ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
Тема: Изучение костей черепа и туловища
Цель занятия: Изучить строение, функции, костной ткани, кости черепа и туловища
Оборудование: таблицы, скелет, рабочая тетрадь для практических работ
Студенты должны знать:
- Кости мозгового и лицевого отдела черепа;
- Возрастные и половые особенности черепа;
- Строение позвонков, отделы позвоночного столба;
- Искривления позвоночного столба;
- Строение грудной клетки: ребра – количество, виды, строение, грудина – строение, возрастные особенности.
Студенты должны уметь:
- Показывать кости черепа и туловища, определять виды их соединения.
Практическая работа способствует формированию следующих общих компетенций: ОК 9, ОК 10, ОК 11, ОК 12, ПК 1.6, ПК 1.7, ПК 2.4.
Ход занятия.
Назвать воздухоносные кости, найти их на скелете черепа. Заполнить таблицу.
Воздухоносные кости.
№ | Название | Куда открывается воздухоносная полость | Как называется воспаление данной пазухи |
Изучить кости черепа, сделать подписи к рисункам
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. | ||
6. | ||
7. | ||
8. | ||
9. | ||
10. | ||
11. | ||
12. | ||
13. | ||
14. | ||
15. | ||
16. | ||
17. | ||
18. |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. | ||
6. | ||
7. | ||
8. |
Изучить возрастные и половые особенности черепа, краткие сведения записать в таблицу.
|
Половые особенности черепа
Роднички
№ | Название | Время закрытия | |
Возрастные особенности черепа | Половые особенности черепа |
Используя костные препараты рассмотреть строение грудной клетки. Сделать подписи к рисунку.
Рис 1. Строение ребра
4. Решить ситуационные задачи:
4.1. У пациента с травмой свода черепа отсутствуют наружные признаки перелома костей черепа, но имеются симптомы повреждения мозга. Назовите особенность строения костей свода черепа, объясняющую появление указанных симптомов. Перечислите кости мозгового отдела черепа.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4.2. Значительные неудобства (нарушения дыхания и др.) приносят выраженные искривления носовой перегородки, часто требующие хирургического вмешательства. Последнее возможно лишь при знании анатомии перегородки носа. Перечислите кости, образующие перегородку носа._________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4.3. После полученной травмы (перелом костей основания черепа) у пациента наблюдается кровотечение из наружного слухового прохода височной кости. Какой крупный сосуд проходит через эту кость? ______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4.4. Пункция плевральной полости (прокол грудной стенки) производится всегда только по верхнему краю ребра. Дайте объяснение с анатомической точки зрения. Назовите части ребра.
|
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.5. При рентгеноскопическом исследовании у десятилетнего мальчика обнаружили отсутствие единой крестцовой кости (крестца) и наличие отделенных друг от друга светлыми промежутками (хрящами) крестцовых позвонков. Почему у мальчика отсутствует единая крестцовая кость? Назовите особенности строения крестца.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4.6. В школе при профилактическом осмотре у школьника выявили боковой изгиб позвоночного столба во фронтальной плоскости. Дайте характеристику данному изгибу. Какие еще изгибы позвоночного столба вы знаете?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.7. На занятии по анатомии преподаватель обратил внимание студентов на индивидуальную особенность в положении внутренних органов брюшной полости относительно срединной плоскости. Назовите плоскости человеческого тела.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4.8. Показывая на лекции ребро, подвергшееся специальной обработке кислотой, лектор продемонстрирован её гибкость, завязав эту кость в узел. Какие вещества, входящие в состав кости, обеспечивают её упругость и эластичность?
_____________________________________________________________________________