Основы пластической анатомии




Рисунок

Тема. Зарисовки фигуры человека.

Две схематичные зарисовки фигуры человека в статичном состоянии. Знакомство с основными пропорциями человека (взрослого, ребенка). Материалы: Формат А3(зрительно делим пополам), графитный карандаш.

Вспомогательный материал для выполнения задания:

О пропорциях

В искусстве гармонию обеспечивают пропорциональные взаимоотношения между отдельными частями – идеальный баланс элементов. У большинства людей есть врожденное чувство гармонии, ведь мы существуем в упорядоченной среде и инстинктивно чувствуем пропорции лица и тела. Часто мы инстинктивно чувствуем эту правильность, без участия нашего сознания.

Чтобы научиться рисовать человека, нужно знать отношение частей его фигуры относительно величины головы. Знание пропорций фигуры человека поможет сделать зарисовки с натуры и по воображению. В разные периоды жизни пропорции фигуры человека имеют свои особенности. В детском возрасте голова помещается по высоте фигуры 1:5,6 раз, у подростка – 1:7 раз, у взрослого – 1:8 раз. Также известен факт, что у более низких людей голова больше, чем у высоких людей. Например при росте 1, 65 см соотношение составляет 1:7,2-7,4, а с ростом 175 см соотношение составляет 1:7,7-7,8. Рост человека с поднятыми руками составляет 1:9-10 голов.

Сравнивая все части фигуры с головой, видно, что ширина плеч составляет две высоты головы взрослого человека, а длина ног – 4 высоты головы. Туловище с головой равняется половине высоты фигуры.

Длину головы можно сравнить с длиной ступни ног, а длина лица от подбородка до линии бровей равна длине ладони. Эти величины иногда отличаются.

Начинать рисовать фигуру человека с проведения вертикальной воображаемой линии, на которой откладываются у взрослого человека 8 равных частей, у подростка – 7 равных частей, у ребенка – 5-6 в зависимости от возраста.

 

Кисти рук и стопы.

 

Кисти рук и стопы играют значимую роль в изображении человека. Все известные художники уделяли большое внимание этим частям тела. С помощью их положения можно передать выразительность и драматизм, а иногда даже посыл произведения. Полезно рисовать отдельно кисти рук в разных положениях. В качестве натуры можно использовать членов своей семьи, одноклассников и даже свои собственные руки. Руки рисуют сначала обобщенно, передают ракурс, соотношение пропорций кисти и пальцев, и конце делают детальную прорисовку.

Руки – достаточно сложная в изображении часть тела. Требуется много практики, подкрепленной рисованием с натуры и изучением анатомии человека, чтобы достичь натуральности и достоверности.

Ступни ног также считаются непростой в изображении частью тела. Требуется выполнить, вначале, общее построение ступни, с учетом перспективного сокращения. Потом прорисовываются пятка, подъем ступни, пальцы и ногти. И лишь в самом конце рисуется обувь.

 

Основы пластической анатомии

Полезно кое-что знать об анатомии человеческого тела для того, чтобы лучше улавливать суть позы. Устройство тела трудно понять, если просто рассматривать его. Большинство моделей не обладает такой фигурой, на которой просматривались бы все мышцы и кости. Нужны подсказки, которыми являются книги по анатомии. В основе рисования человеческого тела лежит упрощение в геометрические фигуры. Так – голова может быть шаром, шея - цилиндром, грудная клетка и таз – кубом и т.д. Большую роль играют места сгибов (локти, колени, запястья), где очень мало мышечной такни. Именно они создают ключевые точки опоры при рисовании. Ключом к любой позе является положение позвоночника как основного стержня, на котором держится все тело. В верхней части позвоночника находится плечевой пояс, от которого зависит расположение верхних конечностей, а нижней – тазовый пояс (бедра), определяющий положение и движение ног. Выступающие точки по линии тазового пояса определяют изгиб бедер, в то время как выступающие точки в области ключицы показывают, как расположена грудная клетка. Столб позвоночника соединен с этими точками и держит голову, обеспечивая ее подвижность.

Мышцы, которые закреплены на скелете, достаточно массивные и придают округлость формам торса и конечностей. Мышцы торса покрывают грудную клетку и брюшную полость, образуя собою своеобразный щит.

Быстрые наброски

 

Делать наброски людей в обычной жизни, когда модели не только не позируют, но даже и не знают, что вы их рисуете, может показаться непростым делом. Но такой вид рисования очень важен для повышения мастерства. Наброски дают возможность работать раскованно, но вместе с тем, сосредотачивать внимание на самом существенном. А также они помогают быстрее уяснить непонятные в натуре моменты. Наброски бывают линейными и тональными. Линия в набросках выходит на передний план, т.к. с помощью ее толщины, изгибов, плавности можно оживить фигуру, показать границу света и тени и даже передать эмоции. При рисовании графическими материалами (уголь, сангина), основное внимание уделяется объему и массе фигуры. Главное в создании набросков это постоянная практика. Очень важны систематические задания, так как со временем они помогают при построении избавиться от вспомогательных линий в длительных постановках. В художественных заведениях выделяются определенные часы, когда учащиеся делают наброски своих товарищей, а затем меняются местами. Делать наброски также полезно в оживленных городских местах. Но важно понимать, что время играет большую роль, т.к. люди постоянно меняют свои позы. Если набросок остался незаконченным, а модель ушла, следует сменить натуру. Наброски на время очень дисциплинируют и помогают художнику развить зрительную память.

 

Фигура в положении стоя

 

После того как освоено изображение сидящей фигуры, можно перейти к стоящей. Основным правилом в рисовании стоящего человека является то, что его положение должно быть устойчивым. Только если динамика фигуры определена правильно, изображение будет выглядеть убедительно.

Необходимо найти такую позу, чтобы модель могла максимально расслабиться, таким образом можно понять, как модель предпочитает стоять обычно.

Очень часто естественной позой для стоящего человека является поза с опорой на одну ногу. Вторая расслаблена и полусогнута в колене. Таким образом меняются положение таза и плечевого пояса у человека. Они обретают наклоны разной степени. Именно благодаря их правильному положению поза получается естественной. При длительном рисунке для определения устойчивости позы художники используют инструмент «отвес». Это небольшой груз, прикрепленный к концу длинной нитки. Его прикладывают к изобразительной плоскости, чтобы определить положение точек «яремная яма – стопа опорной ноги». Они должны быть на одной линии. Чтобы легче было справляться с долговременным рисунком, нужно делать как можно больше зарисовок и набросков, т.к. они развивают глазомер и способствуют изучению естественных поз человека.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: