Вступительное слово учителя.




Тема: «Нетрадиционные формы изучения русского языка».

Методические рекомендации.

В практике обучения русскому языку распространенными типами нетрадиционных уроков по изучению раздела «Синтаксис», являются: урок-дискуссия, урок-соревнование, урок-путешествие. Так, при изучении темы «Однородные члены предложения» в 8 класса предлагается использовать урок-путешествие для формирования пунктуационного навыка.

 

Тема: «Знаки препинания при однородных членах предложения».

Цели: углубить знания восьмиклассников об однородных членах предложения; сформировать общепознавательные умения находить однородные члены предложения и определять их вид, анализировать связь между ними, а также смысловые отношения, правильно расставлять знаки препинания и интонировать предложения с однородными членами; развивать творческие умения составлять предложения с однородными членами и использовать их в устной и письменной речи.

Формируемые УУД:

1. Предметные: активизировать знания учащихся об однородных членах предложения, связанных сочинительными союзами, о разграничении разных функций союза и в предложении: связь простых предложений в составе сложного и однородных членов предложения; формировать пунктуационные и орфографические навыки; развивать речь, мышление.

2. Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; навыки сотрудничества в разных ситуациях; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

3. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; применять установленные правила в планировании способа решения; осуществлять контроль по результату.

 

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя.

Тема нашего урока “Знаки препинания при однородных членах предложения”. Тема для вас не новая, поэтому нам с вами предстоит углубить, систематизировать и укрепить ваши знания. Вам будут предложены различные задания по теме. Наблюдайте, анализируйте, обобщайте накопленные знания и получайте за работу отличные оценки!

Итак, мы идем в джунгли на поиски однородных членов предложения. Они пополнят «живой уголок» в нашем кабинете.

Предостережение: в джунглях опасно ходить, не подготовившись.

1. «Арсенал» «охотника» за однородными членами. (Возможна взаимопроверка).

Правило: однородные члены, связанные повторяющимися союзами и, да (=и), или, либо, разделяются запятыми.

В поле, и в лесу, и в роще звенели птичьи голоса.

В саду росли и яблони, и груши, и сливы.

И берег, и море молчали.

Осень принесла холод, да ветер, да скуку.

На клумбе мы посадим пионы, или гвоздики, или нарциссы.

Обратите внимание: запятые ставятся только между однород-ными членами.

Если союз стоит перед первым однородным членом, он не сопровождается запятой.

В лесу мы собирали и грибы, и ягоды.

Примечание: Запятая не ставится:

а) между двумя однородными членами с повторяющимся союзом и, если они образуют тесное смысловое единство:

Он носил и летом и зимой свою старую кепку.

б) Если два однородных члена с союзом и образуют тесно связанную по смыслу пару, соединённую союзом и с третьим однородным членом:

Вода давно сбыла в Тереке и быстро сбегала и сохла по канавам.

в) внутри фразеологического выражения с двумя повторяющимися союзами и – и, ни – ни.

И днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом.

Не дождался он от братьев ни ответа ни привета.

Предложение может быть осложнено несколькими рядами однородных членов.

Каждый ряд однородных членов следует рассматривать отдельно.

Сверчки, стрекозы и другие насекомые проснулись в высокой траве и наполнили воздух своими ясными, непрерывными звуками.

1) Сверчки, стрекозы и насекомые;

2) проснулись и наполнили;

3) ясными, непрерывными.

2. «Приключения в пунктуационных джунглях» (тренировочные упражнения).

1. Найдите грамматическую основу предложения, чтобы убедиться, что предложение простое. Найдите однородные члены предложения. Выделите союзы, связывающие их, включая союз, стоящий перед первым однородным членом. Расставьте знаки препинания.

Образец: Иней подолгу лежал и на скатах крыш, и у колодца, и на перилах балкона, и на листве.

1) Колокольчик громко плачет и хохочет и визжит.

2) Косая туча птиц заслонила и леса и небо и синеющую даль.

3) Колесо чугунное вертится и гудит и ветром обдаёт.

4) Под кустом черёмухи я действительно нашёл и ключик и спавшую внучку.

5) На протяжении всего полёта из окна самолёта виднелись или песчаные равнины или далёкие горы.

6) На помощь ему придёт либо отец либо брат.

7) Далеко гулы повторяют и рёв и треск и шум и гром.

8) Кругом были пни да корявые стволы да мелкая поросль.

9) Как милы мне твои улыбки молодые и быстрые глаза и кудри золотые и звонкий голос.

10) Тонкий дождь сеялся и на леса и на поля и на широкий Днепр.

2. Найдите грамматическую основу предложения, чтобы убедиться, что предложение простое. Найдите ряды однородных членов и выделите их разными способами. Определите способ связи однородных членов в каждом ряду отдельно, попутно расставляя знаки препинания.

Образец: Вазочки, книги и небольшие картинки в рамках были расставлены, разложены и развешаны и в комнате для гостей, и в столовой.

1) Всё разнообразие вся прелесть вся красота жизни слагается из тени и света.

2) Мороз крепчал и щипал уши лицо и руки.

3) Солнце показывается из-за облаков и заливает лес поле и наших путников греющим светом.

4) Весна торопилась к лету играла красками и запахами раскрывала цветы подгоняла людей на работу ранним утром поздним вечером короткой ночью.

5) Гостей Овсяников принимал весьма ласково и радушно но не кланялся им в пояс не суетился не потчевал их всяким сушеньем и соленьем.

6) Дождь гудел широко и ровно и на дворе и в саду и в переулке и на пустыре.

3. «Загадки джунглей». Используя схему, находящуюся в нашей маршрутной карте, составьте предложения.

Итак, зная, что такое однородные члены и правила их использования в предложениях, можем составить предложения по данным нам схемам. В схемах буква о обозначает однородный член, а "и" и "но" - это сочинительные союзы.

  • o, и o, и o. Летом мы будем отдыхать на море, и у бабушки в деревне, и в городе побывать успеем.
  • o, o, o. Зимний лес очень красив, безмолвен, чист.
  • o и o. Маша долго сидела и строила песочный замок в песочнице.
  • и o, и o. Николай очень умный и активный ребенок, он успевает и петь, и секции посещать.
  • o, но o. Этот парень не только красив, но и силен.

Итог урока: русский язык неизмеримо богат, разнообразны его тайны. Я надеюсь, что сегодняшнее знакомство с однородными членами предложения поможет вам в дальнейшем с успехом путешествовать по джунглям под названием Синтаксис и открывать для себя великое множество и других языковых тайн.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: