздельного учета и определение единой налоговой базы по всем операциям реализации (передачи) и (или) получения подакцизных товаров Пункты 1 и 2 статьи 190 Налог на прибыль организаций 1 Система организации налогового учета 1. Используются данные из регистров бухгалтерского учета (возможно только при полном совпадении данных бухгалтерского и налогового учета). 2. Вводят дополнительные реквизиты в регистры бухгалтерского учета (если в регистрах бухучета содержится недостаточно информации). 3. Разрабатывают самостоятельные регистры налогового учета Статья 313 2 Метод признания доходов и расходов для целей налогообложения прибыли 1. Кассовый метод. 2. Метод начисления. Право выбора имеют организации (за исключением банков), у которых выручка от реализации без НДС в среднем за предыдущие четыре квартала не превысила 1 млн. руб. за каждый квартал. Остальные налогоплательщики применяют метод начисления Статьи 271—273 3 Порядок налогового учета затрат, которые с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким видам расходов Налогоплательщик самостоятельно определяет, к какой группе расходов относятся указанные затраты Пункт 4 статьи 252 4 Способ определения суммы технологических потерь Налогоплательщик утверждает экономически обоснованный порядок расчета Подпункт 3 пункта 7 статьи 254 5 Способ оценки сырья и материалов, списанных в производство, а также реализованных покупных товаров 1. По стоимости первых по времени приобретения (ФИФО). 2. По стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО). 3. По средней стоимости. 4. По стоимости единицы запаса или товара Пункт 8 статьи 254, подпункт 3 пункта 1 статьи 268 6 Методы начисления амортизации 1. Линейный метод (к зданиям, сооружениям, передаточным устройствам, нематериальным активам, входящим в восьмую — десятую амортизационные группы, независимо от срока ввода в эксплуатацию этих объектов применяется только линейный метод). 2. Нелинейный метод Пункт 3 статьи 259 7 Использование права на ликвидацию амортизационной группы 1. Амортизационная группа, суммарный баланс которой стал менее 20 000 руб., ликвидируется. 2. Не используется право на ликвидацию амортизационной группы Пункт 12 статьи 259.2 8 Использование права на амортизационную премию 1. Амортизационная премия включается в расходы отчетного (налогового) периода. В учетной политике определяется размер единовременно списываемых капвложений. Он не должен превышать 10% от произведенных затрат (не более 30% — в отношении основных средств, относящихся к третьей — седьмой амортизационным группам). Организация вправе установить включение амортизационной премии в расходы только для отдельных категорий основных средств. 2. Не используется право на списание амортизационной премии Пункт 9 статьи 258 9 Применение коэффициентов, повышающих основную норму амортизации, по отдельным группам основных средств Коэффициенты используются в отношении основных средств, работающих в условиях агрессивной среды или повышенной сменности (не выше 2). Коэффициенты не применяются по основным средствам 1—3 амортизационных групп, если амортизация по ним начисляется нелинейным методом. Коэффициенты используются в отношении основных средств, являющихся предметом договора лизинга (не выше 3). Коэффициенты не применяются к основным средствам 1—3 амортизационных групп Пункты 1, 2 и 3 статьи 259.3 10 Применение коэффициентов, повышающих основную норму амортизации, некоторыми категориями налогоплательщиков Коэффициенты (не выше 2) по собственным основным средствам используют сельскохозяйственные организации промышленного типа, а также организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны или туристско-рекреационной особой экономической зоны Пункт 1 статьи 259.3 11 Применение коэффициентов, повышающих норму амортизации, по основным средствам, используемым в инновационной деятельности Коэффициенты (не выше 3) используются в отношении основных средств, эксплуатируемых только в научно-технической деятельности Пункт 2 статьи 259.3 12 Использование пониженных норм амортизации Налогоплательщик вправе начислять амортизацию по пониженным нормам по решению руководителя организации-налогоплательщика Пункт 4 статьи 259.3 13 Порядок определения нормы амортизации по объектам основных средств, бывших в употреблении 1. Срок полезного использования уменьшается на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. 2. При определении нормы амортизации срок полезного использования учитывается полностью. 3. Срок полезного использования определяется самостоятельно с учетом требований техники безопасности и других факторов (если срок фактического использования объекта у предыдущих собственников равен или превышает срок полезного использования по классификации) Пункт 7 статьи 258 14 Порядок налогового учета электронно-вычислительной техники организациями, работающими в области информационных технологий 1. Стоимость электронно-вычислительной техники включается в состав амортизируемого имущества. 2. Налогоплательщики имеют право не применять установленный в статье 259 НК РФ порядок амортизации в отношении электронно-вычислительной техники при выполнении условий, указанных в пункте 6 названной статьи. Затраты на приобретение электронно-вычислительной техники в этом случае признаются материальными расходами. Пункт 6 статьи 259 15 Создание резервов Налогоплательщик вправе сформировать резервы: — на ремонт основных средств; — по сомнительным долгам; — по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию; — предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов; — предстоящих расходов на оплату отпусков; — на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет или по итогам работы за год Пункт 3 статьи 260, статьи 66, 267, 267.1 и 324.1 16 Способы распределения расходов на освоение природных ресурсов Расходы учитываются отдельно по каждому участку недр в доле, которая указывается в учетной политике. Расходы, связанные с участием в конкурсе на право пользования недрами, учитываются по выбору налогоплательщика в составе: 1) нематериальных активов; 2) прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в течение двух лет Пункт 2 статьи 261 и пункт 1 статьи 325 17 Порядок списания расходов на покупку земли, ранее находившейся в государственной или муниципальной собственности 1. Расходы учитывают равномерно в течение срока не менее 5 лет, который налогоплательщик определяет самостоятельно. 2. Расходы списываются в отчетном (налоговом) периоде в размере, не превышающем 30% исчисленной налоговой базы предыдущего налогового периода, до полного признания всей суммы указанных затрат. Для целей налогообложения прибыли учитывается стоимость земельного участка, на котором находятся здания, сооружения или который покупается для целей капитального строительства объектов основных средств на этих участках Статья 264.1 18 Порядок определения сопоставимости долговых обязательств Определяют, какие сроки, объемы и обеспечения долговых обязательств являются сопоставимыми. Если критерии сопоставимости не прописаны, то проценты, включаемые в расходы, не должны превышать предельной величины, которая рассчитывается согласно абзацу 4 пункта 1 статьи 269 НК РФ Статья 269 19 Порядок распределения доходов по договорам с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом, если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг) 1. Доходы распределяют равномерно в течение срока действия договора. 2. Доходы учитывают пропорционально доле фактических расходов отчетного периода в общей сумме расходов, предусмотренных в смете. 3. Применяют другой экономически обоснованный способ распределения доходов Пункт 2 статьи 271 20 Период распределения расходов по тем сделкам, которые не содержат условий возникновения расходов, а также если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем Налогоплательщик самостоятельно устанавливает срок распределения расходов Пункт 1 статьи 272 21 Налоговый учет договоров, которые могут быть квалифицированы как операции с ценными бумагами или как операции с финансовыми инструментами срочных сделок 1. Сделку квалифицируют как операцию с ценными бумагами. 2. Договор определяют как операцию с финансовыми инструментами срочных сделок Пункт 1 статьи 280 22 Метод определения расчетной цены акции, не обращающейся на организованном рынке ценных бумаг 1. Устанавливают любой экономически эффективный метод оценки. В частности, используется стоимость чистых активов эмитента, приходящаяся на акцию. 2. Если в учетной политике метод самостоятельной оценки не прописан, то цену акции определяют только с привлечением оценщика Пункт 6 статьи 280 23 Порядок формирования налоговой базы по операциям с ценными бумагами профессиональными участниками рынка ценных бумаг (включая банки), не ведущими дилерскую деятельность Налогоплательщик самостоятельно выбирает виды ценных бумаг, по операциям с которыми при формировании налоговой базы учитываются иные виды доходов и расходов Пункт 8 статьи 280 24 Метод списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг 1. По стоимости первых по времени приобретений (ФИФО). 2. По стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО). 3. По стоимости единицы Пункт 9 статьи 280 25 Последовательность закрытия коротких позиций по ценным бумагам одного выпуска 1. В первую очередь закрывают позицию, которая была открыта первой (ФИФО). 2. В первую очередь закрывают позицию, которая была открыта последней (ЛИФО). 3. Очередность закрытия позиции выбирают исходя из стоимости ценных бумаг по конкретной открытой короткой позиции (по стоимости единицы) Пункт 9 статьи 282 26 Порядок исчисления налога и авансовых платежей Налогоплательщик вправе: 1) перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли. При этом система уплаты авансовых платежей остается неизменной в течение налогового периода; 2) не переходить на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли Пункт 2 статьи 286 27 Показатель, применяемый для расчета доли прибыли, приходящейся на обособленное подразделение Налогоплательщики, имеющие обособленные подразделения, вправе выбрать в качестве показателя, используемого для определения доли прибыли, приходящейся на каждое обособленное подразделение: 1) среднесписочную численность работников; 2) сумму расходов на оплату труда Пункт 2 статьи 288 28 Порядок уплаты налога при наличии нескольких обособленных подразделений на территории одного субъекта РФ 1. Налог уплачивается через одно из обособленных подразделений, расположенных в одном субъекте РФ. 2. Налог уплачивается по месту нахождения каждого обособленного подразделения Пункт 2 статьи 288 29 Квалификация срочных сделок для целей налогообложения 1. Договор признают операцией с финансовым инструментом срочных сделок. Критерии отнесения сделок к данной категории прописывают в учетной политике. 2. Договор квалифицируют как сделку на поставку предмета сделки с отсрочкой исполнения Пункт 2 статьи 301 30 Перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (работ, услуг) Налогоплательщик утверждает перечень прямых расходов самостоятельно Пункт 1 статьи 318 31 Порядок налогового учета прямых расходов налогоплательщиками, оказывающими услуги 1. Прямые расходы отчетного периода в полном объеме уменьшают доходы от производства и реализации в данном периоде. 2. Прямые расходы уменьшают налоговую базу по мере реализации услуг, в стоимости которых они учтены Пункт 2 статьи 318 32 Механизм распределения прямых расходов, которые невозможно непосредственно отнести к виду продукции (работ, услуг) Налогоплательщик распределяет расходы любым экономически обоснованным способом Пункт 1 статьи 319 33 Порядок распределения прямых расходов на НЗП и изготовленную в текущем месяце готовую продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) Налогоплательщик самостоятельно определяет методику распределения прямых расходов с учетом соответствия понесенных затрат изготовленной продукции (выполненным работам, оказанным услугам). Выбранный способ применяется в течение не менее двух налоговых периодов Пункт 1 статьи 319 34 Порядок формирования стоимости покупных товаров 1. Стоимость приобретения товаров складывается только из цены, установленной условиями договора. 2. В стоимость приобретения товаров дополнительно включаются расходы, связанные с покупкой этих товаров Статья 320 Налог на добычу полезных ископаемых 1 Определение количества добытого полезного ископаемого Количество добытого полезного ископаемого определяется одним из двух методов: 1. Прямым методом (с применением в отношении полезного ископаемого измерительных средств и устройств). 2. Косвенным методом (расчетным путем по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр ми не раль ном сы рье) Пункт 2 статьи 339 Методы оценки сырья, материалов и покупных товаров Для оценки сырья, материалов и покупных товаров в налоговом учете используются следующие методы (п. 8 ст. 254 и п. 1 ст. 268 НК РФ): метод оценки по стоимости единицы запасов (товаров); метод оценки по средней стоимости; метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО); метод оценки по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО). Метод оценки по стоимости единицы запасов (по стоимости единицы товара) следует использовать тем, кто работает с товаром (сырьем или материалом), имеющим большую стоимость и определенную уникальность. Это, например, дорогостоящее промышленное оборудование, изделия из драгоценных камней и т. п. Метод средней стоимости применяют при большом количестве товаров (сырья или материалов) и значительных объемах продаж (в рознице). Другие методы в данном случае применять сложно из-за значительных временных затрат. Метод оценки по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО) выгоден, если стоимость реализуемых товаров (работ, услуг) постоянно растет (например, в условиях инфляции). В подобной ситуации применение метода ЛИФО увеличит материальные расходы (стоимость приобретения товаров), что позволит уменьшить налоговую базу. Метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО) целесообразно применять при наличии постоянной тенденции на снижение стоимости реализуемых товаров (работ, услуг). В бухгалтерском учете способ списания материально-производственных запасов методом ЛИФО не применяется. Поэтому если организация хочет сблизить бухгалтерский и налоговый учет, то в учетной политике для целей налогообложения необходимо зафиксировать тот же метод, который используется в бухгалтерском учете. Перечень прямых расходов В соответствии со статьей 318 НК РФ налогоплательщики, определяющие доходы и расходы по методу начисления, делят расходы в целях налогообложения прибыли на прямые и косвенные. В указанной статье Кодекса приведен примерный перечень прямых расходов, на который организации должны ориентироваться при формировании списка прямых расходов. Указанный перечень открытый. Это означает, что организации, исходя из отраслевой специфики, могут включать в него иные расходы. Обратите внимание: для целей налогообложения и для целей бухгалтерского учета можно установить один и тот же перечень прямых расходов. Это позволит не применять нормы ПБУ 18/02. Перечень прямых расходов необходимо закрепить в учетной политике, причем даже если он полностью соответствует перечню, приведенному в статье 318 НК РФ. Порядок распределения прямых расходов на остатки НЗП Нормами главы 25 НК РФ предусмотрено, что организации не только самостоятельно формируют перечень прямых расходов, но и определяют порядок их распределения на остатки незавершенного производства и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги). Устанавливая такой порядок, организация должна соблюдать принцип соответствия произведенных расходов объему изготовленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг. Если отнести прямые расходы к конкретному виду продукции не представляется возможным, а следовательно, данный принцип соблюсти нельзя, организация вправе разработать порядок распределения указанных расходов с использованием экономически обоснованных показателей. Обратите внимание: если организация для сближения налогового и бухгалтерского учета примет решение установить в целях налогообложения те же способы оценки НЗП, что и в бухучете, выбрать можно только те из них, которые отвечают требованиям статьи 319 НК РФ. То есть применяемые способы оценки НЗП должны обеспечивать соответствие произведенных расходов объему изготовленной продукции (выполненных работ, оказанных услуг). В соответствии с пунктом 64 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, который утвержден приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н, оценка НЗП производится следующими способами: по фактической производственной себестоимости; по нормативной (плановой) производственной себестоимости; по прямым статьям затрат; по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов. Выбранный способ распределения прямых расходов (формирования НЗП) организации закрепляют в учетной политике для целей налогообложения и применяют не менее двух налоговых периодов. Иными словами, способ распределения прямых расходов, впервые прописанный в учетной политике на 2010 год, обязательно применяется и в 2011 году. Порядок формирования НЗП при оказании услуг Организациям, оказывающим услуги,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: