Тема: Методы, средства и формы воспитания




Модуль 3.

1. Теоретическая часть. Наименование тем лекций, их содержание, объем в часах

 

№п/п Наименование тем лекций Содержание Объем в часах
  Сущность воспитания, его закономерности и принципы Особенности воспитательного процесса. Закономерности воспитания. Структура воспитательного процесса. Принципы воспитания. Характеристика основных принципов воспитания.  
  Содержание воспитания Проблема содержания воспитания в современной теории и практике. Концепции воспитания. Специфика содержания воспитания в учебной и внеурочной деятельности учащихся. Основные требования к организации воспитания. Основные составляющие воспитания в Республике Беларусь: - идеологическое воспитание; - гражданское воспитание; - нравственное воспитание; - формирование эстетической культуры; - воспитание культуры самопознания и саморегуляции лсчности; - воспитание культуры здорового образа жизни; - гендерное воспитание; - семейное воспитание; - трудовое и профессиональное воспитание; - экологическое воспитание; - воспитание культуры безопасной жизнедеятельности; - воспитание культуры быта и досуга. Отражение содержания воспитания в Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь    
  Методы, средства и формы воспитания Сущность методов воспитания и их классификация. Методы формирования сознания личности. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения. Условия организации выбора и эффективности применяемых методов воспитания. Средства воспитания, их многообразие. Выбор воспитательных средств. Организационные формы воспитания. Алгоритм формы воспитательной работы.  
  Современные технологии воспитания. Воспитательные системы Методика и технология воспитания. Специфика технологий воспитания. Воспитательная система. Характеристика воспитательных систем: гуманистическая воспитательная система; коллективные творческие дела; воспитательная система сельской школы (В.А. Сухомлинский, А.А. Захаренко; вальдорфская школа; пионерская организация; скаутизм.  
  Социальное пространство воспитательного процесса. Коллектив, его роль в развитии личности Позитивное и негативное влияние социального окружения на воспитание подрастающего поколения. Понятие социального пространства. Группа в социальном пространстве. Группа и коллектив. Коллектив. Структура школьного коллектива. Учение А.С. Макаренко о коллективе. Основные этапы развития детского коллектива. Пути формирования коллектива: коллективная деятельность, самоуправление, традиции, перспективы  
  Основы семейного воспитания Семья в социальном пространстве. Роль и функции семьи в социализации личности. Виды и типы семей. Педагогическая культура родителей. Пути, средства и условия успешного воспитания в семье. Формы, методы взаимодействия школы с семьей. Семья как негативный фактор воспитания. Кризис семьи.  
       

 

 

  1. Семинарские занятия, практическая часть

Семинарское занятие 1

Тема: Содержание воспитания

Вопросы для обсуждения

  1. Проблема содержания воспитания в современной теории и практике.
  2. Концепции воспитания.
  3. Специфика содержания воспитания в учебной и внеурочной деятельности учащихся.
  4. Основные составляющие воспитания в Республике Беларусь
  5. Отражение содержания воспитания в Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь

 

Творческое задание

Написать реферат:

Концепции воспитания

 

План семинара

  1. Коллективное обсуждение вопросов 1-5
  2. Обсуждение творческого задания

 

Вопросы для самоконтроля

  1. Почему существует проблема содержания воспитания?
  2. Перечислите известные концепции воспитания. В чем заключается их специфика?
  3. В чем заключается отличие содержания воспитания в учебной деятельности от содержания воспитания во внеурочной деятельности?
  4. Перечислите основные положения Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь

 

Литература:

1. Бордовская, Н.В., Педагогика. Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб: Питер, 2006.

2. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и средн. учебных заведений. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001.

3. Лихачев, Б.Т Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед.учеб.заведений, слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, 1992.

4. Педагогика: учеб. пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2006.

5. Подласый, И.П. Педагогика: учебник / И.П. Подласый. – М.: Высшее образование, 2006.

 

Семинарское занятие 2.

Тема: Методы, средства и формы воспитания

Вопросы для обсуждения

  1. Сущность методов воспитания и их классификация.
  2. Методы формирования сознания личности.
  3. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.
  4. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения.
  5. Условия организации выбора и эффективности применяемых методов воспитания.
  6. Средства воспитания, их многообразие. Выбор воспитательных средств.
  7. Организационные формы воспитания. Алгоритм формы воспитательной работы.

 

Практические задания

1. Выбрать тему, составить воспитательный рассказ для учащихся подросткового возраста. Продумать применение приемов, активизирующих внимание детей, в том числе, наглядных. Описать метод по схеме:

1. Тема

2. Цель: (образовательная, воспитательная, развивающая)

3. Оборудование

4. План

5. Изложение содержания рассказа

 

2. Выбрать тему, составить воспитательный рассказ для учащихся старшего школьного возраста. Продумать применение приемов, активизирующих внимание детей, в том числе, наглядных. Описать метод по схеме:

1. Тема

2. Цель: (образовательная, воспитательная, развивающая)

3. Оборудование

4. План

5. Изложение содержания рассказа

 

3. В соответствии с выбранной темой составить воспитательную беседу для учеников младшего школьного возраста. Продумать и записать предполагаемые ответы. Описать метод по схеме:

1. Тема

2. Цель: (образовательная, воспитательная, развивающая)

3. Оборудование

4. План

5. Изложение метода

4. В соответствии с выбранной темой составить воспитательную беседу для учеников подросткового возраста. Продумать и записать предполагаемые ответы. Описать метод по схеме:

1. Тема

2. Цель: (образовательная, воспитательная, развивающая)

3. Оборудование

4. План

5. Изложение метода

 

5. В соответствии с выбранной темой составить воспитательную беседу для учеников старшего школьного возраста. Продумать и записать предполагаемые ответы. Описать метод по схеме:

1. Тема

2. Цель: (образовательная, воспитательная, развивающая)

3. Оборудование

4. План

5. Изложение метода

 

6. Осуществить педагогическую экспертизу имеющейся разработки воспитательной беседы на любую тематику. Представить результаты экспертизы по форме:

1. Актуальность темы беседы

2. Правильность постановки цели (образовательной, воспитательной, развивающей)

3. Наличие, правильность и лаконичность плана беседы

4. Соответствие содержания беседы возрасту учащихся

5. Использование приемов, активизирующих интерес и внимание учащихся

6. Правильность постановки вопросов

7. Наличие репродуктивных и проблемных вопросов, правильность их соотношения

8. Правильность построения беседы (начало, основная часть, формулировка выводов или вывода)

Примечание: к письменному варианту экспертизы приложить проанализированную разработку.

 

7. Продумать разъяснение в соответствии с определенной целью для учеников (ученика) младшего школьного возраста. Описать метод по схеме:

1. Тема

2. Возраст учащихся

3. Цель

4. Оборудование

5. План

6. Изложение метода.

 

8. Составить лекцию для учеников старшего возраста или родителей учащихся любого возраста. Описать метод по схеме:

1. Тема

2. Цель

3. Оборудование

4. План

5. Изложение метода

 

9. Выбрать тему диспута для старших школьников или родителей учащихся. Продумать ход диспута, определить вопросы. Описать метод по схеме:

1. Тема

2. Цель (образовательная, воспитательная, развивающая)

3. Оборудование

4. План

5. Изложение метода

 

10. Составить примерный режим дня для учеников младшего или подросткового возраста. Привести составленный режим и описать процесс его внедрения в жизнь детей. Изложить метод по схеме:

1. Возраст учащихся

2. Содержание примерного режима

3. Описание процесса внедрения режима в жизнь детей

 

План семинара

  1. Коллективное обсуждение вопросов 1-7
  2. Обсуждение практического задания

 

Вопросы для самоконтроля

  1. В чем состоит сущность методов воспитания?
  2. Какова наиболее распространенная классификация методов воспитания?
  3. Назовите методы, относящиеся к каждой из групп
  4. Чем обусловлен выбор воспитательных средств?
  5. Каков наиболее общий алгоритм форм воспитания?

Литература:

  1. Бордовская, Н.В., Педагогика. Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб: Питер, 2006.
  2. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и средн. учебных заведений. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001.
  3. Лихачев, Б.Т Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед.учеб.заведений, слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, 1992.
  4. Педагогика: учеб. пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2006.
  5. Подласый, И.П. Педагогика: учебник / И.П. Подласый. – М.: Высшее образование, 2006.

 

 

Семинарское занятие 3.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: