17.11.2020.
Учебный курс внеурочной деятельности "Волшебный мир сказки"
Тема. Сопоставительный анализ русской волшебной сказки «Царевна - лягушка» и татарской волшебной сказки «Тан - батыр»
Цели: систематизировать знания учащихся о народной сказке как жанра УНТ, об особенностях построения волшебной сказки; сформировать навыки сопоставительного анализа текстов русских и татарских сказок. Развивать навыки творческого мышления, воображения, выразительного чтения. Воспитывать эстетические, нравственные качества, толерантное отношение к людям иных национальностей.
Ход урока
I. Орг. момент (знакомство с целями и задачами данного урока)
II. Фронтальный опрос
Слово учителя: Ребята, у нас сегодня необычный урок, так как он посвящен сравнительному анализу русской и татарской волшебной сказки. Но для начала вспомним материал, изученный на предыдущих уроках о сказке.
1.Что же такое сказка? (жанр устного народного творчества, в котором идет речь о вымышленных событиях, иногда фантастического характера).
2.Только ли народные сказочники создавали сказки? Какие сказки, созданные писателями вы помните?
3.На какие три группы подразделяются сказки? (бытовые, волшебные, о животных).
III. Аналитическая работа с текстами сказок
*Ребята, понравилась ли вам татарская волшебная сказка «Тан - батыр»? (сказка полюбилась необычностью повествования, чудесными превращениями и образом главного героя).
*Что отличает героя сказки Тан - батыра? (ребята говорят о силе и мужестве, несокрушимости Тан - батыра).
*Какой эпизод вам больше всего запомнился и понравился? (ребята по очереди высказываются).
После прослушивания фрагментов сказок «Тан - батыр» и «Царевна - лягушка» обращаем внимание на начало произведений. Перечитываем их.
|
*Какое выражение показалось вам знакомым? («В некотором царстве, в некотором государстве жил - был царь, и было у него три сына…» и «В давние - предавние времена жил, говорят, некий падишах…»).
*Как называется вступительная часть повествования в сказке? (зачин).
*Что мы узнаем в зачине? (в зачине указываются герои сказки, место и время действия).
*Кто из героев сказки «Царевна - лягушка предстает перед нами и каковы они? (учащиеся без труда называют царя, трех его сыновей, их жен, Василису Премудрую, Кощея Бессмертного, Бабу Ягу).
*Кто представлен в татарской сказке «Тан - батыр»? (героями являются падишах, супружеская пара - родители троих сыновей Кич - батыра, Тен - батыра, Тан - батыра, див, три девицы, помогающие ему).
*Что сказано о месте действия в сказках? (место действия обозначается неконкретно - «в том городе», «В некотором царстве…»).
Слово учителя: Здесь сказка как бы отделяет наш обычный реальный мир от волшебного, вымышленного, который представлен в сказке. С одной стороны, мир волшебной сказки во многом похож на наш реальный мир. Действие в начале происходит на широком отцовском дворе или в доме падишаха, доме бедных мужа и жены, показаны заботы и тревоги обычных людей. В то же время мир сказки отличается от реального: в нем действуют, кроме обычных людей, фантастические существа. Происходят волшебные события.
*Ребята, что следует в волшебной сказке после зачина? (возникновение какой - либо беды (завязка)).
*С какой беды начинается сказка «Тан - батыр»? (С неожиданного исчезновения трех падишаховых дочерей).
|
*А в сказке «Царевна–лягушка»? (сжигание Иваном - царевичем лягушечьей кожи и исчезновение Василисы Премудрой).
Вспомните следующий за завязкой эпизод волшебной сказки? (отправка героя из дома в дорогу за похищенным).
*Почему отправился из дома Тан - батыр? (Тан - батыр и его братья отпрашиваются у родителей и идут в путь - дорогу искать пропавших падишахов дочерей).
*А Иван - царевич? (пошел искать Василису Премудрую в царство Кощея, «за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятое царство»).
*Кто похитил падишаховых дочерей? (див).
*Что за персонаж Див? (мифологический персонаж, он живет вдали от людей, за горой Каф, на горе, под водой, под землей, обычно похищает дочерей падишаха и превращает их в своих жен).
*Где начались испытания братьев - джигитов? (в темном лесу, где царствует Див).
*А где начались испытания героя в русской народной сказке? (Ивану - царевичу пришлось идти искать свою ненаглядную Василису Премудрую в царство Кощея Бессмертного).
*Кто является главным врагом Тан - батыра? (див).
*Каким вы его представляете? (он кровожаден, ненавидит людей, готов живьем сожрать джигита).
*Кто является прямым противником героя в русской сказке? (Кощей Бессмертный).
*Почему так тяжел поединок с Кощеем? (он бессмертный, его смерть находится на конце иглы; игла - в яйце; яйцо - в утке; утка - в зайце; заяц - в ларце; а ларец - на вершине высокого дуба, а дуб в дремучем лесу живет).
*Кто выступает в качестве помощника в татарской сказке? (Мышь, Белый козел).
|
*Вспомните, как они помогают Тан - батыру? (мышь дает герою четыре полка мышиных солдат, которые выводят его по тропинке из глубокого подземного царства к дворцу дива, белый козел после победы Тан - батыра над дивом выносит его на белый свет).
*А кто является чудесным помощником в русской народной сказке? (старичок, Баба Яга, медведь, селезень, щука - рыба, клубочек с нитками).
*Почему все, кого встречал Иван - царевич на своем пути, помогали ему? (Иван - царевич добрый, он жалеет животных, птиц и рыб, отпускает их на волю, не убивает).
IV. Словарная работа.
Батыр - богатырь; джигит - парень, молодец; чукмар - палица; шайтан - дьявол; падишах - правитель; Каф - сказочная гора; сарай - дворец; хряпает об землю - ударяет; тягаться - мериться силами; Кеч - батыр - вечер; Тен - батыр - ночь; Тан - батыр - заря.
Красное крыльцо - главное, парадное крыльцо; не тужи - не печалься, не горюй; ниже плеч буйну голову повесил – низко опустил голову; боярский двор - от слова боярин (устар.) — богатый и знатный человек; диву дался — очень удивился; карета - большая закрытая четырехколесная повозка, в которой ездили богатые люди; кубок - большой красивый сосуд, из которого пили вино.