Автор: З. Старович
Назначение. Методика предназначена для выявления неосознаваемых представлений о собственном «Я», о других, а также совокупности отношений к собственному и противоположному полу путем использования контролируемых ассоциаций на значимые стимулы.
Стимульный материал. Бланк с перечнем объектов (стимулов) и перечнем семантических классов.
Инструкция: «Перед Вами бланк, в левой части которого дан перечень разных объектов. В верхней части перечислены разные классы понятий. Ваша задача — как можно быстрее слева написать любое слово или развернутое определение (т. е. ассоциацию) каждому объекту, принадлежащему классу, который указан в верхней строчке бланка. Работайте внимательно, не пропускайте ни одного объекта и класса. Над ответом долго не задумывайтесь. Пишите первый ответ, пришедший в голову. Старайтесь отвечать искренне. Ваши ответы не будут разглашаться».
Процедура обследования. После того как психолог убедится, что инструкция понятна, обследуемый приступает к выполнению задания. Обследуемый дает ассоциацию на предъявленный объект понятием, принадлежащим к данному семантическому классу. Задание выполняется без ограничения времени. Допускается индивидуальное и групповое применение. Группа не должна превышать 15 человек. При групповом применении каждому участнику обследования должно быть предоставлено отдельное место для работы.
*Примечание: я применяю только в индивидуальной работе и при консультировании пар (Виктория Унтерова).
Обработка. Структурный анализ результатов тестирования направлен на определение четкости и дифференцированности представлений об образах «Я», «Мужчины», «Женщины», «Друга» и т. п. В качестве параметров структурного анализа выделяется ассоциативно-семантическая близость стимулов, т. е. ассоциативное пересечение понятий. Она определяется через количество совпадений ответов на сопоставляемые объекты.
|
Например, пересечение содержания образов «“Я” — женщина» у обследуемого мужчины может свидетельствовать об идентификации с женскими полоролевыми стереотипами, в то время как пересечение образов «“Я” — мужчина» — об идентификации с мужскими полоролевыми стереотипами. Показателем недостаточной когнитивной дифференцированности половой роли является ассоциативно-семантическая близость образов «Мужчина» — «Женщина». Пересечение образов «“Я” — ребенок» говорит о незрелости личности испытуемого, его инфантильности.
В соответствии с целями диагностики целесообразно рассматривать особенности идентификации образа «Я» с образами «Мужчины», «Женщины», «Друга» и т. п.
Содержательный анализ предполагает выделение и анализ следующих индивидуальных особенностей содержания образа «Я»:
· «доминирование»: «Я — дрессировщик диких животных, люблю укрощать хищников»;
· «зависимость»: «Я — слабое нежное растение, за которым нужно ухаживать и охранять от стихий»;
· «сопротивление»: «Я — кактус, если что, могу уколоть, дать отпор»;
· «трансформированность»: «Я — пластилин, можно вылепить что угодно», «Я – лед, если меня согреть, я растаю».
Для диагностики эмоционального переживания образов фиксируются:
· нейтральное восприятие образа — ассоциации отличаются формальностью, отсутствие акцентирования какой-либо аффективной окраски, каких-либо эмоциональных суждений и оценок, а также оценок по отношению к «кодируемому» объекту;
|
· положительное восприятие — возникающие ассоциации подчеркивают субъективно позитивные, приятные качества объекта (например, ребенок — котенок, так как мягкий, пушистый, игривый и ласковый);
· о трицательное восприятие — возникающие ассоциации подчеркивают негативные качества и свойства объекта, наличие субъективных суждений и оценок отрицательного характера (например, друг — дуб, так как он тупой как дерево, глупый);
· амбивалентное восприятие — возникающие ассоциации акцентируют одновременно как приятные, положительные, так и отрицательные, неприятные качества объекта (например, женщина — печка, так как теплая, может согреть, но может и обжечь; женщина — осока: красивая, стройная, но можно порезаться; женщина — крапива: лечит и калечит; роза — красивый цветок, но есть шипы, о которые можно пораниться);
· деперсонифицированное восприятие — возникающие ассоциации акцентируют косвенные, атрибутивные, неодушевленные и/или формальные признаки (например, женщина — деревянная кукла, как хочешь, так ею и играешь; женщина — манекен: нет чувств и понимания никакого; женщина — норка, т. к. носит шубу такую; ребенок — марионетка, на ниточках).
На последующей консультации обследуемому предлагается список сказочных персонажей, созданный им же при выполнении методики «Проективный перечень» З. Старовича.
Инструкция: «Посмотрите внимательно на список сказочных персонажей. Соответствует ли он тем героям, которых Вы называли несколько дней тому назад? Напишите любую сказку с их участием, обязательно охарактеризуйте героев».
|
Процедура обследования. После того как психолог убедится, что его инструкция понятна, обследуемый приступает к написанию сказки. Время не ограничивается.
Обработка и интерпретация. При обработке учитывается способность опознать предложенный собственный список персонажей. Успешность опознания отражает устойчивость ассоциаций и позволяет анализировать персонажи сказки как проекцию представления обследуемого о себе и значимых других.
Качественная обработка направлена на определение таких представлений:
· включенность каждого персонажа в сюжет сказки;
· вовлеченность персонажей во взаимодействие;
· исключение какого-либо персонажа из сюжета сказки;
· главный герой сказки.
При интерпретации полученных результатов необходимо учитывать, то, что описание себя и своей активности в сказке отражает реальную жизненную ситуацию обследуемого, систему его отношений к жизни и к окружающим людям. Сказка несет в себе «закодированный» набор образов. Чувствуя себя в безопасности, обследуемый проецирует значимую для себя реальность путем переноса ее на взаимоотношения героев.
Бланк для ответов
Фамилия, имя ______________________________________________________________________________________________________
Объекты | Семантический класс | |||||
Неодушевленный предмет | Дерево | Травянистое растение | Сказочный герой | Амплуа артиста цирка | Животное | |
«Я» | ||||||
«Я» - идеал | ||||||
Большинство женщин | ||||||
Большинство мужчин | ||||||
Любимый человек | ||||||
Сексуальный партнер | ||||||
Я - жена (муж) | ||||||
Мой муж (моя жена) | ||||||
Мать | ||||||
Отец | ||||||
Ребенок | ||||||
Друг (подруга) |
Примерный перечень вопросов:
· Какие характеристики Вы можете дать каждой ассоциации? Перечислите 2-3, первое, что приходит вам в голову, когда спрашиваете себя какой это предмет (какое дерево, растение, животное и т.д.)
· Какие ассоциации, по вашему мнению, наиболее всего отражают реальные качества объектов?
· Что Вам позволило именно эту ассоциацию соотнести с данным объектом?
· Насколько Вам кажутся схожими или отличающимися ассоциации, которые Вы присвоили своему «Я» и «Я-идеальному»? «Я» и другим женщинам (мужчинам) (людям одного с Вами пола)?
· Насколько похожи (отличаются) ассоциации, присвоенные объектам «любимый человек», «мой муж», «сексуальный партнер»?
· Как ассоциации, присвоенные объектам «мать» и «отец», отражают ваше детство, роль родителей в том, какой (каким) Вы сейчас являетесь? Как они отражают ваш образ, как родителя (если у клиента есть дети)?
· Что общего в ассоциациях, присвоенных вашему «Я» и образу друга (подруги)?
· Как Вы считаете, ассоциации, присвоенные образу «Я-идеал», отражают ваши реальные желания (каким человеком Вы на самом деле хотели бы быть) или же желания вашего ближайшего окружения – каким человеком они хотели бы Вас видеть?
· Насколько похожи или не похожи ассоциации, которые Вы выбрали для описания своего реального «Я» на ассоциации, выбранные для вашего ребенка? Если отличаются сильно – какие эмоции у Вас это вызывает?
*Данный перечень вопросов не является исчерпывающим, в ходе работы с конкретным клиентом вопросы возникают спонтанно.
Рекомендую обращать внимание на то, какие графы клиент заполняет в первую очередь, над какими задумывается особенно долго, на комментарии в процессе заполнения бланка.