Как справиться с трудным собеседником ?




КОНСПЕКТ

Работу выполнила
Калинина Дарья, группа 5301-420304D

Интервью

Журналист должен уметь слушать. Раскрыть человека на экране гораздо труднее и гораздо интереснее, чем предъявить самого себя..

Интервью - это способ узнать личность человека или его конкретное мнение по конкретному вопросу, попытка раскрыть человека на экране таким, какой он есть.

Обычно считается, что ключиком к сердцу человека являются ваши вопросы. Это так, но не совсем. Тут важно все: как вы одеты, какие у вас глаза, какой у вас голос, как вы подошли к этому человеку и с чего начали разговор.

Интервью - это стресс. Задача журналиста - постараться избавить людей от этого стресса и минимизировать вмешательство в их жизнь. Иначе ваше напряженное общение с героями на экране становится настолько далеким от правды, что становится неинтересным, прежде всего зрителям, которые тонко чувствуют фальшь и обман.

Прежде всего нужно думать о герое, а потом о себе. Один строгий взгляд со стороны любого члена команды или одна случайная фраза могут испортить все дело.

Гость в студии или человек, к которому вы обратились на улице или в его рабочем кабинете, часто пытается предъявить себя не таким, каков он есть, сказать совсем не то, что он думает на самом деле. Надо помнить и понимать, что в таком поведении людей нет злого умысла. Во-первых, человек, которому вдруг предлагается стать публичным, может просто растеряться и наговорить глупостей. Во-вторых, каждый человек имеет собственное представление о своей персоне и это представление может не совпадать с истиной, что вполне нормально. В-третьих (журналисты, внимание!), человек, наделенный властью, демонстрирует на экране свою должность и говорит от имени должности, а не от своего имени. На экране важно раскрыть человека.

Правила для журналиста, подходящего к человеку с микрофоном:

- Вы должны четко осознавать, что работа интервьюера состоит в том, что он мешает работать другим. Напористость - это хорошо и зачастую необходимо, наглость и хамство - это плохо и недопустимо

- Вы обязаны вести себя сдержанно и быть благодарным слушателем, даже если с первой секунды понимаете, что ошиблись в собеседнике, и отснятый материал пойдет в корзину. Будьте вежливы и корректны.

- Задать вопрос - это важно и ответственно. Но не менее важно и ответственно уметь выслушать ответ. Следите за своей внешностью, поведением, стилем общения. Люди разглядывают не только микрофон и камеру, но и самого журналиста. Они воспринимают его как своего гида, проводника в мир публичности. Важно все: как вы одеты, как вы выглядите, как вы подошли и как отошли, как вы представили себя. Этого может не видеть зритель, если вы не покажетесь в кадре, но он обязательно почувствует по голосу и манере тех, кто отвечает на ваши вопросы, что с вами что-то не так.

Интервью бывают разные в зависимости от задач и сложности. Можно выделить четыре вида:

Экспресс-опрос.

Экспресс-опросы почти всегда украшают программу новостей, публицистическую программу придают так называемую «живинку» и почти всегда «съедаются» зрителем с удовольствием.

Информационное интервью.

Информационное интервью - это такое интервью, когда требуется всего один ответ на конкретный вопрос. Обычно это составляющая часть информационного сюжета.

Деловое интервью.

Это тот случай, когда вас интересует мнение эксперта по какой-либо проблеме. Очень часто это интервью записывается в студии и его формат легко представить по программам канала РБК или «Вести 24» и др.

Исповедальное интервью.

Исповедальное интервью - это раскрытие на экране личности вашего гостя. Название говорит само за себя. Часто во время интервью открываются новые грани личности героя на уровне настоящих откровений и сенсаций.

Как справиться с трудным собеседником?

Ведущий должен уметь:

- грамотно сочетать генеральные и уточняющие вопросы;

- вовремя и грамотно проводить блицинтервью;

- задавать вопросы, не задавая вопросов.

Косноязычные собеседники. Если вам надо сделать информационное интервью с таким героем, то я посоветовала бы сначала все же без камеры понять, что именно хочет сказать этот человек, так как эти люди часто путаются в словах, судорожно пытаются строить фразы и не заканчивают их. Это не является признаком глупости, просто есть такие люди. Состояние публичности, когда надо не просто говорить, а говорить на камеру, для них просто смерть.

Надо очень мягко и спокойно подбодрить такого собеседника, вместе с ним добиться достаточно четкой формулировки и затем записать это на камеру. Ни в коем случае это не должна быть ваша мысль! Это должна быть его (ее) мысль. Когда формулировка найдена, человек успокаивается, и вы получаете хороший результат.

Люди с физическими недостатками и комплексами. К стрессу, который вызван самим наличием камеры, прибавляется огромное беспокойство по поводу собственной внешности. Если это беспокойство обосновано такими явными недостатками, как излишняя полнота, косоглазие, заикание, человеку требуется особая помощь. На первое место я поставила бы такт, доброжелательность, соблюдение всех культурных и этических норм поведения.

Надо ли обсуждать с самим героем возникшие проблемы? Это зависит от конкретного человека и от того, какую дистанцию в общении с ним вы устанавливаете. Иногда лучше сделать вид, что вы ничего не заметили, но при этом устроить человека в кадре так, чтобы он чувствовал себя комфортно.

Агрессивно настроенные собеседники Думаю, стоит разделить таких людей как минимум на две категории. Бывает, когда тяжелый характер и агрессивность в человеке - это некоторая присущая ему черта. Бывает, что ваш герой негативно настроен к предстоящей беседе, к вам лично или к вашей телекомпании в целом, но агрессивность ему в принципе не свойственна. Второй случай легче. Надо пустить в ход все свое обаяние и гостеприимство. Надо попытаться доказать вашему гостю, что его представление о вас было неверным и есть возможность исправить «досадное недоразумение». Говорите комплименты, показывайте заранее генеральные вопросы, помогайте формулировать ответы и в студии в роли гостя окажется уже совсем другой человек.

Он должен понимать, что вы просто делаете свою работу, а он свою. В этот не самый приятный момент вас должен утешить тот факт, что агрессивные гости всегда интересны на экране и велика вероятность, что ваше интервью получится очень удачным.

Слишком разговорчивые собеседники. Каждый журналист встречался с такими героями. При виде микрофона они как будто срываются с цепи. Говорят непрерывно, очень эмоционально и часто вообще не обращают внимания на ваши вопросы. Их привлекаете совсем не вы, а возможность высказаться.

С такими людьми трудно справиться, хотя они часто дают журналисту возможность получить эмоциональные синхроны. А это, как вы помните, очень важно при создании информационного сюжета. Болтун, как говорят, находка для шпиона, но не находка для журналиста, если кроме эмоций надо получить конкретную информацию, особенно в жанре делового интервью. Такие люди либо не слышат вопроса, либо пытаются уйти от него.

Есть хорошая формула: «Иван Иванович, у нас всего десять минут. Тема острая (называется тема). Вопросов много (зачитываются основные вопросы), поэтому попрошу вас отвечать по возможности коротко и конкретно».

Молчуны. Этот тип собеседника достаточно распространен среди чиновников. Сама профессия требует от этих людей не говорить лишнего и четко соблюдать субординацию.

Здесь возможно использование формул: «Готовы ли вы подтвердить, что...», «Прокомментируйте, пожалуйста, такой факт...», «Согласны ли вы с мнением такого-то человека, что...».

Помните, что ваше личное мнение станет интересно зрителю лишь тогда, когда вы в его глазах станете личностью. Если суммировать сказанное, то окажется, что все очень просто: надо серьезно готовиться к интервью, собирать максимум информации как по проблеме, которая будет обсуждаться, так и личную информацию о собеседнике. Надо всегда проявлять искренний интерес к собеседнику и готовность прийти на помощь в сложной ситуации.

При этом надо не забывать, что зритель должен услышать ответы на те вопросы, которые его интересуют. Вот так просто. Вот так сложно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: