Из истории возникновения романса




План-конспект урока

Предмет: Музыка

Класс: 5 Дата: 02.11.2020

Урок № 5

Тема урока: «Вокальная музыка. Романс»

Цель урока: познакомить учащихся с вокальным музыкальным жанром «романс».

Задачи урока (через планируемые результаты):

Предметные:

-добиться понимания эмоциональной составляющей вокальной музыки;

-познакомить с понятием и историей возникновения жанра романс;

-продолжить знакомство с понятиями « песня, вокальная музыка, инструментальная музыка, жанры вокальной музыки»;

-изучить примеры вокальных произведений русских композиторов, в частности романсов;

-знакомство с историей романса в России, композиторами и исполнителями романсов, видами романса;

-формировать понимание образного содержания музыкальных произведений разных жанров в процессе слушания;

-формировать навыки вокальной деятельности в пении;

-расширять знания о вокальной музыке, её жанрах, особенностях, характере, конкретизировать слуховые представления;

-формировать знания о музыке с помощью изучения вокальных произведений.

Метапредметные:

-добиться овладения способностью принимать и сохранять цель и задачи урока;

-стремиться к освоению учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

-формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

-формировать умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Личностные:

-продолжать развивать умение самостоятельно применять ранее полученные знания;

-актуализировать жизненно-музыкальные впечатления учащихся;

-развивать эмоциональную отзывчивость;

-развивать музыкальные способности: чувство ритма, музыкальную память;

-активизировать и развивать творческие способности учащихся;

-развивать у учащихся эмоционально-целостное отношение к искусству, понимание его функций в жизни человека и общества;

-формирование способности к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном пространстве культуры.

Оборудование: аудиозаписи (романсы М.И.Глинка «Жаворонок», А. Гурилёв «Сарафанчик», «Родная земля», «Маленький принц»).

Ход урока

Организационный момент.

Ребята, наше знакомство с миром музыки продолжается. Вы уже знаете, что такое песня. Вы уже догадались, что у каждого человека есть свой неповторимый музыкальный инструмент. Это его голос. Каждый голос уникален. Благодаря развитию голоса, развитию вокальных (певческих) способностей, люди могут исполнять песни, петь пронзительный лирические романсы. Вы спросите: что такое романс? Именно этому жанру и будет посвящен наш урок сегодня.

 

Актуализация опорных знаний.

Прежде чем погрузиться в завораживающий мир романса, ответь на вопросы (самопроверка):

-Является ли музыка видом искусства?

-На какие виды делится музыка по способу исполнения? (подсказка: используется голос, используются музыкальные инструменты)

-В чем особенность инструментальной музыки?

-В чем особенность вокальной музыки?

-Какие музыкальные жанры относятся к инструментальной и вокальной музыке?

-Какая связь существует между музыкой и литературой?

 

Усвоение новых знаний.

Послушайте музыкальный фрагмент. Расскажите, какие эмоции вызвала у вас прозвучавшая музыка.

Прослушанный вами фрагмент представляет такой музыкальный жанр, как романс.

Запишите определение в тетрадь:

Романс – это камерное вокальное произведение для голоса и инструмента, в котором раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе.

 

Прочитай текст и обрати особое внимание на информацию о стране и времени возникновения романса, об особенностях этого жанра, об основных композиторах и исполнителях романсов в России.

 

Из истории возникновения романса

Романс – это небольшое по размеру камерно-вокальное произведение. Его создает композитор на литературный текст, для исполнения голосом в сопровождении фортепиано, гитары, арфы, камерно-инструментального ансамбля. Романс отличается высоким поэтическим стилем, совершенным слиянием лирического стиха и задушевной мелодии. Родиной романса является Испания. Именно там, в XIII-XIV веках в творчестве странствующих поэтов-певцов утвердился новый песенный жанр. Песни певцов – трубадуров исполнялись на родном романском языке. Отсюда и пошло название «романсы». В России в XVIII в. стихи наиболее известных русских поэтов – А.П. Сумарокова, А.Ф. Мерзлякова, М.В. Ломоносова – сразу же подхватывались музыкантами и распевались певцами-любителями. Эти произведения были рассчитаны на домашнее музицирование. Назывались такие произведения российскими песнями.

В конце XVIII – начале XIX века жанр романса стал очень популярен. Благодаря своей задушевной искренности и мелодической красоте лучшие произведения А.А. Алябьева, А.Е. Варламова, А.Л. Гурилева, П.П. Булахова, распевались по всей России. Эти романсы называют бытовыми. Камерный (или концертный) романс писался профессиональными композиторами, предназначался для исполнения профессиональными певцами в концертных залах. Такие произведения создавали Михаил Иванович Глинка, Александр Сергеевич Даргомыжский, Модест Петрович Мусоргский, Николай Андреевич Римский – Корсаков, Петр Ильич Чайковский. Романсы входили в репертуар многих знаменитых русских исполнителей-вокалистов: Надежды Андреевны Обуховой, Федора Ивановича Шаляпина, Леонида Витальевича Собинова, Антонины Васильевны Неждановой.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: