Семинарско- практическое занятие №1
Тема: История возникновения семьи
Цель: познакомить студентов с историей происхождения и становления семьи
Вопросы для обсуждения
1. История развития семейного воспитания до XIVв.
2. Семейное воспитание с «Домостроя» до ХIX в.
3. Возникновение семейной педагогики в России
Литература:
1. Гаранина, Е. Ю. Семьеведение [Текст]: учебное пособие / Е. Ю. Гаранина, Н. А. Коноплева, С. Ф. Карабанова. – М.: Издательство «ФЛИНТА», 2013. – 384 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/search/result.php (Гриф МО)
2. Гончарова Т.С., Российская семья: история и современность / Вестник ТГТУ,- 2013.- Том 19. № 1. С. 226-231.
3. Ковалевский М.М., Очерк происхождения и развития семьи и собственности М.: Юрайт, 2018,-171с.
4. Куликова Т.А Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. 3-е изд переизд и дополн. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 232 с.
5. Семенов Ю.И., Происхождение брака и семьи. - Изд. 2, доп. - М.: 2010 г. - 312 с.
6. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. URL: https://elibrary.ru
Практические задания
1. Напишите доклад об истории возникновении семьи (подготовьте презентацию)
2. Вспомните и перечислите художественные произведения, в которых дается характеристика семьи, разных ее поколений, внутрисемейных отношений и т.д.
3. Составить глоссарий по теме (осветить понятия «фамилистика», «семейное воспитание», «общественное воспитание», «семейная педагогика», «домашнее воспитание»)
4. Подготовить рекламы книг:
1) Домострой - М.: ЛИТРЕС, 2015
2) Ольга Зверева Актуальные проблемы семейного воспитания. М. МГПУ, 2015 -50с.
3) Шалва Амонашвили Искусство семейного воспитания. Педагогическое эссе. ЛИТРЕС, 2017- 390с.
Семинарско- практическое занятие № 2.
Тема: Характеристика брака и семьи
Цель: познакомить студентов с различными видами и формами брака и семьи, целями, функциями воспитания в современной семье
Вопросы для обсуждения
1. Характеристика понятия «семья», виды и формы семьи.
2. Характеристика понятия «брак». Виды и формы брака
3. Типы современных семей. Роли и функции в современной семье
4. Семья как социальный воспитательный институт
5. Структура семьи и ее влияние на формирование личности ребенка.
6. Факторы семейного воспитания.
Литература:
1. Ковалевский М.М., Очерк происхождения и развития семьи и собственности М.: Юрайт 2018,-171с.
2. Куликова С.Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. 3-е изд переизд и дополн. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 232 с.
3. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. URL: https://elibrary.ru.
Практические задания
1. Докажите, что семья – незаменимый фактор развития человека. Приведите примеры из собственного опыта, художественной литературы и др.
2. В печати высказывается точка зрения, согласно которой в настоящее время воспитательная функция семьи стала ослабевать. Выскажите аргументированное мнение по этому поводу.
3. Известный отечественный философ А.Г.Харчев в 70-е гг. неоднократно высказывал мысль о том, что общество, заинтересованное в увеличении населения, должно максимально удешевить содержание ребенка в семье вы согласны с этим мнением? Что вы понимаете под удешевлением содержания ребенка в семье? Какие аргументы вы приведете в защиту положения «на детях нельзя экономить», если вам доведется встретиться с представителями государственных органов страны?
4. Вы слышали выражение «Счастье семьи в твоих руках»? Как вы его понимаете? Согласны ли с ним? Что значит «делать» счастье семьи? На примере семей ваших друзей, знакомых, близких подтвердите или опровергните это выражение.
Семинарско- практическое занятие № 3
Тема: Психолого-педагогические основы семейного воспитания
Вопросы для обсуждения:
1. Основные механизмы воспитания в условиях семьи
2. Отец и мать как воспитатели. Требования в воспитании детей в семье.
3. Роль дедушки и бабушки в воспитании детей.
4. Любовь в семье как моральная ценность.
5. Традиции семейного воспитания.
Литература
1. Гаранина, Е. Ю. Семьеведение [Текст]: учебное пособие / Е. Ю. Гаранина, Н. А. Коноплева, С. Ф. Карабанова. – М.: Издательство «ФЛИНТА», 2013. – 384 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/search/result.php (Гриф МО)
2. Гончарова Т.С., Российская семья: история и современность / Вестник ТГТУ,- 2013.- Том 19. № 1. С. 226-231.
3. Куликова Т.А Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. 3-е изд переизд и дополн. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 232 с.
Практические задания
1. Напишите реферат: «Роль бабушек и дедушек в воспитании детей»
2. Родительский дом – это среда обитания для ребенка. Подумайте, как целесообразнее организовать «местожительство» игрушек в доме: хранить их в ящике, куда по вечерам складывать машинки, плюшевые игрушки, кубики, или отвести место обитания для мягких игрушек, «стоянку» для транспорта и т.д.? Обоснуйте свой ответ, имея в виду и задачи воспитания ребенка, и удобство для всей семьи.
3. Представьте себе молодую семью, где оба родителя много заняты по службе. У них есть две возможности воспитания двухлетнего сына:
- малыша отвозят на неделю к бабушке и дедушке и забирают домой на выходные дни и праздники;
- малыш остается дома, куда в будние дни приезжают бабушка и дедушка, а на выходные они забирают ребенка к себе, давая молодым родителем возможность отдохнуть. К какому варианту вы посоветуете прибегнуть молодым родителям и как его аргументируете?
4. Психотерапевт А.Г.Добрович описывает специальные умения, которые помогают ладить с людьми: умение сохранять приветливое выражение лица; обращать внимание на других; слушать, что говорят другие; говорить «нет», не обижая других; не вступать в конфликты; одобрять других.
5. Приведите примеры, когда вы оказывали положительное влияние на взаимоотношения в семье, выступая как воспитатель своих близких (родителей, бабушки, дедушки, брата, сестры). Кого из членов семьи вы считаете своим главным воспитателем? Почему? Ответ обоснуйте
6. Опишите какие традиции существуют в вашей семье. Какие традиции вы будете продолжать в своей семье.
Семинарско-практическое занятие № 4.