Специальный режим инвестиционной деятельности и его влияние на выход региона из кризиса
Введение
Несмотря на обилие различных объяснений кризисов экономистами разных школ, в экономической теории отсутствует единая теория кризисов. Так, К. Маркс их причину видел в природе капитализма, в противоречии между развитием производительных сил и производственных отношений; Джоан Робсон, Гобсон, Фостер, Кетчингс и др. - в недопотреблении товаров слоями общества, экономящими деньги; Ф. Хайек, Мизес и др. связывали кризисы с чрезмерными капитальными вложениями в производство, особенно бюджетных средств государства; Пигу, Бедхсгот и др. выдвигают психологическую теорию кризисов, в основе которой лежит пессимистическое или оптимистическое настроение общества; Шумистер, Хансен объясняют цикличность развития и спада производства влиянием научно-технического прогресса, который периодически дает импульс к внедрению новых машин и технологий. Существуют также теории денежной массы и кредита (Хоутри), солнечных пятен (погода, урожайность) (Мур) и др.
Кризисные периоды сменяются периодами роста. В циклах функционирования социально-экономических моделей различают четыре фазы: кризиса, депрессии, оживления и подъема. Анализ циклов позволяет выделить несколько их разновидностей, отличающихся длительностью периодов их повторения. Циклы Кондратьева имеют период, равный 40-60 годам, циклы Кузнеца - до 20 лет, Джагер говорит о циклах в 7-11 лет, Китчин различает циклы длительностью от 3 до 5 лет. Первые основаны на коренной перестройке технологической базы общества, вторые - на активном воспроизводстве, строительстве, третьи - на факторах кредитно-денежной системы, четвертые связаны с функционированием оборотных фондов (товарных запасов).
|
И все-таки, несмотря на имеющуюся экономическую литературу о природе и причинах экономических кризисов, предотвращать их не удается. Особенно пагубно их влияние проявляется в периоды изменения социально-политического устройства общества в том или ином государстве.
Специальный режим инвестиционной деятельности и его влияние на выход региона из кризиса
Сегодняшняя Украина - открытая система для вывоза капитала как в его чистом виде, так и в виде платежных средств при закупке импортных товаров. Это приводит к уменьшению денежных средств, необходимых для вложения в основные фонды, и к уменьшению суммы денежных средств, призванных обслуживать циклы оборота капитала и обеспечивающих закупку сырья, материалов, энергоносителей, рабочей силы, оборудования, объемы товарной массы и наполнение бюджета.
В основе зарождения, функционирования и развития социально-экономических моделей всегда лежит один единственный фактор --мотивация, цель их создания. Так, все модели - и малые, и большие (от использующих каменный топор до индустриальных экономик развитых стран) - являются материализованным творением человеческого сознания (индивидуального или коллективного) и содержат в основе своего появления систему целеполаганий (виртуальную модель), проявляющуюся в материальном воплощении.
Нынешнее состояние социально-экономических моделей практически всех стран, входящих в СНГ, оценивается международными экспертами как кризисное и крайне неустойчивое. Полученная политическая свобода оказалась тяжелой экономической ношей. Реальный валовой объем промышленного производства в странах СНГ за 2009 г. по отношению к 1999 г. находился, по данным Европейской экономической комиссии, в пределах 15,3% в Армении (самый низкий) и 62% - в Туркменистане (самый высокий). В Украине этот показатель составил 51,2%. Только в Узбекистане он достиг 121,3%, так как самый низкий его уровень (96,4%) был в 2002 г., а затем начался рост.
|
Если предположить, что стабильно функционирующие длительное время социально-экономические модели имеют ресурс своей конструкционной системной устойчивости, который можно принять за единицу, а его проявление находит свое отражение в устойчивых объемах производства продукции, то можно сказать, что конструкционная системная устойчивость социально-экономической модели Украины снизилась практически в 2 раза.
При рассмотрении социально-экономической модели Украины следует обратить внимание на состояние ее составляющих, то есть региональных моделей, которые, взаимодействуя между собой, создают как бы "кольчугу" общегосударственной модели. Развитие региональных экономик - один из аспектов государственной экономической политики. Донецкая область является одним из ведущих регионов, где производится пятая часть продукции Украины. С учетом того, что в области проживает десятая часть населения страны, можно говорить, что один житель вырабатывает продукции вдвое больше, чем в среднем по Украине, поэтому потеря каждого рабочего места оказывает отрицательное влияние на экономику государства в двойном размере.
|
Падение объемов производства было обусловлено тремя основными факторами:
1) нехваткой денежных средств для закупки сырья, материалов, энергоносителей;
2) потерей рынков сбыта;
3) утратой конструкционной устойчивости системы.
Первые два фактора поддаются количественной оценке, а потеря конструкционной устойчивости системы, которая, по нашим выводам, снизилась вдвое, поддается количественной оценке только теоретически. Практически цепочка производственных связей двух идеально взаимодействующих предприятий, имеющих третьего поставщика (к примеру, комплектующих деталей), может быть прервана из-за невыполнения по каким-либо причинам своих обязательств любым предприятием-поставщиком или его контрагентом.
Среди этих причин в первую очередь следует назвать отсутствие планирования производства и поставок ресурсов, бюджетного финансирования и ценовой политики государства, поддерживающих и стимулирующих развитие производства. К причинам также можно отнести факт перехода предприятий от государства к другим собственникам, которых можно разделить на три группы: имеющих профессиональные знания, не имеющих профессиональных знаний и взявших предприятия с целью их разграбления.
Фактически социально-экономическим моделям вновь созданных государств необходимо формировать конструкционно-устойчивые системы, вписывающиеся в мировую модель. Любаясоциально-экономическая модель в первую очередь отталкивается от наличия у нее трудового ресурса, под него строятся производства, которые должны удовлетворять его потребности. В рыночной экономике конкуренция моделей между собой проявляется в противостоянии товаров, а фактически через них конкурируют трудовые ресурсы стран. В связи с этим вхождение новых государств в действующий мировой рынок можно сравнить с "вхождением в клетку тигра". Чтобы остаться живым, нужно входить либо с большим куском мяса (сырьевыми ресурсами), либо с надежным союзником, который мог бы защитить.
В роли союзника могут выступать множество субъектов других государств, заинтересованных в инвестировании капиталов в Украину и умеющих вести конкурентную борьбу на мировом рынке. Поэтому развитие методов привлечения иностранных инвестиций в страну является одним из факторов повышения ее экономического потенциала. С учетом того факта, что сегодня большое ускорение набирают тенденции глобализации экономики, стирающие рамки национальных экономик, их использование для интернализации собственных экономик развивающимися странами представляет собой один из инструментов возрождения их экономик. Несмотря на то, что при этом приходится делать уступки инвесторам, это позволяет избегать экономического застоя, ввергающего социально-экономические модели разных уровней (от предприятий и регионов до государств) в необратимые процессы.
Одним из примеров положительного влияния такого подхода на экономику региона могут служить итоги работы Донецкой области, где с 2008 г. действует специальный режим инвестиционной деятельности. Это позволило за прошедшие два года начать реализацию 125 проектов. Общая сумма заявленных инвестиций по этим проектам составляет 821,2 млн. дол. Начавшие функционировать производства выпустили продукции на 2,7 млрд. грн. (это почти 10% годового объема), в то время как область достигла прироста объемов производства в 2008 г. по сравнению с предыдущим годом на 12,2%, в том числе в металлургии -14,3, в машиностроении - 13,5, производстве потребительских товаров-26,3%, получили работу - 4,7 тыс. чел., сохранили рабочие места -11,2 тыс. чел.
Успехи могли бы быть и более значительными, но у Правительства и депутатов нет программы развития социально-экономической модели, а создать ее в отдельном регионе невозможно из-за его обширных связей с предприятиями как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Поскольку принятие законодательных актов - процесс длительный, который иногда затягивается, то наделение региональных органов власти определенными полномочиями в сфере хозяйственной деятельности, не затрагивающей общегосударственные интересы и способствующей развитию региональных и межрегиональных связей в тех случаях, когда по этим вопросам уже приняты государственные законы, только принесло бы положительные результаты.
Так, Законом Украины "О специальных экономических зонах и специальном режиме инвестиционной деятельности в Донецкой области" было положено практическое начало использованию в управлении экономикой региона инструмента экономического стимулирования инвестиционных вложений, содержащего определенный набор льгот. Он включает три льготы. Первая - разрешается ввозить в течение пяти лет оборудование и механизмы без уплаты таможенных платежей и ввозного НДС. Вторая - разрешается в течение пяти лет беспошлинно ввозить сырье и материалы. Третья - инвестор освобождается от уплаты налога на прибыль в течение трех лет и платит только половину суммы последующие три года.
Что касается первой льготы, то можно сказать, что инвестор по нашим законам не платит таможенных пошлин и ввозной НДС, если ввозит оборудование в уставный фонд создаваемого у нас предприятия. Получается, что эта льгота надумана. Относительно второй льготы можно сказать, что ею пользуется только часть предприятий, так как не все потребляют импортное сырье. Это справедливо и для третьей льготы (предприятия, запустившие технологические циклы на сумму менее 1 млн. дол., не пользуются льготой пока объем вложений не достигнет этой суммы).
В Донецкой области ресурсами, которые стоят денег, являются рабочая сила и инфраструктура территорий, находящихся в распоряжении местных органов власти. Однако закон не дает полномочий по регулированию этих вопросов, хотя должен существовать паритет интересов инвесторов и региона, и западный инвестор, понимая это, согласен платить. Но налоговая схема, учитывающая этот паритет и обслуживающая специальный режим инвестиционной деятельности, не создана. Так, в одинаковых условиях по налогообложению оказываются инвесторы разных видов экономической деятельности: в металлургии и пищевой промышленности, химической отрасли и сельском хозяйстве, машиностроении и связи, на транспорте и в медицине.
Даже человеку без специальных экономических знаний понятно, что в этих отраслях разные структура капитала, скорость его оборота, рентабельность. Значит, и состав льгот должен быть неодинаков. Одни предприятия работают на местном сырье, другие - на импортном, одни поставляют продукцию на внутренний рынок, другие - на внешний, одни производят импортозаменяющую продукцию, другие - используют элементы "ноу-хау". Диапазон создания гибких систем работы с инвесторами достаточно широк. К сожалению, наша законодательная система запрещает любую местную инициативу - принятие всех решений идет через центральные органы власти.
Вместе с тем следует подчеркнуть тот факт, что предприятия, получившие инвестиции, освобождены от уплаты налога на прибыль, из которого формируется часть местного бюджета, но платят налог на добавленную стоимость, который полностью поступает в центр. Можно сказать, что заслуга центра в развитии инвестиционного режима и привлечении инвесторов в регион равна нулю, но выделение какого-то процента для формирования инвестиционного фонда региона от поступления НДС нигде не предусмотрено.
Основной смысл внедрения специального режима инвестиционной деятельности заключается в постепенном повышении экономического потенциала региона, формировании собственных фондов развития производств за счет начавших функционировать предприятий. К сожалению, в нашем законе это не предусмотрено, поэтому и роль территориальных органов власти в этом процессе сводится к административным функциям без развития экономических методов работы.
Законом к территориям приоритетного развития отнесено 22 города и 5 сельскохозяйственных районов, где проживает 84% населения, расположено 85%о экономического потенциала области. По нашему мнению, оставшиеся 15% экономического потенциала "не сделали бы погоды", если бы были включены в состав территорий приоритетного развития. Да и оставшиеся сельскохозяйственные районы в такой области, как Донецкая, где только 7% жителей проживают в сельской местности, могли бы войти в эти территории. Это позволило бы разработать региональную инвестиционную концепцию, реализация которой обеспечивалась бы единым административным ресурсом, а наработки и опыт распространять на другие регионы.
К сожалению, в центральных органах власти, где заняты стратегическими задачами, слабо вникают в потребности регионов, не считают их базовыми элементами экономического возрождения экономики страны. Так, перечень приоритетных видов экономической деятельности, имеющих льготы, претерпел четыре редакции, но так и не достиг своего логически обусловленного содержания для Донецкой области. Перечень территорий имеет три редакции и, на наш взгляд, неокончателен. В этих документах не сохраняются принципы единства территориально-промышленного комплекса и производственно-технологических цепочек, существующих в регионе. Хотя ТЭК сегодня - ключевая отрасль в возрождении экономики Украины, а в регионе шахты и теплоэлектростанции (ТЭС) увязаны в единую технологическую систему, ни Старобешевский район, ни город Зугрэс, где расположены ТЭС, не вошли в территории приоритетного развития. Это же касается и города Дружковки, известного своим машиностроением для угольной отрасли, и города Ясиноватой, где функционирует машиностроительный завод.
При утверждении приоритетных видов деятельности их технологические цепочки не были приняты во внимание. Так, весь перечень процессов промышленности, добывающей полезные ископаемые, "выпал" из приоритетных направлений, в то время как в области сосредоточено 12% всего объема полезных ископаемых Украины (огнеупорные глины, необходимые для металлургической промышленности, залежи отделочного камня, производство цемента и бетона, гипса, производство облицовочной плитки и фаянсовых изделий, стекольное производство). Эти производства являются традиционными для области и бюджетообразующими для городов Артемовска, Славянска, Амвросиевки, Константиновки, вошедших в территории приоритетного развития по закону, но не получивших преимуществ для развития производственной базы размещенных там предприятий согласно последовавшим постановлениям Правительства.
В таком же положении находится химическая отрасль, где выпуск первичной пластмассы попадает в приоритеты, а выпуск конечной продукции, где получается основная масса прибыли и создаются рабочие места, нет. Не включены в приоритетное развитие и производства, обеспечивающие экологическую безопасность, перерабатывающие промышленные отходы, объем которых в Донецкой области составляет 4 млрд. т (она является экологически неблагополучной территорией и находится по этому показателю на первом месте в Европе).
Не включены в приоритеты и виды машиностроения, связанные с автомобилестроением, и это при том, что в Украине нет собственного производства двигателей для автомобилей и сельхозтехники, не даны приоритеты развитию предприятий по автосборке, что весьма актуально для шахтерского края, где закрываются угольные предприятия. Кроме этого, транспортные средства не попадают под таможенные льготы, и грузоперевозки начинают осуществлять зарубежные транспортные компании. Отечественного грузового автомобиля нет, купленный за рубежом оказывается для нашего перевозчика дороже, а при отсутствии денежных средств на обновление основных фондов проблема конкурентоспособности транспортных предприятий остается весьма острой. И это происходит тогда, когда мировые объемы товаропроизводства, а значит - и товаропотоки, возрастают.
Вместе с тем к транспортным средствам по гармонизированной системе кодов, используемой таможней, отнесена и сельхозтехника, чем закрывается возможность развития сельского хозяйства в пяти сельскохозяйственных районах. То же самое касается и спецтехники, и технологического транспорта. Следует сказать, что гармонизированная система кодов и государственный классификатор основных фондов - это не одно и то же. Для отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете используется классификатор, построенный с учетом технологических режимов производства и обеспечивающий отнесение амортизационных сумм на соответствующие производственные затраты. В целом идеологией Закона предполагалось предоставление льгот по основным фондам, обеспечивающим функционирование технологических процессов, а вот названия этих фондов в разных отраслях разные. Поэтому если отрасль приоритетная, то и по основным фондам там должны быть льготы, в противном случае возникает парадокс. Одних определений инвестиций в законодательстве Украины четыре - какое из них верно, нужно угадать с четырех раз. Особенным "изяществом" отличается определение налогового ведомства. По этому определению, кредитные ресурсы не могут считаться инвестицией, зато средства западных инвесторов в этот разряд не попадают. Парадоксы и казуистику законотворчества можно продолжать и дальше.
Хочется отметить и тот факт, что в организации специального режима инвестиционной деятельности, функционирование которого требует участия различных ведомств, нет координационного звена. Сначала планировалось создать агентство, но оно так и не появилось, зато были созданы парламентско-правительственная группа, рабочая группа Кабинета Министров, Фонд содействия инвестициям и приватизации, Ассоциация специальных экономических зон. Все они расположены в Киеве, где нет ни одной территории приоритетного развития, а все проблемы методологического и законодательного характера приходится напрямую решать с соответствующими министерствами и ведомствами.
Одним из актуальных вопросов дальнейшего привлечения инвестиций следует считать уровень инвестиционного взноса, дающего инвестору право на льготы. Для Донецкой области он установлен в размере 1 млн. дол. Но если соотнести этот уровень с целями Закона, то они окажутся в противоречии. Основной целью этого Закона является создание рабочих мест, а они, как известно, формируются, в основном, на предприятиях малого и среднего бизнеса, которые в западных странах производят до 60% продукции и услуг, а в Украине - только 8%.
Одно дело декларировать развитие малого и среднего бизнеса, а другое - его организовать. Если мы говорим о всемерной поддержке этого экономического направления, то в Донецкой области есть, по крайней мере, две предпосылки для его развития. Первая - трудовые ресурсы, интенсивно высвобождающиеся в связи с закрытием угольных шахт, вторая - Закон о специальных экономических зонах в Донецкой области, который дает льготы инвесторам. С учетом того, что развитие малого и среднего бизнеса чрезвычайно важно для страны, то снижение инвестиционного взноса до 250 тыс. дол. (а именно в этих пределах колеблется стоимость различных минитехнологий) позволит увеличить количество вновь созданных малых предприятий в Донецкой области и ускоренными темпами создать значительное число рабочих мест. Это особенно важно для снижения в области социальной напряженности, возникающей в связи с закрытием шахт.
Одним из факторов, дестабилизирующих привлечение инвестиций, является желание некоторых чиновников отрапортовать об успешном ходе дел в этом процессе и тем самым придать большую солидность своей работе. Однако, поскольку привлечение инвестиций мало зависит от командно-административных указаний, а в основном связано с инвестиционным рейтингом страны в мировых табелях о рангах и профессиональной подготовленностью команд на местах, то и доложить чиновникам о скором достижении результатов не удается. В связи с этим принимается решение: чтобы не отчитываться о процессе, от него следует избавиться, то есть ликвидировать.
Если расценивать организацию специального инвестиционного режима с позиции имеющегося у нас опыта, то мы, можно сказать, вернулись к практике капитальных вложений, действовавшей в советское время, в ее худшем проявлении. Так, предоставление льгот при ввозе импортного оборудования не является революционным достижением, поскольку просто уравнивает его в правах с отечественным, как это было раньше, когда государство закупало его для себя. Но опыт Японии показывает, что именно на основе передовых технологий была проведена модернизация основных фондов, и страна в короткие сроки вошла в состав индустриально развитых государств.
Выводы
Однако специальный режим инвестиционной деятельности даже в том виде, в каком он существует в Донецкой области, дает положительные результаты. Каждый миллион долларов, начавший работать, приносит областному бюджету примерно 1 млн. грн. в год даже в так называемый "льготный" период работы предприятия. Каждая гривня льгот, предоставленная на первом этапе работы предприятия, дает в дальнейшем 1 грн. ежегодных поступлений в бюджет, поэтому чем дольше будет работать такое предприятие, тем больше дохода оно принесет государству. Сумма же прироста ВВП, обеспеченная этими предприятиями, многократно превышает сумму предоставленных им льгот. Если прибыль осталась в распоряжении предприятия, а не была направлена в бюджет, то это не означает, что богатство страны не приумножилось. Как показывает практика, инвестиционные предприятия, получая прибыль, вкладывают ее в производство, материализуют денежную массу, создают рабочие места, что укрепляет экономический потенциал государства и повышает достаток народа.
Разработка концептуальных положений по возрождению экономики страны - одна из задач экономической науки. Благодаря хорошей теории можно формировать хорошие кадры, которые займут командные высоты в управлении экономикой и будут внедрять в практику все передовое и прогрессивное, обеспечивающее устойчивые темпы роста экономики.
Литература
1. Обзор экономического положения Европы. ООН, 2008, с. 255.
2. В. Янукович Инвестиционная деятельность в Донецкой области. Доклад. – Экономика Украины, № 9, 2009, с. 4-18