Методика «Проективный перечень»




Автор: З. Старович

Назначение. Методика предназначена для выявления неосознаваемых представлений о собственном «Я», о других, а также совокупности отношений к собственному и противоположному полу путем использования контролируемых ассоциаций на значимые стимулы.

Стимульный материал.Бланк с перечнем объектов (стимулов) и перечнем семантических классов.

Инструкция:«Перед Вами бланк, в левой части которого дан перечень разных объектов. В верхней части перечислены разные классы понятий. Ваша задача — как можно быстрее слева написать любое слово или развернутое определение (т. е. ассоциацию) каждому объекту, принадлежащему классу, который указан в верхней строчке бланка. Работайте внимательно, не пропускайте ни одного объекта и класса. Над ответом долго не задумывайтесь. Пишите первый ответ, пришедший в голову. Старайтесь отвечать искренне. Ваши ответы не будут разглашаться».

Процедура обследования.После того как психолог убедится, что инструкция понятна, обследуемый приступает к выполнению задания. Обследуемый дает ассоциацию на предъявленный объект понятием, принадлежащим к данному семантическому классу. Задание выполняется без ограничения времени. Допускается индивидуальное и групповое применение. Группа не должна превышать 15 человек. При групповом применении каждому участнику обследования должно быть предоставлено отдельное место для работы.

*Примечание: я применяю только в индивидуальной работе и при консультировании пар (Виктория Унтерова).

Обработка. Структурный анализ результатов тестирования направлен на определение четкости и дифференцированности представлений об образах «Я», «Мужчины», «Женщины», «Друга» и т. п. В качестве параметров структурного анализа выделяется ассоциативно-семантическая близость стимулов, т. е. ассоциативное пересечение понятий. Она определяется через количество совпадений ответов на сопоставляемые объекты.

Например, пересечение содержания образов «“Я” — женщина» у обследуемого мужчины может свидетельствовать об идентификации с женскими полоролевыми стереотипами, в то время как пересечение образов «“Я” — мужчина» — об идентификации с мужскими полоролевыми стереотипами. Показателем недостаточной когнитивной дифференцированности половой роли является ассоциативно-семантическая близость образов «Мужчина» — «Женщина». Пересечение образов «“Я” — ребенок» говорит о незрелости личности испытуемого, его инфантильности.

В соответствии с целями диагностики целесообразно рассматривать особенности идентификации образа «Я» с образами «Мужчины», «Женщины», «Друга» и т. п.

Содержательный анализ предполагает выделение и анализ следующих индивидуальных особенностей содержания образа «Я»:

· «доминирование»: «Я — дрессировщик диких животных, люблю укрощать хищников»;

· «зависимость»: «Я — слабое нежное растение, за которым нужно ухаживать и охранять от стихий»;

· «сопротивление»: «Я — кактус, если что, могу уколоть, дать отпор»;

· «трансформированность»: «Я — пластилин, можно вылепить что угодно», «Я – лед, если меня согреть, я растаю».

Для диагностики эмоционального переживания образов фиксируются:

· нейтральное восприятие образа — ассоциации отличаются формальностью, отсутствие акцентирования какой-либо аффективной окраски, каких-либо эмоциональных суждений и оценок, а также оценок по отношению к «кодируемому» объекту;

· положительное восприятие — возникающие ассоциации подчеркивают субъективно позитивные, приятные качества объекта (например, ребенок — котенок, так как мягкий, пушистый, игривый и ласковый);

· отрицательное восприятие — возникающие ассоциации подчеркивают негативные качества и свойства объекта, наличие субъективных суждений и оценок отрицательного характера (например, друг — дуб, так как он тупой как дерево, глупый);

· амбивалентное восприятие — возникающие ассоциации акцентируют одновременно как приятные, положительные, так и отрицательные, неприятные качества объекта (например, женщина — печка, так как теплая, может согреть, но может и обжечь; женщина — осока: красивая, стройная, но можно порезаться; женщина — крапива: лечит и калечит; роза — красивый цветок, но есть шипы, о которые можно пораниться);

· деперсонифицированное восприятие — возникающие ассоциации акцентируют косвенные, атрибутивные, неодушевленные и/или формальные признаки (например, женщина — деревянная кукла, как хочешь, так ею и играешь; женщина — манекен: нет чувств и понимания никакого; женщина — норка, т. к. носит шубу такую; ребенок — марионетка, на ниточках).

На последующей консультации обследуемому предлагается список сказочных персонажей, созданный им же при выполнении методики «Проективный перечень» З. Старовича.

Инструкция:«Посмотрите внимательно на список сказочных персонажей. Соответствует ли он тем героям, которых Вы называли несколько дней тому назад? Напишите любую сказку с их участием, обязательно охарактеризуйте героев».

Процедура обследования.После того как психолог убедится, что его инструкция понятна, обследуемый приступает к написанию сказки. Время не ограничивается.

Обработка и интерпретация. При обработке учитывается способность опознать предложенный собственный список персонажей. Успешность опознания отражает устойчивость ассоциаций и позволяет анализировать персонажи сказки как проекцию представления обследуемого о себе и значимых других.

Качественная обработка направлена на определение таких представлений:

· включенность каждого персонажа в сюжет сказки;

· вовлеченность персонажей во взаимодействие;

· исключение какого-либо персонажа из сюжета сказки;

· главный герой сказки.

При интерпретации полученных результатов необходимо учитывать, то, что описание себя и своей активности в сказке отражает реальную жизненную ситуацию обследуемого, систему его отношений к жизни и к окружающим людям. Сказка несет в себе «закодированный» набор образов. Чувствуя себя в безопасности, обследуемый проецирует значимую для себя реальность путем переноса ее на взаимоотношения героев.

 

Бланк для ответов

Фамилия, имя ______________________________________________________________________________________________________


Объекты Семантический класс
Неодушевленный предмет Дерево Травянистое растение Сказочный герой Амплуа артиста цирка Животное
«Я»            
«Я» - идеал            
Большинство женщин            
Большинство мужчин            
Любимый человек            
Сексуальный партнер            
Я - жена (муж)            
Мой муж (моя жена)            
Мать            
Отец            
Ребенок            
Друг (подруга)            

 

Примерный перечень вопросов:

 

· Какие характеристики Вы можете дать каждой ассоциации? Перечислите 2-3, первое, что приходит вам в голову, когда спрашиваете себя какой это предмет (какое дерево, растение, животное и т.д.)

· Какие ассоциации, по вашему мнению, наиболее всего отражают реальные качества объектов?

· Что Вам позволило именно эту ассоциацию соотнести с данным объектом?

· Насколько Вам кажутся схожими или отличающимися ассоциации, которые Вы присвоили своему «Я» и «Я-идеальному»? «Я» и другим женщинам (мужчинам) (людям одного с Вами пола)?

· Насколько похожи (отличаются) ассоциации, присвоенные объектам «любимый человек», «мой муж», «сексуальный партнер»?

· Как ассоциации, присвоенные объектам «мать» и «отец», отражают ваше детство, роль родителей в том, какой (каким) Вы сейчас являетесь? Как они отражают ваш образ, как родителя (если у клиента есть дети)?

· Что общего в ассоциациях, присвоенных вашему «Я» и образу друга (подруги)?

· Как Вы считаете, ассоциации, присвоенные образу «Я-идеал», отражают ваши реальные желания (каким человеком Вы на самом деле хотели бы быть) или же желания вашего ближайшего окружения – каким человеком они хотели бы Вас видеть?

· Насколько похожи или не похожи ассоциации, которые Вы выбрали для описания своего реального «Я» на ассоциации, выбранные для вашего ребенка? Если отличаются сильно – какие эмоции у Вас это вызывает?

*Данный перечень вопросов не является исчерпывающим, в ходе работы с конкретным клиентом вопросы возникают спонтанно.

Рекомендую обращать внимание на то, какие графы клиент заполняет в первую очередь, над какими задумывается особенно долго, на комментарии в процессе заполнения бланка.

...





Читайте также:
Экономика как подсистема общества: Может ли общество развиваться без экономики? Как побороть бедность и добиться...
Производственно-технический отдел: его назначение и функции: Начальник ПТО осуществляет непосредственное...
Что входит в перечень работ по подготовке дома к зиме: При подготовке дома к зиме проводят следующие мероприятия...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.063 с.