Важнейшим инструментом в экономической плотике государства и предприятий являются финансы. Они стимулируют или сдерживают развитие производства, экономики в целом, от них зависит и решение многих социальных проблем.
Финансы – это совокупность всех денежных средств, которыми располагает государство, предприятие, организации, домохозяйства. В более широком понятие – это система сложившихся в обществе экономических отношений по поводу формирования использования фондов денежных средства на основе распределения и прераспределения НД, ВВП. Финансы выражают отношения между государством и юридическими и физическими лицами. Финансовые ресурсы формируются у предприятий, организаций и государства за счёт различных видов денежных доходов, отчисление, поступлений, а используются н7а воспроизводство, материальное стимулирование работников, удовлетворение социальных и др. потребностей в обществе. Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формирование, распределением и использованием денежных средств. Финансы и деньги не одно и тоже.
Деньги – это всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряется стоимость товаров и услуг.
Финансы – это экономический инструмент распределения и перераспределения НД, средства контроля за образование и использование фондов денежных средств.
Основным материальным источником денежных фондов является НД.
Функции финансов:
1. Распределительная, с их помощью происходит распределение и перераспределение НД. В ходе распределения и перераспределения формируются и
2. используются денежные фонды предприятий, организаций, государства, доходы населения
3. Воспроизводственная, накопление и использование денежных средств служит для обслуживания непрерывного процесса производства
4. Стимулирующая, маневрируя налогами, льготами, тарифами, инвестициями государство создаёт условия для ускоренного развития экономики, её отраслей, предприятий.
5. Контрольная, с её помощью государство контролирует процесс создания денежных средств, их распределение и эффективное использование по целевому назначению. Контролирующая функция осуществляется через многочисленную деятельность финансовых органов. В зависимости от того кто осуществляет финансовый контроль он бывает:
· Общегосударственный
· Ведомственные
· Внутрихозяйственный
· Общественный
· Независимый
Главную роль в финансовой системе играет МИНФИН и его органы на местах, налоговая государственная служба.
Финансы в руках государства, предприятий служат одним из важнейших стимулятором и регулятором развития национальной экономики и предприятий. Поэтому общей закономерностью в мире является сейчас то, что правительство с помощью финансовой системы мобилизует свыше 50% ВВП в интересах развития экономики и решения многих социальных проблем.
Совокупность финансовых отношений и управляющих институтов денежными средствами образуют финансовую систему страны. Она состоит из 2 важнейших частей:
· Децентрализованных - финансы предприятий, отраслей, от из размера зависит производственно коммерческая деятельность предприятий, зарплата работников, решений социальных проблем.
· Централизованных финансов – финансы гос бюджета, фонда социального имущества и личного страхования, гос кредит. Основная задача централизованных финансов состоит в обеспечение государства денежными средствами, необходимыми для выполнения экономических и социальных функций.
Финансовая система имеет учреждения
· МИНФИН
· Местные финансовые учреждения
· Финансовые отделы предприятий
· Контрольно ревизионное управление
Главным звеном её является гос бюджет.
Гос бюджет – централизованный фонд денежных средств, которым располагает правительство для финансирования социально экономических проблем.
Гос бюджет – приходно расходная смета государства, следовательно гос бюджет состоит из 2 частей:
· Доходной части
ü Налоги Свыше 90%
ü доходы от внешнеэкономической деятельности
ü Платежи за природные ресурсы
ü Приватизация гос собственности
· Расходной
ü Развитие народного хозяйства
ü Выплата внешнего долга
ü Оборона
ü Социальные выплаты
ü Экономическая помощь регионам
ü Управление внешнеэкономической деятельностью.
Доходная часть за 2011 год дефицит. 1.8. Доходная 8.8. Расходная 10.6.
Идеальное использование гос бюджета - это полное покрытие расходов доходами. Превышение доходов над расходами – профицит.
Доходы любой страны внебюджетные фонды.
Внебюджетные фонды – это средства, связанные с финансирование расходов не включённых в бюджет. (пенсионный фонд, социального страхования). Эти фонды носят целевой характер. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается гос думой и местными органами. Бюджетная система любой страны – это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны. Если в унитарных государствах бюджетная система включает 2 звена: гос бюджет и местные бюджеты. То в федеративном государстве – из 3: государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации, местные бюджеты. Причём местные бюджеты не включаются в бюджеты субъектов федерации, а бюджеты субъектов не включаются в федеральный. Бюджетная система России включает: федеральный бюджет, 21 республиканский, 55 краевых областных, городские бюджет Москвы и Питера, 29 000 местных бюджетов.
Все бюджеты имеют самостоятельный характер. У каждого бюджета есть собственные источники и право определять направление их использования. Свод федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации образуют (концеледированный) бюджет РФ. Кроме гос бюджета в России существуют и внебюджетные фонды. Наиболее крупны – пенсионный, фонд социального страхования, федеральный дорожный фон, они носят целевой характер.
Главным источником бюджета являются налоги.
Налоги - обязательный взнос в бюджет определённой суммы денег в соответствии законов.
Функции налогов:
1. Фискальная – государство с помощью изъятия части доходов предприятий мобилизует финансовые ресурсы для содержания аппарата, развития экономики, решения проблем
2. Регулирующая – государство с помощью налогов регулирует и стимулирует развитие экономики
3. Социальная – государство при помощи налогов способно уменьшить неизбежную в условиях рынка дифференциацию доходов населения, и этим сократить разрыв между богатыми и бедными.
Виды налогов:
1. Прямые – устанавливаются на доход или имущество. Дают наибольший сбор бюджету, их легче собирать. К ним относятся: подоходный налог с граждан, налог на прибыль предприятий, налог на собственность, налог на наследство, налог на имущество, сборы на местах – они исходя из своих проблем могут увеличивать налоги
2. Косвенны – налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные сборы, налог на имущество. Они устанавливаются на доход или имущество. Они обеспечивают устойчивые и оперативные поступления в бюджет, особенно в местный с учётом требований жизни.
В зависимости от того какая доля доходов подлежит отчислению в бюджет различают виды налогов:
· Прогрессивный
· Пропорциональный
· регрессивный
Не одно государство не может обойтись без налоговый опыт подсказал и главный принцип налогообложения «нельзя резать курицу, несущую золотые яйца»,т.е. нельзя повышать налоги до такого уровня, который будет подрывать заинтересованность налогоплательщика в развитии производства.
Лаффер доказал а жизнь подтвердила, что налоговые ставки на прибыль до 40-45% обеспечивают наполнение бюджета. Свыше 45% налоги будут сдерживать развитие экономики и уклонение налогоплательщиков платить налоги.
Основные принципы налогооблажения:
· уровень налоговой ставки должен устанавливаться с у уровнем доходов налогоплательщиков
· обязательная уплата налогов
· простота и удобство уплаты налогов
Налоговая система любой страны должна обеспечивать справедливое перераспределения НД между налогоплательщиками и не сдерживать развитие экономики.
Поскольку в наше время экономические и социальные проблемы нарастают, то во всех странах доля налогов в ВВП возрастает. Если раньше они составляли до 15% НД, то в настоящее время свыше 50%.
В развитие экономики и решение многих социальных проблем важная рол ь принадлежит финансовой политике правительства.
Финансовая политики – совокупность мер предпринимаемых правительством, по изменению гом расходов и налогообложения для достижения стоящих перед страной задач. Главная цель финансовой политики – достижение стабильного развития экономики, увеличения занятости населения. Снижение инфляции в стране и повышение жизненного уровня. В зависимости от экономической ситуации остроты социальных проблем правительство осуществляет ту финансовую политику которая должна давать положительных результат. Финансовая политика подразделяется на:
· дискриционную – сознательное регулирование государством налгообложения и гос расходов с целью воздействия на экономический рост ВВП. Занятость и инфляцию. По характеру воздействия на экономику она может быть стимулирующей и сдерживающей. В период кризиса стимулирующая финансовая политика проявляется в увеличение гос расходов, снижение налогов. Сдерживающая проявляется к увеличению налогов, сокращение расходов.
· автоматическую (встроенных стабилизаторов – экономический механизм, действующий в режиме саморегулирования и автоматически реагирует на изменения состояния экономики). К ним относятся механизм изменения налоговых т поступлений в бюджет. Сумма налогов зависит от дохода, поэтому в период подъёма в экономики рост ВВП, налоговые поступления в бюджет автоматически возрастают, что обеспечивает снижение покупательского спроса и сдерживание экономического роста. В период спада налоговые поступления сокращаются, спрос несколько повышается. Кроме того в период экономического подъёма автоматический рост налоговых поступлений ведёт к сокращению или ликвидации Дефицита бюджета. К встроенным относятся и система пособий по безработице и различных социальных выплат В период подъёма и сокращение безработицы, выплата пособий или прекращается или уменьшается.