Модуль 3.
1. Теоретическая часть. Наименование тем лекций, их содержание, объем в часах
№п/п | Наименование тем лекций | Содержание | Объем в часах |
Сущность воспитания, его закономерности и принципы | Особенности воспитательного процесса. Закономерности воспитания. Структура воспитательного процесса. Принципы воспитания. Характеристика основных принципов воспитания. | ||
Содержание воспитания | Проблема содержания воспитания в современной теории и практике. Концепции воспитания. Специфика содержания воспитания в учебной и внеурочной деятельности учащихся. Основные требования к организации воспитания. Основные составляющие воспитания в Республике Беларусь: - идеологическое воспитание; - гражданское воспитание; - нравственное воспитание; - формирование эстетической культуры; - воспитание культуры самопознания и саморегуляции лсчности; - воспитание культуры здорового образа жизни; - гендерное воспитание; - семейное воспитание; - трудовое и профессиональное воспитание; - экологическое воспитание; - воспитание культуры безопасной жизнедеятельности; - воспитание культуры быта и досуга. Отражение содержания воспитания в Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь | ||
Методы, средства и формы воспитания | Сущность методов воспитания и их классификация. Методы формирования сознания личности. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения. Условия организации выбора и эффективности применяемых методов воспитания. Средства воспитания, их многообразие. Выбор воспитательных средств. Организационные формы воспитания. Алгоритм формы воспитательной работы. | ||
Современные технологии воспитания. Воспитательные системы | Методика и технология воспитания. Специфика технологий воспитания. Воспитательная система. Характеристика воспитательных систем: гуманистическая воспитательная система; коллективные творческие дела; воспитательная система сельской школы (В.А. Сухомлинский, А.А. Захаренко; вальдорфская школа; пионерская организация; скаутизм. | ||
Социальное пространство воспитательного процесса. Коллектив, его роль в развитии личности | Позитивное и негативное влияние социального окружения на воспитание подрастающего поколения. Понятие социального пространства. Группа в социальном пространстве. Группа и коллектив. Коллектив. Структура школьного коллектива. Учение А.С. Макаренко о коллективе. Основные этапы развития детского коллектива. Пути формирования коллектива: коллективная деятельность, самоуправление, традиции, перспективы | ||
Основы семейного воспитания | Семья в социальном пространстве. Роль и функции семьи в социализации личности. Виды и типы семей. Педагогическая культура родителей. Пути, средства и условия успешного воспитания в семье. Формы, методы взаимодействия школы с семьей. Семья как негативный фактор воспитания. Кризис семьи. | ||
|
- Семинарские занятия, практическая часть
Семинарское занятие 1
Тема: Содержание воспитания
Вопросы для обсуждения
|
- Проблема содержания воспитания в современной теории и практике.
- Концепции воспитания.
- Специфика содержания воспитания в учебной и внеурочной деятельности учащихся.
- Основные составляющие воспитания в Республике Беларусь
- Отражение содержания воспитания в Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь
Творческое задание
Написать реферат:
Концепции воспитания
План семинара
- Коллективное обсуждение вопросов 1-5
- Обсуждение творческого задания
Вопросы для самоконтроля
- Почему существует проблема содержания воспитания?
- Перечислите известные концепции воспитания. В чем заключается их специфика?
- В чем заключается отличие содержания воспитания в учебной деятельности от содержания воспитания во внеурочной деятельности?
- Перечислите основные положения Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь
Литература:
1. Бордовская, Н.В., Педагогика. Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб: Питер, 2006.
2. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и средн. учебных заведений. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001.
3. Лихачев, Б.Т Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед.учеб.заведений, слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, 1992.
4. Педагогика: учеб. пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2006.
5. Подласый, И.П. Педагогика: учебник / И.П. Подласый. – М.: Высшее образование, 2006.
Семинарское занятие 2.
Тема: Методы, средства и формы воспитания
Вопросы для обсуждения
|
- Сущность методов воспитания и их классификация.
- Методы формирования сознания личности.
- Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.
- Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения.
- Условия организации выбора и эффективности применяемых методов воспитания.
- Средства воспитания, их многообразие. Выбор воспитательных средств.
- Организационные формы воспитания. Алгоритм формы воспитательной работы.
Практические задания
1. Выбрать тему, составить воспитательный рассказ для учащихся подросткового возраста. Продумать применение приемов, активизирующих внимание детей, в том числе, наглядных. Описать метод по схеме:
1. Тема
2. Цель: (образовательная, воспитательная, развивающая)
3. Оборудование
4. План
5. Изложение содержания рассказа
2. Выбрать тему, составить воспитательный рассказ для учащихся старшего школьного возраста. Продумать применение приемов, активизирующих внимание детей, в том числе, наглядных. Описать метод по схеме:
1. Тема
2. Цель: (образовательная, воспитательная, развивающая)
3. Оборудование
4. План
5. Изложение содержания рассказа
3. В соответствии с выбранной темой составить воспитательную беседу для учеников младшего школьного возраста. Продумать и записать предполагаемые ответы. Описать метод по схеме:
1. Тема
2. Цель: (образовательная, воспитательная, развивающая)
3. Оборудование
4. План
5. Изложение метода
4. В соответствии с выбранной темой составить воспитательную беседу для учеников подросткового возраста. Продумать и записать предполагаемые ответы. Описать метод по схеме:
1. Тема
2. Цель: (образовательная, воспитательная, развивающая)
3. Оборудование
4. План
5. Изложение метода
5. В соответствии с выбранной темой составить воспитательную беседу для учеников старшего школьного возраста. Продумать и записать предполагаемые ответы. Описать метод по схеме:
1. Тема
2. Цель: (образовательная, воспитательная, развивающая)
3. Оборудование
4. План
5. Изложение метода
6. Осуществить педагогическую экспертизу имеющейся разработки воспитательной беседы на любую тематику. Представить результаты экспертизы по форме:
1. Актуальность темы беседы
2. Правильность постановки цели (образовательной, воспитательной, развивающей)
3. Наличие, правильность и лаконичность плана беседы
4. Соответствие содержания беседы возрасту учащихся
5. Использование приемов, активизирующих интерес и внимание учащихся
6. Правильность постановки вопросов
7. Наличие репродуктивных и проблемных вопросов, правильность их соотношения
8. Правильность построения беседы (начало, основная часть, формулировка выводов или вывода)
Примечание: к письменному варианту экспертизы приложить проанализированную разработку.
7. Продумать разъяснение в соответствии с определенной целью для учеников (ученика) младшего школьного возраста. Описать метод по схеме:
1. Тема
2. Возраст учащихся
3. Цель
4. Оборудование
5. План
6. Изложение метода.
8. Составить лекцию для учеников старшего возраста или родителей учащихся любого возраста. Описать метод по схеме:
1. Тема
2. Цель
3. Оборудование
4. План
5. Изложение метода
9. Выбрать тему диспута для старших школьников или родителей учащихся. Продумать ход диспута, определить вопросы. Описать метод по схеме:
1. Тема
2. Цель (образовательная, воспитательная, развивающая)
3. Оборудование
4. План
5. Изложение метода
10. Составить примерный режим дня для учеников младшего или подросткового возраста. Привести составленный режим и описать процесс его внедрения в жизнь детей. Изложить метод по схеме:
1. Возраст учащихся
2. Содержание примерного режима
3. Описание процесса внедрения режима в жизнь детей
План семинара
- Коллективное обсуждение вопросов 1-7
- Обсуждение практического задания
Вопросы для самоконтроля
- В чем состоит сущность методов воспитания?
- Какова наиболее распространенная классификация методов воспитания?
- Назовите методы, относящиеся к каждой из групп
- Чем обусловлен выбор воспитательных средств?
- Каков наиболее общий алгоритм форм воспитания?
Литература:
- Бордовская, Н.В., Педагогика. Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб: Питер, 2006.
- Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и средн. учебных заведений. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001.
- Лихачев, Б.Т Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед.учеб.заведений, слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, 1992.
- Педагогика: учеб. пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2006.
- Подласый, И.П. Педагогика: учебник / И.П. Подласый. – М.: Высшее образование, 2006.
Семинарское занятие 3.